Материалы и инструменты для вязания крючком. Основные виды петель.
Девиз урока: «Просто знать-это ещё не всё, знание нужно использовать» (Гёте.)
Цели: познакомить учащихся с новым видом рукоделия - вязанием крючком, инструментами и материалами, используемыми при вязании, правилами подготовки пряжи к вязанию; учить приёмам вязания крючком основных видов петель, читать схемы вязания; развивать координацию движений; содействовать воспитанию художественного вкуса, аккуратности, развивать творческие навыки и умения.
Тип урока: комбинированный. Оборудование: образцы готовых изделий связанных крючком, набор крючков из различных материалов, различные виды пряжи, таблицы с рисунками основных видов петель, образцы схем различных изделий. ТСО.
Ход урока.
Фантазии полёт и рук творенье.
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева - шедевры красоты. З.М.Торопчина.
( в руках учителя шкатулочка с крючком и спицами)
Организационный момент
Здравствуйте, такими прекрасными словами мне захотелось начать наш урок. Я желаю вам активной и плодотворной работы, позитивного общения , хорошего настроения.
В течение урока мы будем оценивать ваши ответы. За каждый правильный и полный ответ будем давать одну розу, за каждый правильный, но не полный ответ будет бутон, а за каждое дополнение будет вот такой лист.
-
Основная часть
-
Мотивация.
Вы хотите выглядеть красиво, оригинально, при этом не потратив на это много денег? (ответы детей)
Хотели бы вы, чтобы в вашем доме было уютно и красиво? (ответы детей)
Чтобы ответить на эти вопросы и дополнить ваши ответы, посмотрите внимательно на изделия и поделки находящиеся в кабинете. Они сшиты или связаны? ( показ вязаных вещей).
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Как вы считаете какова тема нашего урока (ответы детей), а сейчас вспомните, с чего начинался урок
Фантазии полёт и рук творенье.
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.( упор на шкатулку)
Это первое слово нашей темы. Вязание....
Сообщение темы и целей урока.
Чтобы узнать второе слово, мне нужны две помощницы (даются карточки со словами: крючок и спицы) не называя слов покажите то, что написано у вас, так чтобы все поняли, что это за предмет (ответы детей)
И так, вы знаете, что существует 2 основных предмета для вязания: крючок и спицы. А теперь поможет нам наша шкатулочка -учитель достает салфетку. Сформулируйте тему нашего урока ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ
Хотели бы вы научиться вязать такую же или другие изделия?
На наших уроках мы этому научимся, а сейчас познакомимся с планом на сегодня.(слайд №1)
Рассмотреть ассортимент вязаных изделий в современной моде.
Узнать историю старинного рукоделия
Познакомимся со строением крючка
Познакомимся с материалами для вязания
Научимся приемам вязания крючком основных видов петель
А что необходимо для безопасной работы на уроке?
Вязание должно приносить только пользу, поэтому необходимо соблюдать правила техники безопасности. Вспомните правила безопасности при работе с ручным инструментом
-
Изучение нового материала.
ИСТОРИЯ вязания сообщение учащейся
Самое раннее письменное упоминание этого вида рукоделия зафиксировано под названием «пастушье вязанье» в The Memoirs of a Highland Lady by Elizabeth Grant in the 19th century[1]. Впервые узоры для вязания крючком были опубликованы в голландском журнале Pénélopé в 1824 году. Доказательством того, что вязание крючком было новинкой в XIX веке, считают публикацию 1847 года A Winter’s Gift, в который содержатся подробные инструкции по исполнению приёмов вязания крючком, в то же время, когда основы других видов рукоделия для читателей не разъясняются. Описание вязания крючком в Godey’s Lady’s Book в 1846 и 1847 годах появились ещё до принятия унифицированных схем в 1848 году[2].
Вязаное полотно известно с древнейших времён, но неизвестны образцы вязания крючком, датируемые ранее 1800 года, ни в этнографических коллекциях, ни среди найденных при археологических изысканиях. По сообщению энциклопедии Британника этот вид вязания появился в XIX веке как род вышивки тамбуром, но с использованием вместо иглы крючка[3]. Большинство же старинных образцов, которые считались связанными крючком, на самом деле были выполнены иглой.
Донна Кулер считает гипотезу о возникновении вязания крючком из вышивки тамбуром ошибочной: крючки для вышивки тамбуром, сохранившиеся до наших дней, имеют винт, который препятствует вязанию «на воздухе»[4][5]. Кулер предполагает, что начавшаяся индустриализация была толчком для развития этого вида рукоделия. На изготовление трикотажа крючком требуется гораздо большее количество нити, чем при других методах вязания и хлопковая пряжа наиболее подходящий для этого вида рукоделия материал. А после появления хлопкоочистительных машин и механических прялок хлопковая нить в Европе и Северной Америке стала широко доступной и недорогой[6].
Первые вязальные крючки были и примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках, такими пользовались бедные ирландские вязальщицы, и дорогими серебряными, стальными, из слоновой кости, созданные не столько для работы, сколько для украшения и привлечения внимания к дамским рукам. В Ирландии, во время голода 1845—1849 годов, одной из форм помощи голодающим стало обеспечение их заказами на выполненные крючком кружева[7] (производство вязаного кружева было альтернативным способом зарабатывания денег для ирландских рабочих)[8]. Мадемуазель Риего дела Бланшардье, опубликовавшей в 1846 году первую книгу моделей из ирландского кружева[9], обычно приписывают изобретение этого вида вязания крючком[8]. Мода на ирландское вязание в Европе и Америке продлилась вплоть до Первой мировой войны[10]. Вязание крючком в 1910—1920 годах стало ещё более сложным в узорах и способах соединения.
В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами[11]. В последнее время крючком вяжут также сувенирные изделия и поделки.
Беседа
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства изготовления изделий из пряжи путем сгибания нитей в петли, которые переплетаются между собой. (Записывают определение в рабочей тетради) Вязание крючком — вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами
Ассортимент вязанных изделий огромен. Рассмотрим некоторые примеры изделий, связанных крючком.
(слайд №3)
Для этого что нам потребуется? нитки и крючок.
Крючки изготавливают из различных материалов: пластмассы, дерева, алюминия, стали.
Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.
Большим крючком и толстыми нитками - свитера и шапочки
Маленьким крючком и тонкими нитками - изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. – Теперь давайте рассмотрим крючок (слайд №4)
- головка крючка;
- бородка;
-плоская площадка, № крючка.
Физкультминутка
Покажите как можно держать крючок? (ответы учащихся) дополнение учителя - двумя способами.
либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем)(слайд №5)
Из чего же связаны все эти изделия (ИЗ КОРЗИНЫ И НА ДОСКЕ)?(ответы учащихся). Ниток, пряжи из натуральных и химических волокон.( слайд№6)
Какие нитки используют для вязания крючком? (ответы учащихся)
Давайте познакомимся с материалами для вязания поближе
Льняная пряжа - это очень крепкая и добротная пряжа, изделия из нее служат очень долго, мало подвержены усадке. Из льняной пряжи получаются отличные вещи для лета.
Вискоза - синтетическое волокно, получаемое из целлюлозы. Приятна на ощупь, гигроскопична, воздухопроницаема. Входит в состав смесовой пряжи вместе с хлопком, шерстью и другими. При стирке изделия из этой пряжи не выкручивают, мокрая вискоза не прочна.
Хлопок - К основным свойствам хлопка можно отнести гигиеничность, устойчивость к воздействию щелочи при стирке; хлопок хорошо пропускает воздух, легко впитывает влагу. Изделия из хлопка сильно садятся, но за то они мягкие и очень удобные. Хлопок сохраняет тепло лучше чем лен
Для вязания крючком лучшими нитками считаются: хлопчатобумажные и шерстяные нитки. Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п.
Практическая работа
Основные виды петель
В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов (слайд со схемой №7) (- Как вы думаете для чего нужны условные обозначения?
для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком
начальная петля (слайд№8-10)
образование воздушной петли (цепочка воздушных петель) ;(слайд№11-12)
Цепочка воздушных петель
Начальная петля. Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.
Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.
Цепочка воздушных петель - основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.
-Какую юбилейную дату будет отмечать наша страна? Чтобы удивить и порадовать своих родных и близких, я предлагаю создать своими руками вот такой подарок, а в этом нам поможет наш волшебный крючок, (показ разных поделок) (слайд №13-14)
Алгоритм работы над поделкой( Слайд№12)
Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Были ли у вас затруднения?
Довольны ли вы своей работой?
Вам понравилось?
Урок у нас заканчивается, но работа завершится на следующем уроке. Домашнее задание (напечатать на листочках. Зачитать в слух и раздать.)
За это время, на столах появились цветы,
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - поместите в вазу - розы Если урок прошел хорошо, но вы все это уже знали- прикрепите только бутоны.
Если урок ничего нового не принес и в жизни это вам не пригодится - зеленые листочки, расцвел большой букет и я желаю всем чтобы ваша жизнь была такой же яркой и красивой.
|