Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технический университет
им. А.Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ-КАИ)
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр «Авиастроение»
УТВЕРЖДАЮ
V этап реализации проекта
«Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области авиационной и космической промышленности на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра»
Методические рекомендации по проведению апробации сетевых образовательных программ
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………………………....3
Общие положения ……………………………………………….……...5
Основные участники системы апробации и их функции…………..…8
Критерии отбора образовательных учреждений для проведения апробации……………………………………………………………………….9
Критерии отбора экспертов для проведения апробации…………..…12
Процедура (программа) и план проведения апробации……………....13
Условия проведения апробации………………………………….....….17
Требования к испытаниям (аттестации) обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам…………………………………..…21
Требования к ресурсному обеспечению………………………….........23
Порядок контроля Межрегиональным отраслевым ресурсным центром посредством специального мониторинга апробации программ и УМК………………………………………………………………………..…....26
Методика экспертизы по итогам апробации………………………..…28
10.1. Общие положения……………………………………………………..28
10.2. Назначение документа………………………………………………..29
10.3. Понятийный аппарат………………………………………………….30
10.4. Критерии и показатели оценки программ и УМК по итогам апробации……………………………………………………………………….38
10.4.1. Критерий «Качество структуры и содержания программы»……..38
10.4.2. Критерий «Качество условий реализации программы в ресурсном центре»…………………………………………………………………………..46
10.4.3. Критерий «Качество и удовлетворенность подготовкой выпускников по программе»……………………………………………….....48
10.5. Формирование группы экспертов……………………………………53
Приложение 1……………………………………………………...……...55
Приложение 2……………………………………………………......…….71
Приложение 3…………………………………………………..….……...78
Приложение 4……………………………………………….….…….…...79
Приложение 5………………………………………………….…..……….81
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации по проведению апробации сетевых образовательных программ, разработанных на V этапе проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области авиационной и космической промышленности на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» разработаны в соответствии с Положением Государственного контракта и содержат:
- критерии отбора образовательных учреждений, в которых должна быть проведена апробация;
- программу и план проведения апробации с учетом учебных планов образовательных учреждений;
- условия проведения апробации, включая кадровые, научно-методические, информационные, материально-технические условия;
- требования к испытаниям (аттестации) обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам;
- требования к ресурсному обеспечению, включая требования к учебно-методическому, информационному, кадровому обеспечению, материально-техническим и финансовым условиям;
- порядок контроля ресурсным центром посредством специального мониторинга;
- критерии эффективности программ по результатам апробации;
- методику экспертизы программ и УМК по итогам апробации, включающая оценку сетевых программ и результатов освоения соответствующих модулей программ на базе ресурсного центра студентами/слушателями/обучающимися учреждений профессионального образования.
Методика экспертизы позволяет подготавливать выводы об эффективности программ по результатам апробации на основании критериев и анализа итогов промежуточного и итогового контроля результатов освоения соответствующих модулей программ на базе ресурсного центра слушателями/обучающимися учреждений профессионального образования, и формировать рекомендации по доработке программ и УМК.
Методические рекомендации предназначены для учебных заведений – участников ресурсного центра, разработчиков сетевых программ. В соответствии с методическими рекомендациями составляются программа и план апробации, проводятся экспертизы и составляются отчеты.
Данные методические рекомендации согласованы с работодателями отрасли.
Общие положения
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на период с 2011 по 2015 годы предусмотрены ряд мероприятий, направленных на модернизацию системы профессионального образования, в том числе и создание ресурсных центров, ориентированных на подготовку рабочих кадров и специалистов для приоритетных направлений экономики. Модернизация системы профобразования предполагает:
формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда;
повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;
совершенствование региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;
внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования и др.
Данные задачи предполагается решить посредством реализации проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области авиационной и космической промышленности на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра».
На V этапе реализации проекта разрабатываются:
1. основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям);
2. программы профессиональных модулей дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в том числе:
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Оператор станков с программным управлением» (СПО) в объеме 144 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Слесарь-сборщик летательных аппаратов» (СПО) в объеме 144 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Проектирование и изготовление технологической оснастки для современного авиационного производства» (СПО) в объеме 144 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Разработка и внедрение управляющих программ для станков серии DMU» (СПО) в объеме 144 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Разработка встраиваемых микропроцессорных систем» (СПО) в объеме 144 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Контроль качества в производстве летательных аппаратов» (СПО) в объеме 144 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Проведение электронных испытаний и замеры технологических параметров» (СПО) в объеме 72 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Монтажные пусконаладочные работы и обслуживание ГТЭС» (СПО) в объеме 72 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Сварка цветных высокопрочных сплавов» (СПО) в объеме 144 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Настройка станков с ЧПУ» (СПО) в объеме 72 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Программирование робототехники в условиях современных машиностроительных предприятий» (СПО) в объеме 72 часов;
- программа профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Основы работы с электронными моделями в системе NX7.5» (СПО) в объеме 72 часов.
Для обеспечения качества разрабатываемых программ создана система апробации сетевых программ и УМК.
Программы планируется апробировать непосредственно в процессе их разработки и в условиях реального учебного процесса, а также с элементами производственной практики на площадках работодателей. Это позволит своевременно получить рекомендации по доработке и использованию учебных модулей, способствуя повышению их качества. Контроль за проведением апробации будет осуществляться посредством специального мониторинга.
Итоги проводимой апробации подводятся на основании экспертной оценки, которая предполагает анализ итогов промежуточного и итогового контроля результатов освоения соответствующих модулей программ на базе ресурсного центра слушателями/обучающимися учреждений профобразования, что позволит сделать выводы об эффективности программ и сформировать рекомендации по доработке программ и УМК.
Основные цели апробации программ и УМК:
обеспечение качества разрабатываемых и реализуемых сетевых программ;
обеспечение их соответствия потребностям работодателей.
Основные результаты апробации:
программы /или их модули, на предмет обеспечения их качества и соответствия требованиям работодателей;
механизм экспертизы эффективности программ по результатам апробации;
модели сетевого взаимодействия.
Общее руководство процессом апробации осуществляется Межрегиональным отраслевым ресурсным центром (МОРЦ).
ОСНОВНЫЕ уЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ АПРОБАЦИИ И ИХ ФУНКЦИИ
Межрегиональный отраслевой ресурсный центр (МОРЦ) осуществляет общее руководство процессом апробации программ и УМК.
Функции МОРЦ:
организационное и методическое обеспечение апробации;
координация взаимодействия участников апробации;
контроль деятельности участников;
консультационная поддержка участников апробации;
сбор, обработка и анализ результатов апробации.
Апробационная площадка (АП) - образовательное учреждение профессионального образования, отобранное на основании критериев для проведения работ по апробации программ и УМК.
АП обеспечивает:
организацию и проведение апробации программ и УМК в полном объеме и с надлежащим качеством;
своевременное предоставление в МОРЦ отчетных материалов об апробации программ.
Деятельность апробационной площадки осуществляется в соответствии с программой апробации.
Экспертная группа – группа экспертов, созданная для проведения экспертизы по апробации проектов новых образовательных программ.
Члены экспертной группы
проводят мониторинг апробации;
осуществляют экспертизу по итогам апробации;
формируют аналитический отчет.
Участники апробации несут ответственность за обеспечение качества апробационной работы.
Критерии отбора образовательных учреждений для проведения апробации
Проведению отбора АП должен предшествовать аудит методических, материально-технических (учебно-лабораторная база, производственные полигоны, оборудование и др.), кадровых ресурсов образовательных учреждений, являющимися участниками сети по следующим критериям:
В ОУ реализуются программы СПО по специальности выбранной ОПОП или программы ДПО;
В ОУ есть студенты с уровнем знаний, достаточным для проведения апробации (III, IV обучения);
Учебная группа наполнена необходимым количеством студентов (не менее 12 человек);
Требования к МТО (наличие необходимого оборудования в соответствии с апробируемой частью ОПОП или ДПО);
Таблица 1
№
|
Показатель
|
Да
|
Нет
|
1
|
Наличие необходимой учебно-материальной базы, обеспечивающей проведение теоретического и практического обучения, лабораторных практикумов, а также организацию промежуточного и итогового контроля, предусмотренных программой
|
|
|
2
|
Наличие соглашений с предприятиями, учреждениями, или организациями о совместном использовании соответствующего оборудования в рамках программы
|
|
|
3
|
Наличие договоров с предприятиями, учреждениями, или организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения или организации предоставляют места для прохождения практики обучающихся по программе
|
|
|
4
|
Обеспеченность обучающихся по программе учебными местами, оборудованными персональными компьютерами, имеющих доступ к сети Интернет
|
|
|
Наличие соответствующего программного обеспечения (при необходимости).
Требования к преподавателю (категория, курсы, стажировки, повышение квалификации по данной теме). Преподаватель выбирается из специалистов, работающих по заявленному направлению. Преподавателем для проведения апробации может быть разработчик сетевой программы.
Таблица 2
№
|
Показатель
|
Макс.
балл
|
Факт. балл
|
1.
|
Владение материалом по заявленному для апробации курсу
|
10
|
|
2.
|
Наличие категории (вторая, первая, высшая)
|
2,3,5
|
|
3.
|
Опыт работы в соответствующей отрасли промышленности
|
5
|
|
4.
|
Стажировка на предприятии (не позднее 3 лет)
|
5
|
|
5.
|
Повышение квалификации по заявленной тематике
|
3
|
|
Преподаватель должен набрать не менее 15 баллов.
Критерии отбора экспертов для проведения апробации
Количество членов экспертной группы – не менее 2 человек.
Экспертами могут быть:
опытные преподаватели спецдисциплин по заявленной тематике из образовательных учреждений, являющихся членами МОРЦ;
ведущие специалисты предприятий – «носители профессий»;
преподаватели, участвовавшие в экспертизе или в аккредитации образовательных программ;
представители работодателей, участвовавшие в процедурах итоговой аттестации по оцениваемым программам;
представители образовательных учреждений – партнеров ресурсного центра, которые участвовали в реализации сетевых программ;
представители разработчика оцениваемой программы;
представитель регионального министерства образования.
В квалиметрии существуют различные, не противоречащие друг другу подходы к отбору экспертов. На практике используются, как минимум, четыре метода отбора экспертов:
- на основании самооценки;
- на основании результатов прошлой экспертной деятельности;
- на основании определения компетентности;
- на основании оценки группой каждого специалиста-кандидата.
Критерии отбора экспертов, проводящих анализ, являются элементами двух наборов. Это набор «требования к эксперту» и набор «качества человека». В первом случае, речь идет о требованиях к позиции или роли «эксперт», во втором — о качествах конкретного человека, кандидата на эту роль. Можно опираться на набор из 4-х критериев.
Работоспособен в коллективной работе в отсутствие заданных нормативов действия;
Легитимен, общественно признан как профессионал в своей области;
Участвуя в коммуникации, строит общее видение проблемы, ситуации, задачи и определяет пути ее решения;
Может донести полученные экспертами выводы до заинтересованных сторон, публично и/или письменно.
Приведенные критерии предлагаются как базовые. Эксперт может быть выбран по одному из них, как основному, значимому для проведения работ. В случае недостаточности полученного списка экспертов, матрица позволяет дополнить список критериев необходимыми и усилить состав экспертов.
Процедура (программа) и план проведения апробации
Таблица 3
№ п/п
|
Название этапа процедуры
|
Исполнители
|
Сроки
|
Документы
|
1
|
Определение перечня проектов программ и УМК, подлежащих апробации и сроков апробации
|
МОРЦ
|
В соответствии с планом реализации проекта
|
ГЗ
|
2
|
Выбор части ОПОП, подлежащей апробации
|
МОРЦ, разработчик ОПОП
|
За 1 неделю до апробации
|
|
3
|
Отбор АП для апробации конкретных программ и УМК
|
МОРЦ
|
За 1 неделю до апробации
|
Договор между МОРЦ и АП
|
4
|
Подбор экспертов и формирование состава экспертной группы. Назначение руководителя группы
|
МОРЦ
|
За 1 неделю до апробации
|
Договор между МОРЦ и экспертом
|
5
|
Организация работы экспертной группы: определение задач, полномочий и ответственности;
определение результатов работы и сроков их предоставления
|
МОРЦ
|
За 5 дней до апробации
|
Договор между МОРЦ и экспертом;
Методические рекомендации;
Анкеты, опросные листы
|
6
|
Оказание методической поддержки АП:
предоставление примерного плана апробации;
предоставление УМК;
предоставление методических рекомендаций по апробации и т.д.
|
Разработчик ОПОП
|
За 5 дней до апробации
|
Программа/план апробации;
УМК;
Методические рекомендации; Анкеты, опросные листы
|
7
|
Подготовка к апробации:
составление графика (плана) работы и его согласование с МОРЦ;
определение группы студентов;
назначение преподавателя;
подготовка необходимого оборудования, программного и информационно-методического обеспечения.
|
АП, МОРЦ
|
За 3 дня до апробации
|
Приказ по ОУ (Приложение3);
Размноженные методические материалы
|
8
|
Проведение апробационных работ на АП, фиксируя необходимые данные/ показатели мониторинга
|
МОРЦ, АП, эксперты
|
Установленные сроки - 1 неделя
|
Анкеты, опросные листы
|
9
|
Формирование отчетных материалов и рекомендаций по доработке программ
|
АП, эксперты
|
|
Анкеты, опросные листы;
Аналитический отчет.
|
10
|
Обработка отчетных материалов и анализ результата апробации
|
МОРЦ
|
|
Аналитический отчет;
Экспертиза;
Рекомендации по доработке программ
|
11
|
Доработка программ по результатам апробации, внесение изменений в сетевые программы с учетом выявленных замечаний по итогам апробации
|
Разработчик программы
|
Установленные сроки - 1 неделя
|
Доработанная программа
|
На V этапе реализации проекта в качестве сетевых образовательных программ выступают как ОПОП (на основании ФГОС), так и программы ДПО, ключевым принципом которых является модульно-компетентностный подход.
Гибкость модульных образовательных программ позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей. Т.е. различные предприятия авиастроительной отрасли смогут заказывать подготовку специалистов с различными наборами компетенций, подбирая различный состав реализуемых модулей. Введение новых МДК в ПМ дает возможность расширения и углубления подготовки специалистов, определяемой содержанием образовательной части, получением дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения отрасли востребованными специалистами и конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами рынка труда.
Для апробации могут быть выбраны отдельные учебные модули, междисциплинарные курсы или их разделы. Рекомендуется выбирать вариативную часть, которая непосредственно направлена на удовлетворение потребностей работодателей. Это является основной задачей проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области авиационной и космической промышленности на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра». Полная информация о сетевой программе, разработчиках, экспертах, апробируемых разделах указывается в программе апробации (Приложение 1,2).
Апробация проводится на АП, которая выбирается в соответствии с критериями (раздел 3). Деятельность АП осуществляется согласно программе апробации. Апробационной площадкой составляется график (план) апробации, который утверждается директором ОУ и согласовывается с МОРЦ. В плане указываются группа студентов, сроки апробации, режим работы, задействованные аудитории, кабинеты, лаборатории, ответственные лица (Приложение 3). Если при апробации используются ресурсы других организаций, с ними согласовываются график и объем использования оборудования.
Для апробации формируется экспертная группа согласно критериям выбора (раздел 4). Определяются задачи, полномочия и ответственность. Формулируются результаты работы и сроки их предоставления. Решаются вопросы оформления отношений с экспертами и оплаты их работы.
ОУ - разработчик ОПОП или ДПО передает апробационной площадке необходимую учебно-методическую документацию (УМК) для части, подлежащей апробации.
На основании УМК проводятся теоретические занятия, практические работы. Осуществляется текущий, промежуточный и итоговый контроль, испытания обучающихся. Фиксируются необходимые данные/показатели мониторинга (заполняются необходимые формы отчетности).
При необходимости АП формулирует рекомендации по доработке материалов.
Форма опросного листа/анкеты предполагает индивидуальную независимую работу респондента по ее заполнению. Форма содержит полный перечень показателей. Исправления в опросном листе/ анкете не допускаются.
Участниками апробации выполняются необходимые экспертные действия, заполняются опросные листы/анкеты. Эксперты несут персональную ответственность за конфиденциальность полученной информации, правильность выполнения экспертных действий и экспертные оценки. Заполненные и подписанные опросные листы/анкеты передаются руководителю ресурсного центра. Факт передачи заполненных листов фиксируется в соответствующем акте (протоколе).
Отчетные материалы АП поступают в МОРЦ, который обрабатывает и анализирует их и, если это требуется, вносит изменения в условия апробации.
Результаты апробационной работы оформляются в виде аналитического отчета в соответствии с содержанием программы апробационной работы.
По результатам апробации проводится экспертиза, включающая оценку сетевых программ и результатов освоения соответствующих модулей программ. Формируются рекомендации по доработке программ.
Участники апробационной работы несут ответственность за обеспечение качества апробационной работы.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ
Анализ педагогической теории и образовательной практики показал, что в профессиональной школе назрело противоречие между объективной потребностью производства в специалистах, готовых обеспечивать современные технологические процессы на производственных участках, и низким уровнем сформированности у выпускников СПО и НПО профессиональной компетенции в данной области.
Вариативная часть программ (ОПОП, ДПО) учитывает требования работодателя, сформулированные в письме ОАО «»Объединенная авиастроительная корпорация» от 02.04.2012г. № 1274 «О формировании требований к образовательным программам».
На апробацию предлагается вынести только вариативную часть программы, представляющую наибольший интерес для работодателя. Введение новых МДК в ПМ дает возможность расширения и углубления подготовки специалистов, определяемой содержанием образовательной части, получением дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения отрасли востребованными специалистами и конкурентоспособными выпускниками в соответствии с запросами рынка труда. Все виды деятельности выпускника, а, следовательно, и профессиональные модули, определенные ФГОС специальностей, являются равнозначными для освоения.
При проведении апробации необходимо выполнить ряд условий.
Перед началом апробации должны быть разработаны соответствующие документы, включающие в себя рабочий учебный план; календарный график учебного процесса; рабочие учебные программы всех дисциплин рабочего учебного плана; рабочие программы профессиональных модулей, включенных в рабочий учебный план; рабочие программы производственной практики – учебной, производственной; программа итоговой государственной аттестации выпускников данной специальности и другие методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии и обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.
Для обеспечения процесса апробации должен быть разработан электронный контент (конспект лекций, рабочая тетрадь, методические указания по выполнению практических работ, методические указания по изучению МДК, методические указания к самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства, презентации). Обучающиеся, участвующие в апробации, должны иметь доступ к данным материалам.
Апробация программ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Желателен опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Данные преподаватели должны пройти стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по соответствующим программам. Они в целях реализации компетентностного подхода должны использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных и общих компетенций.
Апробация программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Для самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы в соответствии с рекомендуемым перечнем.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
Образовательное учреждение, проводящее апробацию образовательной программы по специальности среднего профессионального образования и начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, предусмотренных программой апробации. Оснащение кабинетов и лабораторий, используемых при апробации образовательных программ должно обеспечивать получение необходимых знаний и умений и формирование компетенций.
Особые требования предъявляются к уровню использования информационно-коммуникационных технологий, так как в информационном обществе центр тяжести приходится на производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому предъявляются особые требования к образовательным программам с целью формирования соответствующих компетенций и развитием информационной культуры человека. Каждый обучающийся должен быть обеспечен рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых программ. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения, в том числе специализированного, отвечающего требованиям работодателя и позволяющего решать профессиональные задачи.
Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ (аттестации) обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам
Для оценки компетенций при апробации могут применяться следующие методы оценивания:
собеседование;
электронное тестирование;
электронное анкетирование;
практическая работа на реальном или на модельном рабочем месте (компьютерном тренажере, симуляционном оборудовании);
защита практических и лабораторных работ;
дифференцированный зачет.
Могут применяться разработанные контрольно-оценочные средства – документально оформленные и выдаваемые аттестуемому формулировки целей, задач, условий и требований к действиям, работам, сериям рабочих функций, предписанных для выполнения в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.
В результате освоения основных профессиональных образовательных программ обучающиеся приобретают практический опыт в соответствии с требованиями работодателя.
Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода базируется на критериях, которые определяются программой и формулируются в результатах деятельности. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по данному МДК, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
Критерием итоговой аттестации программы может служить прохождение студентами тестирования по освоению теоретической части профессионального модуля, защита практических и лабораторных работ и выполнение индивидуального практического задания в соответствии с требуемой профессиональной компетенцией.
Итоговый зачет должен содержать несколько вариантов заданий, охватывающих всю тематику курса.
Основанием для утверждения о достижения поставленной цели апробации служит успешное (100%) прохождение студентами итоговой аттестации в форме зачета.
Таким образом, можно сформулировать следующие требования к испытаниям:
необходимо проводить промежуточный и итоговый контроль;
контроль должен проводиться различными методами, чтобы иметь возможность проверки и теоретических знаний и практических умений;
необходима вариативность заданий;
контроль должен охватывать 100% обучающихся, участвующих в апробации;
итоговая аттестация должна состоять из нескольких частей: проверка теоретической составляющей - «знаний» и выполнение определенных работ (заданий) - «умений», «практического опыта».
все виды и этапы контроля (испытаний) должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке;
обучающийся должен быть познакомлен с условиями выполнения заданий: способ ответа, временные рамки;
обучающийся должен быть обеспечен при прохождении компьютерного тестирования отдельным рабочим местом, а при выполнении практического задания – доступом к необходимому оборудованию.
требования к ресурсному обеспечению
При проведения апробации в учебном заведении, являющемся апробационной площадкой, должны быть все необходимые ресурсы, позволяющие качественно осуществить процедуру апробации. Именно по наличию ресурсов происходит отбор учебных заведений для апробации.
К ресурсному обеспечению в соответствии с апробируемой программой предъявляются требования, выполнение которых является обязательным условием апробации.
Требования к учебно-методическому обеспечению:
- Наличие всей учебной документации для апробируемой программы (ОПОП, ДПО):
Учебный план;
Учебный график;
Программы учебных дисциплин, разработанные в соответствии с макетом;
Программы учебных модулей, разработанные в соответствии с макетом;
Программы учебных и производственных практик;
Программа ИГА.
- Наличие учебно-методического комплекса (УМК) вариативной части апробируемой программы:
конспект лекций;
рабочая тетрадь;
методические указания по выполнению практических работ;
методические указания по изучению МДК;
методические указания к самостоятельной работе;
контрольно-оценочные средства;
мультимедийные презентации.
- Доступ обучающихся ко всем материалам УМК;
- Наличие необходимого раздаточного материала в соответствии с количеством обучающихся.
Требования к кадровому составу, участвующему в апробации:
преподаватель должен работать по заявленному направлению;
к преподавателя должна быть категория (желательно первая или высшая);
прохождение преподавателем курсов повышения квалификации по заявленному направлению;
если есть несколько претендентов, то предпочтение отдается тому, кто проходил стажировку на предприятии и имел опыт работы на производстве.
Требования к материально-техническому обеспечению:
наличие оборудования в соответствии с практическими заданиями апробируемой программы;
оборудование должно отвечать современным производственным требованиям или в соответствии с договором используется реальное оборудование на предприятии;
количество оборудования, наглядных пособий, приборов должно обеспечивать эффективные обучение и работу обучающихся;
при выполнении заданий на компьютере, каждый обучающийся должен быть обеспечен рабочим местом;
характеристики компьютера должны позволять быстро выполнять поставленные задачи;
компьютеры должны быть объединены в локальную сеть;
необходим выход в Internet;
должно быть наличие лицензионных программных продуктов, обеспечивающих работу компьютера и решение задач, поставленных перед обучающимся:
Системные программы;
Программа для тестирования;
Текстовые редакторы;
САПР (в соответствии с задачами).
Требования к информационному обеспечению:
наличие необходимой литературы в соответствующем количестве;
учебные издания должны быть выпущены не позднее 5 лет;
наличие периодической литературы.
Порядок контроля Межрегиональным ОТРАСЛЕВЫМ ресурсным центром просредством специального мониторинга апробации программ и УМК
1. Мониторинг апробации проектов новых образовательных программ и УМК представляет собой осуществляемый как ресурсным центром, так и образовательными учреждениями - партнерами центра процесс систематического сбора и обработки информации о результатах апробации сетевых программ с целью отслеживания изменения контролируемых параметров, выявления возникающих рисков и отклонений от установленных требований.
2. Целью проведения мониторинга является обеспечение эффективной апробации сетевых программ, реализуемых на базе ресурсного центра.
3. Мониторинг проводится по следующим основным направлениям:
мониторинг договорных отношений по реализации сетевых программ;
мониторинг нормативного и организационно-методического обеспечения реализации сетевых программ;
мониторинг качества реализации сетевых программ.
5. Осуществление мониторинга должно обеспечивать формирование различных аналитических материалов и отчетов в целях принятия необходимых управленческих решений.
6. Для реализации данных задач мониторинга разрабатывается система показателей.
7. Основой для проведения мониторинга служит программа апробации.
8. Порядок предоставления отчетности по результатам мониторинга разрабатывается МОРЦ.
Основные показатели мониторинга:
Количество реализуемых сетевых программ
Характеристики реализуемых сетевых программ (вид программы, квалификация специалиста на выходе (должность, квалификационный уровень), объем программы, количество модулей, форма их реализации в сетевом формате (очная, дистанционная) и др.)
Количество учреждений профессионального образования, реализующих сетевую программу в разрезе сетевых программ;
Содержание и реквизиты заключаемых договоров по реализации сетевых программ;
Готовность нормативного и организационно-методического обеспечения реализации сетевых программ (сетевые графики, штатные расписания, сетевой учебный план, сетевой график загрузки лабораторий и мастерских ресурсного центра, расписание занятий, приказы о проведении апробации, организации питания, об итоговой аттестации и др.);
Кадровое обеспечение реализации сетевых программ;
Количество обученных по сетевым программам;
Итоги промежуточного и итогового контроля результатов освоения сетевых программ;
Удовлетворенность качеством реализации сетевых программ со стороны заказчиков и потребителей.
методика экспертизы по итогам апробации
10.1. Общие положения
Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода является ориентация на цели, значимые для сферы деятельности, а ведущим понятием выступает образовательный модуль. В целях настоящего документа принимается, что образовательными результатами «завершенного» модуля образовательной программы является отдельная компетенция или набор компетенций специалиста. То есть в пределах каждого модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования работодателей. Итоговая, в качестве образовательного результата образовательной программы в целом, компетентность в профессиональной сфере определяется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Гибкость модульных образовательных программ позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей. Т.е. различные предприятия авиастроительной отрасли смогут заказывать подготовку специалистов с различными наборами компетенций, подбирая различный состав реализуемых модулей.
В качестве сетевых образовательных программ могут выступать модульные программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, переподготовка) или их отдельные учебные модули; учебные модули основных профессиональных образовательных программ (дисциплина, междисциплинарный курс или его учебные модули, профессиональный модуль или его учебные модули).
Отличительной особенностью модулей образовательных программ, реализуемых в сетевом формате, должны стать практическая направленность, многообразие форм обучения и гибкость, позволяющая адаптировать материал с учетом задаваемых образовательных результатов (набора компетенций). Поэтому к разработке таких программ должны быть привлечены не только опытные преподаватели, но и ведущие специалисты компаний – «носители профессий», имеющие серьезный опыт практической работы.
Следует отметить, что специфика сетевых программ заключается, главным образом, в том, что даже самая хорошая и совершенная программа в целом может быть не нужна одновременно всем потенциальным потребителям (предприятиям отрасли). Поэтому важной характеристикой сетевых программ является не только их модульность, но и её содержание, т.к. образовательными результатами реализации сетевой программы являются сформированные профессиональные компетенции, востребованные работодателями конкретных предприятий (бизнес структур) на краткосрочную перспективу и приобретаемые обучаемыми через вариативные модульные единицы. Все это в целом и должно быть одним из ключевых показателей применимости программы в сетевом формате.
10.2. Назначение документа
Настоящая методика экспертизы по итогам апробации проектов новых образовательных программ подготовки специалистов для авиастроительной отрасли (далее – методика) базируется на экспертной оценке итогов апробации со стороны представителей различных целевых групп на основании предложенных критериев и анализе итогов промежуточного и итогового контроля результатов освоения соответствующих модулей программ на базе ресурсного центра слушателями/обучающимися учреждений профессионального образования. Методика позволяет подготавливать выводы об эффективности программ и формировать рекомендации по доработке программ и УМК.
Методика содержит разделы:
Понятийный аппарат
Критерии и показатели оценки программ и УМК по итогам апробации
Формирование группы экспертов
Порядок работы экспертов на этапе апробации
Порядок работы экспертов после завершения апробации
10.3. Понятийный аппарат
Оценка качества образования - полифункциональная и многопозиционная деятельность, направленная на принятие управленческими структурами решений по объекту управления, каковым в данном случае является основная образовательная программа.
Программа профессионального образования (образовательная профессиональная программа) - 1) специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности; 2) комплекс (комплект) документов, определяющих содержание и организацию этого процесса. Образовательные профессиональные программы делятся на основные и дополнительные.
Основная профессиональная образовательная программа - 1) специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся; 2) совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9 закона РФ "Об образовании").
Профессиональный модуль - часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса. Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой.
Программа профессионального модуля - документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.
|