Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования»


Скачать 4.75 Mb.
Название Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования»
страница 1/44
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность и предпосылки создания программы

В соответствии с законом РФ об образовании, национальным проектом в области образования и другими нормативными документами создаются образовательные программы. В основе их создания в области последипломного медицинского образования находятся Государственные образовательные стандарты и унифицированные рабочие программы по отдельным специальностям. Потребность в создании данной рабочей программы связана с появлением как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования, так и с появлением новых стандартов ведения больных по различным нозологиям.

На­стоя­щая ти­по­вая про­грам­ма до­пол­ни­тель­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния пред­на­зна­че­на для по­сле­ди­п­лом­но­го обу­че­ния вра­чей-эн­док­ри­но­ло­гов и яв­ля­ет­ся нор­ма­тив­ным до­ку­мен­том, оп­ре­де­ляю­щим со­дер­жа­ние и ор­га­ни­за­ци­он­но-ме­то­ди­че­ские фор­мы обу­че­ния вра­чей-эн­док­ри­но­ло­гов в по­сле­ди­п­лом­ном пе­рио­де. Це­лью по­сле­ди­п­лом­но­го об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся при­об­ре­те­ние но­вых тео­ре­ти­че­ских зна­ний и со­вер­шен­ст­во­ва­ние про­фес­сио­наль­ных уме­ний и на­вы­ков, не­об­хо­ди­мых вра­чу-эн­док­ри­но­ло­гу для ока­за­ния вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной по­мо­щи в со­от­вет­ст­вии с за­ни­мае­мой им долж­но­стью и про­фи­лем уч­ре­ж­де­ния, в ко­то­ром он ра­бо­та­ет.

Це­лью цик­ла яв­ля­ет­ся ос­вое­ние вра­чом тео­ре­ти­че­ских зна­ний и про­фес­сио­наль­ных прак­ти­че­ских на­вы­ков, не­об­хо­ди­мых для са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­ты в ка­че­ст­ве спе­циа­ли­ста- эн­док­ри­но­ло­га.

Настоящая учебная программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1. Постановление Государственного комитета РФ по высшему образованию № 13 от 27.12.95г. "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ".

2. Унифицированная программа последипломного обучения врачей по терапии (Москва, 2003 г.).

3. "Методические указания по составлению программ и проведению итоговой аттестации послевузовского профессионального образования" (г. Москва, 1998).

4. Приказ МЗ РФ № 314 от 09.08.01 г. «О порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе ЗО РФ».5. Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040127 «Эндокринология» (Москва, 2001 г.)

6. Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по детской эндокринологии (Москва, 2006).

7. Методические рекомендации МЗ и СР РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования», М, 2005.
1.2. Цель изучения дисциплины

Углубление теоретических знаний, совершенствование практической подготовки врача-эндокринолога в наиболее важных разделах современной медицины, необходимых для оказания высококвалифицированной эндокринологической помощи больным в соответствии с занимаемой должностью и местом работы.
1.3. Задачи изучения дисциплины

Выявление базисных знаний и навыков курсантов перед началом обучения. Изложение содержания программы согласно плана. В результате изучения дисциплины курсанты должны овладеть всем объемом современных знаний, изложенных в программе, освоить новые практические навыки, необходимые врачу-специалисту эндокринологу для проведения самостоятельной работы в соответствии с современными должностными требованиями, стандартами оказаниями медицинской помощи, утвержденными МЗ и СР РФ.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧУ-СПЕЦИАЛИСТУ ЭНДОКРИНОЛОГУ


(в соответствии с Государственным образовательным стандартом послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040127 «Эндокринология» (Москва, 2001)
Врач-специалист эндокринолог должен:

  1. Владеть основами законодательства о здравоохранении, знать директивные докумен­ты, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, организа­цию эндокринологической службы в стране.

  2. Знать организацию работы лечебно-профилактического учреждения, в котором ра­ботает; принцип НОТ в работе, взаимодействие в работе отдельных отделений, ка­бинетов, лабораторий; организацию диспансеризации населения.

  3. Знать показатели здоровья населения, структуру заболеваемости в терапевтическом и эндокринологическом отделениях, диспансере, показатели эффективности лечения эндокринных больных.

  4. Владеть основами учетно-отчетной документации деятельности стационара и поли­клиники, статистическими методами оценки показателей этой деятельности.

  5. Владеть планированием и анализом своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания, ассо­циация врачей и т.д.); знать и соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии.

  6. Знать права и функциональные обязанности эндокринолога в стационаре, поликли­нике и диспансере.


Врач-специалист эндокринолог должен освоить следующие виды деятельности и соответствующие им персональные задачи:

1. Диагностика, лечение, профилактика и реабилитация наиболее распространенной и частой эндокринной патологии.

2. Оказание экстренной и неотложной терапевтической помощи больным с эндокринной патологией.

3. Выполнение типичных диагностических и лечебных манипуляций.

4. Организационная работа.
В соответствии с требованиями специальности врач-специалист эндокринолог должен знать и уметь:

Общие знания:

  1. основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, опреде­ляющие деятельность органов и учреждений органов здравоохранения;

  2. организацию эндокринологической помощи в стране, организацию скорой и неот­ложной помощи;

  3. показатели смертности от основных эндокринных заболеваний и мероприятия по их снижению;

  4. строение, физиологию и патофизиологию желез внутренней секреции, их взаимоот­ношение с другими органами и системами организма;

  5. причины возникновения патологических процессов в железах внутренней секреции, механизм их развития и клинические проявления;

  6. влияние производственных факторов и факторов внешней среды (радиация, дефицит йода, питание и т.д.) на функцию эндокринных желез;

  7. этиологию опухолей, морфологическую классификацию опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма;

  8. клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей эндок­ринных желез, их диагностику, принципы лечения и профилактику;

  9. физиологию и патологию системы гемостаза, коррекцию нарушений свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонен­тов;

  10. роль генетических факторов в развитии эндокринных заболеваний;

  11. физиологию и патофизиологию углеводного, жирового, белкового обменов;

  12. основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови, воз­можные типы их нарушений и принципы лечения;

  13. общие и специальные методы исследования в эндокринологии;

  14. основы применения УЗИ, рентгенорадиологии, денситометрии и офтальмоскопии для обследования и лечения эндокринных больных;

  15. основы иммунологии в эндокринологии;

  16. основы интенсивной терапии и реанимации у эндокринных больных;

  17. основы инфузионной терапии в эндокринологии;

  18. основы фармакотерапии в эндокринологии;

  19. принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения эндок­ринных больных;

  20. методы реабилитации, основы физиотерапии и лечебной физкультуры в эндокрино­логии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

  21. основы рационального питания и принципы диетотерапии при сахарном диабете и ожирении;

  22. основы онкологической настороженности при патологии щитовидной железы;

  23. основы массовой и индивидуальной йодной профилактики у населения;

  24. вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, МСЭК в эндокринологии;

  25. основы организации скрининга у новорожденных на выявление врожденного гипотироза;

  26. показания к госпитализации у эндокринных больных;

  27. оборудование, оснащение и деятельность кабинетов "диабетическая стопа", "школа диабетика";

  28. основы техники безопасности при работе с аппаратурой;

  29. основы юридического права в эндокринологии.

Общие умения:

  1. получить информацию о заболевании;

  2. выявить факторы риска развития основных эндокринных заболеваний и организо­вать меры профилактики;

  3. применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания или его осложнений;

  4. оценить данные ЭКГ, лабораторных, рентгенологических, эндоскопических методов исследования;

  5. выявлять социально-опасные инфекционные заболевания, возможные при эндок­ринной патологии (ТВС, ВИЧ, сифилис, гепатит);

  6. оценить тяжесть состояния больного;

  7. определить показания к госпитализации;

  8. оказать срочную помощь при неотложных состояниях;

  9. определять группу крови, показания к переливанию крови, реинфузии;

  10. выработать план ведения больного;

  11. вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;

  12. проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность;

  13. решать вопрос о трудоспособности больного;

  14. проводить анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения;

  15. проводить санитарно-просветительскую работу.

Специальные знания и умения:

Специалист-эндокринолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение основных эндокринных заболеваний и уметь диагностировать и ока­зывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях:

  1. гипергликемическая, кетоацидотическая кома,

  2. гипергликемическая, гиперосмолярная кома,

  3. гипогликемическая кома,

  4. лактатацидемическая кома,

  5. тиреотоксический криз,

  6. гипотироидная кома,

  7. острая надпочечниковая недостаточность,

  8. адреналовый (феохромоцитомный) криз,

  9. гипокалиемический криз,

  10. гиперкальциемический криз,

  11. гипокальциемическая тетания.


Специалист - эндокринолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболева­ниях:

  1. сахарный диабет и другие заболевания эндокринного аппарата поджелудочной желе­зы,

  2. поздние сосудистые осложнения сахарного диабета,

  3. выявить гестационный диабет,

  4. синдромы тиротоксикоза, гипотироза и эутироидного зоба,

  5. заболевания гипоталамо-гипофизарной системы,

  6. гормонально-активные и гормонально-неактивные опухоли надпочечников, щито­видной и паращитовидных желез,

  7. ожирение,

  8. нарушение формирования пола, синдромы гипер- и гипогонадизма.

Кроме того должен уметь:

  1. Оценить состояние кожных покровов, характер распределения подкожно-жировой клетчатки и тип телосложения,

  2. Выявить изменения внешности, характерные для той или иной эндокринной патоло­гии (акромегалия, синдром Иценко-Кушинга, синдром тиротоксикоза и офтальмопатии., синдром гипотироза, синдром гипогонадизма и дисгенезии гонад),

  3. Оценить состояние стоп больных сахарным диабетом и провести дифференциальный диагноз различных вариантов диабетической стопы,

  4. Оценить состояние наружных гениталий, выраженность и соответствие полу и воз­расту вторичных половых признаков,

  5. Определить степень выраженности гирсутизма у женщин и гинекомастии у мужчин,

  6. Определить вибрационную, температурную и тактильную чувствительность стоп больных сахарным диабетом,

  7. Интерпретировать результаты офтальмоскопии, ангио- и ретинограммы,

  8. Уметь пальпировать щитовидную железу и оценить ее размеры и структуру,

  9. Диагностировать глазные симптомы тиротоксикоза и офтальмопатию,

  10. Интерпретировать соногораммы и сцинтиграммы щитовидной железы, определить показания и противопоказания к проведению термографии, КТ и инвазивных мето­дов исследования щитовидной и паращитовидных желез,

  11. Оценить результаты офтальмометрии, УЗИ и КТ орбит,

  12. Интерпретировать рентгенограммы черепа, прицельные снимки турецкого седла, данные компьютерной и магнитно-резонансной томографии мозга,

  13. Оценить данные ЭЭГ и эхо-ЭЭГ,

  14. Интерпретировать результаты инструментальных исследований надпочечных желез: оксигеносупрареноперитонеума, сцинтиграфии коры и мозгового слоя, УЗИ, КТ, МРТ и ангиографии,

  15. Вычислить индекс массы тела, процентное содержание жира в организме, определить окружность талии и бедер с интерпретацией полученных результатов,

  16. Оценить результаты гормональных исследований,

  17. Оценить парциальные функции почек у эндокринных больных,

  18. Проводить и оценивать тесты функциональных проб, применяемых для диагностики и дифференциальной диагностики эндокринных заболеваний:

- при болезни Иценко-Кушинга (проба с дексаметазоном и метапироном),

- при акромегалии и гигантизме (проба с инсулином, аргинином, глюкагоном),

- при гипопитуитаризме (проба с ХГ, кломифеном, гонадолиберином, инсулином, аргинином, глюкагоном, лизин-вазопрессином, метапироном),

- при несахарном диабете (проба с сухоедением),

- при нарушениях функции щитовидной железы (проба с тиролиберином, с трийодтиронином),

- при первичном альдостеронизме (проба с нагрузкой натрием, спиронолактоном, фуросемидом, капотеном, с неальдостероновыми минералокортикоидами),

- при феохромоцитоме (цроба с гистамином, тропафеном, тирамином, глюкагоном, клофелином, фентоламином),

  1. Интерпретировать результаты биопсии щитовидной железы,

  2. Пальпировать тестикулы, определить их размеры, консистенцию и фиксацию в мо­шонке.

  3. Назначать фармакотерапию и оценить ее результаты при эндокринной патологии,

  4. Определить показания к хирургическим и иным не медикаментозным методам лече­ния,

  5. Подготовить больных к оперативному лечению,

  6. Знать особенности ведения беременных с эндокринной патологией,

  7. Оценить прогноз заболевания.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Похожие:

Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных...
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных...
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появлением как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации по проведению апробации сетевых образовательных...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методическое пособие для педагогов дополнительного образования г. Соль-Илецк, 2013
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных...
Нормативно-правовые основы проектирования адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации по организации управленческого учета в...
Цпро: «Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами в сфере профессионального образования, разработка и апробация...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon «первые шаги» (в помощь начинающему руководителю шск) Методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогов-организаторов школьных спортивных клубов образовательных учреждений...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации Белгород, 2014
Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации для экспертов при осуществлении контрольно-надзорных...
Проверка соответствия структуры основных образовательных программ требованиям фгос 110
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Положение по виду деятельности «Положение об организации дополнительного...
Ответственность за разработку настоящей методики несет владелец процесса – заведующий отделением дополнительного профессионального...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации профилактическая работа и выявление учащихся
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Псковский областной институт...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации по проведению урока на тему «Моя будущая профессия»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации алгоритм действий
...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации по дистанционному обучению в образовательных...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и заместителей образовательных организаций, для учителей, использующих...
Методические рекомендации мз и ср РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования» icon Методические рекомендации по организации изучения программы
...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск