«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»


Скачать 1.24 Mb.
Название «Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
страница 1/7
Тип Дипломная работа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Факультет заочного обучения

Кафедра дошкольного и начального образования

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»
Студентки 4 курса группы ФЗО 4ДО направления 44.03.01 Разумовской Людмилы Александровны «Педагогическое образование»

Научный руководитель

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольного и

начального образования

Чупаха Ирина Валентиновна
Рецензент:

к.п.н., старший преподаватель

кафедры общей педагогики и

современных образовательных

технологий

Авдеева Лилия Николаевна

Работа допущена к защите Дата защиты

«_____»______________2016г «_____»_____________2016г

зав. кафедрой________ Оценка «______________»

Ставрополь, 2016г

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

  1. Проблема формирования предпосылок универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе …………………………10

  2. Особенности формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраст…………………………………………………………………………...26

  3. Психолого-педагогические условия формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….………39

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностическое исследование формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………63

2.2. Программа по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста…………………………79

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования….93

Заключение………………………………………………………………….97

Список литературы..……………………………………………………….99

Приложение

Введение

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами, среди них, ключевыми выступают введение ФГОС ДО и ФГОС НОО, которые предъявляют высокие требования к современному дошкольнику и младшему школьнику.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение ребенком дошкольного возраста универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская и др. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач [37,42].

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова, А.А. Люблинская, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н.Поливанова, Е.О.Смирнова и др.). В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б.С. Гершунский, С.М. Годник, Ю.А. Кустов, А.А. Мерк, Л.А. Парамонова, А.Г. Арушанова, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, П. М. Якобсон, Е.Д. Маргулис, А.В. Долгополова и др.).

В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» - к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Этот переход находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) [67,68], планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), педагогике развития (Л.В. Занков) [28], культурно-исторически – смысловой педагогике вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.В. Клочко, Е.А. Ямбург) и др. [3].

Деятельностная парадигма образования глубоко разработана в отечественной психолого-педагогической науке, она определяется в качестве цели образования, как развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. В рамках деятельностного подхода главным является вопрос, какие необходимы действия, которыми должен овладеть ученик, чтобы решать любые задачи.

Сегодня наиболее перспективным направлением образовательной деятельности является формирование у дошкольников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сформированность основных компонентов учебной деятельности является одной из составляющих успешности обучения в школе [8].

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно оценивать готовность детей дошкольного возраста к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов (ФГОС ДО и ФГОС НОО) становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей образовательного процесса в ДОО является обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин[64].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия воспитанника (учащегося) (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самого ребенка. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы, в частности дошкольного и начального общего [49] .

Все это предъявляет повышенные требования к предшкольной подготовке первоклассника, актуализирует проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.

Можно выделить ряд противоречий, существенно тормозящих развитие системы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, адекватно отвечающей тенденциям модернизации образования в РФ:

- между объективно обусловленным повышением требований к предшкольной подготовке поступающих в первый класс и ростом числа детей, не готовых к школе;

- между ориентацией образования на непрерывность и отсутствием сопряженности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях[9] .

На основе данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста?

Следовательно, для успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, необходима организованная работа по формированию УУД. Исходя из этого, мы определили тему нашего исследования «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста».

Целью исследования является изучение особенностей формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности и будет проходить более успешно при соблюдении психолого-педагогических условии:

  1. создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

  2. личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

  3. предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

  4. ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

  5. формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

  6. сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

  7. организация конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

В соответствии с целью, объектом и предметом, нами определены задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста;

  2. Выявить возрастные особенности формирования предпосылок УУД на предшкольной ступени образования у детей старшего дошкольного возраста

  3. Подобрать методики для выявления уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста;

  4. Провести педагогический эксперимент по выявлению уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста;

  5. Разработать и апробировать программу, направленную на формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста;

  6. Обобщить результаты педагогического эксперимента после реализации программы;

Теоретико-методологической основой дипломного исследования являются:

  • культурно-исторический, системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности;

  • учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).

Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:

  • теоретические: теоретический анализ и обобщение научно-методической, педагогической и психологической литературы, передового педагогического опыта и массовой практики воспитания;

  • эмпирические: наблюдение, опрос, констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты;

  • статистические: количественная и качественная обработка материалов.

Практическая значимость нашей работы заключается в разработке и апробации программы по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Результаты данного исследования могут быть рекомендованы педагогам дошкольных образовательных организаций, психологам, родителям и использованы для информационно-просветительской деятельности среди родителей в ДОО.

Экспериментальной базой исследования стало МБДОУ ЦРР детский сад № 65 «Улыбка» города Ставрополя. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 70 источник.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста


  1. Проблема формирования предпосылок универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе

Завершение дошкольного периода перед   поступлением в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» (Л. С. Выготский)

Модернизация образования сегодня – это не только государственное требование, но и важнейшее условие благополучия и развития каждого человека, страны, человечества в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.

В силу этого, новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию (ФГОС ДО, ФГОС НО), отвечая требованиям времени и обеспечивая непрерывность образовательного процесса на всех его ступенях, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) представлен планируемый итоговый результат дошкольного образованиясоциальный портрет ребенка 7 лет (приложение 4). При этом под «социальным портретом» понимается совокупность интегративных качеств, которые закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования. Формирование этих качеств предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное) [64].

Таким образом, итоговый результат дошкольного образования должен находиться в преемственной связи с результатами освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которые, как известно, подразделяются на: предметные, метапредметные и личностные. Под предметными результатами в дошкольном возрасте может считаться интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», характеризующее те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает в ходе освоения содержания конкретных образовательных областей; под метапредметными – универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития[64].

Важно отметить, что впервые в истории российского образования на уровне нормативных документов федерального уровня (ФГОС ДО) в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования выделены универсальные предпосылки учебной деятельности, реально обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию при переходе к обучению в начальной школе, и следовательно, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

В связи с этим исследование закономерностей становления учебной деятельности и разработка педагогического инструментария по формированию ее предпосылок на дошкольной ступени образования составляют первоочередные задачи современной педагогической науки.

Один из вариантов решения проблемы непрерывности образования между всеми ступенями обучения на уровне технологии, дидактических основ, содержания и методик предложен в образовательной системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). На дошкольной ступени данная образовательная система конкретизирована в Примерной ООП дошкольного образования «Мир открытий» [35].

Под деятельностным подходом мы понимаем такую организацию образовательного процесса, при которой обучающийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. А под системно-деятельностным подходомдеятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности [61].

В программе «Мир открытий», представляющей собой дошкольную ступень образовательной системы «Школа 2000…», в качестве методологического основания выбрана общая теория деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), в которой описаны общие законы эффективной деятельности. Конкретизация их для образовательного процесса на ступени дошкольной подготовки позволяет придать процессу формирования интегративных качеств дошкольников (как основному результату освоения ООП ДО) целостность и системность, повысить надежность и качество достижения сформулированных в ФГОС ДО планируемых результатов освоения программы, обеспечить их объективный и критериальный характер, создать условия для построения непрерывной индивидуальной траектории развития ребенка, начиная с рождения и дошкольного детства, затем в начальной и средней школе, колледже и вузе, а затем и в его дальнейшем профессиональном саморазвитии[35].

Исходя из общей теории деятельности, мы предлагаем следующее понимание терминов учебная деятельность, учебное действие, универсальное учебное действие, умение учиться, актуальных для реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Учебная деятельность – это процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности[30].

Учебное действие это структурная единица учебной деятельности (представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели).

Универсальное учебное действие (УУД) это учебное действие, имеющее надпредметный характер[3].

Умение учиться желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД, желание и умение их выполнять) [3].

Общая теория деятельности позволяет также уточнить роль дошкольного образования в решении общей задачи формирования умения учиться, воспитания созидательной, саморазвивающейся личности. Так, процесс формирования любого умения происходит в следующей последовательности[34]:

1) приобретение опыта выполнения действия и мотивация;

2) приобретение знаний общего способа выполнения действия;

3) тренинг в выполнении действия на основе изученного общего способа;

4) контроль.

Применяя этот закон к формированию УУД и умения учиться в целом в системе непрерывного образования, можно увидеть, что функция дошкольной ступени образования состоит не столько в формирования ее компонентов (хотя бы уже потому, что 2 и 3 этапы формирования каждого компонента не соответствуют психологическим характеристикам дошкольников), а в приобретении детьми начального опыта выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Такое понимание базовых приобретений возраста полностью соответствует положениям отечественной педагогической психологии о самоценности периода дошкольного детства и уникальности социальной ситуации развития ребенка.

Создание условий для успешной адаптации младших школьников – общая задача дошкольного и начального общего образования. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А.Сухомлинский).

Истоки преемственности связаны с необходимостью самоактуализации личности в свободной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие, проявление индивидуальных способностей. В младшем школьном возрасте формируется умение учиться как ведущее новообразование. Сформированность данного умения возможна, в свою очередь, при полноценной учебной мотивации и развитой учебной самодеятельности (самоорганизации, умении планировать свою деятельность, самоконтроле, рефлексии). Процесс их формирования рассматривается как дидактически управляемый и специально организуемый, в лучшем случае, на этапе обучения ребенка в начальной школе. Дошкольное образование призвано обеспечить создание фундамента развития ребенка, формирование базовой культуры его личности. В связи с этими основаниями преемственности между детским садом и школой в формировании умений учиться, можно определить: развитие у дошкольников любознательности и способностей самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения как основы их интеллектуального и личностного развития; развитие коммуникативности[25].

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение (школу), реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности возникает по нескольким причинам. Во-первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения. Во-вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня, которые связаны с недостаточностью  целенаправленного формирования универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3]. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В.О. Пунский дает такое определение умению учиться: «Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные умения – навыки), которые и составляют синтезированное понятие умение учиться» [19].

Согласно подходу группы исследователей (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова, А.Ю. Кузина) содержанием ключевых компетентностей дошкольников выступают умения, как освоенные субъектом способы выполнения действий на основе приобретенных знаний (в процессе воспитания и обучения). Умения создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся, новых условиях.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ребенка независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [3].

Такая способность ребенка самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации для детей, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [22].

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения воспитанниками предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Обучающийся, опираясь на универсальные, надпредметные умения, способен к самостоятельной реализации деятельности благодаря опоре на свой индивидуальный опыт. При этом педагог открыт к взаимодействию, ориентирован на личность обучающегося, реализует демократический, поощряющий стиль руководства. Ребенок активен, инициативен и открыт к взаимодействию с педагогом и группой [22].

К функциям универсальных учебных действий мы относим:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [28].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и начального общего образования (ФГОС НОО) представлено 4 вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные (рис 1).

Таблица 1

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор


Умения организовывать свою деятельность

Умения результативно мыслить и работать

с информацией в современном мире

Умения общаться, взаимодействовать с людьми
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Программа по развитию эстетического отношения детей старшего дошкольного...
...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Программа социально педагогической направленности дошкольного образования...
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 7 лет) и...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon «Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Теория и методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Программа по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Проект для детей младшего дошкольного возраста (с 3х до 4х лет) «синичка маленькая птичка»
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Рабочая программа учителя логопеда «Совершенствование фонетических,...
«Совершенствование фонетических, лексико-грамматических представлений, навыков звукового анализа, формирование элементарных навыков...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для...
«Юный конструктор»: Программа коррекционно-развивающих занятий по конструированию для детей старшего дошкольного возраста. – Анжеро-Судженский...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Пояснительная записка. Цель программы. Основные задачи коррекционного...
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с онр
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Презентация проекта «Формирование относительных прилагательных у...
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования,...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Рабочая программа дополнительного образования по физическому воспитанию...
Полное название программы: Программа дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Педагог Пристапчук Елена Владимировна, физинструктор мбдоу №14, 1 квалификационная категория
Целью кружка «Оригами» является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного...
Данная тема разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. В настоящее время профилактика...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Дипломная работа тема: «Развитие мышления детей старшего дошкольного...
Тема: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Конкурс проводится по следующим номинациям: «Эколого-биологическая тематика»
«Формирование экологической культуры» (методические материалы, которые служат задачам формирования основ экологической культуры детей...
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего...
Рабочая программа кружка по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста
«Формирование понятий у детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания» icon «Дидактические игры как средство развития познавательной активности...
Тема: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск