Приложение 1. Комплексные итоговые работы для обучающихся 5-6 классов Промежуточная аттестация проводится по стандартизированным материалам «Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации» под редакцией Г.С. Ковалёвой, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостевой для 5-7 классов. (1-4 варианты) пособие для учителя
Русский язык 5 класс
НЕОБЫЧНАЯ КРАСОТА
Прочитай тексты и выполни задания 9-16
Текст № 1
На территории нашей страны обитают четыре вида жаб. Наиболее распространённые из них — обыкновенная (серая) и зелёная жабы.
Обыкновенная жаба имеет серо-бурую окраску с тёмными, иногда розоватыми пятнами. Гла за у обык -новенной (серой) жабы жёлтые или медно-красные. Зе лёная жаба — серовато-зелёная (оливковая) с чёрными ли бо густо-зелёны ми крупными пятнами и мно жест вом мелких, едва приметных красноватых бугорков. У неё и гла за зелёные с чёрным крапом.
Кожа у всех жаб бугристая, бородавчатая. За глазами находятся две овальные выпуклости — околоушные железы, в которых вырабатываются ядовитые вещества. Рот у жаб, в отличие от лягушек, беззубый.
Жабы питаются насекомыми, их личинками, слизнями, дождевыми червями и другими медленно передвигающимися беспозвоночными животными. Заметив добычу, они словно стре ляют в неё липким и широким языком. Язык вы брасывается изо рта и возвращается на
прежнее место за 15 с. Наш глаз не мо жет даже уло вить
его дви жения.
(По А. Никишову)
Текст № 2
Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, и тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.
Она сидела на тропинке и смотрела на меня. А я смотрел на жабу и вспоминал множество небылиц, которые
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 1
рассказывают об этих животных. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы, и поэтому производят отталкивающее впечатление. Но вот сейчас, разглядывая сидящую передо мной жабу, я понял, что это неправда, что не такая уж она уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?
И будто для того, чтобы я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.
Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Конечно, это была другая жаба, но мне почему-то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. Чтоб она каким-то образом попала во двор нашего старого дома, полюбила его, как любили этот двор мы, мальчишки, и осталась тут жить.
Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу.
В библиотеке я взял книги о жабах, ящерицах, лягушках и в одной из них прочитал, что жаб можно приручить. Там даже рассказывалось, как это сделать. И вот, ку пив в зоомагазине мучных червей, я стал приходить к жабе не с пустыми руками, а с «подарками».
Сначала жаба совершенно не реагировала на мои подношения, хотя я делал всё по правилам: насаживал червячка на кончик длинной лучинки и подносил чуть ли не к самому рту жабы. Но она оставалась равнодушной. Я снова принялся перечитывать книжки и узнал, что жабы хватают только движущиеся предметы. Тогда я стал, подсовывая жабе червя, медленно крутить палочку. Это тоже сначала не производило впечатления. Но однажды...
Я смотрел на червя не спуская глаз и всё-таки не заметил, как он исчез. Со вторым произошло то же самое. И с третьим, и с четвёртым... Они исчезали как по волшебству, а жаба по-прежнему сидела неподвижно, будто и не она вовсе была виновницей исчезновения червей.
С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидает меня.
Говорят, что жабы некрасивые... А я видел перед собой удивительные золотистые глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными передние лапы, и мне казалось, что была она очень красива.
Ну почему, почему этого не видят другие?
Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!
(По Ю. Дмитриеву)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 1
9. Какое из данных ниже сочетаний слов может быть заглавием текста № 1, а какое — заглавием текста № 2? Запиши номера выбранных ответов и обоснуй свой выбор.
Жаба-путешественница
Жабьи небылицы
Обычные наши жабы
Мой некрасивый друг
Чем питаются жабы
Лесная жаба
Меткие стрелки
Смешные встречи
А. Заглавие текста № 1 — Объяснение:
Б. Заглавие текста № 2 — Объяснение: 10. Какова основная цель текста № 1? Обведи номер выбранного ответа.
вызвать симпатию читателей к жабам как представителям земноводных
изменить негативное отношение к жабам, которое сформировалось у читателей
сообщить сведения о наиболее распространённых в на шей стране видах жаб
призвать читателей внимательнее присмотреться к жабам, обитающим в наших лесах
11. Найди утверждение, которое противоречит содержанию текста № 1. Обведи номер этого утверждения.
Зелёная жаба — один из наиболее распространённых ви дов жаб в России.
Наблюдательный человек может заметить движение языка жабы.
У лягушек, в отличие от жаб, во рту есть зубы.
Кожу жаб нельзя назвать гладкой.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 1
12. Ниже приведены три утверждения о жабах. Определи, к каким текстам они относятся. Обведи в таблице слово «Текст № 1» или «Текст № 2», если утверждение относится к одному из текстов, и слова «Текст № 1» и «Текст № 2», если утверждение от носится к обоим текстам.
Утверждения о жабах
|
К какому тексту относится утверждение?
|
1) Жабы кажутся людям неприятными существами.
|
Текст № 1
|
Текст № 2
|
2) В околоушных железах жабы вырабатываются ядовитые вещества.
|
Текст № 1
|
Текст № 2
|
3) Глаз человека не может уловить мо лниеносного движения языка жабы.
|
Текст № 1
|
Текст № 2
|
13. В тексте № 1 приведены описания двух видов жаб. К какому виду относится жаба из текста № 2, которая поселилась во дворе рассказчика? Запиши ответ и обоснуй его, опираясь на содержание обоих текстов.
Ответ: Обоснование:
В тексте № 1 В тексте № 2 14. Найди в тексте № 2 два предложения, которые доказывают, что рассказчик видел в жабе человеческие черты. Подчеркни в тексте эти предложения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 1
15. Как ты понимаешь смысл последнего предложения из текста № 2?
Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!
Запиши и обоснуй свой ответ.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 1
ЧИТАЕМ ПО-РАЗНОМУ
Прочитай тексты и выполни задания 16—22 Из интервью с академиком С. П. Капицей
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и ра зум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.
Основные виды чтения
Каждый текст мы читаем с какой-либо целью, даже если нам кажется, что мы читаем просто так, бесцельно. Что бы мы ни читали, мы всё равно получаем какую-то информацию, узнаём что-то новое. В зависимости от того, какую информацию нам необходимо получить, мы выбираем определённый вид чтения, порой даже не осознавая этого.
Основная и второстепенная информация в тексте
Для того чтобы лучше понять текст, необходимо разграничивать главную, основную и дополнительную, второстепенную информацию в тексте.
Основная информация содержится в предложениях, без которых невозможно понять тему и основную мысль текста.
Дополнительная, второстепенная информация содержится в предложениях, содержащих подробности, детали, примеры. Их можно исключить или описать кратко. Это помогает быстрее понять в тексте главное.
Справочная информация
Основные виды чтения
|
Цель
|
Поисковое
|
быстрое нахождение в тексте конкретных слов, дат, цифр, фактов
|
Просмотровое
|
общее представление о содержании текста (о чём говорится в тексте)
|
Ознакомительное
|
изучение основной информации текста, определение его темы, основной мысли, отделение главной информации от дополнительной
|
Изучающее
|
полное, точное понимание содержащейся в тексте информации, её осмысление, запоминание основных и второстепенных фактов
|
|