Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Егорлыкский Центр внешкольной работы
Программа дополнительного образования детей
культурологического направления
«К Истокам…»
Возраст обучающихся 9 - 14 лет
Срок реализации 3 года
подготовила педагог дополнительного образования
Рак Людмила Алексеевна
станица Егорлыкская
Ростовская область
2013 год
Паспорт
образовательной программы (ОП) дополнительного образования детей
Наименование ОП
|
|
Сведения об авторе
|
ФИО: Рак Людмила Алексеевна
|
Место работы: МБОУ ДОД Егорлыкский ЦВР
Адрес: улица Ленина д. 62 станица Егорлыкская Ростовская область
Телефон:
|
Должность: педагог дополнительного образования
|
Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов / результат
|
2013 год
Всероссийский конкурс образовательных программ дополнительного образования «Калейдоскоп – 2013»
Сертификат участника № 436 - МРК
|
Нормативно-правовая база
|
Закон Российской Федерации «Об образовании», в редакции Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ;
Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 года);
Концепция модернизации образования на период до 2010 года;
Закон Российской Федерации «Федеральная программа развития образования», принятый 10.04.2000 года №51-ФЗ;
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года №06-1844).
Устав образовательного учреждения.
|
Структура программы
|
поэтапная
Начально-ознакомительный этап
1 год обучения
Творческо-исследовательский этап
2 год обучения
3 год обучения
|
Возраст обучающихся
|
9 – 14 лет
|
Срок реализации ОП
|
3 года
|
Этапы реализации ОП
|
Начально-ознакомительный этап
формирование элементарных знаний о многообразии праздников и семейных традиций и умений рукотворчества, привитие навыков работы с шаблонами, ознакомление и соблюдение ТБ, развитие творческого мышления;
Творческо-исследовательский этап
изучение праздников с использованием фреймовой технологии, систематизация уже имеющихся знаний и умений, совершенствование навыков работы с бумагой и другими видами материалов;
формирование самостоятельной творческой активности, развитие инициативы в выполнении художественно-эстетических видов деятельности,
создание и реализация долгосрочных творческих проектов;
|
Год разработки, редактирования ОП
|
2010г. – первый вариант программы «Подарочный этикет»
2012 г. – первое редактирование программы
|
Новизна ОП
|
1. Программа поэтапная т.е. включает в себя три взаимодополняющих друг друга этапа.
2. Программа открытого типа т.е. на основе программного материала можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.
3. Программа личностно-ориентирована, т.е. все содержание, методы работы, рекомендации по реализации задач направлены на развитие личности каждого ребенка, с учетом его задатков и способностей. Наряду с этим структура программы позволяет педагогу реализовать свой личный творческий потенциал с максимальной эффективностью.
4. Инновационна в применении методов обучения и индивидуально-коллективных форм деятельности, что позволяет организовать деятельность детского коллектива как сплоченной команды, где каждый из обучающихся занимается своим проектом и в тоже время работает на общий результат по повышению культуры жизни и воспитанию нравственных качеств личности и параллельно знакомится с различными видами рукотворчества.
Программа написана в соответствии с требованиями ФГОС.
5. Эмоционально комфортна – атмосфера на занятиях активизирует творческую деятельность обучающихся, создавая «ситуацию успеха»;
|
Педагогическая целесообразность ОП
|
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества в формировании этически грамотной, компетентной, творческой личности. Освоение основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, бытовой культуры. При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В. А. Березина), концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе (Н. Ю. Синягина), совокупность идей о развитии дополнительного образования в России (А .В. Егорова).
Любое взаимодействие между педагогом и обучающимся строится на принципах равноправия, доступности, последовательности, системности, сочетания в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы, уважения друг к другу, исключения авторитарных форм воздействия.
|
Цель ОП
|
Создание условий для формирования общей культуры личности посредством приобщения обучающихся к традициям различных праздников и организацию художественно-продуктивной деятельности.
|
Задачи ОП
|
Воспитывающие:
оказать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям русской культуры;
формировать привычку готовиться и отмечать вместе с родителями семейные и календарные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла;
воспитывать стремление к рукотворчеству, усидчивость, аккуратность, чувство меры и эстетического вкуса;
воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи;
укреплять и сохранять здоровье детей;
осуществлять психологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии. (дизайнер, модельер, педагог дополнительного образования, консультант сети магазинов изделий ручной работы и пр.);
принимать участие в мероприятиях и конкурсах районного и областного уровней.
Развивающие:
способствовать общему развитию ребенка как самодостаточной личности;
оказать помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности;
оказать помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя;
обеспечить содержательный досуг обучающихся, настроить их на дальнейшее саморазвитие;
содействовать развитию ручных умений, элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, тканью, салфетками, различными декоративными элементами; а также навыков усидчивости и аккуратности в работе;
способствовать развитию творческого мышления, воображения, наблюдательности и познавательного интереса к рукотворчеству;
развивать художественный и эстетический вкус и культуру речи.
Обучающие:
ознакомить детей с многообразием праздников в нашей жизни, их историей возникновения и традициями празднования;
сформировать систему знаний об основах гостевого и подарочного этикета, а также о правилах поведения в общественных местах;
сформировать представления о свойствах и особенностях таких материалов как бумага, ткань, бусины и бисер, пайетки, дизайнерские сетки и другие элементы декорирования изделий;
вооружить определенными способами и методами действий при изготовлении и оформлении подарков;
содействовать формированию знаний детей об этапах продуктивной деятельности, дать представление об особенностях создания композиции;
обучить навыкам работы с материалами и инструментами.
|
Формы занятий
(фронтальные /указать кол-во детей/, индивидуальные, коллективное творчество)
|
Фронтально
1 год обучения – 10-12 человек
2 год обучения – 8-10 человек
3 год обучения – 8-6 человек
Индивидуально
Во время работы всей группы, обучающемуся дается индивидуальное задание.
Коллективное творчество
Работа в рамках разработки и реализации проекта.
|
Режим занятий
|
1 год обучения: 4 часа в неделю – 2 занятия по 2 академических часа – всего 144 часа в год;
2 год обучения: 6 часов в неделю – 2 занятия по 3 академических часа – всего 216 часов в год;
3 год обучения: 6 часов в неделю – 2 занятия по 3 академических часа – всего 216 часов в год;
|
Формы подведения итогов реализации ОП
|
Участие в выставках детского декоративно-прикладного творчества разных уровней.
Участие в конкурсах творческих работ и проектов разных уровней.
Создание портфолио каждого обучающегося.
Продолжение обучения в детских объединениях ЦВР и ДДТ.
|
|