Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт
переподготовки и повышения квалификации работников образования»
(ГБУ ДПО ЧИППКРО)
|
Приоритетный проект
«Доступное дополнительное
образование для детей»
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области
|
Модельная дополнительная
общеразвивающая программа
«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»
(Программа разработана в соответствии с мероприятием «Субсидии (Грант) на реализацию пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям» приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» направления (подпрограммы) «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»»)
Направленность программы: туристско-краеведческая
Вид программы: специализированная
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель:
Патрушина Лидия Ивановна
Пояснительная записка
Актуальность программы
Актуальность программы «Спортивный туризм» заключается в том, что она позволяет детям не только углублять знания, полученные во время занятий туризмом, но и применять их на практике, «играть в игры взрослых» по Правилам, установленным в масштабах страны, ощущать свою принадлежность к сообществу спортсменов–туристов, получать допрофессиональную подготовку, быть постоянно в ситуации успеха путем спортивного роста, а также проектирования и прохождения новых маршрутов в различных видах туризма. Немаловажно значение программы в том, что обучающиеся являются организаторами туристских мероприятий с возрастающим усложнением, сначала они проводят простейшие массовые мероприятия для младших школьников с элементами туризма, затем соревнования по спортивному туризму в качестве судей этапа и стажеров других судейских должностей. Также и с походами: идет набор опыта руководства походами младших школьников в качестве стажеров или помощников руководителя и опыт организации все более сложных походов для своего учебного объединения.
В походах и на экскурсиях учащиеся выполняют задания учреждения и других организаций по сбору краеведческого материала, исследованию объектов истории и культуры, проводят работу по охране природы и памятников культуры, участвуют в социально значимых акциях.
Туризм, краеведение и экскурсии являются действенным средством воспитания учащихся, служат целям всестороннего развития школьников, их подготовке к жизни, труду, защите Родины. В процессе занятий туризмом развивается познавательная активность, совершенствуется нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание, укрепляется здоровье, рационально используется свободное время, воспитываются волевые качества, коллективизм, инициатива и самостоятельность.
Спортивный туризм (далее – СТ) – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Соревнования заключаются в выявлении сильнейших туристских групп и туристов-спортсменов при прохождении туристских маршрутов и дистанций. Официальные соревнования (мероприятия) по спортивному туризму на территории Российской Федерации проводятся по Правилам соревнований по спортивному туризму (далее – Правила), которые обязательны для спортсменов, тренеров, представителей команд, судей и организаторов этих соревнований.
Вопросы организации и проведения соревнований и других туристских мероприятий, не вошедшие в Правила, регулируются Регламентами, утверждаемыми общероссийским физкультурно-спортивным объединением (союзом, федерацией, ассоциацией), аккредитованным Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по виду спорта «спортивный туризм».
Организаторами могут вноситься дополнительные Условия проведения соревнований, не противоречащие Правилам по СТ, которые уточняют порядок проведения соревнований и другую информацию по организации судейства. Соответствующая информация об этом доводится до участников соревнований до их начала. Соблюдая Правила необходимо исходить из принципов спортивной справедливости, безопасности и целесообразности.
Отличительные особенности программы
Программа «Спортивный туризм» предусматривает дифференцированный подход к обучению школьников. Выполнение программы зависит от способностей учащихся, дает им возможность достичь высоких спортивных результатов, стать профессиональным спортсменом, вести здоровый образ жизни, уметь выживать в различных жизненных ситуациях, осуществлять принцип преемственности и передачи умений и навыков, приобретенных на занятиях.
Данная программа является специализированной. Она составлена на основе типовых программ Министерства образования («Туристы–проводники», «Судьи туристских соревнований», «Туристы–спасатели», авт. А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов и др.) и рекомендована к прохождению после освоения начального этапа обучения туризму по программам «Юный турист», «Туристы-кадеты» и т. д.
Особенность программы в том, что она предлагается в качестве модельной программы. Она состоит из нескольких модулей и может быть легко изменена педагогом, исходя из поставленных перед ним целей и задач.
Модельная программа – это методически выверенная базовая основа для создания педагогами собственных дополнительных общеразвивающих программ. Она разработана на основе программ, по которым получены положительные результаты.
Модуль – это законченная единица образовательной программы, предполагающая освоение обучающимся комплекса результативных компонентов программы: когнитивного (знания, умения), мотивационно-ценностного (отношение), деятельностного (опыт), сопровождаемая контролем результатов обучающихся на выходе.
Модульный принцип обеспечивает вариативность, гибкость и мобильность построения образовательных программ, позволяя педагогу обеспечивать качество освоения программы учащимися, в том числе на основе построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Педагогическая целесообразность
Систематические занятия по данной программе должны способствовать углублению детьми знаний о своем крае, технике и тактике туризма (в избранном виде), об ориентировании на местности, оказании первой доврачебной помощи, о действиях в экстремальных ситуациях природного характера. Совокупность этих знаний будет являться фундаментом для выработки жизненных навыков и безопасного прохождения маршрутов.
Свойственная подросткам активность направляется в нужное русло – познание и исследование окружающего мира самостоятельно в кругу сверстников и без родителей, что позволяет ему раньше повзрослеть, начать отвечать за свои поступки и даже поступки товарищей в коллективе единомышленников зачастую вдали от цивилизации. Туристские походы – это школа выживания в природной среде и при неблагоприятных условиях, поэтому у ребят развивается чувство гордости за себя и чувство своей значимости в этом мире. Если раньше ребят в походы водили педагоги, то при работе по этой программе они сами организуют, проводят поход и пишут отчет о походе (что представляет значительный исследовательский труд). Совершение походов происходит в рамках, установленных Правилами по спортивному туризму в дисциплине «Маршрут», поэтому обучающиеся должны быть знакомы с ними и под руководством педагогов организовывать путешествия и, после прохождения маршрутов, участвовать в Первенствах и Чемпионатах по спортивному туризму.
При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:
Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.
Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения.
Формирование разносторонне развитой личности.
Это реализуется в детском объединении через:
- обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
- насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
- дифференциацию и индивидуализацию учебно-тренировочного процесса, что помогает подростку выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
- гедонистическую направленность деятельности объединения, предполагающую организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.
Цель и задачи программы
Цель программы
Приобретение комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного прохождения спортивных маршрутов в рамках Правил проведения соревнований по спортивному туризму в условиях реализации современной технологии активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности, а также вовлечение в эту деятельность широких масс учащихся.
Задачи программы:
- привить навыки здорового образа жизни, укрепления здоровья, комфортного нахождения в природной среде в любых погодных условиях;
- углубить знания и практические навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения;
- начать применять знания на практике, путем организации и проведения спортивных и массовых мероприятий с учащимися;
- научить детей организовывать путешествия, подводить итоги путешествия, ориентироваться на местности по карте и компасу, совершать пешие, лыжные, горные походы, преодолевать препятствия, участвовать в соревнованиях по спортивному туризму, расширить знания по видам туризма;
- совершенствовать физическую и техническую подготовку для преодоления сложного природного рельефа;
- совершенствовать спортивное мастерство в двух видах СТ дисциплине «маршрут» и «дистанция», путем выполнения разрядов.
Адресат обучающихся
Данная программа адресована учащимся 8–11 классов. Количественный состав группы от 8 до 12 человек. Для обучения по программе дети должны иметь согласие родителей (заявление и иные документы) и медицинский допуск, а также состоять на учете в физкультурном диспансере.
Логика построения программы
Комплексность программы «Спортивный туризм» основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Учебно-тематический план первого года обучения состоит из двух модулей – базового и событийного. Базовый модуль строится на принципе последовательности и доступности изучаемого материала, включает 6 основных разделов, в ходе освоения которых юные туристы закрепляют и углубляют основы туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, полученные в предыдущие годы по программам туристско-краеведческой направленности базового уровня. Учебно-тематический план 2-го и 3-го года обучения включает специализированный модуль, где те же 6 основных разделов обучающиеся изучают более углубленно и совершенствуют свои спортивные и нравственно-волевые качества, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Значимые туристские мероприятия: походы, соревнования, сборы, слеты, участие в судействе соревнований по спортивному туризму, – выделены в программе в отдельный событийный модуль, так как освоение тем учебной программы должно подкрепляться или завершаться социально важным и ярким эмоциональным событием, позволяющим обучающимся закрепить полученные знания и приобрести новый опыт.
Модули предлагают педагогу основной набор тем, необходимых для освоения программы. Возможно убавление и добавление дополнительных часов на уже приведенные в модуле темы, а также есть возможность добавить другие темы на усмотрение педагога. Можно увеличить и уменьшить количество часов. Педагогам предлагается изменять предлагаемую программу под нужды своего учреждения и поставленные перед ним задачи.
Количество часов образовательной программы по годам обучения
№
|
Разделы программы
|
Количество часов по годам занятий
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
Базовый и специализированный модули
|
1
|
Техника и тактика туризма, туристские соревнования
|
46
|
46
|
48
|
2
|
Соревнования в дисциплине «дистанция»
|
62
|
62
|
70
|
3
|
Топография и ориентирование
|
16
|
16
|
16
|
4
|
Краеведение
|
28
|
18
|
–
|
5
|
Общая физическая подготовка и СФП
|
40
|
40
|
40
|
6
|
Коллективные и творческие дела. Организация мероприятий
|
36
|
40
|
44
|
Событийный модуль
|
1
|
Учебно-тренировочные походы, сборы
|
32
|
32
|
30
|
2
|
Участие в соревнованиях
|
64
|
64
|
56
|
3
|
Организация и судейство соревнований
|
–
|
6
|
20
|
ИТОГО:
|
324
|
324
|
324
|
Регулярно в течение всего курса обучения педагог обращает внимание обучающихся и формирует их серьезное отношение к обеспечению безопасности в туристском походе и при проведении занятий и тренировок.
Сроки и объем
Данная программа является продолжением программ, дающих начальную подготовку в спортивном туризме:
- общее кол-во часов в год – 324 часа;
- кол-во часов в неделю – 9 часов;
- периодичность занятий – 2–4 раза в неделю;
- срок реализации программы – 3 года.
В случае необходимости программа может быть реализована в течение более длительного срока. После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.
После окончания обучения, учащиеся проходят аттестационные испытания и получают удостоверение об окончании курса.
|