Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм»

Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм»


Скачать 0.68 Mb.
Название Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм»
страница 1/8
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8



чиппкро знак
Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное

учреждение дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт

переподготовки и повышения квалификации работников образования»

(ГБУ ДПО ЧИППКРО)

лого
Приоритетный проект

«Доступное дополнительное

образование для детей»
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области



Модельная дополнительная

общеразвивающая программа
«СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»
(Программа разработана в соответствии с мероприятием «Субсидии (Грант) на реализацию пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям» приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» направления (подпрограммы) «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»»)

Направленность программы: туристско-краеведческая

Вид программы: специализированная

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Автор-составитель:

Патрушина Лидия Ивановна


Пояснительная записка




Актуальность программы


Актуальность программы «Спортивный туризм» заключается в том, что она позволяет детям не только углублять знания, полученные во время занятий туризмом, но и применять их на практике, «играть в игры взрослых» по Правилам, установленным в масштабах страны, ощущать свою принадлежность к сообществу спортсменов–туристов, получать допрофессиональную подготовку, быть постоянно в ситуации успеха путем спортивного роста, а также проектирования и прохождения новых маршрутов в различных видах туризма. Немаловажно значение программы в том, что обучающиеся являются организаторами туристских мероприятий с возрастающим усложнением, сначала они проводят простейшие массовые мероприятия для младших школьников с элементами туризма, затем соревнования по спортивному туризму в качестве судей этапа и стажеров других судейских должностей. Также и с походами: идет набор опыта руководства походами младших школьников в качестве стажеров или помощников руководителя и опыт организации все более сложных походов для своего учебного объединения.

В походах и на экскурсиях учащиеся выполняют задания учреждения и других организаций по сбору краеведческого материала, исследованию объектов истории и культуры, проводят работу по охране природы и памятников культуры, участвуют в социально значимых акциях.

Туризм, краеведение и экскурсии являются действенным средством воспитания учащихся, служат целям всестороннего развития школьников, их подготовке к жизни, труду, защите Родины. В процессе занятий туризмом развивается познавательная активность, совершенствуется нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание, укрепляется здоровье, рационально используется свободное время, воспитываются волевые качества, коллективизм, инициатива и самостоятельность.

Спортивный туризм (далее – СТ) – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Соревнования заключаются в выявлении сильнейших туристских групп и туристов-спортсменов при прохождении туристских маршрутов и дистанций. Официальные соревнования (мероприятия) по спортивному туризму на территории Российской Федерации проводятся по Правилам соревнований по спортивному туризму (далее – Правила), которые обязательны для спортсменов, тренеров, представителей команд, судей и организаторов этих соревнований.

Вопросы организации и проведения соревнований и других туристских мероприятий, не вошедшие в Правила, регулируются Регламентами, утверждаемыми общероссийским физкультурно-спортивным объединением (союзом, федерацией, ассоциацией), аккредитованным Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по виду спорта «спортивный туризм».

Организаторами могут вноситься дополнительные Условия проведения соревнований, не противоречащие Правилам по СТ, которые уточняют порядок проведения соревнований и другую информацию по организации судейства. Соответствующая информация об этом доводится до участников соревнований до их начала. Соблюдая Правила необходимо исходить из принципов спортивной справедливости, безопасности и целесообразности.

Отличительные особенности программы


Программа «Спортивный туризм» предусматривает дифференцированный подход к обучению школьников. Выполнение программы зависит от способностей учащихся, дает им возможность достичь высоких спортивных результатов, стать профессиональным спортсменом, вести здоровый образ жизни, уметь выживать в различных жизненных ситуациях, осуществлять принцип преемственности и передачи умений и навыков, приобретенных на занятиях.

Данная программа является специализированной. Она составлена на основе типовых программ Министерства образования («Туристы–проводники», «Судьи туристских соревнований», «Туристы–спасатели», авт. А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов и др.) и рекомендована к прохождению после освоения начального этапа обучения туризму по программам «Юный турист», «Туристы-кадеты» и т. д.

Особенность программы в том, что она предлагается в качестве модельной программы. Она состоит из нескольких модулей и может быть легко изменена педагогом, исходя из поставленных перед ним целей и задач.

Модельная программа – это методически выверенная базовая основа для создания педагогами собственных дополнительных общеразвивающих программ. Она разработана на основе программ, по которым получены положительные результаты.

Модуль – это законченная единица образовательной программы, предполагающая освоение обучающимся комплекса результативных компонентов программы: когнитивного (знания, умения), мотивационно-ценностного (отношение), деятельностного (опыт), сопровождаемая контролем результатов обучающихся на выходе.

Модульный принцип обеспечивает вариативность, гибкость и мобильность построения образовательных программ, позволяя педагогу обеспечивать качество освоения программы учащимися, в том числе на основе построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Педагогическая целесообразность


Систематические занятия по данной программе должны способствовать углублению детьми знаний о своем крае, технике и тактике туризма (в избранном виде), об ориентировании на местности, оказании первой доврачебной помощи, о действиях в экстремальных ситуациях природного характера. Совокупность этих знаний будет являться фундаментом для выработки жизненных навыков и безопасного прохождения маршрутов.

Свойственная подросткам активность направляется в нужное русло – познание и исследование окружающего мира самостоятельно в кругу сверстников и без родителей, что позволяет ему раньше повзрослеть, начать отвечать за свои поступки и даже поступки товарищей в коллективе единомышленников зачастую вдали от цивилизации. Туристские походы – это школа выживания в природной среде и при неблагоприятных условиях, поэтому у ребят развивается чувство гордости за себя и чувство своей значимости в этом мире. Если раньше ребят в походы водили педагоги, то при работе по этой программе они сами организуют, проводят поход и пишут отчет о походе (что представляет значительный исследовательский труд). Совершение походов происходит в рамках, установленных Правилами по спортивному туризму в дисциплине «Маршрут», поэтому обучающиеся должны быть знакомы с ними и под руководством педагогов организовывать путешествия и, после прохождения маршрутов, участвовать в Первенствах и Чемпионатах по спортивному туризму.

При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:

  • Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.

  • Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.

  • Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения.

  • Формирование разносторонне развитой личности.

Это реализуется в детском объединении через:

- обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;

- насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

- дифференциацию и индивидуализацию учебно-тренировочного процесса, что помогает подростку выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

- гедонистическую направленность деятельности объединения, предполагающую организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

Цель и задачи программы


Цель программы

Приобретение комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного прохождения спортивных маршрутов в рамках Правил проведения соревнований по спортивному туризму в условиях реализации современной технологии активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности, а также вовлечение в эту деятельность широких масс учащихся.

Задачи программы:

- привить навыки здорового образа жизни, укрепления здоровья, комфортного нахождения в природной среде в любых погодных условиях;

- углубить знания и практические навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения;

- начать применять знания на практике, путем организации и проведения спортивных и массовых мероприятий с учащимися;

- научить детей организовывать путешествия, подводить итоги путешествия, ориентироваться на местности по карте и компасу, совершать пешие, лыжные, горные походы, преодолевать препятствия, участвовать в соревнованиях по спортивному туризму, расширить знания по видам туризма;

- совершенствовать физическую и техническую подготовку для преодоления сложного природного рельефа;

- совершенствовать спортивное мастерство в двух видах СТ дисциплине «маршрут» и «дистанция», путем выполнения разрядов.

Адресат обучающихся


Данная программа адресована учащимся 8–11 классов. Количественный состав группы от 8 до 12 человек. Для обучения по программе дети должны иметь согласие родителей (заявление и иные документы) и медицинский допуск, а также состоять на учете в физкультурном диспансере.

Логика построения программы


Комплексность программы «Спортивный туризм» основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Учебно-тематический план первого года обучения состоит из двух модулей – базового и событийного. Базовый модуль строится на принципе последовательности и доступности изучаемого материала, включает 6 основных разделов, в ходе освоения которых юные туристы закрепляют и углубляют основы туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, полученные в предыдущие годы по программам туристско-краеведческой направленности базового уровня. Учебно-тематический план 2-го и 3-го года обучения включает специализированный модуль, где те же 6 основных разделов обучающиеся изучают более углубленно и совершенствуют свои спортивные и нравственно-волевые качества, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Значимые туристские мероприятия: походы, соревнования, сборы, слеты, участие в судействе соревнований по спортивному туризму, – выделены в программе в отдельный событийный модуль, так как освоение тем учебной программы должно подкрепляться или завершаться социально важным и ярким эмоциональным событием, позволяющим обучающимся закрепить полученные знания и приобрести новый опыт.

Модули предлагают педагогу основной набор тем, необходимых для освоения программы. Возможно убавление и добавление дополнительных часов на уже приведенные в модуле темы, а также есть возможность добавить другие темы на усмотрение педагога. Можно увеличить и уменьшить количество часов. Педагогам предлагается изменять предлагаемую программу под нужды своего учреждения и поставленные перед ним задачи.
Количество часов образовательной программы по годам обучения



Разделы программы

Количество часов по годам занятий

1 год

2 год

3 год

Базовый и специализированный модули

1

Техника и тактика туризма, туристские соревнования

46

46

48

2

Соревнования в дисциплине «дистанция»

62

62

70

3

Топография и ориентирование

16

16

16

4

Краеведение

28

18



5

Общая физическая подготовка и СФП

40

40

40

6

Коллективные и творческие дела. Организация мероприятий

36

40

44

Событийный модуль

1

Учебно-тренировочные походы, сборы

32

32

30

2

Участие в соревнованиях

64

64

56

3

Организация и судейство соревнований



6

20

ИТОГО:

324

324

324


Регулярно в течение всего курса обучения педагог обращает внимание обучающихся и формирует их серьезное отношение к обеспечению безопасности в туристском походе и при проведении занятий и тренировок.

Сроки и объем


Данная программа является продолжением программ, дающих начальную подготовку в спортивном туризме:

- общее кол-во часов в год – 324 часа;

- кол-во часов в неделю – 9 часов;

- периодичность занятий – 2–4 раза в неделю;

- срок реализации программы – 3 года.

В случае необходимости программа может быть реализована в течение более длительного срока. После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.

После окончания обучения, учащиеся проходят аттестационные испытания и получают удостоверение об окончании курса.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка 4 Актуальность образовательной программы 5...
Положение «Об аттестации обучающихся в кружках и Объединениях дополнительного образования мбоу «Простинская оош» нмр рт
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка Актуальность программы Туризм, краеведение...
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка актуальность рабочей программы Закон «Об образовании в рф»
Содержание рабочей программы подготовительной группы (далее «Программа») составлено с учётом принципов и подходов к формированию...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка Актуальность программы
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Комплексная программа по организации летнего отдыха детей в лагере
Пояснительная записка (обоснование программы с учетом анализа за прошлый год, актуальность)
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы...
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы...
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка Спортивный туризм самостоятельная и социально-ориентированная...
Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа...
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели...
Особенности осуществления коррекционно-логопедическогопроцесса в мбдоу «црр- д/с «Сказка»
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка. Актуальность программы
Так, например, у многих детей от четырёх до восьми лет не достаточно развито внимание, память, речь, имеет место общая моторная неловкость,...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Пояснительная записка Обоснование программы, актуальность
Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольника определяется потребностью общества и практической необходимостью пополнения...
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon 1. Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи
Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» icon Содержание пакета программы образовательного курса «рынок недвижимости...
Темы и задания семинаров, деловых игр, компьютерных классов, вопросы для зачетов, а так же литература и статьи для домашнего чтения...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск