Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления

Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления


Скачать 1.06 Mb.
Название Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления
страница 1/10
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
c:\users\user\videos\desktop\1.jpg

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Актуальность темы. Научная обоснованность………………………..3-4

1.2. Цели и задачи деятельности МБДОУ по реализации Программы………………………………………………………………4-5

1.3.Основные концептуальные идеи, направления…………………...5-6

1.4 Принципы и подходы к формированию Программы…………… 6-9

1.5.Значимые для разработки Программы характеристики…………. 9-14

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Особенности осуществления коррекционно-логопедическогопроцесса в МБДОУ «ЦРР- д/с «Сказка» ………………………………………….. 15-24

2.2. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению нарушений ОНР 1 уровня ………………………………………………..24-27

2.3. Содержание логопедической работы налогопункте по преодолению нарушений ОНР 2 уровня ……… ………………………………………27-31

2.4. Содержание логопедической работы налогопункте по преодолению нарушений ОНР 3,4 уровня…………………………………………….. 31-36

2.5. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению нарушений ОНР 3, 4 уровней, ФФНР у детей старшей группы (5 – 6 лет)

……………………………………………………………………………….36-41

2.6. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

Ф/мНР, Ф/нНР и ФФНР, ОНР у детей 6 – 7 лет…………………………41-45

2.6.Взаимодействие со специалистами…………………………….. ….. .45-46

2.7.Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников……46-48

2.8. Взаимодействие с воспитателями ……………………………………..48

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы …………...........49

3.2 Программно-методическое обеспечение коррекционно-

логопедического процесса ………………………………………………….49-53

3. 3Условия реализации логопедической работы…………………………53-54

Приложение …………………………………………………………………55-67

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность темы. Научная обоснованность.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста МБДОУ «ЦРР- д/ с «Сказка» показал, что более 70% детей среднего - старшего дошкольного возраста (4-6лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них 50% - фонетико-фонематическое недоразвитие, 40% детей с ОНР. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи. Фиксируется устойчивая отрицательная динамика: детей с ТНР всё больше, а само нарушение тяжелее.

Среди факторов, способствующих возникновению тяжелых нарушений речи различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Так, внутриутробная патология приводит к нарушению развития плода, в частности, к речевой патологии: внутриутробная гипоксия, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, алкоголизм, курение, ионизирующая радиация, постоянная вибрация и т.п. Особенно вредное влияние оказывает сочетание ряда неблагоприятных факторов, действующих в период его внутриутробного развития (чаще от 4 недель до 4-х месяцев). Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие у слышащих детей, воспитываемых глухими родителями, появление заикания у ребенка, живущего в семье, где хотя бы один из родителей имеет такое же речевое нарушение.

Как показывают исследования речевой деятельностидетей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно- развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно- речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями.

Процесс становления звуковой стороны языка проходит в несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до 1года (в период дофонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико – мелодические структуры, фонемный состав слова ими не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети постепенно начинают овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:



  • Гласные – согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные (л)-(р)),

  • Глухие – звонкие,

  • Твердые и мягкие.

Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков – «заместителей». При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих(ж)-(ш), сонорных «р»-«л», свистящих «с» - «з».

Фонематическое восприятие по данным Н.Х Жвачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звуко – слоговых сочетаниях, искаженное произношение звуков. Это отражает диссоциацию между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.
1.2. Цели и задачи деятельности МБДОУ по реализации Программы

Цель программы:

- раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, а такжеосуществление своевременного и полноценного личностного развития ребенка, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- формирование правильного звукопроизношения;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- обучение детей процессам звуко - слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений;

- формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации;

- обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям;

- обучение навыкам монологической речи детей с учетом индивидуального подхода;

- формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательной активности детей через создание эмоционально – благоприятной среды физического развития;

- подготовка к обучению грамоте, ознакомление элементами грамоты.
Коррекционно – развивающая:

- развитие речевой коммуникации: формирование звукопроизношения, направленное на развитие коммуникации, социальной адаптации ребёнка;

- развитие (формирование, совершенствование) психических процессов;

- развитие фонетико – фонематических процессов;

- развитие темпо – ритмической организации речи;

- развитие общей, мелкой, лицевой, артикуляционной моторики, развитие координации речи с движением;

- развитие дыхательно – голосового аппарата;

- формирование (обогащение) лексико – грамматического строя речи;

- развитие диалогической и монологической формы речи;

- формирование (развитие) оптико – пространственных и временных представлений.

Коррекционно – воспитательная:

- формирование (развитие, совершенствование) мотивации, стремления к пре-одолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, само-регуляции и контроля, чувства достоинства и уверенности в своих силах;

- создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма ;

- воспитание внимания к звуковой стороне родной речи;

- совершенствование четкости произношения на фоне развития осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями;

- воспитание внимания к языку.

1.3. Основные концептуальные идеи, направления

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:

• формирование полноценных произносительных навыков;

• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

• развитие внимания у детей к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

• обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально- оценочному значению слов;

• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

• формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей.

1.4.Принципы и подходы к формированию Программы

Речевое развитиеодно из ведущих направлений развития и образования дошкольников, обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Данная программа разработана в соответствии с ООП ДО МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка», в которой учтены требования ФГОС дошкольного образования, а также фундаментальные принципы примерной образовательной программой дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности «Детский сад – дом радости» / автор Н.М.Крылова/.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников МБДОУ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. На сегодняшний день наиболее актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной Программы детского сада, и коррекционно – развивающих программ:

- Г.А. Каше для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Подготов-ка к школе детей с недостатками речи»;

- Н. С. Жукова, Е. М. Филичёва, Е. М. Мастюкова «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»;

- Т. Б. Филичёва, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада» (в 2 частях).

- различные технологии:

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение»,

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР»,

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет».

Кузнецова Е.В.,Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» и др.

- рекомендации и методики современных авторов, специалистов разных направле-ний: М.Ю. Картушиной, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой, Ткаченко Т.А., Гомзяк О.С., И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной и др.

Но эти программы рассчитаны на пребывание детей в специальных группах, речевой направленности. Полное прохождение Программ, в условиях работы логопункта, неприемлемо:

- различная речевая патология занимающихся;

- уменьшение количества групповых (подгрупповых) занятий;

- увеличение списочного состава детей;

- режим работы воспитателя не предусматривает ежедневных систематических занятий по развитию речи, в том числе коррекции звукопроизношения.

Характеристика программы: типовая, авторская, модернизированная, компилятивная. Программа носит коррекционно – развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей 4 – 7 лет с речевой патологией.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» В основу взято «Положением о логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении» (Приложение к письму от 25.03.02 г. № 05-05-805)

Данная программа содержит следующие добавления и изменения:

1. Систематизированы упражнения на развитие общей и мелкой моторики, на развитие речевого дыхания, голосообразования, задания по формированию (развитию) психических процессов представлены более объемно.

2.Активно используются логопедический массаж при постановке звуков, при дизартрии и заикании.(Е.А. Дьяковой)

3.Занятия на формирование и развитиетемпо-ритмической стороны речи, базрующиеся на методике Т.Н. Иванцовой- Новиковой (с детьми среднего возраста).

4.Артикуляционной гимнастики, как один из способов ранней помощи детям среднего возраста (ежедневно).

5. Конспекты составлены с учетом уровня развития группы детей, нуж-дающихся в логопедической помощи, т.е. материал, может быть преподнесен в большем или в меньшем объеме. При проработкематериала по одной теме, для детей с ТНР увеличивается доля двигательной активности, при ФФНР – познавательно – речевой.

5. Увеличена роль мотивационной составляющей, как формирующей учебную деятельность.

6. Уменьшено количество групповых (подгрупповых) занятий.

В рабочей программе четко прослеживается интеграция форм и методов работы с детьми: объяснение комбинируются с практическим показом и музыкальным сопровождением. Для того, чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующим их развитию звуковой культуры речи, предложена работа с фольклорным материалом, музыкальными народными играми, музыкально – литературными композициями с элементами пластики тела, мимики лица, жестов, артикуляторных поз.

Методы и приёмы включают в себя разные способы фиксации собственных мыслей, впечатлений об увиденном и услышанном, способствующие формированию умения структурировать передаваемые детьми тексты: пиктограммы (рисунок), идеограммы (символ), мнемотехника (система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации), сопровождающие движения (передача текста с помощью определённых движений).

Методы обучения:

 Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

 Наглядные методы: демонстрационный материал, использование ИКТ, таблицы, плакаты, символы гласных, символы согласных звуков, звуковой домик, слоговые таблицы, схемы, предметные картинки, карточки, образцы написания печатных букв, слов, предложений, разрезная азбука, исполь-зование индивидуальных зеркал при составлении характеристики звука.

 Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой, заполнение паспорта звука.

 Метод дидактических игр (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, авторские электронные игры).

Форма организации коррекционно-развивающей логопедической работы:

– индивидуальные, подгрупповые занятия,

- артикуляционная гимнастика в средних группах среднего возраста,

- логопедический массаж при постановке звуков (дизартрия, заикание)

Содержание логопедической работы направлено на координацию комплексных мер по коррекции речевой патологии путём ведения в активную практику здоровьесберегающих компонентов.

Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность не только развивать физические функции и улучшать соматическое состояние ребёнка, но и добиваться структурных изменений в организме: синхронизировать работу полушарий головного мозга, развивать способности, улучшать внимание, память, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на бо-лее высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

И ещё, здоровьесберегающийподход в организации воспитательно - образовательного процесса даёт возможность значительного увеличения двигательной ак-тивности. Установлено, что человек может мыслить, сидя

неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Обеспечению реализации программы и достижения планируемых результатов способствует внедрение методов и приёмов ИКТ:

- неисчерпаемый источник информации.

Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста: средняя группа – 4-5лет, старшая группа – 5 – 6 лет, подготовительная группа – 6 - 7 лет.

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы 4-6
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка 4 Актуальность образовательной программы 5...
Положение «Об аттестации обучающихся в кружках и Объединениях дополнительного образования мбоу «Простинская оош» нмр рт
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи деятельности доу по реализации...
Мбдоу «Зубово-Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида», содержание образования, формы организации деятельности детей...
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Программа развития муниципального образовательного учреждения «лицей»...
Настоящая программа определяет стратегию развития лицея и основные направления деятельности по ее реализации. Основные цели и задачи...
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Структура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели...
«Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка 1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Цели и задачи оу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного...
Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей...
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации программы Принципы...
Создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности детей с овз
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка
Цели и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка
Цели и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные...
Приоритетные направления деятельности группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации программы 4 1...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации Программы Основные концептуальные идеи, направления icon Целевой раздел программы. Пояснительная записка. 1 Цели, задачи реализации...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск