Пояснительная записка. Актуальность программы

Пояснительная записка. Актуальность программы


Скачать 1.04 Mb.
Название Пояснительная записка. Актуальность программы
страница 1/7
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Пояснительная записка.
Актуальность программы

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Но, к сожалению, сегодня многие педагоги всё чаще отмечают некоторые проблемы в развитии детей. Так, например, у многих детей от четырёх до восьми лет не достаточно развито внимание, память, речь, имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребёнка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить название основных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, определить, где у него левая, а где правая рука).

Дефекты произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребёнка фонематических процессов.

Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности и плаксивости.

Данные нарушения часто влекут за собой отставание в развитии. Но нужно помнить, что детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят радость и счастье быть самими собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой, именно в ней дети реализуют свои желания и творческие потребности. А дети, имеющие нарушения (отставание) в развитии, опасаясь насмешек, начинают стесняться, избегать общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, они не охотно участвуют в общих играх, что ведёт к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя помочь таким детям, не доводя до более серьёзных нарушений в развитии.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребёнка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь.

Логопедическая ритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжёлых речевых дефектов (нарушение у ребёнка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребёнка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её вывазительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические занятия имеют разнообразные цели – расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Таким образом логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет одновременно активизировать все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Направления логоритмической работы.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с дошкольниками. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений, но так как данная программа рассчитана на детей, посещающих обычные ДОУ, мы не ставим задачу по коррекции речи на логоритмических занятиях, а предоставляем эту возможность логопеду на индивидуальных занятиях. Таким образом, работа по второму направлению включает в себя развитие певческого дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счёт или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Авторский вклад в данную программу «Логоритмика» состоит в использовании на занятиях подвижных игр, развивающих внимание и музыкальные способности. Использование на логоритмических занятиях подвижных игр, развивающих внимание, позволяет нам сделать вывод о том, что именно подвижные игры, развивающие внимание, существенно влияют на повышение эффективности образовательного процесса. Игры способствуют развитию у детей музыкально-сенсорных способностей, в доступной игровой форме помогают разобраться в соотношении звуков по высоте, развитию чувства ритма, гармонии, чувство прекрасного. Подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: высоту, длительность, тембр и силу, дают возможность попробовать себя в творчестве.
Организация набора детей

Группы формируются согласно уставу центра. Количество детей на логоритмических занятиях составляет, как правило, 10 – 12 человек. Набор детей осуществляется в начале сентября по заявлению родителей (законных представителей).

Организация набора детей в объединении осуществляется на добровольной основе, для детей первого года обучения, зачисление в объединение происходит с 01 июня по 10 сентября на основании письменного заявления родителей. Дети второго и последующих годов обучения зачисляются в число обучающихся объединения автоматически.
Организация и принципы построения логоритмических занятий

Занятия логопедической ритмикой проводятся один раз в неделю. Длительность занятия по логоритмике для детей дошкольного возраста, с учётом постоянной смены видов деятельности, занимает 30 минут. Для детей 7 - 8 лет длительность занятия составляет 45 минут.

Занятия проводит руководитель объединения. Диагностика в начале, середине и конце учебного года осуществляется руководителем объединения, при необходимости участвует психолог. Оценку речи (если это необходимо) проводит логопед.

Организация занятий не предусматривает специального отбора детей, так как занятия носят общеразвивающий характер.

Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной темой или сюжетом и проводятся по следующей схеме:


  1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия.

Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.

  1. Основная часть составляет 70-80% времени логоритмического занятия. В зависимости от поставленных задач она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.

  2. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%). Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и лёгкого бега.

Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия.

Дети, отвечая на вопросы педагога, ещё раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.

В заключении педагог даёт оценку работы детей на занятии.

Данная программа представляет собой систему логоритмических занятий для детей от 4 до 7 лет, рассчитана на детей посещающих обычный (не логопедический) детский сад, общеобразовательную школу.
Условия реализации программы

Для разработки дополнительной образовательной программы «Логоритмика» были использованы разработки Новиковской О. А., Анисимовой Г. И., Лопухиной И. С., Михайловой М. А., Картушиной М. Ю., Кузнецовой Е. В., Гоголева М. Ю.

Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях, используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Впервые методические рекомендации по проведению логоритмики были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). На занятиях отрабатывается ритмическая структура слова и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется.

Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Занятия по логоритмике составлены с опорой на лексические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изученного материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Ритмические игры постепенно усложняются; в первых задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение занятия создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. Итогом работы является лучше усвоение знаний и формирование умений и навыков у детей.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  • Логопедическую (артикуляционную) гимнастику - комплекс упражнений для подготовки и укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т. Буденной, О. Крупенчук, Т. Воробьевой;

  • Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

  • Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

  • Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

  • Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

  • Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

  • Музыкально-ритмические игры с музыкальными и шумовыми инструментами, развивающие чувство ритма;

  • Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

  • Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

  • Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

  • Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;

  • Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятий может не всегда включать все перечисленные элементы. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Мы рекомендуем проводить логоритмические занятия 1 раз в неделю. На занятии должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Педагог должен создать детям условия для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помочь каждому ребёнку обрести веру в себя, организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.

Упражнения логопедической (артикуляционной) гимнастики рекомендуется проводить сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Дозировка повторений одного и того же упражнения определяется с учётом пожеланий детей. С детьми, которым не удаётся овладеть артикуляционными навыками, целесообразно позаниматься индивидуально с логопедом. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы. Поскольку большинство последних построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они дают положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс участия его в танце-игре. Материал, предложенный в содержании программы, может включаться в занятия не полностью.

Пальчиковые игры, динамические паузы педагоги могут использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар может разучиваться и использоваться на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Целеполагание программы
Цель: развитие музыкально – ритмических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:

  • Развитие слухового внимания;

  • Развитие слухового и зрительного восприятия;

  • Познакомить детей с общими закономерностями музыкальной речи (темп, ритм, динамика, высота звука, лад, тембр жанр);

  • Развитие двигательного и артикуляционного праксиса (способности запоминать движение в целом и использовать его в случае необходимости);

  • Развитие двигательных кинестезий (ощущениея собственных движений);

  • Развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;

  • Формирование двигательных навыков, передающих характер и настроение музыки.


Мониторинг образовательных результатов.
Ожидаемые результаты.

Дети четырех - пяти лет
К концу учебного года дети должны уметь:

- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер, выражать свои чувства словами;

- различать жанры марш и танец;

- различать темп музыки и речи: быстро, медленно;

- различать высоту звуков в пределах 6 октав: высокие – поют птички, низкие – поёт медведь;

- петь протяжно, чётко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение;

- выполнять движения отвечающие характеру музыки;

- различать настроение музыки: грустное – дождик, весёлое – солнышко;

- исполнять несложные песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, ног, корпуса, вместе начинать и заканчивать;

- ощущать тонус мышц: напряжённые – солдатики, расслабленные – тряпичные куклы;

- умение различать музыкальные и шумовые звуки.

- Умение повторить за педагогом ритмический рисунок, состоящий из четвертных и восьмых длительностей.
Дети пяти - шести лет

К концу учебного года дети должны уметь:

- различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);

- звучание фортепиано, бубна, погремушки, колокольчика, барабана;

- различать высоту звуков в пределах 4 октав: низкие, средние и высокие;

- уметь интерпретировать текст, декламируя его в разных темпах, тембрах, с разной динамикой, с ускорением, замедлением;

- петь без напряжения, плавно, лёгким звуком, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального инструмента;

- сопровождать речевые упражнения и пение одновременными движениями рук, ног, корпуса;

- ритмично двигаться в соответствии с различным характером, темпом и динамикой музыки;

- слышать и чувствовать паузы;

- показать возможности голоса и артикуляционного аппарата при озвучивании сказок и стихов;

- при помощи танцевальных движений, импровизируя, передать образ предлагаемого музыкального произведения;

- различать настроения,«читать эмоции» на картинках: грустное, весёлое, сердитое, спокойное;

- уметь ощущать тонус мышц (расслабление, напряжение) со сменой характера музыки;

- Умение повторить за педагогом ритмический рисунок, состоящий из четвертных и восьмых длительностей с использованием пунктирного ритма.

Дети шести – семи лет
К концу учебного года дети должны уметь:

- определять, к какому жанру принадлежит прослушанное музыкальное произведение (песня, марш, танец (вальс, полька));

- внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;

- определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамику;

- выражать свои впечатления от музыки в движении (танец-импровизация);

- показать возможности голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, крик, свист, шёпот, скандирование, глиссандирование, пение, штро-бас;

- петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);

- держать правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;

- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки;

- Умение различать музыкальные звуки в пределе 2 октавы. Умение различать направление мелодии вниз, вверх ;

- Различать звучание фортепиано, группу духовых и струнных инструментов, бубна, колокольчика, барабана;

- Умение повторить за педагогом ритмический рисунок, состоящий из четвертных и восьмых длительностей с использованием пунктирного ритма, синкопы и проговариванием слогов в этом же ритме;


Методики диагностики результатов


Цели и задачи программы

Методика диагностики результатов

Ожидаемый результат

4-5

6 - 7

7 - 8

4-5

6 - 7

7 – 8


Активизация слухового внимания через развитие чувства темпа:


Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение различать два контрастных темпа «быстрый» и «медленный».

Умение различать темпы «быстрый», «медленный», «умеренный».

Умение различать и реагировать на ускорение и замедление темпа музыки и речи.

Развитие звуковысотного слуха.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение различать музыкальные звуки в пределе 6 октав.

Умение различать музыкальные звуки в пределе 4 октав.

Умение различать музыкальные звуки в пределе 2 октавы.










Наблюдение







Умение различать направление мелодии вниз, вверх.

Развитие тембрового слуха.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение различать музыкальные и шумовые звуки.

Различать звучание фортепиано, бубна, колокольчика, барабана.

Различать звучание фортепиано, группу духовых и струнных инструментов, бубна, колокольчика, барабана.

Развитие динамического слуха.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение различать три динамических оттенка «тихо», «громко», «не очень громко».

Умение различать и реагировать на паузы и акценты в музыке и речи.

Умение различать «кресчендо» (нарастание силы звука, громкости) и «диминуэндо» (убавление силы звука, громкости).

Развитие жанрового слуха.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение различать музыку маршевую и танцевальную.

Умение различать песенную, танцевальную и маршевую музыку.

Умение различать жанры музыкальных произведений; песня, марш, танцы (полька и вальс).

Развитие чувства лада.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение различать настроение музыкального произведения грустное – дождик, весёлое – солнышко

Умение различать настроение музыкального произведения грустное, весёлое, спокойное, сердитое.

Умение размышлять над образом музыкального произведения, опираясь на имеющиеся знания и жизненный опыт.

Развитие чувства ритма.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение повторить за педагогом ритмический рисунок, состоящий из четвертных и восьмых длительностей.

Умение повторить за педагогом ритмический рисунок, состоящий из четвертных и восьмых длительностей с использованием пунктирного ритма.

Умение повторить за педагогом ритмический рисунок, состоящий из четвертных и восьмых длительностей с использованием пунктирного ритма, синкопы и проговариванием слогов в этом же ритме.

Развитие общей координации движений (моторики).

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение сопровождать речевые упражнения и пение одновременными движениями рук и ног. Реагировать на изменения темпа, динамики, высоты, ритма, тембра, жанра и настроения музыки и голоса в соответствии с полученными знаниями.

Умение во время начинать и заканчивать движения в соответствии с текстом или звучанием музыки. Реагировать на изменения темпа, динамики, высоты, ритма, тембра, жанра и настроения музыки и голоса в соответствии с полученными знаниями, координируя изменения с движениями рук и ног.

Умение реагировать на изменения темпа, динамики, высоты, ритма, тембра, жанра и настроения музыки и голоса в соответствии с полученными знаниями. Реагировать на ускорение и замедление темпа музыки и речи, координируя изменения темпа с движениями рук и ног.







Наблюдение

Наблюдение




Умение ощущать тонус мышц (расслабление, напряжение) в соответствии со сменой речевой команды.

Умение ощущать тонус мышц (расслабление, напряжение) в соответствии со сменой музыки.




Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Умение выражать свои впечатления от музыки в движении (танец-импровизация) (Смотрим разнообразие движений в танце).


Развитие голоса, артикуляционного аппарата.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Изучить возможности голоса и артикуляционного аппарата (умение всё показать): говорение, крик, шёпот, пение.

Изучить возможности голоса и артикуляционного аппарата (умение всё показать): говорение, крик, шёпот, пение, шипение, свист, скандирование.

Изучить возможности голоса и артикуляционного аппарата (умение всё показать): говорение, крик, шёпот, пение, шипение, свист, скандирование, глиссандирование, штро-бас.







Наблюдение

Наблюдение




Умение произнести текст тихо, громко, не очень громко.

Умение изобразить голосом «кресчендо» и «диминуэндо».










Наблюдение







Умение произносить текст, ускоряя и замедляя темп речи.



Наименование контрольных заданий и упражнений с оценочной шкалой


Цели и задачи программы.

Задания для диагностики.

Шкала оценки.

Дети 4-5 лет

Дети 5-6 лет.

Дети 6-7 лет.

Дети 4-5 лет

Дети 5-6 лет.

Дети 6-7 лет.

Развитие чувства темпа:

1. игра «Дождик» (изображают капельки дождя)

2.игра «Лошадки»

3. игра «Ноги и ножки».

1. игра «Кукла танцует»,

2. игра «Змейка»

3. игра «Мельница».

1.игра «Паровоз»,

2.игра «Машина»,

3. игра «Карусель».

3 балла –

Задание выполнено без ошибок;

2 балла –

При выполнении задания допускается 1-2 ошибки;

1 балл –

При выполнении задания допускается 3-4 ошибки;

0 баллов –

При выполнении задания допущено 5 и более ошибок.

Развитие чувства тембра:

1. игра «Музыкальные и шумовые звуки» (цветные карточки)

2. игра «Топай и хлопай».

1. игра «Прошёл, пробежал, проскакал»,

2. игра «Слушай звуки».


1. игра «Отгадай, что делаю».


3 балла –

Задание выполнено без ошибок;

2 балла –

При выполнении задания допускается 1-2 ошибки;

1 балл –

При выполнении задания допускается 3-4 ошибки;

0 баллов –

При выполнении задания допущено 5 и более ошибок.

Развитие чувства лада:

1. игра «Солнышко и дождик»,

2. игра «Весёлая и грустная кукла».


1. игра «Покажи настроение музыки»,

2. игра «Поймай снежинку».

1.Пассивное слушание музыки.

2. Активное слушание музыки (танец-импровизация);

(список рекомендованной музыки см. в расшифровке заданий).

3. «Танец пяти движений».

3 балла –

Задание выполнено без ошибок;

2 балла –

При выполнении задания допускается 1-2 ошибки;

1 балл –

При выполнении задания допускается 3-4 ошибки;

0 баллов –

При выполнении задания допущено 5 и более ошибок.

3 балла –

Самостоятельно определять настроение (лад), характер музыкального произведения. При ответе использовать имеющийся жизненный опыт, прилагательные. Высказать своё отношение (наличие в ответе личных местоимений);

2 балла – При помощи 1-2-х наводящих вопросов определять настроение (лад), характер музыкального произведения. При ответе использовать имеющийся жизненный опыт, прилагательные. Высказать своё отношение (наличие в ответе личных местоимений);

1 балл - При помощи наводящих вопросов определять настроение (лад), характер музыкального произведения. В ответе присутствуют только существительные (ответ очень краткий);

0 баллов – ребёнок называет противоположное настроение, характер, образ музыкального произведения даже при помощи наводящих вопросов педагога. Задание считается не выполнено.

Развитие звуковысотного слуха:

1. игра «Зайцы и медведи»,

2. игра «Кто зовёт?»,

3. игра «Большой – маленький».

(Игры проводятся в диапазоне 6 октав).

1. игра «Низкий, средний и высокий звук»,

2. игра «Кто зовёт?»,

(Игры проводятся в диапазоне 4 октавы).

1. игра «Девочка Мелодия», (направление мелодии)

2. игра «Низкий, средний и высокий звук».

(Игра проводится в диапазоне двух октав).

3 балла –

Задание выполнено без ошибок;

2 балла –

При выполнении задания допускается 1-2 ошибки;

1 балл –

При выполнении задания допускается 3-4 ошибки;

0 баллов –

При выполнении задания допущено 5 и более ошибок.

Развитие динамического слуха:

1. игра «Тихо – громко»,

2. игра «То вперёд, то назад»,

3. . игра «Тихо – громко – очень громко».


1. игра «Перекати мяч»,

2. игра «Шагай – приседай».

3. игра «Ветерок».

1. игра «Весёлый ветерок» (усиление и ослабление звука).


3 балла –

Задание выполнено без ошибок;

2 балла –

При выполнении задания допускается 1-2 ошибки;

1 балл –

При выполнении задания допускается 3-4 ошибки;

0 баллов –

При выполнении задания допущено 5 и более ошибок.

Развитие чувства ритма:

1.игра «Ритмическое эхо» (задания повторяются за педагогом в соответствии с требованиями возрастной группы).


3 балла – задание выполнено с первой попытки без ошибок;

2 балла – задание выполняется со второй попытки без ошибок;

1 балл – задание выполняется с третьей попытки;

0 баллов – задание выполнено с четвёртой попытки или не выполняется совсем.

Развитие общей координации движений (моторики):

Для диагностики развитости координации движений не требуется специальных заданий. Степень развитости оценивается методом наблюдения за выполнением заданий из других разделов, так как в их диагностике мы используем подвижные игры.

3 балла – задание выполнено чётко, в соответствии с инструкцией. В играх движения чёткие, разнообразные, для их придумывания не требуется много времени. По показу педагога движения копирует с первого раза.

2балла – задание выполнено с допущением 1-2 ошибок. В играх движения чёткие, достаточно разнообразные. По показу педагога движения копирует со второго раза. Для придумывания движений требуется от 30 до 60 секунд.

1 балл – задание выполняется с допущением 3-4 ошибок. По показу педагога движения копирует с третьего раза. В играх используются простые (однообразные) движения, для их придумки требуется до 2-х минут.

0 баллов – при выполнении задания допущено более 5-и ошибок. Движения в играх используются однообразные, для их придумывания требуется более 3-х минут. По показу педагога движения копирует с четырёх и более попыток или не может повторить совсем.

Развитие речевого и артикуляционного аппарата:

1. Педагог просит продемонстрировать пение, говорение, шёпот, крик.

1. Педагог просит продемонстрировать говорение, крик, шёпот, пение, шипение, свист, скандирование.

2. Умение произнести текст тихо, громко, не очень громко.

1. Педагог просит продемонстрировать говорение, крик, шёпот, пение, шипение, свист, скандирование, глиссандирование, штро- бас.

2. Умение изобразить голосом «кресчендо» и «диминуэндо».

3. Умение произносить текст, ускоряя и замедляя темп речи.

3 балла – владеет всеми приёмами в соответствии с возрастными требованиями. Легко и чётко воспроизводит их самостоятельно по требованию.

2 балла – владеет всеми приёмами в соответствии с требованиями возраста. Может чётко воспроизвести со второй попытки.

1 балл - владеет не всеми приёмами. Воспроизводит доступные приёмы после показа педагогом.

0 баллов - владеет основными приёмами звукопроизношения, с трудом повторяет за педагогом. Путается в названиях приёмов звукопроизношения.

Развитие жанрового слуха:

1. игра «Шаг и бег», 2. Игра «Солдатики балерины».

1. игра «Песня, танец, марш»,

2. игра «Гуляем и пляшем».

1. игра «Пляшем- отдыхаем»,

2. игра «Танцуй польку, вальсируй, маршируй».

3 балла –

Задание выполнено без ошибок;

2 балла –

При выполнении задания допускается 1-2 ошибки;

1 балл –

При выполнении задания допускается 3-4 ошибки;

0 баллов –

При выполнении задания допущено 5 и более ошибок.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм»
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской...
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка 4 Актуальность образовательной программы 5...
Положение «Об аттестации обучающихся в кружках и Объединениях дополнительного образования мбоу «Простинская оош» нмр рт
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка Актуальность программы
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской...
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Комплексная программа по организации летнего отдыха детей в лагере
Пояснительная записка (обоснование программы с учетом анализа за прошлый год, актуальность)
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка актуальность рабочей программы Закон «Об образовании в рф»
Содержание рабочей программы подготовительной группы (далее «Программа») составлено с учётом принципов и подходов к формированию...
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа...
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы...
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы...
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Пояснительная записка. Актуальность программы icon 1. Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи
Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели...
Особенности осуществления коррекционно-логопедическогопроцесса в мбдоу «црр- д/с «Сказка»
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка Обоснование программы, актуальность
Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольника определяется потребностью общества и практической необходимостью пополнения...
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации...
«Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная...
Пояснительная записка. Актуальность программы icon Пояснительная записка Актуальность программы Туризм, краеведение...
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск