Скачать 2.77 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Актуальность и предпосылки создания программы Одним из направлений повышения уровня подготовки врачей в структурах последипломного обучения врачей является дальнейшая оптимизация и совершенствование учебного процесса. Настоящая программа предназначена для профессиональной переподготовки врачей – клинических фармакологов в полном соответствии с основными требованиями специальности «Клиническая фармакология», введенной приказом Минздрава РФ от 05.05.97 № 131. Целью дополнительного профессионального образования врачей по клинической фармакологии является приобретение и совершенствование теоретических знаний и профессиональных умений и навыков, необходимых врачу – клиническому фармакологу для рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок в соответствии с требованиями учреждения, в котором он работает. В соответствии с законом РФ об образовании, национальным проектом в области образования и другими нормативными документами создаются образовательные программы. В основе их создания в области последипломного медицинского образования находятся Государственные образовательные стандарты и унифицированные рабочие программы по отдельным специальностям. Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования, так и с появлением новых стандартов ведения больных по различным нозологиям. Настоящая учебная программа составлена по нормативным документам: 1. Постановления Государственного комитета РФ по высшему образованию № 13 от 27.12.95г. "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ". 2. Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по клинической фармакологии (М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006) 3. "Методических указаний по составлению программ и проведению итоговой аттестации после вузовского профессионального образования" (г. Москва, 1998). 4. Приказ МЗ РФ № 314 от 09.08.01 г. «О порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе ЗО РФ». 5. Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 140122.06«Клиническая фармакология» (Москва, 2001 г.) 6.Приказ Министерства высшего и профессионального образования Российской Федерации №1221 от 18.07.97г. « Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных программ". 7. Методические рекомендации МЗ и СР РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования», М, 2005 1.2. Цель изучения дисциплины: приобретение и совершенствование теоретических знаний и профессиональных умений и навыков, необходимых врачу – клиническому фармакологу для рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок в соответствии с требованиями учреждения, в котором он работает. 1.3. Задачи изучения дисциплины Выявление базисных знаний и навыков курсантов перед началом обучения. Изложение содержания программы согласно плана. В результате изучения дисциплины курсанты должны овладеть всем объемом современных знаний, изложенных в программе, освоить новые практические навыки, необходимые врачу-специалисту клиническому фармакологу для проведения самостоятельной работы в соответствии с современными должностными требованиями, стандартами оказаниями медицинской помощи, утвержденными МЗ и СР РФ. 2. ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ-СПЕЦИАЛИСТЕ клиническом фармакологе. Общие положения: Врач клинический фармаколог - специалист с высшим медицинским образованием по специальности "Лечебное дело" и "Педиатрия", имеющий специальность «терапия» и прошедший дополнительную последипломную подготовку (клиническую ординатуру или обшее усовершенствование) по клинической фармакологии, имеющий теоретические знания и практические навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Обучение в клинической ординатуре и общее усовершенствование по клинической фармакологии имеют право проходить врачи, имеющие базовую специальность «терапия». Обучаться на аттестационном (сертификационном) цикле имеют право врачи - клинические фармакологи, имеющие стаж работы по специальности не менее 1 года. Тематическое усовершенствование проводится для врачей - клинических фармакологов и терапевтов. Подготовка врачей по клинической фармакологии проводится на кафедрах ФУВ высших учебных заведений или на кафедрах клинической фармакологии и фармакотерапии учреждений последипломного образования. Практический и теоретический уровень врач-клинический фармаколог повышает каждые 5 лет на соответствующих кафедрах. Назначение и увольнение врача-клинического фармаколога проводится руководителем учреждения в установленном порядке. В своей врачебной работе врач-клинический фармаколог руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, кабинете или отделении по клинической фармакологии, должностными инструкциями, приказами, настоящим Положением и другими действующими нормативными документами. Врач-клинический фармаколог при отсутствии самостоятельного отделения клинической фармакологии подчиняется заместителю главного врача по медицинской части. Обязанности врача-клинического фармаколога: -контролировать проведение фармакотерапии в отделениях лечебно-профилактического учреждения; -обеспечивать своевременный сбор информации по выявлению побочных действий лекарственных препаратов; -участвовать в курации больных, у которых диагностированы побочные проявления лекарственных препаратов или отмечается резистентность к проводимой фармакотерапии; -контролировать соблюдение правил парентерального введения лекарственных средств, своевременный учет и хранение, особенно препаратов списка А и Б; -организовывать разборы сложных случаев и ошибок по применению лекарственных препаратов, режима дозирования, взаимодействия и их побочного действия; -участвовать в разработке лекарственного формуляра лечебно-профилактического учреждения, контролировать его соблюдение; -участвовать в реализации программ (в соответствии с требованиями GCP) клинической' апробации лекарственных препаратов, осуществлять контроль за проведением и проводить оценку полученных результатов; консультировать врачей, проводящих клинические исследования; -осуществлять информационное обеспечение по зарегистрированным в России лекарственным средствам; -организовывать практические конференции по вопросам применения, побочного действия и взаимодействия лекарственных средств. Права врача-клинического фармаколога: Врач-клинический фармаколог имеет право: -вносить предложения администрации по вопросам улучшения деятельности подразделения, организации и условий труда; -участвовать в совещаниях, конференциях по вопросам, связанным с фармакотерапией и лекарственным обеспечением. Ответственность врача-клинического фармаколога: Врач-клинический фармаколог несет в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами юридическую и дисциплинарную ответственность за организационную, клиническую деятельность и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. Врач, окончивший обучение по специальности "Клиническая фармакология", должен уметь владеть: -методологией выбора групп и конкретных лекарственных средств с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия и побочных эффектов в зависимости от состояния функциональных систем больного и сопутствующих заболеваний; -проводить выбор наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств; -определять оптимальный режим дозирования, выбирать правильный способ введения с учетом фармакокинетических и фармакодинамических параметров лекарственных средств, а также возраста, пола и клинического состояния больного; -назначать эффективную и безопасную комбинацию лекарственных средств; -выявлять побочные действия лекарственных препаратов, проводить их коррекцию и анализировать причины их развития; -устанавливать клинические и параклинические параметры для контроля эффективности и безопасности применяемых лекарственных средств; -учитывать факторы риска и клинические проявления основных побочных действий лекарственных средств в процессе монотерапии и при их комбинации с препаратами иного механизма действия; -организовывать апробацию лекарственных средств, проводить анализ полученных результатов, оформлять отчеты по их результатам; -составлять фармацевтический формуляр лечебного учреждения; -организовывать и проводить поиск информации по всем вопросам клинической фармакологии лекарственных средств, работать с ПК, пользоваться системой Медлайна и Интернета; -организовывать и проводить научно-практические конференции, семинары, разборы и другие формы работы, позволяющие совершенствовать знания врачей по клинической фармакологии.
КЛИНИЧЕСКОГО ФАРМАКОЛОГА В соответствии с требованиями специальности врач-клинический фармаколог должен знать и уметь: Общие знания: - основы законодательства здравоохранения и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; - общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе и больных, в соответствии с нозологическими формами заболеваний; - основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики, фармакологии и фармации, физические и параклинические методы диагностики с учетом их возрастных аспектов; - условия проведения лабораторных, биохимических, электро-физиологических, рентгенологических, эндоскопических и других параклинических методов исследования в медицинской практике с учетом возрастных аспектов и состояния пациента; - принципы проведения фармакотерапии при различном течении и тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое, хроническое); принципы регистрации новых отечественных и зарубежных лекарственных препаратов в России, в том числе и подзаконные акты, регламентирующие проведение клинических испытаний в соответствии с требованиями хорошей медицинской практики (GMP), принципы работы контрольно-разрешительной системы по регистрации лекарственных средств и медицинской техники; - этические нормы применения лекарственных средств, как при апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические анальгетики, психотропные, лекарственные средства, прерывающие беременность, и т.д.; основные требования, регламентирующие применение лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и обеспечивание ими стационаров, роддомов и других медучреждений; - основные принципы проведения кинетических и фармакодинамических исследований, применяемых лекарственных препаратов в клинике с целью определения их эффективности и безопасности; - формы и методы работы с врачами по повышению их знаний по рациональному применению лекарственных средств, формы информации о новых лекарственных средствах и учетом эффективности, режима дозирования, взаимодействия и побочного действия; - формы и методы работы с населением по повышению знаний о рациональном применении лекарственных средств, назначаемых врачом и применяемых самостоятельно пациентами. Общие умения: Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного. Уметь оценивать результаты лабораторных морфологических, биохимических, иммунологических, микробиологических и других методов исследования. Уметь оценивать результаты современных основных методов функциональной диагностики, применяемых в клинике внутренних болезней:
Уметь оценивать результаты эндоскопических методов исследования -бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректоскопия, лапараскопия. Уметь оценивать результаты рентгенологических методов исследования: рентгенография легких, сердца, позвоночника, суставов, черепа, - рентгенография сердца, - рентгенография легких. Уметь оценивать результаты радиоизотопных методов исследования легких, почек, костей. Уметь проводить самостоятельно:
Уметь собирать жалобы больного, его анамнез, применять объективные методы исследования, назначать и расшифровывать данные параклинических методов диагностики, проводить дифференциально-диагностический поиск, формулировать диагноз, определять направленность лечебных мероприятий и их последовательность и выявлять поражение ЦНС, нейроэндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, глаз, ЛОР-органов. Уметь оказать необходимую экстренную помощь и проводить реанимационные мероприятия, определять показания для госпитализации больного. Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую помощь и организовать мероприятия по купированию их при:
Участвовать в:
Проводить контроль использования лекарственных средств в медицинском учреждении, сроках их годности, соблюдением совместимости, правильности проведения внутривенных и внутримышечных инъекций лекарственных средств, соблюдение правил хранения. Специальные знания по общим вопросам клинической фармакологии:
Специальные умения:
|
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы... Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,... |
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы... Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,... |
||
Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм» Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской... |
Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4 Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26 |
||
Пояснительная записка 4 Актуальность образовательной программы 5... Положение «Об аттестации обучающихся в кружках и Объединениях дополнительного образования мбоу «Простинская оош» нмр рт |
Комплексная программа по организации летнего отдыха детей в лагере Пояснительная записка (обоснование программы с учетом анализа за прошлый год, актуальность) |
||
Пояснительная записка Актуальность программы Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской... |
Пояснительная записка актуальность рабочей программы Закон «Об образовании в рф» Содержание рабочей программы подготовительной группы (далее «Программа») составлено с учётом принципов и подходов к формированию... |
||
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа... Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы |
1. Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи |
||
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели... Особенности осуществления коррекционно-логопедическогопроцесса в мбдоу «црр- д/с «Сказка» |
Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Пояснительная записка 5 |
||
Пояснительная записка. Актуальность программы Так, например, у многих детей от четырёх до восьми лет не достаточно развито внимание, память, речь, имеет место общая моторная неловкость,... |
Пояснительная записка Обоснование программы, актуальность Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольника определяется потребностью общества и практической необходимостью пополнения... |
||
«Высшая школа экономики» Факультет менеджмента (Москва) Санкт-Петербургский... Актуальность создания магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», цели программы... |
Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации... «Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная... |
Поиск |