Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы

Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы


Скачать 2.77 Mb.
Название Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы
страница 1/22
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность и предпосылки создания программы

Одним из направлений повышения уровня подготовки врачей в структурах последипломного обучения врачей является дальнейшая оптимизация и совершенствование учебного процесса. Настоящая программа предназначена для профессиональной переподготовки врачей – клинических фармакологов в полном соответствии с основными требованиями специальности «Клиническая фармакология», введенной приказом Минздрава РФ от 05.05.97 № 131. Целью дополнительного профессионального образования врачей по клинической фармакологии является приобретение и совершенствование теоретических знаний и профессиональных умений и навыков, необходимых врачу – клиническому фармакологу для рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок в соответствии с требованиями учреждения, в котором он работает.

В соответствии с законом РФ об образовании, национальным проектом в области образования и другими нормативными документами создаются образовательные программы. В основе их создания в области последипломного медицинского образования находятся Государственные образовательные стандарты и унифицированные рабочие программы по отдельным специальностям. Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования, так и с появлением новых стандартов ведения больных по различным нозологиям.

Настоящая учебная программа составлена по нормативным документам:

1. Постановления Государственного комитета РФ по высшему образованию № 13 от 27.12.95г. "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ".

2. Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по клинической фармакологии (М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006)

3. "Методических указаний по составлению программ и проведению итоговой аттестации после вузовского профессионального образования" (г. Москва, 1998).

4. Приказ МЗ РФ № 314 от 09.08.01 г. «О порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе ЗО РФ».

5. Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 140122.06«Клиническая фармакология» (Москва, 2001 г.)

6.Приказ Министерства высшего и профессионального образования Российской Федерации №1221 от 18.07.97г. « Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных программ".

7. Методические рекомендации МЗ и СР РФ «Разработка образовательных программ дополнительного профессионального медицинского образования», М, 2005

1.2. Цель изучения дисциплины:

приобретение и совершенствование теоретических знаний и профессиональных умений и навыков, необходимых врачу – клиническому фармакологу для рационального использования лекарственных средств и обеспечения целесообразности их закупок в соответствии с требованиями учреждения, в котором он работает.

1.3. Задачи изучения дисциплины

Выявление базисных знаний и навыков курсантов перед началом обучения. Изложение содержания программы согласно плана. В результате изучения дисциплины курсанты должны овладеть всем объемом современных знаний, изложенных в программе, освоить новые практические навыки, необходимые врачу-специалисту клиническому фармакологу для проведения самостоятельной работы в соответствии с современными должностными требованиями, стандартами оказаниями медицинской помощи, утвержденными МЗ и СР РФ.

2. ПОЛОЖЕНИЕ О ВРАЧЕ-СПЕЦИАЛИСТЕ клиническом фармакологе.

Общие положения:

Врач клинический фармаколог - специалист с высшим медицинским образованием по специальности "Лечебное дело" и "Педиатрия", имеющий специальность «терапия» и прошедший дополнительную последипломную подготовку (клиническую ординатуру или обшее усовершенствование) по клинической фармакологии, имеющий теоретические знания и практические навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

Обучение в клинической ординатуре и общее усовершенствование по клинической фармакологии имеют право проходить врачи, имеющие базовую специальность «терапия». Обучаться на аттестационном (сертификационном) цикле имеют право врачи - клинические фармакологи, имеющие стаж работы по специальности не менее 1 года. Тематическое усовершенствование проводится для врачей - клинических фармакологов и терапевтов.

Подготовка врачей по клинической фармакологии проводится на кафедрах ФУВ высших учебных заведений или на кафедрах клинической фармакологии и фармакотерапии учреждений последипломного образования. Практический и теоретический уровень врач-клинический фармаколог повышает каждые 5 лет на соответствующих кафедрах.

Назначение и увольнение врача-клинического фармаколога проводится руководителем учреждения в установленном порядке.

В своей врачебной работе врач-клинический фармаколог руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, кабинете или отделении по клинической фармакологии, должностными инструкциями, приказами, настоящим Положением и другими действующими нормативными документами.

Врач-клинический фармаколог при отсутствии самостоятельного отделения клинической фармакологии подчиняется заместителю главного врача по медицинской части.

Обязанности врача-клинического фармаколога:

-контролировать проведение фармакотерапии в отделениях лечебно-профилактического учреждения;

-обеспечивать своевременный сбор информации по выявлению побочных действий лекарственных препаратов;

-участвовать в курации больных, у которых диагностированы побочные проявления лекарственных препаратов или отмечается резистентность к проводимой фармакотерапии;

-контролировать соблюдение правил парентерального введения лекарственных средств, своевременный учет и хранение, особенно препаратов списка А и Б;

-организовывать разборы сложных случаев и ошибок по применению лекарственных препаратов, режима дозирования, взаимодействия и их побочного действия;

-участвовать в разработке лекарственного формуляра лечебно-профилактического учреждения, контролировать его соблюдение;

-участвовать в реализации программ (в соответствии с требованиями GCP) клинической' апробации лекарственных препаратов, осуществлять контроль за проведением и проводить оценку полученных результатов; консультировать врачей, проводящих клинические исследования;

-осуществлять информационное обеспечение по зарегистрированным в России лекарственным средствам;

-организовывать практические конференции по вопросам применения, побочного действия и взаимодействия лекарственных средств.

Права врача-клинического фармаколога:

Врач-клинический фармаколог имеет право:

-вносить предложения администрации по вопросам улучшения деятельности подразделения, организации и условий труда;

-участвовать в совещаниях, конференциях по вопросам, связанным с фармакотерапией и лекарственным обеспечением.

Ответственность врача-клинического фармаколога:

Врач-клинический фармаколог несет в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными документами юридическую и дисциплинарную ответственность за организационную, клиническую деятельность и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

Врач, окончивший обучение по специальности "Клиническая фармакология", должен уметь владеть:

-методологией выбора групп и конкретных лекарственных средств с учетом данных фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия и побочных эффектов в зависимости от состояния функциональных систем больного и сопутствующих заболеваний;

-проводить выбор наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств;

-определять оптимальный режим дозирования, выбирать правильный способ введения с учетом фармакокинетических и фармакодинамических параметров лекарственных средств, а также возраста, пола и клинического состояния больного;

-назначать эффективную и безопасную комбинацию лекарственных средств;

-выявлять побочные действия лекарственных препаратов, проводить их коррекцию и анализировать причины их развития;

-устанавливать клинические и параклинические параметры для контроля эффективности и безопасности применяемых лекарственных средств;

-учитывать факторы риска и клинические проявления основных побочных действий лекарственных средств в процессе монотерапии и при их комбинации с препаратами иного механизма действия;

-организовывать апробацию лекарственных средств, проводить анализ полученных результатов, оформлять отчеты по их результатам;

-составлять фармацевтический формуляр лечебного учреждения;

-организовывать и проводить поиск информации по всем вопросам клинической фармакологии лекарственных средств, работать с ПК, пользоваться системой Медлайна и Интернета;

-организовывать и проводить научно-практические конференции, семинары, разборы и другие формы работы, позволяющие совершенствовать знания врачей по клинической фармакологии.

  1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА

КЛИНИЧЕСКОГО ФАРМАКОЛОГА

В соответствии с требованиями специальности врач-клинический фармаколог должен знать и уметь:

Общие знания:

- основы законодательства здравоохранения и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе и больных, в соответствии с нозологическими формами заболеваний;

- основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики, фармакологии и фармации, физические и параклинические методы диагностики с учетом их возрастных аспектов;

- условия проведения лабораторных, биохимических, электро-физиологических, рентгенологических, эндоскопических и других параклинических методов исследования в медицинской практике с учетом возрастных аспектов и состояния пациента;

- принципы проведения фармакотерапии при различном течении и тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое, хроническое); принципы регистрации новых отечественных и зарубежных лекарственных препаратов в России, в том числе и подзаконные акты, регламентирующие проведение клинических испытаний в соответствии с требованиями хорошей медицинской практики (GMP), принципы работы контрольно-разрешительной системы по регистрации лекарственных средств и медицинской техники;

- этические нормы применения лекарственных средств, как при апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические анальгетики, психотропные, лекарственные средства, прерывающие беременность, и т.д.; основные требования, регламентирующие применение лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и обеспечивание ими стационаров, роддомов и других медучреждений;

- основные принципы проведения кинетических и фармакодинамических исследований, применяемых лекарственных препаратов в клинике с целью определения их эффективности и безопасности;

- формы и методы работы с врачами по повышению их знаний по рациональному применению лекарственных средств, формы информации о новых лекарственных средствах и учетом эффективности, режима дозирования, взаимодействия и побочного действия;

- формы и методы работы с населением по повышению знаний о рациональном применении лекарственных средств, назначаемых врачом и применяемых самостоятельно пациентами.

Общие умения:

Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного.

Уметь оценивать результаты лабораторных морфологических, биохимических, иммунологических, микробиологических и других методов исследования.

Уметь оценивать результаты современных основных методов функциональной диагностики, применяемых в клинике внутренних болезней:

  • ЭКГ-мониторирование,

  • АД-мониторирование,

  • реовазографию сосудов головы и конечностей,

  • велоэргометрию (ВЭМ),

  • исследование функции внешнего дыхания (ФВД)

  • спирография, бодиплетизмография, ПИК-флоуметрия,

  • телерадио-рН-метрию,

  • ультразвуковые методы исследования внутренних органов - щитовидная железа, почки, сердце, органы малого таза, сосуды.

Уметь оценивать результаты эндоскопических методов исследования -бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректоскопия, лапараскопия.

Уметь оценивать результаты рентгенологических методов исследования: рентгенография легких, сердца, позвоночника, суставов, черепа,

- рентгенография сердца,

- рентгенография легких.

Уметь оценивать результаты радиоизотопных методов исследования легких, почек, костей.

Уметь проводить самостоятельно:

  • венепункцию, катетеризацию подключичных вен и внутривенное введение

  • лекарственных средств,

  • плевральную пункцию,

  • парацентез,

  • определение центрального венозного давления,

  • кровоспускание,

  • переливание крови и кровезаменителей,

  • снятие ЭКГ и ее оценку,

  • определение времени свертывания, гематокрита.

Уметь собирать жалобы больного, его анамнез, применять объективные методы исследования, назначать и расшифровывать данные параклинических методов диагностики, проводить дифференциально-диагностический поиск, формулировать диагноз, определять направленность лечебных мероприятий и их последовательность и выявлять поражение ЦНС, нейроэндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, глаз, ЛОР-органов.

Уметь оказать необходимую экстренную помощь и проводить реанимационные мероприятия, определять показания для госпитализации больного.

Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую помощь и организовать мероприятия по купированию их при:

  • инфаркте миокарда,

  • нарушении мозгового кровообращения,

  • бронхиальной астме,

  • острой почечной колике,

  • отеке легких,

  • тромбоэмболии,

  • "остром животе",

  • внутреннем кровотечении,

  • диабетической, гипогликемической, уремической, мозговой комах.

  • Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных заболеваний.

Участвовать в:

  • формировании номенклатуры лекарственных средств лечебного учреждения;

  • оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

  • уметь организовать в лечебном учреждении систему информации по выбору лекарственных средств, режиму их дозирования, взаимодействию, прогнозируемым побочным эффектам;

  • оказывать помощь в составлении заявки по потребности лекарственными средствами, возможности их замены с учетом возраста и характера профиля заболеваний.

Проводить контроль использования лекарственных средств в медицинском учреждении, сроках их годности, соблюдением совместимости, правильности проведения внутривенных и внутримышечных инъекций лекарственных средств, соблюдение правил хранения.

Специальные знания по общим вопросам клинической фармакологии:

  • фармакодинамика лекарственных средств,

  • принципы механизма действия, их специфичность и избирательность,

  • фармакокинетика лекарственных средств: адсорбция, связь с белком, биотрансформация, распределение, выведение,

  • понятие о периоде полувыведения, равновесной кривой, кумуляции,

  • взаимодействие лекарственных средств: фармакокинетическое, фармакодинамическое, фармакогенетическое, физиологическое,

  • фармакогенетика и биоритм,

  • побочные действия лекарственных средств, прогнози-руемые и непрогнозируемые,

  • пути предупреждения и коррекции побочных действий лекарственных средств,

  • возрастные аспекты клинической фармакологии у беременных, плода, новорожденных, детей, лиц пожилого и старческого возраста,

  • общие принципы фармакотерапии, выбора лекарственных средств, дозы, режим их дозирования,

  • знать клиническую фармакологию основных лекарственных средств, применяемых в широкой медицинской практике (фармакодинамику, фармакокинетику, показания и противопоказания, режим дозирования, взаимодействие, побочное действие):

  • психотропных, антимикробных, противовоспалительных лекарственных средств, лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов и на основные физиологические функции сердца,

  • лекарственных средств, регулирующих секреторную и моторную функции желудочно-кишечного тракта,

  • лекарственных средств, воздействующих на слизистую и кожные покровы,

  • лекарственных средств, регулирующих функцию бронхолегочной системы,

  • лекарственных средств, влияющих на функцию эндокринных желез,

  • метаболических лекарственных средств,

  • знать лекарственные средства, требующие лекарственного мониторинга;

  • особенности клинической фармакологии лекарственных средств при заболевании сердечно-сосудистой и респираторной системы, органов пищеварения, почек, центральной нервной системы, нейроэндокринной системы;

  • знать вопросы организации контроля проведения современной, рациональной фармакотерапии с принципами выявления и регистрации побочных эффектов и мероприятия по их купированию;

  • знать показания к проведению острого лекарственного теста.

Специальные умения:

  • уметь организовать исследования основных показателей по фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных средств или определить и оценить равновесную концентрацию;

  • уметь проводить лекарственный тест;

  • уметь проводить поиск по вопросам клинической фармакологии с использованием информационных систем;

  • уметь организовать апробацию лекарственных средств Crossus ower двойным «слепым» методом или по «пилотной» системе, или путем чередования;

  • определить контрольную группу и методы оценки полученных данных;

  • уметь разработать протокол исследования;

  • определить характер фармакотерапии, проводить выбор лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования, выбрать методы контроля за их эффективностью и безопасностью;

  • прогнозировать возможность развития побочных эффектов, уметь их предупреждать, а при развитии их купировать;

  • прогнозировать возможность развития тахифилаксии, синдрома отмены, обкрадывания;

  • уметь оказать помощь при выборе комбинированной терапии с целью исключения нежелательного взаимодействия, усиления ПД, снижение эффективности базового лекарственного средства;

  • уметь оказать помощь в случае развития тахифилаксии к применяемому лекарственному средству;

  • контролировать правильность, своевременность введения лекарственного средства больному, их регистрацию, особенно лекарственных средств списка А;

  • контролировать правильность внутривенного введения лекарственных средств, оказывающих выраженный, быстрый фармакологический эффект;

  • помогать проводить фармакотерапию врачам стационара и поликлиники с учетом тяжести течения заболевания, состоянием функциональных систем, биоритма, генетического фона, особенностей фармакокинетики во всех возрастных группах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы...
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы...
Потребность в создании данной рабочей программы связана с появление как новых нормативных актов в области здравоохранения и образования,...
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка Актуальность программы Актуальность программы «Спортивный туризм»
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской...
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка 3 Направленность 3 Новизна 3 Актуальность 4
Рабочая программа модуля «Волшебное тесто» дети 4-5 лет 26 пояснительная записка 26
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка 4 Актуальность образовательной программы 5...
Положение «Об аттестации обучающихся в кружках и Объединениях дополнительного образования мбоу «Простинская оош» нмр рт
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Комплексная программа по организации летнего отдыха детей в лагере
Пояснительная записка (обоснование программы с учетом анализа за прошлый год, актуальность)
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка Актуальность программы
Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской...
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка актуальность рабочей программы Закон «Об образовании в рф»
Содержание рабочей программы подготовительной группы (далее «Программа») составлено с учётом принципов и подходов к формированию...
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа...
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon 1. Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи
Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели...
Особенности осуществления коррекционно-логопедическогопроцесса в мбдоу «црр- д/с «Сказка»
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка. Актуальность программы
Так, например, у многих детей от четырёх до восьми лет не достаточно развито внимание, память, речь, имеет место общая моторная неловкость,...
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка Обоснование программы, актуальность
Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольника определяется потребностью общества и практической необходимостью пополнения...
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon «Высшая школа экономики» Факультет менеджмента (Москва) Санкт-Петербургский...
Актуальность создания магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», цели программы...
Пояснительная записка актуальность и предпосылки создания программы icon Пояснительная записка Возрастные особенности Уровень квалификации...
«Чтение художественной литературы» Комплексные программы Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск