I. Пояснительная записка
1.1. Обоснование программы, актуальность
Развитие интеллектуальных способностей ребенка дошкольника определяется потребностью общества и практической необходимостью пополнения методического обеспечения процесса обучения в игре, позволяющего эффективно развивать интеллект детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими ценностями, своим языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство – значит найти важнейшие факторы развития ребенка.
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов: памяти, воображения, мышления, восприятия, внимания, как особой формы психической активности ребенка. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и формировать фундамент для развития новых форм поведения, правил и норм.
Интеллектуальные способности находят отражение в умении детей анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, синтезировать, проявляются в развитии речи ребенка, внимания, восприятия, памяти, воображения, творческого мышления.
Развитие интеллектуальных способностей ребенка тесно связано с воспитанием определенных личностных качеств.
Познавательные способности тесно связаны с инициативностью, любознательностью, самостоятельностью.
Самооценочные способности - с уверенностью в себе, с чувством интеллектуальной состоятельности.
Коммуникативные - с доброжелательностью, умением учитывать точку зрения другого человека, критичностью в оценке «бесспорных» истин, способностью к интеллектуальному диалогу.
Эмоциональные способности характеризуются отношением к жизненным явлениям окружающей действительности, искусству, творчеству, познанию, интеллектуальной деятельности.
Воспитание выше перечисленных личностных качеств – условия развития интеллекта. Развитый интеллект, в свою очередь, способствует формированию данных качеств личности.
Актуальность программы ориентирована на целостное развитие личности ребенка и служит целям формирования думающего и чувствующего, любящего и активного ребенка, готового к творческой деятельности в любой области.
Реализация поставленных задач осуществляется через интеллектуально-развивающие игры и задания, включающие в себя целый комплекс физических и кинезеологических упражнений, дыхательную, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомляемой. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, формируют активную жизненную позицию.
Игровая методика обучения детей является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
В программе обозначен комплекс методов и приемов на формирование устойчивой позитивной мотивации, которая вызывает непосредственный интерес к объекту учебного действия во время занятий при активном включении положительных эмоций ребенка. Присутствие параллельных потоков информации к сенсорным каналам (зрительному, слуховому и тактильному) помогают детям-визуалам, аудиалам и кинестетикам адаптироваться к образовательному процессу, предупреждает всевозможный дискомфорт и способствует развитию всех сенсорных каналов, в том числе благодаря эффекту синестезии.
Программа способствует усвоению разных способов взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в игре и в общении; проявлению всех видов активности ребенка; формированию первых «нравственных эмоций»: хорошо - плохо; формированию позитивной самооценки, умения действовать по правилам, сопереживать, сочувствовать.
Программа ориентирована на ситуацию успеха ребенка с опорой на непроизвольные процессы (непроизвольное внимание, непроизвольное запоминание, дивергентное и конвергентное мышление), создавая при этом предпосылки для развития произвольности всех психических процессов. В занятиях присутствуют элементы сказкотерапии как регулярный компонент образовательного процесса, здоровьесберегающие компоненты (физкультминутки, психогимнастика, самомассаж, упражнения направленные на профилактику нарушения зрения и сколиоза).
1.2.Концептуальная основа программы
Содержание программы строится на идеях развивающегося обучения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).
В программе заложены идеи некритичного гуманного отношения к каждому ребенку.
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использования различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала, исходя из индивидуальности ребенка, ориентируясь на удовлетворение его ведущей потребности и потенциальные возможности сферы психики.
Система занятий отличается высокой динамичностью.
Большое значение в курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий адаптации ребенка к постоянным умственным нагрузкам. Способствует этому постепенное усложнение материала: увеличение объема и сложности материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, усложнение графических диктантов и симметрических рисунков, увеличение темпа выполнения заданий.
Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина).
В основе программы лежат методические пособия авторов Куражевой Н.Ю, Вараевой Н.В. «Психологические занятия с дошкольниками», Ю.В.Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», С.В.Конаваленко «Коммуникативные способности и социализация детей 5-6 лет», В.Г.Маралова, Л.П.Фроловой «Коррекция личностного развития дошкольников» с использованием рабочих тетрадей А.И.Савенкова «Маленький исследователь», С.Е.Гавриной, Н.Л.Кутявиной «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления», методических пособий О.Жуковой «Развиваем интеллект», С.В.Бурдиной «Умный малыш», а также серии папок «Солнечные ступеньки», предназначенных для всестороннего развития интеллектуальных способностей ребенка.
1.3.Цели программы
Повысить интерес к процессу развивающего обучения, ориентированный на интеллектуальную деятельность ребенка в настоящем и будущем при подготовке детей к школе.
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи
1. Углубленно развивать общий интеллектуальный уровень ребенка.
2. Целенаправленно формировать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
3. Способствовать формированию комплекса показателей функционального развития: аналитического мышления и коммуникативных навыков, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
4. Формировать личностные качества (познавательные, самооценочные, коммуникативные, эмоциональные).
1.4. Методы и формы реализации программы, режим занятий
Программа состоит из 64 занятий с учетом возрастных особенностей (5-6 лет; 6-7 лет) и рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся как индивидуально, так и с подгруппой детей 6-8 человек 1 раз в неделю, с опорой на ведущий психический процесс: эмоционально-коммуникативную и личностно – волевую сферу ребенка. Длительность занятий для детей 5-6 лет - 25 минут; 6-7 лет - 30 минут.
Методические приемы, используемые в программе:
наблюдение;
дидактические игры и упражнения
игровой метод;
элементарные опыты;
моделирование;
рассказ педагога;
рассказы детей;
беседы;
задания на смекалку и загадки;
сказкотерапия;
игры-релаксации;
рисование;
работа в тетрадях и бланках с заданиями.
Для работы по программе потребуется:
тетрадь в клеточку;
листы форматом А4;
цветные и простой карандаши;
демонстрационный и раздаточный материал: серия «Умный малыш»; серия «Папка дошкольника», серия «Рабочие тетради дошкольника».
1.5.Сроки и этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
1.Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний.
3. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
4. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
5. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
6.Оценка результатов развивающего курса, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Структура развивающих занятий
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. В каждом занятии 6 блоков заданий. Каждое занятие начинается и заканчивается ритуалом, чтобы дети смогли настроиться на совместную деятельность, общение.
1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.
2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого и левого полушария, снятие мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления, речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмирование правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
Планируемые результаты
Дети 5-7 лет должны:
Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность, путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно - дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам; быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы; выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти, выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий; уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Реализация данной программы также предполагает, что в процессе обучения у детей проявится интерес к разным видам упражнений, который со временем перерастет в познавательный мотив деятельности.
Повысится активность и уверенность в своих силах, возможностях и в других областях деятельности. Улучшатся графические навыки и зрительно-моторная координация детей, пространственная ориентация, координация в системе «глаз – рука», расширится кругозор ребенка; увеличится объем зрительного восприятия, памяти, внимания. Сформируются произвольность поведения. Успешно будут решаться психологическая и социальная готовность детей к дальнейшему школьному обучению. Нормализуется оптимальная работоспособность.
Разовьются значимые личностные качества: повысится самооценка, появится уверенность в себе, возникнет чувство интеллектуальной состоятельности, сформируется способность к интеллектуальному диалогу, интеллектуальной деятельности, творчеству.
Улучшатся коммуникативные способности, пространственно–конструктивная ориентировка, эмоциональное благополучие.
Способ проверки результатов работы: мониторинг (сентябрь-май)) уровня усвоения операций мыслительного процесса, эмоционального состояния, коммуникативных навыков.
II.Содержательная часть программы
Планирование занятий по интеллектуальному развитию детей 5-6 лет
№
занятия
п/п
|
Содержание занятия
|
Цели и задачи
|
Октябрь
|
Занятие №1
|
1.Упражнение «Волшебный клубочек»
2. Упражнение «Ладошки»
3. Игра «Запомни — положи»
4.Упражнение «Грибы»
5.Дыхательная гимнастика
6.Упражнение с палочками «Выложи узор»
7.Игра «Муха»
8.Упражнение «Четыре стихии»
9.Рисуем двумя руками
10.Упражнение «Солнечные лучики»
|
1.Ритуал вхождения
2.Развитие устойчивого внимания – картотека.
3.Развитие произвольного внимания, зрительной памяти
-картотека
4.Решение проблемной ситуации
- картотека
5.Снятие психоэмоционального напряжения - картотека
6.Развитие ориентировки в пространстве, сообразительности
7.Картотека
8.Картотека
9.Развитие зрительно-моторной координации
10.Ритуал прощания
|
Занятие №2
|
1.Упражнение «Назови соседей»
2.Игра – презентация
3.Игры «Чем похожи», «Найди отличия», «Найди пару»
4.Упражнение «Дорисуй-ка»
5.Игра «Четвертый лишний»
6.Игра «Покупки сказочных героев»
7.Глазодвигательные упражнения.
8.Упражнения с палочками «Выложи фигуру»
9 Упражнение «Росточек под солнцем»
10.Упражнение «Пирамида любви»
|
1.Сплочение группы
2.Развитие речи
3.Развитие внимания
(методика Ю. Соколова)
4.Развитие воображения, графических навыков
5.Классификация предметов
6.Развитие речевых способностей, эрудиции, общей осведомленности
7.Прфилактика зрения
8.Развитие сообразительности, зрительно-пространственного ориентира на плоскости
(картотека – приложение №6)
9. Релаксация
10.Ритуал прощания
|
Занятие №3
|
1.Упражнение «Здороваемся»
2.Игра «Перекличка»
3.Упражнение «Слушай и исполняй»
4. Игра «Четыре стихии»
5.Упражнение «Нарисуй чего на свете не бывает»
6.Глазодвигательные упражнения
7.Игра «Праздник чудес»
8.Упражнение «Сложи оленя»
9.Упр. «Солдат и тряпичная кукла»
10.Упражнение «Волшебная игрушка»
|
1.Ритуал вхождения, разогрева группы, сплоченности
2.Развитие произвольного внимания
4.Развитие слухового и двигательного анализаторов, памяти
5.Развитие творческого мышления, воображения
6.Профилактика зрения
7.Развитие инициативы и самостоятельности (В.Г.Маралов с.116)
8.Развитие сообразительности (Жукова с.55)
9.Снятие психомышечного напряжения
10.Ритуал прощания
|
Занятие №4
|
1.Упражнение «Комплименты»
2.Игра «Не пропусти профессию»
3.Игра «Разноцветные мячики»
4.Игра «Велосипед»
5.Глазодвигательные упражнения
6.Упражнение «Расставь рисунки по порядку»
7.Упражнение «Найди пары, соедини их линиями»
8.Упражнение «Какая картинка лишняя?»
9.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»»
10.Упражнение «Волшебная игрушка»
|
1.Ритуал вхождения
2.Развитие внимания, переключаемости
3.Развитие быстроты мышления
4.Преодоление препятствий, трудностей (В.Г.Маралов с112)
5.Профилактика зрения
6.Развитие сообразительности , установление последовательности событий (Жукова с.22)
7.Развитие логического мышления, умения группировать (Жукова с.22)
8.Развитие логического мышления, умения исключать, обобщать (Жукова с.22)
9.Снятие психоэмоционального напряжения
10. Ритуал прощания
|
Ноябрь
|
Занятие №1
|
1.Упражнение «Доброе животное»
2.Упражнение «Зеваки», «Вспомни, как было»
3.Упражнение «Хитрые вопросы»
4.Упражнение «Запомни картинку»
5.Игра «Тропинка»
6.Игра «Пылесос и пылинки»
7.Упражнение «Назови следующий рисунок»
8. Решаем логические задачи
9.Упражнение «Подбери пару»
10. Упражнение «Солнечные лучики»
|
1.Ритуал вхождения
2.Развитие произвольного внимания
3.Развитие внимания и скорости мыслительных процессов (приложение №1)
4.Развитие логического мышления, сообразительности
5.Развитие дисциплинированности, переключаемости внимания, памяти
6.Снятие мышечных зажимов
(Маралов с.113)
7.Развитие мыслительных процессов. Сериация (Жукова с. 24)
8.Развитие сообразительности, логики мышления (картотека)
9.Установление аналогий (Жукова с.24)
10.Ритуал прощания.
|
Занятие №2
|
1.Упражнение «Комплименты»
2.Упражнение «Угадай, кто вышел»
3. Упражнение «Назови лишнее слово»
4.Упражнение «Конкурс боюсек»
5.Упражнение «Рыба-птица-зверь»
6.Упражнение «Хор»
7.Упражнение «Росточек под солнцем
8.Упражнение «Расставь рисунки по порядку», «Какая картинка лишняя», «Назови следующий рисунок»
9.Упражнения «Выложи фигуру»
10.Упр. «Волшебная игрушка»
|
1.Ритуал вхождения
2.Развитие внимания, памяти, мышления
3.Учить классифицировать
4.Коррекция страхов
5.Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления
6.Развитие фонематического слуха
7.Релаксация
8. Развитие мышления (Жукова с.4)
9.Работа с палочками (картотека – приложение №6)
10.Ритуал прощания
|
Занятие №3
|
1.Комплименты «Мне нравится в тебе…»
2. Упражнение «Любопытная Варвара»
3.Упражнение «Найди отличия»
4.Графический диктант
5.Дыхательная гимнастика
6.Упражнение «Найди закономерность», «Подбери ключи», «Группировка»
7.Игра «Гусеница»
8.Игра «Найди своих друзей»
9.Упражнение «Дорисуй»
10.Упражнение с использованием сенсорных модулей
11.«Солнце в ладошке»
|
1.Ритуал вхождения
2.Снятие психологических зажимов
3.Развитие произвольного внимания, памяти
4.Развитие мелкой моторики
5.Карточка - приложение №5
6.Рабочая тетрадь (Савенков с.1-2)
Развитие мыслительных процессов
7. Учить доверию, умение скоординировать свои усилия
8.Развитие пространственной ориентировки, эмпатии
9.Рабочая тетрадь (Савенков с.15)
10.Сенсорная комната – снятие психомышечного напряжений 11.Ритуал прощания
|
Занятие №4
|
1.Упражнение «Комплименты»
2. Упр. «Каскад слов»
3.Игра «Привет глазки»
4. Игра «Волна»
5.Упр. «Найди закономерность», «Лабиринт», «Найди одинаковое»
6. Упр. «Ветерок»
7.Упражнение «Логический квадрат», «Дорисуй», «Продолжи ряд»
8. Упражнение «Загадки»
9.Упражнения с использованием сенсорных модулей «Мы отдыхаем»
10..Упражнение « Солнце в ладошке»
|
1.Ритуал вхождения
2.Развитие слуховой памяти, внимания, мышления
3.Установление контакта друг с другом - развитие эмоционального интеллекта
4.Глазодвигательные упражнения
5.Рабочая тетрадь(с .5)
6. Развитие речемыслительной деятельности
7.Рабочая тетрадь (Савенков с.5-6)
8.Развитие мышления (Жукова с.11)
9.Секнсорная комната
10.Ритуал прощания
|
Декабрь
|
Занятие №1
|
1.Упр.«Ток»
2.Упр. «Яблоко»
3.Упр. «Хлопни в ладоши»
4.Упр.«Чего не стало»
5.Дыхательная гимнастика
6.Упр. «Зигзаги»»
7.Упр. «Найди закономерности», «Найди различия», «Задачки на размышление»
8.Упр. «Что было бы, если…»
9.Упр. «Расставь рисунки по порядку»
10.Упр. «Солнечные лучики»
|
1.Ритуал начала занятия
2.Концентрация внимания
3.Переключение внимания
4.Развитие памяти, внимания
5.Карточка №5
6.Глазодвигательные упражнения
7.Рабочая тетрадь (с.6-7)
8.Групповой тренинг- развитие интеллектуальной
раскрепощенности
9.Развитие мышления
(Жукова с.14)
10.Ритуал прощания
|
Занятие №2
|
1.Упражнение «Ток»
2.Игра «У оленя дом большой»
3.Упражнение «Актер»
4.Упражнение «Найди и вычеркни»
5.Игра «Танграм»
6.Упражнение «Дорисуй»
7.Упражнение «Что сначала, что потом», «Подбери пару каждой фигуре»
8.Загадки- шутки
9.Упражнение «Макаронина».
«Солдат и тряпичная кукла»
10.Упражнение «Солнце в ладошке»
|
1.Ритуал начала занятия
2.Развитие памяти
3.Развитие восприятия (прослушивание сказки»
4.Переключение внимания
5.Развитие мышления
6. Развитие целостности восприятия
7.Рабочая тетрадь (с.10-11)
8.Развитие сообразительности, интеллектуальной раскрепощенности
9. Релаксация - снятие психомышечного напряжения, сенсорная комната
10.Ритуал прощания
|
Занятие №3
|
1.Упражнение «Волшебный клубочек»
2.Упражнение «Скорая помощь»
3.Упражнение «Стоп-хоп-хлоп»
4.Упражнение «Какая картинка лишняя»
5.Игра «Танграм»
6.Упр. «Повтори изображение по клеткам», «Объедини предметы»
7. Дыхательная гимнастика
8.Упражнение «Свечка»
9.Упражнение «Солнце в ладошке»
|
1.Ритуал вхождения
2.Переключение внимания
3.Развитие произвольного внимания
4.Умение классифицировать, объединять, исключать
5.Развитие логического мышления, зрительно-пространственного восприятия, целостности фигуры
6.Развитие зрительно-моторной координации, умения группировать. Рабочая тетрадь (с.12.13)
7.Карточка №2
8.Релаксация
9.Ритуал выхода
|
Занятие №4
|
1.Упражнение «Приветствие»
2.Упражнение «Любопытная Варвара»
3.Упражнение «Рассмотри внимательно»
4.Упражнение «Разучивание песни»
5.Упражнение «Обведи картинку двумя руками»
6.Упражнение «Найди лишнее слово», «Какого рисунка не хватает»
7.Словесная игра «Концовка»
8.Дыхательная гимнастика
9.Упражнение «Мы отдыхаем»
10.Упражнение «Солнце в ладошке»
|
1.Ритуал входа
2.Психомышечная тренировка
3.Развитие произвольного внимания
4.Развитие вербальной долговременной памяти
5.Развитие восприятия, мелкой моторики, согласованности движений
6.Развитие мыслительных процессов (Жукова с.3-4)
7.Развитие умения делать умозаключения Картотека-(приложение №1)
8.Карточка - приложение №5
9.Релаксация с использованием сенсорных модулей - сенсорная комната
10.Ритуал выхода
|
Январь
|
Занятие №1
|
1.Упражнение «Дружба начинается с улыбки
2.Упражнение «Запретное число»
3.Упр. «Дорисуй рыбкам хвостики, девочкам бантики»
4.Упражнения «Что сначала, что потом», «Подбери пару»
5.Упражнение «Штриховка»
6.Упражнение «Найди закономерность», «Какая картинка лишняя»
7.Дыхательная гимнастика
8.Рисуем двумя руками
9.Упражнение «Куклы» (Петрушка, Буратино)
10.Упражнение «Пирамида любви»
|
1.Ритуал вхождения
2.Развитие переключения внимания
3.Развитие памяти, устойчивости внимания
4.Развитие логического мышления, установления последовательности событий Рабочая тетрадь (с.11)
5.Развитие мелкой моторики
6.Развитие мышления (Жукова с.66)
7.Карточка №5
8.Развитие зрительно-моторной координации
9.Релаксация, концентрация
10.Ритуал выхода
|
Занятие №2
|
1.Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
2.Упражнение «Дорисуй окошки»
3.Упражнение «Рассмотри и расскажи»
4.Упражнение «Размышляйка»
5.Упражнение «Треугольники»
6.Упра. «Найди лишнюю фигуру», «Повтори изображение по клеткам»
7.Дыхательная гимнастика
8.Упражнение «Травинка»
9.Упражнение «Радуга»
10.Упражнение «Мы отдыхаем» с использованием моделей сенсорной комнаты
|
1.Ритуал входа
2.Развитие устойчивости внимания, работоспособности
3.Развитие памяти, словесно-логического мышления
4.Развитие мыслительных процессов
5.Профилактика нарушения зрения
6.Развитие умения исключать, обобщать, мелкой моторики (Рабочая тетрадь с.13)
7.Карточка №5
8.Профилактика сколиоза»
9.Релаксация
10 Ритуал выхода
|
Занятие №3
|
1.Упражнение «Доброе животное»
2.Упражнение «Найди и вычеркни»
3.Упражнение «Обведи по точкам»
4.Упражнение «Найди закономерность», «Нарисуй пару»
5.Упражнение «Винт»
6.Упражнение «Зигзаги»
7. «Выбери подходящую картинку», «Подбери смысловые пары»
8.Упражнение «Дорисуй-ка»
9.Упражнение «Кошечка»
10.Упражнение «Пирамида любви»
|
1. Ритуал входа
2.Развитие произвольного внимания
3.Развитие тонкой моторики
4.Рабочая тетрадь (Савенков с.14)
5. Профилактика сколиоза
6.Профилактика нарушения зрения
7.Развитие логического мышления, умения делать умозаключения
8.Развитие внимания и зрительной моторики
9.Релаксация
10.Ритуал выхода
|
|