Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9»

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9»


НазваниеМетодическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9»
страница1/10
ТипМетодическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 комбинированного вида»

Городской округ Первоуральск

Методическое пособие

«ЧИТАЙКА»

Составитель: Дорофеева Л.А.,

старший воспитатель

филиала МАДОУ «Детский сад № 9»

- «Детский сад № 1»

Первоуральск 2015 г.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимость обеспечения дополнительной поддержки в развитии и обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии. Одной из основных проблем таких  детей является невозможность долгое время концентрироваться на одном виде работы, неусидчивость, невнимательность, а также отсутствие долгосрочной памяти. Они с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию. Но, не смотря на это, дети с удовольствием играют. Путешествую по необычному городу ребенок познакомиться с буквами родного языка, научиться составлять и читать слога, игровые занятия и упражнения, представленные в данном пособии, помогут ребенку выполнить поставленные перед ним задачи.

Пособие предназначено для детей с ограниченными особенностями здоровья и детьми, испытывающими трудности в овладении родным языком. Наши упражнения познакомят ребенка с буквами, помогут развить речь, будут способствовать формированию желания читать, познакомят с лучшими произведениями детских писателей. Представленная система упражнений, в которой чередуются разные виды деятельности, способствует поддержанию внимания, интереса и усвоению материала.

Пособие состоит из:

  1. Методических рекомендаций

  2. Сборника упражнений

  3. Курса видео уроков, которые помогут ребёнку закрепить полученные навыки

  4. Карточек для чтения

Итак, чтобы ребенок с у довольствием занимался необходимо выполнять ряд условий. Напомним их.

  1. Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.

  2. Время занятий не должно превышать 30 минут.

  3. В конце занятий работа должна быть оценена, а результаты наглядно отражены.

  4. Ребенок должен видеть свои достижения.

  5. Время, выбранное для занятий, не должно ущемлять других интересов ребенка.

  6. Занятия должны проводиться регулярно.

  7. Регулярность должна войти в привычку.

  8. При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребенка.

  9. Иногда говорите «надо».

  10. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно тревожного, неуверенного в себе ребенка.



Занятие №1

Повторение букв и соответствующих им звуков.

Перед тобой необычный дом. В этом доме живут слоги.

  • На первом этаже живут слоги, которые начинаются с согласного звука, который мы обозначаем буквой Д.

  • На втором этаже слоги начинаются с буквы Г.

  • Назови сам, с какой буквы начинаются слоги, которые живут на 3 и 4 этажах.

  • В первом подъезде живут слоги, заканчивающиеся на гласный звук, который мы обозначаем буквой А.

  • Во втором подъезде слоги заканчиваются на букву О.

  • Назови слоги, живущие в 3, 4 и 5 подъездах.

Комментарий: это задание поможет вашему ребенку вспомнить и назвать звуки, которые обозначаются буквами Б, В, Г, Д, А, О, У, Ы, Э.

Составление слогов (см.видео курс)

  • На четвертом этаже слог, который живет в последней квартире, еще не вернулся с работы домой, какой это слог? Впиши его в пустое окошко.

  • А теперь впиши и остальные слоги в пустые окошки.

- Проверь вместе с взрослым, правильно ли ты выполнил это задание.

Комментарий: для того чтобы выполнить это задание, ребенку необходимо установить закономерность, согласно которой слоги вписаны в окошки, а затем и самому вписать слоги в пустые ячейки, не нарушая этой закономерности.

Чтение слогов.

  • Прочитай по порядку все слоги, живущие на 4, 3, 2, 1 этажах

  • Прочитай сверху вниз все слоги, живущие в 1, 2, 3, 4, 5 подъездах.

Комментарий: при чтении горизонтальной строки меняются только гласные, а согласный остается неизменным, по вертикали наоборот, согласный изменяется, а гласный нет. Это укорачивает время, которое ребенок тратит на узнавание букв, так как одна буква во всех слогах повторяется.

Нахождение слогов.

- Прочитай слог, который живет на первом этаже в пятом подъезде.

  • На третьем этаже в третьем подъезде.

  • В первом подъезде на четвертом этаже.

  • В четвертом подъезде на втором этаже.

  • Найди слог БЫ, посмотри, какой слог живет слева от него.

  • Теперь посмотри, какой слог живет внизу, под слогом БУ.

Комментарий: это упражнение развивает умение ребенка ориентироваться на информационном поле, запоминать инструкцию взрослого, расширяет поле зрения.

Итог.

- Чем мы сегодня занимались?

- Если ты читал слоги правильно и быстро, закрась квадрат красным цветом, если тебе еще необходимо поработать, чтобы читать лучше, то синим.

- Выбери своё настроение обведи его в круг.

Комментарий: беседа в конце занятия поможет ребенку осознать не только свои действия, но и свое отношение к результатам своей деятельности. Помогите ему выбрать, назвать, нарисовать и объяснить свое настроение. Связать настроение с результатами занятия. Например: «Я веселый (грустный, серьезный) потому, что сегодня на занятии читал правильно и быстро».
Занятие №2
Чтение слогов на время (повторение)

  • Давай навестим наши слоги, живущие в домике (см. видео курс).

  • Поздоровайся с ними, назови их всех по порядку как можно быстрей.

  • Попроси родителей зафиксировать время, которое ты потратишь на чтение всех слогов.

  • Запиши в квадратике свой результат, количество времени, потраченное на чтение всех слогов.

Комментарий: чтение слогов на время будет проводиться с 1 по 10 занятие, так как это помогает ребенку привыкнуть к ситуации проверки чтения на скорость. Количество слогов, предложенное для чтения, будет неизменным: 20-21 слог, но их качество (структура слога) будет усложняться. Отмечая свой ежедневный результат, ребенок сможет сам следить за динамикой скорости.

Уточнение звучания гласных звуков и образа соответствующих им букв

- Сегодня мы с тобой навестим жителей нового дома.

  • Это гласные звуки, они обозначаются буквами, которые выглядывают в окошки.

  • По утрам первыми просыпаются гласные, живущие в первом подъезде, назови их.

  • Правильно, это Я, Ё, Ю, Е, И.

  • Гласный Я выглядывал из окошка и протяжно пел: «Я-а-а».

- Гласный А выглядывал из соседнего окошка и отзывался: « А-а-а».

  • Гласный Ю пел: «Ю-у-у». А какой гласный отвечал ему из соседнего окошка? Напиши его в этом окошке.

  • Какие гласные отзывались гласному Ё, гласному Е? Засели их в свои квартиры.

  • А гласному И не пришлось будить соседа, гласный Ы сам выг лянул в окошко и поздоровался со всеми: «С добры-ы-ым утром».

Дифференциация артикуляции гласных звуков.

  • Знаешь, когда мы произносим гласные звуки, живущие в первом подъезде, мы улыбаемся, а когда называем жильцов из второго подъезда — нет. Не веришь?

  • Назови гласные звуки, живущие в первом подъезде, глядя в зеркало. Ну, как?

  • Попроси родителей назвать гласные, понаблюдай, как они улыбаются.

Комментарий: обязательно используйте зеркало, когда будете выполнять это задание. Ребенок сможет не только произнести, услышать, но и увидеть, как произносится звук. Опора на слуховой и зрительный анализаторы способствует лучшему пониманию разницы между звуками.

Составление слогов. Дифференциация произношения и звучания.

- Когда к гласным звукам приходят согласные и они начинают петь вместе, то с согласными происходят необычные вещи. Давай попробуем в этом разобраться.

  • Напиши в нашем домике слева от буквы Я букву С.

  • Прочитай, какой слог получился - СЯ.

  • Напиши слева от буквы А букву С.

  • Прочитай, какой теперь получился слог - СА.

  • Послушай, как меняется согласный звук С из-за того, что поет то с гласным А, то с гласным Я — С А — СЯ.

  • Ты уже знаешь о том, что согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

  • Произнеси несколько раз слоги СА, СЯ, послушай, когда согласный С звучит мягко (СЯ), а когда твердо (СА).

  • Впиши букву С слева от остальных букв, живущих в домике.

  • Прочитай слоги, которые получились.

Комментарий: в данном задании ребенку необходимо услышать разницу между звучанием твердого и мягкого согласного звука.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

  • Прочитай слоги, в которых есть мягкий звук (СЬ).

  • В каком подъезде живут эти слоги: в первом или во втором?

  • Какие гласные находятся рядом?

  • Правильно - это гласные Я, Ё, Ю, Е, И.

  • Прочитай эти слоги еще раз, глядя в зеркало.

ЗАПОМНИ: СОГЛАСНЫЕ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ Я, Ё, Ю, Е, И, ВСЕГДА МЯГКИЕ И ПРОИЗНОСЯТСЯ С УЛЫБКОЙ.

  • Прочитай слоги, которые живут во втором подъезде.

  • Как теперь звучал согласный С? Твердо или мягко?

  • Произнеси эти слоги перед зеркалом.

  • А теперь ты улыбался?

ЗАПОМНИ: СОГЛАСНЫЕ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ А, О, У, Э, Ы, ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ И ПРОИЗНОСЯТСЯ БЕЗ УЛЫБКИ.

Комментарий: это задание помогает ребенку услышать, увидеть, почувствовать разницу между твердыми и мягкими согласными. После этого ему предлагается запомнить два правила, в которых говорится о том, почему согласный может звучать твердо или мягко. А также появляются сигналы для обозначения твердости и мягкости. Эти сигналы непосредственно связаны с артикуляцией (произношением) звуков.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconМетодическое пособие «здоровому все здорово»/Отв ред. Воробьева Н....
...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconРабочая программа кружка 2015 Составитель: Рыбенко Наталья Алексеевна,...
Консультант: Пинтусова Ольга Сергеевна, старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconРуководство мадоу детский сад №69 Адрес электронной почты: dou 69@...
Управление мадоу детский сад №69 осуществляет заведующий: Виолетта Александровна Частоступова

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconМетодическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир
Печатается по решению ббк 74. 1 педагогического совета Р59 №1 от 31 августа 2015 г

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconМетодическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconМетодические рекомендации по организации экологической тропы в доу...
Автор – составитель: Иштыкова Е. А., воспитатель, старший воспитатель, высшая квалификационна категория

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconПубличный отчет о состоянии и результатах деятельности
Мадоу "Детский сад №50", располагается по адресу: мо, Г. о. Балашиха, ул. Ситникова, д, рассчитан на 250 мест, фактическая наполняемость...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconОтчет о самообследовании мадоу «Детский сад №365 общеразвивающего вида»
Самообследование мадоу «Детский сад №365» проведено на основании приказа от 14. 06. 2013 года №462 мо и н РФ г. Москва «Об утверждении...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconМастер – класс «Искусство жить в согласии с собой»
...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconМетодическое пособие «Подвижные игры народов России» Составитель: инструктор фк
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар «центр развития ребёнка...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconМетодическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр...
Мадоу црр детский сад №13 «Сказка» детский сад №13 «Сказка» от «13» ноября 2014 г. №163

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconПояснительная записка Значимые для реализации Программы характеристики...
...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» icon1 раздел. Общие сведения об образовательном учреждении
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 Камышловского городского округа (мадоу детский сад...

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconПубличный отчет руководителя мадоу «Детский сад №290»
Детский сад №290 с обучением и воспитанием на татарском языке Советского района г. Казани

Методическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший воспитатель филиала мадоу «Детский сад №9» iconПрограмма вводного инструктажа по охране труда для работников мадоу «Детский сад №16 «Звездочка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №16 «Звездочка»


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск