Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой»


Скачать 154.78 Kb.
Название Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой»
Тип Анализ
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Анализ
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой»
Автор: Прокопьева Оксана Валерьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района Чувашской Республики
Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания воспитателей.

2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

3.Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции
На экране: «Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой»

Форма проведения тренинга – круг.
План мастер - класса:

1. Приветствие, чтение стихотворения

2. Психогимнастическое упражнение «Приветствие»

3. Метод «Дерево ожиданий»

4. Мини – сообщение «Эмоциональное выгорание. Что это?»

5. Проведение теста «Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

6. Упражнение « Ловец блага »

7. Упражнение «Стратегии самопомощи»

8. Упражнение “Клубок”

9. Ознакомление с методами быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

Упражнение «Муха».

Упражнение «Лимон».

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»).

10. Упражнение «Звуковая гимнастика».

11. Упражнение «Пишущая машинка».

12. Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

13. Рефлексия.
Ход тренинга:

Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Участники тренинга заходят в зал, садятся в круг.

1. Приветствие.

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались и нашли немного времени в череде наших будней для того, чтобы немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с целью профилактики эмоционального выгорания.

2. Психогимнастическое упражнение «Приветствие»

Цель упр.: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение,

создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения

занимающихся.

Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас

мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет.

Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим .

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

Как важно, бывает, найти свое место ,

И жить, размышляя о том,

Что нужен кому-то, что жить интересно,

Что есть и работа и дом.

Что эта работа приносит достаток,

И то, что она по-душе,

Что день перегружен,

что вечер так краток,

И ждут тебя дома уже,

Что место твое

И в любовном романе,

И в деле, и в близких сердцах,

Что жизнь пролетает не в телеэкране,

А в общих делах и мечтах.

Что планов громадье,

Что чувствуешь силы

И многое можешь отдать,

Что близкие люди здоровы и милы,

И радостей - не занимать.

Счастливое место - не точка на карте,

Не пункт назначения в судьбе,

А там, где вся жизнь пролетает в азарте,

Где рады, и ты ... и тебе ...!

3. Метод «Дерево ожиданий»

Цель: участники самостоятельно формулируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников. На протяжении всего семинара видят своё продвижение вперёд.

Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат с нарисованным деревом, скотч.

Структура работы: ведущий заранее готовит большой плакат с «условным «деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные цветные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от семинара и поочерёдно помещают их на дереве. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «складывать» в корзину.

4. Мини – сообщение «Эмоциональное выгорание. Что это?»

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической

защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их

энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [6].

С ссылкой на Е. Малера Н.А. Аминов приводит перечень основных и факультативных

признаков этого синдрома:

1) истощение, усталость;

2) психосоматические осложнения;

3) бессонница;

4) негативные установки по отношению к клиентам;

5) негативные установки по отношению к своей работе;

6) пренебрежение исполнением своих обязанностей;

7) увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

8) уменьшение аппетита или переедание;

9) негативная самооценка;

10) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);

11) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

12) чувство вины.

5. Проведение теста «Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» – 0 баллов;

«очень редко» – 1 балл;

«иногда» – 3 балла;

«часто» – 4 балла;

«очень часто» – 5 баллов;

«каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

«Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).

«Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

«Редукция личных достижений»(тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.
6. Упражнение « Ловец блага »

Цель: развивать умения позитивного отношения к жизненным ситуациям.

(звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция.

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опаздываете на работу, прибегаете на остановку, а автобус перед «вашим носом» уезжает.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

4. Вас не поздравил с праздником друг.

5. Ваш ребёнок подрался в школе.
Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участнику, указавшему более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, вручается медаль: «Ловец блага»!

7. Упражнение «Стратегии самопомощи»

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:

играю со своими детьми

читаю, лежа на диване

работаю в саду

Второй список может выглядеть так:

играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость

работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы

встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.

Вы очень плодотворно поработали, а сейчас отдохнём и поиграем.

8. Упражнение “Клубок”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает

закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться

«спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно

предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

9. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического

напряжения»

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие

излишнего напряжения.

Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»

Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.

С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза

закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то

на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать

назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.

Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы —сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

10. «Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль . Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что и слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

11. Упражнение «Пишущая машинка» [8]

Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.

Давайте представим себе, что все мы - большая пишущая машинка. Каждый из нас - буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м» , и снова общий хлопок и т.д.

Ведущий распределяет по кругу буквы по алфавиту и говорит: «Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.»

А напечатаем мы фразу: «Здоровье — дороже золота» Уильям Шекспир.

Пробел между словами – всем нужно встать.

12. Упражнение: Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”.

(Включается музыка, на фоне “неба” развешаны звезды.)

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. “А что ты даешь людям?”– спросили ее другие звезды.

Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам светится всегда и везде, уважаемые коллеги, и призываю вас иметь свой призыв по жизни и предлагаю вашему вниманию Мантру, звуковую вибрацию, древнюю священную формулу, которая несёт в себе мощный заряд положительной энергии...(все присутствующие произносят каждую строчку вслух)

Мантра от усталости”

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Я уникальна во всей Вселенной.

Я единственная в своем роде и неповторимая.

Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

Я верю в себя и в свое будущее.

Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

Я – хозяйка своей жизни.

Я – свободная личность.

Ведущий читает стихотворение:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!
Затем педагогом раздаются буклеты с рекомендациями по профилактике эмоционального выгорания.

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания:

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

8. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

9. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзями, коллегами.
11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

12. Не забывайте хвалить себя!

13. Улыбайтесь! Даже если не хочется!

14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

15. Станьте энтузиастом собственной жизни!

16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

20. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.

22. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

23. Музыка – это тоже психотерапия.

24. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

25. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

26. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

26. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

13. Рефлексия Метод «Дерево ожиданий»

Цель: участники обращают внимание на «Дерево ожиданий» , делают вывод о том, что многие пожелания реализовались, намечают план на будущую встречу.
Список использованной литературы:

1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки

педагогических способностей. // Вопросы психологии N 5, 1988.

2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное

образование. - № 2, 2006.

3. Берн, Эрик, Трансактный анализ в психотерапии. Изд-во: Академический

Проект,2001.

4. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-

методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2009.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и

профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

6. Корнилов С. В., Л. Э. Корнилова. Методический ларец. – Петрозаводск: «ПетроПресс», 2002.

7. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.

– М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
8. Панкратов В., Щербина Л. Улыбнись на счастье! – СПб.: Питер, 2008.
9. Хей. Л. Я могу стать счастливой. – М: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

Похожие:

Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Мастер-класс «groovy»
Это подтверждает представленный мастер-класс по nail-арту, получивший название «groovy». Благодаря пошаговой инструкции от специалистов...
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon О результатах самообследования ООО «Мастер-Класс» Раздел 1
Наличие Устава. Устав Общества с ограниченной ответственностью «Мастер-Класс» утвержден решением учредителя протокол №1 от 07 августа...
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Мастер-класс "Формы Google как средство взаимодействия участников образовательного процесса"
Цель мастер-класса показать возможности сервиса "Формы Google" в деятельности учителя
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Виктории Бурматовых «Искусство жить»
Я абсолютно убеждена: в том, чему учит эта книга, мир нуждается сегодня больше всего
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Виктории Бурматовых «Искусство жить»
...
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Форма 2 «Извещение о согласии сделать Оферту»
Изучив условия предложения делать оферты № от, мы в лице сообщаем о согласии сделать оферту № от и, в случае принятия нашей оферты,...
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Мастер-класс
Осмыслить возможности использования социальных сервисов Интернета в практической деятельности учителя-предметника
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Мастер-класс
«Педагогическое наблюдение за развитием метапредметных ууд младших школьников в ходе выполнения творческих задач»
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Мастер-класс «Мои первые рассказы с лего –конструктором»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №9 «Радуга»
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon «С любимым делом жить в сто крат милее…» Исполнитель: Михайлова Елизавета, ученица 10 класса
Мне очень нравится шить и рисовать, увлекаюсь архитектурой, для воплощения моих творческих идей я решила изучить замечательное искусство...
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Мастер класс «в мире театра кукол» Педагоги дополнительного образования
Изучить технологическую последовательность в изготовлении планшетной куклы и одежды к сказочному персонажу «Баба-Яга»
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Руководство культуртрегерской деятельностью школы
Позвольте начать наш мастер-класс с приветствия в адрес выпускников Пермского государственного университета по случаю нашего общего...
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Программа воспитательной работы
Искусство (музыка, изобразительное искусство)
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»...
Вид практического занятия (обучающий семинар, проблемный семинар, мастер-класс, деловая игра, и т д.)
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon 1 Потребительские свойства стиральных машин
Классы выставляются в диапазоне от а до G, где класс d примерно соответствует оценке "удовлетворительно", класс c "хорошо", класс...
Мастер – класс «Искусство жить в согласии с собой» icon Цели и задачи
Участники соревнований: по ориентированию: мж 5-6 класс и младше, мж 7-8 класс, мж 9-11 класс, мж э

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск