МАЛАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА «ЭНТУЗИАСТЫ» ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДА СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ЗДОРОВОМУ ВСЕ ЗДОРОВО.
МАЛОЕ ОБЬЕДИНЕНИЕ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ЭНТУЗИАСТЫ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЗДОРОВОМУ ВСЕ ЗДОРОВО»/Отв. ред. Воробьева Н.А- Стерлитамак, 2012/
Авторы- состовители:
Батыргареева Р.З- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 55»
Белова С.В.- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 41»-КВ
Белякова О.П.- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 34»-КВ
Воробьева Н.А.- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 70»-КВ
Галимова Р.М- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 5»-КВ
Даутова Е.А- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 43»
Кадулина И.А.- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11»
Малышева О.А.- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 58»
Мусина К.К.- старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 76»
Данное пособие подготовлено членами малой творческой группы старших воспитателей «Энтузиасты» в помощь педагогам образовательных учреждений для реализации образовательной области «Здоровье» по программе «Детство» в условиях работы по федеральным государственным требованиям. Оно содержит материалы педагогических советов, консультаций, раскрывает основы здоровьесберегающих технологий, описывает ритуальные игры для детей и взрослых.
Содержание
Введение……………………………………………
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ……………..
-
Реализация образовательной области «Здоровье»
По программе Веракса
По программе «Детство»
По программе «Успех»…………………………
Глоссарий………………………………………………..
Введение.
В жизни для человека значение здоровья очень велико. Оно играет огромную роль начиная от нашего настроения и психологического состояния и заканчивая физическим состоянием.
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей и взрослых, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье, это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов. От чего же зависит здоровье человека? Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от внешних условий(среда),т.е. в итоге от экологии, 10 % от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни, который он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому одновременно с заботой о чистоте тела и удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Здоровье ребенка во многом определяется отношением взрослых к его физическому воспитанию. Замечено что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример педагогов, родителей существенно влияет на формирование здорового образа жизни у детей.
Глоссарий
Технология
|
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
|
Педагогическая технология
|
Строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А. Сластенин).
|
Образовательная технология педагогики здоровьесбережения
|
- это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
|
Здоровьесберегающая технология
|
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников
|
Здоровье
|
Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
|
Здоровье физическое
|
Совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
|
Психическое здоровье
|
Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
|
Физическая активность
|
Естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).
|
Психическая активность
|
потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
|
Здоровье социальное
|
Моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).
|
Социальная активность
|
Проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
|
Здоровье нравственное
|
Комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
|
Классификация здоровьесберегающих технологий
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
|
Время проведения в режиме дня
|
Особенности методики проведения
|
Ответственный
|
Технологии стимулирования и сохранения здоровья
|
Стретчинг
|
Не раньше чем через 30мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30мин. Со среднего возраста в физкультурном или музыкальном зале либо в любом хорошо проветренном помещении
|
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
|
Руководитель по физическойкультуре.
|
Ритмопластика
|
Не раньше чем через 30мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30мин. Со среднего возраста
|
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателем ребенка.
|
Руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.
|
Динамические паузы
|
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
|
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
|
Воспитатели
|
Подвижные и спортивные игры
|
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно для всех возрастных групп.
|
Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, с учетом времени и места проведения.
|
Руководитель по физической культуре, воспитатели
|
Релаксация
|
В любом помещении. Подходит для всех возрастных групп
|
Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
|
Руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог- психолог, воспитатель
|
Пальчиковая гимнастика
|
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
|
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. проводится в любое удобное время
|
Воспитатели, логопед.
|
Гимнастика для глаз
|
Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время; в зависимости от интенствности зрительной нагрузки младшего возраста
|
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
|
Все педагоги ДОУ
|
Дыхательная гимнастика
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
|
Все педагоги ДОУ
|
Бодрящая гимнастика/гимнастика после сна
|
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
|
Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам.
|
Воспитатели.
|
Корригирующая гимнастика
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
|
Руководитель по физической культуре , воспитатель
|
Гимнастика ортопедическая
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Рекомендуется детям с плоскостопием.
|
Руководитель по физической культуре , воспитатель
|
Технологии обучения здоровому образу жизни.
|
Физкультурное занятие
|
3 раза в неделю во всех группах. Ранний возраст в групповой комнате-10 мин.
Все дошкольные группы в спортивном или музыкальном зале.
|
Занятия проводятся в соответствии с программой по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо проветрить помещение
|
Руководитель по физической культуре , воспитатель
|
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
|
В свободное время. Можно во 2 половине дня. Время строго не фиксировано в зависимости от задач которые поставил педагог.
|
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
|
Воспитатели, педагог-психолог
|
Коммуникативные игры
|
1-2 раза в неделю по 30 мин. Со старшего возраста.
|
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
|
Воспитатели, педагог-психолог
|
Занятия из серии «Здоровье»
|
1 раз в неделю.
|
Могут быть включены в расписание непрерывной непосредственно-образовательной деятельности.
|
Воспитатели, педагог-психолог,
руководитель по физической культуре
|
Самомассаж
|
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Необходимо объяснить детям серьезность процедуры и дать элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
|
Воспитатели, медсестра,
руководитель по физической культуре
|
Точечный массаж
|
Проводится в преддверии эпидемий в осенний и весенние периоды в любое удобное время. Со старшего дошкольного возраста.
|
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями. Используется наглядный материал.
|
Воспитатели, медсестра,
руководитель по физической культуре
|
Биологически обратная связь (БОС)
|
От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. В специальном помещении.
|
Необходимо соблюдать правила работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников.
|
Воспитатели, медсестра,
руководитель по физической культуре
|
Коррекционные технологии
|
Арттерапия
|
Сеансами по 10-12 занятий по 30 мин. Со средней группы.
|
Занятия проводятся по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
|
Воспитатели, педагог-психолог.
|
Музыкотерапия
|
В различных формах непосредственно-образовательной деятельности.
2-4 раза в месяц
|
Используется в качестве вспомогательного средства. Как часть других технологий; для снятия напряжения. Повышение эмоционального настроя.
|
Воспитатели, педагог-психолог.
|
Сказкотерапия
|
2-4 занятия в месяц со старшего дошкольного возраста
|
Занятия используются для психологической терапевтической и развивающей работы.
|
Воспитатели, педагог-психолог.
|
Хромотерапия /технология воздействия цветом/
|
Сеансами по 5 мин 4 раза в месяц
|
Используется в качестве вспомогательного средства. Как часть других технологий. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
|
Воспитатели, педагог-психолог.
|
Технологии коррекции поведения
|
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин со старшего возраста.
|
Проводятся по специальным методикам и программам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку. Дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий, протоколы занятий
|
Педагог-психолог
|
Психогимнастика
|
1-2 раза в неделю со старшего дошкольного возраста по 25-30 мин.
|
Занятия проводятся по специальным методикам
|
Воспитатели, педагог-психолог.
|
Фонетическая ритмика
|
2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. После приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Младший возраст-15 мин.
Старший дошкольный возраст-30мин.
|
Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий- фонетически грамотная речь без движений
|
Воспитатели, логопед,
руководитель по физической культуре
|
Реализация образовательной области «Здоровье» в образовательной программе «Детство» с учетом требований ФГТ.
Возрастная группа
|
Методы организации освоения образовательной области здоровье
|
Планируемые цели
|
Работа с родителями
|
Примечание
|
вторая
младшая
группа
|
- художественное слово;
- игровые приемы «Научим котенка умываться»;
-«моменты радости»;
-поисковая деятельность;
-игры-эксперименты;
-игры-экспериментирования;
- коллекционирование полезных для здоровья предметов;
|
-развивать интерес…
-развивать представления…
-обогащать представления..
-формировать осторожное и осмотрительное отношение
-совершенствовать умения…
-осваивать правила…
- развивать умения отражать в игре….
|
Простейшая проектная деятельность/коллекционирование предметов полезных для здоровья/.
Оформление рисунков и поделок по мотивам потешек и стихотворений раскрывающих необходимость соблюдения личной гигиены, режима дня и правил безопасного поведения
|
В группе рекомендуется иметь дидактическую развивающую куклу Мойдодыр или девочку Чистюлю.
|
средняя группа
|
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Аптека», «Поликлиника».
- игры-путешествия
- дидактические игры «Мой организм», «Уши мыть или не мыть» и другие
-рассматривание семейных фотографий
- прослушивание песен «Зарядка», «Веселая компания»
-чтение произведений детской литературы/ В.Зайцев «я одеться сам могу», Л.Герасимов «купаю куклу»/
- моделирование
-решение ситуационных задач «Что будет если мальчик не будет умываться, спать…»
|
- способствовать становлению интереса…
-развивать представления…
-развивать умения самостоятельно….
-воспитывать желание…
|
Проведение совместных досугов о здоровом образе жизни.
|
Дошкольники знакомятся с правилами здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека.
|
старшая
группа
|
-игровые проблемные ситуации;
- поисковые ситуации;
-ситуационные задания /составь режим дня для младшего брата, что будет если мы перестанем мыть руки/
-составление рассказов по картинкам;
-практические ситуации/как поступить если заложен нос, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз/
- проектная деятельность
- дидактические игры здоровьесберегающего содержания «в гостях у Айболита», «полезные и вредные привычки».
- чтение авторских художественных произведений,
|
-способствовать становлению устойчивого интереса….
- формировать представления о….
- способствовать развитию…
-развивать умение /элементарно описывать свое самочувствие, избегать опасных для здоровья ситуаций..
|
Информационное просвещение.
Защита семейных проектов.
|
Совместно с инструктором по физической культуре воспитатель проводит праздники здоровья в которых участвуют дети и их родители.
|
подготовительная
группа
|
- проблемные игровые и практические ситуации;
-беседы о здоровом образе жизни;
- проекты.
|
-воспитывать ценностное отношение…
-обогащать и углублять представления…
-воспитывать самостоятельность в выполнении…
|
В совместной проектной деятельности создание наглядных пособий ( моделей, плакатов, макетов, коллажей).
Совместное придумывание и изготовление дидактических игр.
Встречи с родителями чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья.
Совместные выставки коллекций.
|
Воспитатель совместно с педагогом-психологом, инструктором по ФК, музыкальным руководителем проводит тематические конкурсы, соревнования «Безопасная улица», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».
Дошкольники самостоятельно выполняют правила здорового образа жизни.
|
Мониторинг образовательной области здоровье по обновленной программе «Детство» с учетом ФГТ
Задачи и методы диагностики культуры здоровья детей дошкольного возраста
Диагностические задачи
|
Методы диагностики
|
Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни
|
Индивидуальные беседы с ребенком.
Проблемные диагностические ситуации.
Проективные методы.
Контент-анализ продуктов детской деятельности. Наблюдение
|
Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди»
|
Беседы.
Диагностические игровые задания.
Проблемные ситуации.
Наблюдение.
Опрос родителей и педагогов
|
Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
|
Наблюдение.
Диагностические игры.
Проблемные ситуации
|
В организации диагностики представлений детей о здоровье очень важно использовать дополнительные диагностические методы с целью изучения переноса продемонстрированных ребенком знаний в реальную жизнь, повседневную практику, что осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально организованных условиях (например, сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации)., Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности здоровьесберегающей компетентности своих воспитанников и уточнить, насколько действенны эти знания
Для более детального изучения здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком игровых задач:
здорового образа жизни и безопасного поведения;
разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
С этой целью можно использовать такие игры, как «Я и мое тело», «Режим дня», «Правильная и здоровая пища», «Опасно — безопасно», «Опасное путешествие», «Волшебный светофор», «Берегите зубы» (приложение 3) и др. Исходя из поставленных задач, педагог может самостоятельно перевести имеющиеся у него в профессиональном арсенале дидактические игры валеологического содержания в диагностический контекст.
Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста:
применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;
актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в игровой ситуации;
решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;
автономность, самостоятельность решения.
Таблица по критериям
Здоровьесберегающая компетентность ребенка (лет, мес.)_____
(по материалам наблюдения)
Критерии
|
Проявля ется
|
Не
проявляется
|
Проявляется избирательно
|
Примечания
|
Применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;
|
|
|
|
|
Актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в игровой ситуации;
|
|
|
|
|
Решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;
|
|
|
|
|
Автономность, самостоятельность решения.
|
|
|
|
|
Протокол наблюдения
за проявлениями здоровьесберегающей компетентности
детей младшего и среднего дошкольного возраста
в повседневной жизнедеятельности
Ф. И. О. ребенка
|
Культурно- гигиенические умения и навыки
|
Безопасность поведения на улице и в группе детского сада
|
Ситуации общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
|
Ситуации, угрожающие собственному здоровью или
здоровью сверстников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оформление протокола может происходить по каждому критерию отдельно. Для этого используйте условные обозначения, например первые буквы выделенных критериев и индекс его проявления:
применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни — П+ или П—;
актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в конкретной жизненной ситуации — дополнительный + или ?;
решение задачи, содействующее сохранению здоровья, — Р+ или Р—;
У самостоятельность решения — С+ или С—.
Неоднозначное проявление критерия может сопровождаться значком «?», например П?, но обратите внимание, что неопределенность проявления может наблюдаться в отношении только первых двух критериев. Два последующих критерия или проявляются или не проявляются — промежуточного варианта быть не может!
Таким образом, наличие валеологической компетентности у ребенка сопровождается аббревиатурой П++Р+С+, некомпетентность — П-Р-С- или П??Р-С-
Для изучения здоровьесберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста также целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком задач:
здорового образа жизни и безопасного поведения;
разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Описание игр представлено в приложении
Критерии оценки здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника:
применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;
быстрота актуализации здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;
решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;
автономность, самостоятельность решения.
Исходя из них компетентному ребенку присуще самостоятельное применение здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении здоровьесберегающих задач. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника.
Результаты наблюдения фиксируются воспитателем в протоколе, образец которого был представлен ранее.
Педагогу необходимо организоватьопрос родителей своих воспитанников, чтобы определить причины, например, недостаточно глубоких знаний ребенка, его некомпетентности.
Рекомендуемые вопросы для опросника, позволяющего изучить особенности культуры здоровья семьи, приведены в анкете для родителей.
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКАДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВЬЮ
И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Цель — изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.
Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
Примерные вопросы к ребенку.
Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К. И. Чуковского? (Покажитеребенкукнижку, дайтеполистать и просмотретьиллюстрации.)
Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?
Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.
Результаты наблюдения за ребенком четвертого года жизни
Отношение ребенка (лет, мес.)_____
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии
|
Проявляется
|
Не
проявляется
|
Проявляетсяизбирательно
|
Примечания
|
Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения
|
|
|
|
|
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры
|
|
|
|
|
Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания
|
|
|
|
|
Интерес к самопознанию
|
|
|
|
|
Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми
|
|
|
|
|
Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами
|
|
|
|
|
Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья
|
|
|
|
|
Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни.
Результаты наблюдения за ребенком пятого года жизни.
Отношение ребенка (лет, мес.)_____
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии
|
Проявляется
|
Не
проявляется
|
Проявляетсяизбирательно
|
Примечания
|
Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения
|
|
|
|
|
Самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении
|
|
|
|
|
Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания; удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий
|
|
|
|
|
Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни
|
|
|
|
|
Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке
|
|
|
|
|
Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат
|
|
|
|
|
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Цель — изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».
Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
Здоровыйчеловек — это...
Моездоровье...
Иногда я болею, потому что...
Когда я болею, мне помогают...
Когда у человека что-то болит, то он...
Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...
Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...
Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...
Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...
Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...
Когда мои друзья болеют, то я...
Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...
Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться.
Результаты оформляются в таблицу.
Направленностьотношения
|
№
|
Детскиесуждения (комментарии)
|
Отношение к здоровью
|
1,7
|
|
Отношение к своемуздоровью
|
2, 3, 6, 12
|
|
Отношение к болезни
|
4, 5, 11
|
|
Отношение к опасным для здоровья ситуациям
|
10
|
|
Направленностьжеланий о здоровье
|
8, 9
|
|
Обработка результатов.
В последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов педагог делает вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.
Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.
В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников можно использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие:
«Картина моего здоровья» (с использованием рисования);
«Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;
«Мой друг заболел, или Письмо больному другу (подруге)»;
«История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»;
«Путешествие в страну Здоровье».
Контент-анализ детских высказываний направлен на понимание осознания ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету.
Так же как и с детьми младшего—среднего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей шестого, седьмого годов жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1—2 недель
Результаты наблюдения также рекомендуется оформить в таблицу, составленную по аналогии с таблицами наблюдения за детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Отношение ребенка (лет, мес)____
к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии
|
Проявляется
|
Не
проявляется
|
Проявляетсяизбирательно
|
Примечания
|
Устойчивость и направленность любых действий и деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни
|
|
|
|
|
Бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру
|
|
|
|
|
Мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом
|
|
|
|
|
Свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении здоровьесберегающих задач
|
|
|
|
|
Осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливости, трудолюбия и др.)
|
|
|
|
|
Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни
|
|
|
|
|
ОПРОСНИК
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель опросника — изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
|