Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир


НазваниеМетодическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир
страница1/4
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4





развиваем познавательные способности детей

посредством

легоконструирования

методическое пособие

c:\users\админ\desktop\96571315_large_11.jpg

МАДОУ детский сад № 4 г. Армавир


развиваем познавательные

способности детей посредством

легоконструирования

методическое пособие

Ставрополь, 2015

УДК 373 Печатается по решению ББК 74. 1 педагогического совета Р59 №1 от 31 августа 2015 г.


Рецензенты:

О.Н Родионова - кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования

ФГБОУ ВПО"Армавирский государственный педагогический университет"

О.Д. Лукьяненко - кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО"Армавирский государственный педагогический университет"

Развиваем познавательные способности детей посредством легоконструирования. Методическое пособие / Под общ. ред. Лебеденко И.Ю. - Ставрополь, 2015.- 70 с.
В методическом пособии рассматривается потенциал легоконструирования в работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Материалы пособия будут интересны практическим работникам дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования и родителям.
Печатается в авторской редакции

УДК-373

ББК-74.1

Содержание
Введение........................................................................5

Легоконструирование как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста....................…8

Методы и приемы руководства легоконструированием в организованной образовательной деятельности ………………………………………......….........12

Организация конструирования вне организованной образовательной деятельности..................................18

Комплекс игр и игровых упражнений с конструктором Лего в младшей группе……………......….....24

Комплекс игр и игровых упражнений с конструктором Лего в средней группе….....………................28

Комплекс игр и игровых упражнений с конструктором Лего в старшей группе……....…......…..........31

Комплекс игр и игровых упражнений с конструктором Лего в подготовительной группе.......................33

Заключение……………………………...………..….42

Приложение

Перспективное тематическое планирование

конструктивной деятельности в разных возрастных группах.........................................................................44
Введение
Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным.

Интеграция гармоничнообъединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции.

Используя конструктор Лего, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества.

Легоконструирование как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста
Легоконструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Легоконструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в легоконструировании.

Занимаясь Легоконструированием, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В ходе игры ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

Сооружая конструкцию, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку.

В процессе работы с конструктором Лего у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах — мотор, кабина, кузов, колеса и т. д. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти различия от назначения: здания школы имеют большое количество широких окон, чтобы в классных комнатах было много света; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами; здание магазина широкие витрины и т.д. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же.

Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

В процессе обучения работы с Лего у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (кубики или кирпичики, арочные элементы, пластины и т.д.).

Легоконструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.

В процессе взаимодействия дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.д.), овладевают и такими понятиями как: «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».

Применение Лего конструктора в организованной образовательной деятельности и в игре имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. В образовательных ситуациях дети учатся совместно выполнять общую работу (вместе готовят игрушки для макетов на разные темы, например «Наша улица», вместе строят мост, театр и др.). В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.

В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, при определенной направленности обучения легоконструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

В процессе работы с Легоосуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения

становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Целенаправленное и систематическое обучение детей легоконструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.

Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Методы и приемы руководства легоконструированием в организованной образовательной деятельности и в свободное время
Основной формой обучения детей легоконструированию является организованная образовательная деятельность, на которой применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е, задач проблемного характера.

В каждой образовательной ситуации воспитатель использует эти методы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии: конструирование по образцу, конструирование по замыслу, по теме, конструирование по условиям. Использование того или иного метода обучения обусловливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями.

Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги и способы действий им незнакомы.

Пояснения, вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами. Детей учат наблюдать предметы по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Вопросы должны направлять внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Причем продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы.

При обучении легоконструированию старших дошкольников воспитатель не только сам продумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно.

Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить их выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:

  • Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т.д.).

  • Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой кирпичик, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.

  • Выяснение пространственного размещения

частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).

  • Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их но отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая деталь.

  • В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т.д.).

Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения конструкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка. В процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о закономерной связи между формой предмета, его размерами (или размерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судоходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти судно. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. Такое целенаправленное знакомство старших дошкольников с объектом делает их практическую деятельность более осмысленной.

В целенаправленных и организованных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и к отборе объектов для наблюдения. Младшим детям для обследования и последующего конструирования предлагаются знакомые предметы простых конструкций: мебель, домик для кукол, жилой дом, трамвай, горка.

После накопления детьми определенных конструктивных умений воспитатель может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью воспитатель организует конструирование по условиям. Например, перед старшими дошкольниками ставит задачу построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляет детям возможность найти самостоятельно способы стройки, определить, из каких деталей ее создавать.

Для успешного решения этой задачи дети должны иметь обобщенные представления о мостах (мосты бывают разные: пешеходные, автодорожные, железнодорожные и т. д., но все они имеют общие части, отличающиеся размером, формой и т. п.) и определенные навыки самостоятельной работы (уметь разобраться в условиях задачи, обдумать будущую постройку в соответствии с этими условиями, отобрать необходимый материал).

Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предлагать конструктивные задачи по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции, например построить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным способом, но выполнить ее так, чтобы она была соразмерна определенной игрушке.

С целью закрепления у детей знаний и формирования умений самостоятельно и творчески их использовать воспитатель организует занятия по замыслу, по теме. При этом важно научить детей создавать замыслы поделок, планировать свою деятельность. Для этого воспитатель предлагает детям вначале рассказать, что, как и из какого материала они будут делать, и тем самым помогает наметить план предстоящей работы.

Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, допущенные при выполнении задания, не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети.

В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.

Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения легоконструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconРуководство мадоу детский сад №69 Адрес электронной почты: dou 69@...
Управление мадоу детский сад №69 осуществляет заведующий: Виолетта Александровна Частоступова

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconПубличный отчет о состоянии и результатах деятельности
Мадоу "Детский сад №50", располагается по адресу: мо, Г. о. Балашиха, ул. Ситникова, д, рассчитан на 250 мест, фактическая наполняемость...

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconОтчет о самообследовании мадоу «Детский сад №365 общеразвивающего вида»
Самообследование мадоу «Детский сад №365» проведено на основании приказа от 14. 06. 2013 года №462 мо и н РФ г. Москва «Об утверждении...

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр...
Мадоу црр детский сад №13 «Сказка» детский сад №13 «Сказка» от «13» ноября 2014 г. №163

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconМетодическое пособие «здоровому все здорово»/Отв ред. Воробьева Н....
...

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир icon1 раздел. Общие сведения об образовательном учреждении
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 Камышловского городского округа (мадоу детский сад...

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconМетодическое пособие «читайка» Составитель: Дорофеева Л. А., старший...
Но, не смотря на это, дети с удовольствием играют. Путешествую по необычному городу ребенок познакомиться с буквами родного языка,...

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconПубличный отчет руководителя мадоу «Детский сад №290»
Детский сад №290 с обучением и воспитанием на татарском языке Советского района г. Казани

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconПрограмма вводного инструктажа по охране труда для работников мадоу «Детский сад №16 «Звездочка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №16 «Звездочка»

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconПубличный доклад мадоу мадоу №12 «Кежик» за 2016-2017 учебный год
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Кежик» г. Кызыла рт

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconТехническое задание на приобретение игровой трансформируемой мебели...
Приобретение игровой трансформируемой мебели в группы для мадоу детский сад общеразвивающего вида №50 расположенного по адресу: 143323...

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconПлан основных мероприятий мадоу детский сад №35 по вопросам гражданской...
Мадоу детский сад №35 по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconМетодическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconПояснительная записка к основной общеобразовательной программе дошкольного...
Цели и задачи деятельности мадоу – д/с №44 по реализации основной общеобразовательной программы

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconСоветом мадоу д/с с. Талицкий Чамлык Заведующий мадоу д/с
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад села Талицкий Чамлык Добринского муниципального района...

Методическое пособие мадоу детский сад №4 г. Армавир iconЗаведующий мадоу детский сад №15


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск