Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка»

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка»


Скачать 439.68 Kb.
НазваниеМетодическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка»
страница1/5
ТипМетодическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 1 «Аленушка»


Формирование звуковой культуры речи

у детей младшего дошкольного возраста

от 2 до 4 лет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Составитель: учитель- логопед МДОУ д/сад № 1 «Аленушка» Сафонова И. Э.

г. Туринск

2011 г.
Содержание
Введение_________________________________________________________ 3

Пояснительная записка____________________________________________ 6

Краткая характеристика речи детей__________________________________ 7

Рекомендации по организации деятельности__________________________ 8

Комплекс дыхательной гимнастики_________________________________ 8

Артикуляционная гимнастика______________________________________ 17

Упражнения для мелкой моторики__________________________________ 20

Упражнения для развития фонематического слуха_____________________ 24

Упражнение на развитие речевого внимания и памяти__________________ 27

Заключение_____________________________________________________ 31

Литература______________________________________________________ 32

Приложение ____________________________________________________ 33

Введение

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Поэтому, развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания ребенка.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их "тренировки" часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление неправильно произносимого звука, работа над произносительной стороной речи ребёнка необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос её на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Предлагаемый собранный материал поможет педагогам и родителям развивать произносительную систему речи ребёнка младшего и среднего возрастов. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.

В дошкольных учреждениях на занятиях количество одновременно занимающихся детей не должно превышать 3-4 человека. Продолжительность занятий у детей младшего возраста составляет 15 минут, у среднего возраста 20 минут.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой и дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.

При проведении занятий с малышами, необходимо научить их правильно пользоваться зеркалом с подставкой и салфеткой. Эти принадлежности должны быть на каждого малыша. Салфетки меняются после каждого отдельного занятия.

Данное пособие разработано для профилактики и развития речи у детей 2-4 лет. В него вошли элементы работ авторов: Конева А.Н., Новоторцевой Н.В., Дуровой Н.В., Алифановой Е.А., Сергеевой Т., Лопухиной И..

Воспитатели детских садов с успехом могут использовать материал на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательных способностей.

Новизна и актуальность:

Современные, социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии, которые проявляются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ранний возраст является благоприятным периодом для формирования многих психических функций. В связи, с этим проводя раннюю диагностику психомоторного и речевого развития, позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно раннее вмешательство педагогов, специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте.
Пояснительная записка.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Цель:

  1. Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста;

  2. Устранение недостатков в сфере произношения и развитие восприятия звуков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Сформировать основные показатели психологической базы речи:
зрительного и слухового восприятий, памяти внимания в играх и в специальных упражнениях;

- Формировать и развивать артикуляционную и мелкую моторику,
речевое дыхание, силу голоса, мелодическую сторону речи;

- Устранить дефектное произношение;

- Формировать практические умения и навыки пользования
исправленной речью;

- Формировать навыи связной речи, развивать активный словарь.

Направленность материала: На совершенствование профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Срок реализации:

1-2 года в зависимости от структуры речевого дефекта, степени тяжести, индивидуальных особенностей детей.

Ожидаемый результат:

  • Развитие общих речевых навыков

  • Звуковая культура речи: принятие норм лексико - грамматического и фонетического оформления русского языка.

Способы проверки:

Контроль над самостоятельной речью детей в разных видах деятельности.

Форма подведения итогов:

Отражение результатов диагностики детей по развитию речи.

АННОТАЦИЯ

Данное методическое пособие является самостоятельным материалом для профилактики и развития речи у детей младшего и среднего возрастов в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома. Пособие содержит упражнения и игры для развития дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуковых групп, а также стихи - рифмовки для запоминания, исключающие дефектные звуки. Материал используют как в индивидуальной, так и подгрупповой деятельности.

Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей.

Краткая характеристика речи детей

Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 – 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800 – 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.

У детей этого возраста наблюдается недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов (« сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик, «девича» - девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль, «не зинаю» - не знаю).

В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.

Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 - 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Педагог и родители учат детей задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.

Звукопроизношение. Произношение детей данного возраста характеризуется рядом особенностей.

  1. Согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка).

  2. Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с – ф («фобака» - собака), з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» - собака), з –д («дамок» - замок), ц – т («тветок» - цветок).

  3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» - очки), щ – с, т («сётка», «тётка» - щетка).

  4. Звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками л («лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка» - рука).

Учитывая эти недостатки, педагог и родители должны готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.

Рекомендации по организации деятельности

Правильно организованная деятельность – залог успеха. Поэтому необходимо соблюдать последовательность формирования звуков и структуру построения занятия.

Данная последовательность формирования звуков определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения:

1. Свистящие С, З, Ц, С’, З’

2. Шипящий Ш

3. Сонор Л

4. Шипящий Ж

5. Соноры Р, Р’

6. Шипящие Ч, Щ

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Структура построения непосредственно образовательной деятельности позволит выстроить ход таким образов, что ребенок будет поддерживать интерес на протяжении всей деятельности и не будет испытывать переутомления.

Непосредственно образовательная деятельность.

1. Тема.

2. Программное содержание.

3. Материал.

4. Упражнение для речевого дыхания.

5. Упражнение для артикуляционного аппарата.

6. Упражнение для развития мелкой моторики.

7. Упражнение для развития фонематического слуха.

8. Упражнения на развитие речевого внимания и памяти.

Упражнения представлены в той же последовательности по разделам с рекомендациями по проведению. Примерные конспекты занятий в приложении 1.

Комплекс дыхательной гимнастики

Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым в логопедической практике имеет важное значение.

Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.

В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ».

Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное); 2) среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
Рекомендации педагогам и родителям

по формированию диафрагмального типа дыхания у детей дошкольного возраста.

Перед началом обучения диафрагмальному дыханию необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультироваться у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки.

Носовое дыхание необходимо для нормального развития мозга ребенка, поскольку обонятельные рецепторы, расположенные в полости носа, являются важнейшим источником информации и, следовательно, фактором созревания и роста для особой лимбической, системы мозга. Образования лимбической системы участвуют в регуляции поведения и эмоций, обмена веществ, функций внутренних органов. Дефицит информации от обонятельных рецепторов при нарушенном носовом дыхании нарушает созревание и работу лимбической системы.

« Закапать нужно и очистить нос, чтобы малыш подвижным, шустрым рос».

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - диафрагмальный. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

Основные требования к выполнению дыхательной гимнастики.

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

  • Выдох должен быть длительным, плавным.

  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

  • Упражнения можно выполнять как в положении лежа, сидя, так и стоя.

  • Длительность выполнения игр и упражнений около 5 минут.

  • Упражнения выполняются в естественной позе, не напрягаясь.

Правила обучения дыханию (для детей 2-4 лет)

Покажите малышу и назовите предмет, на который он будет дуть. Предмет, на который будет дуть ребенок, должен находиться на уровне его рта на расстоянии 10-15 см.

Расскажите и покажите, как нужно дуть. Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя. Следите за осанкой ребенка - спина прямая, плечи расправлены. Соотношение вдоха и выдоха 1:3.

Упражнения на формирование правильного дыхания проводите в игровой форме.

Условия проведения дыхательной гимнастики

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия: Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате. Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа) Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия. Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, которое является базой для формирования речевого дыхания, позволит в дальнейшем перейти к его развитию.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащённость дыхания, укороченность выдоха; неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха, неправильная осанка.

Основные требования к формированию речевого дыхания.

Осваивать технику дыхательных упражнении в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине - это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа, необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходить в выдох. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много «добрать». Выход естественный, экономный, без усилий.

Вдох должен быть легким и коротким, а выдох - длительным и экономным. При вдохе выпячивается живот, и расширяются нижние ребра; при выдохе живот опаляет; а ребра занимают исходное положение. Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе. Плечи должны быть совершенно неподвижны.

Выдыхаемый воздух расходовать в основной на гласные звуки (в первую очередь на ударные). На одном выдохе произносить, не больше 3-4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одного от другого.

В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха. Следить, за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе - не опускались,

Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой, которая представлена в виде игр и упражнений, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произведения различных подлине речевых высказываний.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconПрограмма «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Новоорловский центр развития ребенка детский сад «Аленушка»

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconРабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших...
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconМетодическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconКонсультация для родителей
Подготовила: Авертьева Н. Г., учитель-логопед группы №2 мадоу «Детский сад №87» г. Перми

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconМетодическое сопровождение цифрового образовательного ресурса «Приключения Маши»
Пусева Светлана Викторовна, учитель-логопед муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №76»

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconМетодическое пособие Полысаево 2012 Автор-составитель Беляева Светлана...
Автор-составитель Беляева Светлана Леонидовна, учитель физики муниципального бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения...

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconМетодическое пособие «Подвижные игры народов России» Составитель: инструктор фк
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар «центр развития ребёнка...

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconПриказ от 30. 08. 2016 №48 положение об организации пропускного режима...
Мдоу «Детский сад №19 р п. В. Синячиха общеразвивающего вида»- детский сад с. Нижняя Синячиха, в целях обеспечения общественной безопасности,...

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconПоложение об организации контрольно – пропускного режима мдоу детский сад «Сказка» с. Горево
Принято: согласовано: утверждено: на педагогическом совете на заседании родительского приказом заведующего мдоу детский сад «Сказка»...

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconИнструкция №4 врача-невролога мдоу «Детский сад №30»
Врач-невролог принимается на работу и уволь­няется заведующим мдоу «Детский сад №30»

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconПравила внутреннего распорядка для воспитанников муниципального дошкольного...
«Детский сад №75» (далее по тексту – мдоу). Цель правил внутреннего распорядка обеспечение безопасности детей во время их пребывания...

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconУпражнения, способствующие формированию навыков чтения. Добрынина...
Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей категории, моу «Яйская оош №3», п г т. Яя, Кемеровской обл

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconКонспект интегрированной нод с детьми старшего дошкольного возраста...
Задачи: Упражнять детей в правильном употреблении предлогов над, под, между, около

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconРабочая программа подготовительной к школе группы №8 Муниципального...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Джалильский детский сад №3 «Алёнушка» общеразвивающего вида

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconПояснительная записка I часть (обязательная) Организация режима пребывания...
Основная общеобразовательная программа мдоу «Суслонгерский детский сад «Аленушка» разработана на основе комплексной программы «Программа...

Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» iconМетодическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено...
Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск