ОГАОУ ДПО
Белгородский институт развития образования
Дошкольное воспитание
Тема опыта: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности».
Автор опыта: Трегубенко Любовь Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Борисовский детский сад «Ягодка» п. Борисовка Белгородской области.
Рецензенты:
Терехова С.Е., доцент кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», к.п.н.
Махова Г.А., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО».
Раздел I
Информация об опыте.
Условие возникновения и становления опыта. Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных дошкольных образовательных организаций – экологическое воспитания детей дошкольного возраста.
База опыта – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Борисовский детский сад «Ягодка». Учреждение функционирует с 1988 года. В настоящее время в детском саду укомплектовано 6 групп, которые посещают 147 детей. Большое внимание в МБДОУ уделяется здоровьесберегающей среде, так как человек – это часть природы, и его здоровье является важной составляющей экологической обстановки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Борисовский детский сад «Ягодка» работает по образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант) «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.-336 с.
Основы экологического воспитания, согласно указанной программе, отражены в образовательной области «Познавательное развитие», где одной из задач является: формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. (6;134)
С 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Новая образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.(10;12)
Экологическое воспитание дошкольников прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное. На сегодняшний же день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Поэтому данное направление мы выделили отдельно и включили в часть программы, планируемую участниками образовательных отношений.
Началом работы педагога по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по определению исходного уровня сформированности экологической культуры у дошкольников. Экологические знания - это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными, средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее отношение к окружающему миру. Для диагностики автор использовал методику, разработанную на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в исследованиях П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцевой, Т.А. Марковой и др. (Приложение№1). По результатам диагностики установлено, что у 60% детей - низкий уровень сформированности экологической культуры, средний уровень - 40% детей, высокий уровень не выявлен; 35% совершают негативные поступки (рвут растения, ловят насекомых, пугают животных), 65% позитивно относятся к природе (оказывают помощь, заботятся о живых объектах).
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не достаточно, используемые методы были не эффективными, игры экологического содержания бедны по содержанию и однообразны. По мнению автора, это связано с отсутствием новых подходов в организации образовательного процесса по формированию экологической культуры у дошкольников.
Актуальность опыта. Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Задача автора научить их этим навыкам и знаниям.
Согласно новому закону «Об образовании в РФ» дошкольное образование, являются начальным звеном системы образования в нашей стране.(11; 18) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
В соответствии с ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.
Назрела необходимость переосмыслить и продумать содержание работы в соответствии с новым утвержденным стандартом. Изменилась система работы экологического воспитания. Она требует обновленных подходов, методов и приемов, направленных на освоение основ экологической культуры.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическое мировоззрение и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, т.к. в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные знания.
Автор опыта остро ощущает свою причастность к проблемам общества, ведь перед педагогами дошкольного образования поставлена ответственная задача: выпускать в жизнь любознательных детей, задающих вопросы взрослым и сверстникам, интересующихся причинно – следствиями связями. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, способных осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющих жить в относительной гармонии с природой (6;168).
Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: ведь это наше общество их так воспитало. Необходимо, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям. Работая над опытом, педагог разделяет позицию доктора биологических наук, автора программы экологической направленности «Надежда» Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно таким щадящим и сберегающим образом» (5; 17).
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выделить противоречия между:
возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью;
потенциальными возможностями игровой деятельности в формировании основ экологической культуры у детей дошкольного возраста и степенью их теоретической обоснованности;
обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у дошкольников средствами игровой деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей методов экологического содержания нового типа.
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения.(2;11) Среди актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»
Ведущая педагогическая идея опыта. Анализируя отечественный и зарубежный опыт в области применения современных активных методов обучения, можно сделать вывод, что уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. Суть ее состоит в организации образовательного процесса, направленного на усвоение у дошкольников знаний и умений, накопление опыта творческой деятельности, проявления эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе участия в проектах.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании основ экологической культуры детей, включающая в себя развитие у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом, посредством организации проектной деятельности. Опыт показал, что метод проектов является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка.(1; 34)
Длительность работы над опытом
Работу по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности автор опыта разделила на несколько этапов:
1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь - октябрь 2012 г.
2 этап – основной (формирующий) – октябрь 2012г. - апрель 2015г.
3 этап – заключительный (контрольный) – апрель - май 2015г.
Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление исходного уровня сформированности экологической культуры у детей, диагностика отношения к объектам живой природы, анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по данному вопросу на сайтах всемирной системы объединённых компьютерных сетей (интернет). На формирующем этапе осуществлялась подборка и разработка интересных и эффективных методов и форм образовательной работы с детьми, вовлечение родителей в педагогический процесс при планировании экологических проектов. На заключительном этапе работы подводился результат успешности использования экологических проектов при формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Диапазон опыта.
Внедрение в дошкольное образование экопроектов представлено системой работы, в которую входят: организованная образовательная деятельность, предметно-пространственная развивающая среда, взаимодействие педагога с детьми в режиме дня (игры, экскурсии, беседы, наблюдения и т.д) и вовлечение родителей в педагогический процесс.
Теоретическая база опыта.
По мнению С.Н. Глазачева, формирование экологической культуры является необходимым условием дальнейшего существования всей цивилизации.(15;5) Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что на этапе дошкольного детства закладывается фундамент личности и её многогранных отношений с природой и обществом.
Так что же такое экологическая культура? Многолетние изучение экологической проблемы в дошкольном образовании позволило исследователям определить понятие экологической культуры. По мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважение жизни и её главным показателем является социальная и индивидуальная ответственность за события, происходящие в природе и жизни людей.
Существует множество трактовок, различающихся, в первую очередь, многозначностью термина «культура». Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Проще говоря, это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.
Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» экологического мировоззрения, рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной ответственности перед обществом за сохранение окружающей среды. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана педагогическими исследованиями Л.С. Игнаткиной, И.А. Комаровой, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, П.Г.Терентьевой и т. д.
Большой вклад в психолого – педагогические исследования экологического образования дошкольников внесла Николаева С. Н. – доктор педагогических наук. По ее мнению экологическая культура личности - совокупность взглядов, знаний и убеждений, отражающих систему «общества - природа» и направленных на разумное, рачительное отношение к ней, активное действия в ее защиту и формирование экологического сознания.
Автор Федорова Т.А. определяет показатели культуры взаимодействия с природой следующим образом. По ее мнению, это экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей природного мира (14; 18).
Таким образом, из проведенного выше анализа видно, что в современных исследованиях дано понимание экологической культуры как совокупности экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности. Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Экологические знания - это, прежде всего, знания о взаимосвязи между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом - соответствующее отношение к окружающему миру. Рыжова Н.А. подчеркивает необходимость экологизации разных видов деятельности дошкольников, обогащения их содержания за счет экологического компонента. Она придерживается мнения, что в основе экологического воспитания дошкольников должен лежать деятельностный подход, поскольку именно «деятельность строит психику ребенка» (9;97)
Использование проектной деятельности в экологическом образовании дает важное преимущество. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (определение профессора Е. С. Полата). В проектной деятельности дети являются не пассивными объектами формирования экологических знаний, они становятся их активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы для ребенка, а значит и отношение, формируемое на их основе, носит более осознанный характер, оно глубже, индивидуальнее. Ребенок, участвуя и, в определенных моментах, организуя деятельность по изучению природы, усваивает бережное отношение к ней, накопленный опыт применяет не только в дошкольном учреждении, но и в повседневной жизни.
Организация проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.
Данный метод сегодня относят к образовательным технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Условиями успешности обучения согласно теории
Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Новизна опыта.
Новизна данной работы заключается в том, что обоснованное применение проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста приведёт к активизации механизма детского саморазвития. Внедряя опыт инновационного направления, можно получить качественно новые результаты в имеющихся условиях. Обозначены новые пути получения и добывания информации, новый уровень взаимоотношения педагога и ребенка. Предложенный алгоритм организации проектов с учётом возрастной ступени дошкольного детства может быть использован воспитателями ДОО. Новый подход автора заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий, ориентированных на конечный результат. Интегрирование методов и форм организации экологического образования прослеживается по следующим направлениям: речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
|