Скачать 0.66 Mb.
|
Коррекционная педагогика и психология Тема опыта: «Коррекция звукопроизношения обучающихся с интеллектуальными нарушениями через систему игровых приёмов и упражнений» Автор опыта: Кравцова Наталья Викторовна, учитель-логопед МКСКОУ СКОШ № 30 (VIII) г. Белгорода. Рецензенты: Минаева О.Д., доцент кафедры психолого-педагогического и специального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», кандидат биологических наук. Бок О.В., старший преподаватель кафедры психолого-педагогического и специального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО». РАЗДЕЛ I Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30 VIII вида г. Белгорода является одним из образовательных учреждений города, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), т.е. дети, со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, возникшим на основе органического поражения центральной нервной системы [12]. Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальными нарушениями определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Структура речевого дефекта у них обусловлена сложным взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов, которое определяет качественное своеобразие процесса речевого развития, большую распространенность и стойкость нарушений речи. Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носит системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы. Следовательно, нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй речи. Отмечаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи; устной и письменной речи. У этой категории детей, как отмечает Лалаева Л.И. [4], встречаются все формы расстройства речи, как и у детей с нормой интеллекта (дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект [21]. Коррекция нарушений звукопроизношения у школьников с интеллектуальными нарушениями является более длительным и более сложным процессом, чем у детей с нормальным интеллектом (Каше Г.А., Правдина О.В., Ремизова О.Н., Хватцев М.Е., Юрова Р.А.). По мнению Рубинштейн С.Я. [17], работа осложняется характерной для этих детей «слабостью замыкательной функции коры головного мозга, (т.е. ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих), трудностью образования новых условно-рефлекторных связей, что обусловливает замедленное и длительное формирование нового звука». Возникновение опыта связано с тем, что у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается большая распространённость нарушений фонетической стороны речи. Первичный анализ обследования речи обучающихся 1 – 4 классов СКОШ № 30 (в 2012 – 2013 учебном году) показал крайне низкий уровень состояния звукопроизношения (91%). Актуальность опыта Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Ежегодно мы наблюдаем рост детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в логопедической помощи, а также качественное изменение контингента этих детей и картины речевой патологии в целом (увеличение количества детей со сложными речевыми диагнозами). Во время обучения в школе дети-логопаты испытывают трудности в усвоении учебного материала. Речевые нарушения становятся причиной дезадаптации у детей младшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида. По данным Каше Г.А., фонетические дефекты встречаются у 65% детей [12], по данным Хватцева М.Е. число детей с недостатками речи в первых классах коррекционной школы достигает 80%, , а по последним данным Будаевой З.Д. недостатки произношения у детей-логопатов коррекционных школ VIII вида составляют приблизительно 100% детей. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью не осознают свой дефект, у них нет контроля собственной речи, и перед учителем-логопедом стоит задача поиска новых методических приемов коррекционной работы. Современная коррекционная педагогика и научно-методическая литература предлагают логопедам разнообразные методики, влияющие на развитие речи детей. Однако в литературе трудно найти систему работы по коррекции звукопроизношения у детей с интеллектуальными нарушениями, позволяющую обеспечить эффективность логопедической помощи. Особую актуальность приобретает введение в традиционные методики элементов игровой деятельности, что позволяет организовать в занимательной игровой форме коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими системное недоразвитие речи. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать эффективность коррекции звукопроизношения у детей с интеллектуальными нарушениями и недостаточной методической базой и технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, способствующих коррекции звукопроизношения у детей с интеллектуальными нарушениями с применением игровых приемов и упражнений с целью повышения эффективности коррекционно-логопедической работы. Длительность работы над опытом Началом опыта послужило обнаружение проблемы и выявление низкого уровня сформированности звукопроизносительных умений и навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Работа над опытом охватывает период с сентября 2012 года по май 2015 года и разделена на 3 этапа: 1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2012 года. На начальном этапе осуществлялась разработка содержания констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности различных компонентов речевой сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (проводилось обследование речи данной категории детей), изучалась и анализировалась научная литература по логопедии, специальной педагогике, нейрофизиологии. 2 этап – основной (формирующий) – октябрь 2012 – апрель 2015 года. На формирующем этапе определялись задачи и методы исследования, разработка перспективного плана по коррекции звукопроизношения с использованием игровых приемов и упражнений, формировалась основная идея исследования, осуществлялся сбор практического материала по коррекции звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. 3 этап – заключительный (контрольный) – май 2015года. Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность выбранной системы игровых приемов и упражнений для решения обозначенной проблемы. Диапазон опыта Диапазон опыта представлен системой игровых приемов и упражнений для коррекции звукопроизношения у детей с интеллектуальными нарушениями. Для этого был отобран, систематизирован и апробирован наглядный материал (картотека, дидактические игры и пособия), разработан и применен на практике перспективный план работы по коррекции звукопроизношения с использованием игровых приемов, подобран консультативный материал по этому вопросу для работы с родителями и педагогами. Теоретическая база опыта В основе педагогического опыта лежат идеи Лалаевой Л.И., Певзнер М.С., Гриншпуна Б.Н., Красногорского Н.И., Лубовского В.И., Каше Г.А., М.Е. Хватцева М.Е., Кольцовой С.Я., Орловой Д.И. [12, 23, 8, 22], которые занимались вопросами изучения нарушения речи детей с интеллектуальной недостаточностью, ее диагностикой и коррекцией . Ценным для опыта явилось учение об игре. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. [6, 24] и др. Для разработки и применения системы элементов игровой деятельности на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения были использованы следующие понятия: интеллектуальные нарушения, звукопроизношение, коррекция произношения, коррекционно-развивающая работа, игровые технологии, дидактическая игра, игровые приемы, игровые упражнения. Интеллектуальные нарушения – стойкое нарушение познавательной деятельности [15]. Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным), и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [19]. Коррекция произношения – исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки и их сочетание в словах, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм [10]. Коррекционно-развивающая работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление и ослабление недостатков в физическом или психическом развитии детей [4]. Игровые технологии – это технологии, где игра используется с целью коррекции недостатков. Игровая технология базируется на личностно-ориентированном подходе с использованием игр и игровых упражнений [14]. Дидактическая игра – специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра [26]. Игровые приемы – это методы активного обучения, включающие в себя игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации [14]. Игровые упражнения – это упражнения, построенные на основе использования игры, как средства обучения [14]. По мнению физиолога Винарской Е.Н. [3], эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи ребенка с интеллектуальными нарушениями. Вот почему учителю-логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка. Метод коррекции звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (Хватцев М.Е., Правдина О.В., Фомичева М.В. и др.) [20, 22]. Используя данный опыт, автор опыта переработала, адаптировала и включила в коррекционно-развивающие занятия с детьми с нарушением интеллекта комплексы артикуляционных упражнений в виде занимательных сказок о Язычке. [25] Значительный интерес в работе с детьми с системным недоразвитием речи при коррекции звукопроизношения представляет применение дидактической куклы. Это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова лягушки сшита таким образом, что можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка. Вместо кисти пришиты перчатки, которые можно надеть и манипулировать ими. Применение дидактической куклы в работе учителя-логопеда, позволяет совершенствовать артикуляционные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. Кукла помогает снять психическое напряжение, при помощи дидактической куклы всегда легче сформировать внутреннюю мотивацию и познавательный интерес ребенка к учебной деятельности, требующей усидчивости и внимания. В логопедической литературе авторов Селиверстова В.И., Фомичевой М.Ф. [18, 20], предложены игровые упражнения, которые используются для коррекции звукопроизношения. Игры по автоматизации звуков предлагают такие авторы: Лопухина И.П., Зуева Л.Н., Пожиленко Е.А., Костылева Н.Ю., Гальская Н.В. [13, 10, 16, 11, 6, 7] и другие. Для разработки темы опыта весьма важным является утверждение Лалаевой Л.И. [12] о том, что «…особенностями логопедической работы при коррекции звукопроизношения в условиях коррекционной школы являются максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности». И, следовательно, учитывая это, в процессе всех этапов коррекционной работы необходимо использование игр, игровых упражнений, максимальной и разнообразной наглядности. Теоретический анализ, проведенный по теме опыта, позволил выделить следующие показатели использования игр, игровых приемов, упражнений и наглядных пособий в коррекции звукопроизношения: - активизация учебного процесса, - создание соответствующего эмоционального настроя, - положительное отношение к занятиям, - вовлечение обучающегося в активный процесс, - стремление правильно выполнять задания, - разнообразие форм работы на уроке, - улучшение произношения детей. Новизна опыта Новизна опыта состоит в создании системы игровых приемов и упражнений по коррекции звукопроизношения для детей с интеллектуальными нарушениями, что позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию обучающихся в процессе непосредственно образовательной деятельности, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда. Автором опыта изготовлены и апробированы дидактические пособия (Приложение 4); подобраны и составлены комплексы артикуляционной гимнастики; разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов школы по коррекции речевых нарушений у младших школьников с системным недоразвитием речи с использованием игровых приемов (Приложение 5); создана и систематизирована картотека дидактических игр и упражнений для всех этапов коррекции звукопроизношения (Приложение 3). Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Применение данного опыта работы возможно в условиях массовых школ коррекционных классов (VII вида), специальных (коррекционных) школ (VIII вида) на логопедических занятиях в начальных классах. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, на автоматизацию и дифференциацию звуков могут быть использованы учителями на уроках письма и чтения в качестве коррекционных моментов. Предложенная система работы используется родителями для занятий с детьми по автоматизации звуков в домашних условиях. Использование опыта дает возможность учителям-логопедам и учителям начальных классов повысить эффективность работы по формированию правильного звукопроизношения у школьников с ограниченными возможностями здоровья путем применения игр, игровых приемов и упражнений. РАЗДЕЛ II Технология описания опыта Цели и задачи педагогической деятельности Коррекция звукопроизношения у детей с интеллектуальными нарушениями вызывает трудности у логопедов-практиков, и является одной из основных задач в системе коррекционной работы на протяжении всех периодов обучения. Целью данного опыта является повышение эффективности коррекционной работы посредством использования системы игровых приемов и упражнений в процессе преодоления нарушения произношения звуков у детей с интеллектуальными нарушениями. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта автор опирается на основные дидактические принципы:
Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в уме не до, а в процессе применения их к практике. Ребенок лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Знания, не нашедшие практического применения, обычно постепенно забываются. Всякое хорошо освоенное действие (двигательное, перцептивное, речевое) — это действие полностью представленное в уме. Человек, умеющий правильно действовать, способен мысленно выполнить это действие от начала и до конца.
подразумевает учет «зоны ближайшего развития (по Выготскому Л.С.). При отборе игр, игровых упражнений обязательно ориентироваться на стартовые возможности каждого обучающегося.
Изучив научно-методическую литературу по проблемной теме, автор опыта приступила к выявлению особенностей нарушения звукопроизношения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Для выявления трудностей преодоления произносительных расстройств у детей с интеллектуальной недостаточностью использовалась методика Трубниковой Н.М.. Диагностические материалы, предложенные Трубниковой Н.М., позволяют наиболее полно и качественно изучить речевые отклонения в развитии детей. Они просты в использовании, не требуют длительной специальной подготовки, и могут быть основой для диагностирования как детей с сохранным интеллектом, так и для детей с интеллектуальной недостаточностью. В контрольную группу вошли обучающиеся младшего школьного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости, в количестве 10 человек (1 – 2 классы) с различными дефектами произношения и различными клиническими диагнозами. По результатам обследования выяснилось, что у детей с интеллектуальной недостаточностью, так же как и у детей в норме, чаще нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки л-л', р-р'. Чаще других отмечается нарушение свистящих звуков (Рис. 1). Это объясняется тем, что свистящие звуки, очень близки акустически. Недоразвитие речеслухового анализа и синтеза, нарушение восприятия устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью и определяют большое количество нарушений произношения свистящих звуков. Рис. 1. У младших школьников с интеллектуальными нарушениями, наряду с искажениями речи, отмечается большое количество замен. При полиморфном нарушении звукопроизношения — замены и искажения встречаются преимущественно в одинаковых количественных соотношениях. Следующей особенностью нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. В 1-м классе наиболее распространенным является неумение произносить звук и правильно его использовать в самостоятельной речи. У учащихся 2-го класса неправильное использование звуков в самостоятельной речи и их смешение с другими увеличивается. Правильное использование звуков в самостоятельной речи представляет для детей с системным недоразвитием речи большую сложность и вырабатывается чрезвычайно медленно. Для них характерно резкое расхождение между умением произносить звуки и использовать их в речи. Большое количество замен обусловлено не только трудностями тонкой моторной дифференциации, но и нарушениями слуховой дифференциации звуков, несформированностью операций слухового и кинестетического контроля, а также операции выбора фонем. Следующей особенностью нарушения звукопроизношения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью явилось то, что эти нарушения довольно часто бывают вариативными, т. е. проявляются по-разному. Один и тот же звук ребенок в одних случаях произносит правильно, в других — пропускает или искажает. Это зависит от характера звуко-слоговой структуры, а также от места звука в слове. В простом слове и в начале его ребенок может правильно произнести звук, а в середине сложного слова со стечением согласных — пропускает или искажает. Организация коррекционно-развивающего процесса Содержание и организация индивидуальных и фронтальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука, автоматизации и дифференциации звуков заключается не только во включении ребенка в логопедический процесс, но и в решении специальных коррекционных задач. Важно не только расположить ребенка к себе, но и вызвать интерес к логопедическим занятиям. Для этого лучше всего использовать игровые технологии. Игровая форма подачи материала позволяет ребенку не только слушать и повторять, но и активно работать. Соотнесение коррекционного содержания игровыми целями кардинально меняет отношение ребенка к занятиям и стимулирует его речевую активность. При определении последовательности работы над звуками учитывалось минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития данной категории детей. При отборе дидактических игр преследуется, прежде всего, коррекционные цели и учитываются индивидуальные особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Перспективный план коррекционно-логопедической работы по коррекции звукопроизношения разработан на основе методик Гриншпуна Б.Н. и Лалаевой Р.И. и адаптирован для работы с младшими школьниками на логопункте специальной коррекционной школы VIII вида. На каждом этапе и направлении коррекционной работы методами логопедического воздействия являются игровые приемы и упражнения. (Приложение 2). Адаптированные автором опыта методики предусматривают коррекцию мелкой и артикуляционной моторики, произносительных навыков, фонематических процессов, просодической стороны речи. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, выделяются три этапа коррекционной работы: I этап: Подготовительный Цель: Подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков. Направления коррекционной работы:
Методы логопедического воздействия:
Методы логопедического воздействия: В самом начале необходимо выработать у ребенка сильную, направленную воздушную струю. Здесь помогут разнообразные пособия: вертушки, мыльные пузыри; игры с водой. Кроме того, дуть можно на листочки, снежинки, перышки, карандаш и многое другое.
Методы логопедического воздействия: Используюся игры на звукоподражание и вокализацию; ролевое воспроизведение диалогов; инсценировка сказок.
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. Методы логопедического воздействия:
Методы логопедического воздействия: Артикуляционная гимнастика
На картинках, которые вставляются в кармашки изображены сигнальные рисунки к артикуляционным упражнениям («Качели», «Грибок», «Чашечка» и т.д.). К каждому упражнению подобраны разные стишки. Логопед читает стишок, ребенок находит данную картинку и выполняет упражнение.
Комплексы артикуляционных упражнений представлены в виде занимательных сказок о Язычке. Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к любой лексической теме, что делает логичней подачу материала.
Автор опыта использует элементы биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Это улучшает возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Так как у данной категории детей в основном наглядно-образное мышление, в своей работе автор применяет зрительные символы. Это является дополнительной опорой при постановке, автоматизации, дифференциации звуков, поскольку наглядный материал дети усваивают лучше вербального. Картинки-символы звуков вызывают яркий зрительный образ, который конкретизирует, уточняет восприятие соответствующего звука.
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды: - Использование логопедической программы на развитие слухового внимания и восприятия «Звуки, окружающие нас» - Упражнения на узнавание неречевых звуков («Угадай, что звучит», «Шумящие коробочки», «Где позвонили») - Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале («Кто как голос подает» - имитация голосов животных, «Кто позвал тебя, скажи», «Узнай свой голос»)
Игры и игровые упражнения: «Добавь звук», «Добавь слог», «Поймай мяч» (назови слово на определенный звук), «Найди место для картинки», «Вставь первую букву»… II этап: Формирование первичных произносительных навыков Цель: Сформировать первоначальные умения правильного произнесения звука в слогах, словах, предложениях на специально подобранном материале. Направления коррекционной работы:
Для автоматизации и дифференциации звуков автор опыта использует различные дидактические игры, речевые игры и упражнения: «Поле Чудес», «Собери цветок», «Построй дом», «Солнышко», «Собери бусы», «Сложи снежинку», «Логокуб», зрительные символы звуков, «Звуковая дорожка», игры с чистоговорками, скороговорками… III этап: Формирование коммуникативных умений и навыков. Цель: Сформировать умения и навыки употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Направления коррекционной работы:
Для повышения эффективности логокоррекционной работы можно использовать логопедический тренажер «Дэльфа-142». Это обновленная версия, разработанная для специальных (коррекционных) учебных заведений. По коррекции звукопроизношения с помощью «Дэльфы» решаются следующие задачи логопедической работы:
Тренажер позволяет:
Одновременно с логопедической работой осуществляется коррекция психических процессов. Наиболее высока эффективность тренажера на индивидуальных занятиях, поскольку их специфика позволяет уделить больше внимания отработке требуемых навыков у данного ребенка. Таким образом, особенность коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, определяется продолжительностью и связывается с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения у данной категории детей проявляются на фоне системного недоразвития речи, кроме того, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идёт частичное повторение предыдущего этапа. |
Тема опыта Автор опыта: Сидорова Наталья Николаевна, преподаватель гбпоу нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум» |
Тема опыта Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода |
||
Тема опыта Автор опыта: Забродина Лада Борисовна, педагог дополнительного образования мбдоу «Детский сад комбинированного вида «Капелька» |
Тема опыта ... |
||
Тема опыта Автор опыта: Яременко Лидия Васильевна, воспитатель мдоу «Центр развития ребёнка детский сад №7» п. Пролетарский Ракитянского района... |
Тема опыта Автор опыта: Скрыпникова Валентина Ивановна, воспитатель мбдоу «Детский сад общеразвивающего вида №3 посёлка Маслова Пристань Белгородской... |
||
Тема опыта Автор опыта: Клемешова Ирина Андреевна, учитель английского языка моу «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением... |
Тема опыта Авторы опыта: Воронова Екатерина Викторовна, Прасолова Светлана Михайловна, воспитатели муниципального автономного дошкольного образовательного... |
||
Руководство Тема опыта: «Организация социального партнёрства семьи... Автор опыта: Лаз-Оглы Светлана Борисовна, классный руководитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Валуйки... |
Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся... ... |
||
Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на... Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... |
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
||
Тема опыта «Формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников посредством организации групповой работы» |
Тема: «Толерантная личность» Цель: актуализация и систематизация опыта толерантного поведения учащихся, представлений об особенностях толерантной личности |
||
Тема опыта: «Работа над развитием речи на уроках русского языка важнейшее... |
Опыта Автор опыта: Чупрова Екатерина Алексеевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62» |
Поиск |