Скачать 0.65 Mb.
|
Скрыпникова Валентина Ивановна Дошкольное воспитание Тема опыта: «Повышение уровня развития исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования с неживой природой» Автор опыта: Скрыпникова Валентина Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 посёлка Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района» Рецензенты: Епанчинцева Н.Д., доцент кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», к.п.н. Махова Г.А., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО». 1.Информация об опыте Условие возникновения, становления опыта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 поселка Маслова Пристань Белгородской области Шебекинского района» находится в центре поселка Маслова Пристань. Взаимодействие воспитателя и родителей воспитанников является основным условием при организации единой социальной среды в группе и направленно на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Все воспитанники в группе из полных благополучных семей. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий ребенок с рождения – исследователь. Именно внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики (Л.Н.Прохорова, О.В.Афанасьева, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой) по определению исходного уровня развития исследовательской активности младших дошкольников в процессе экспериментирования с неживой природой. По результатам диагностики в группе оказалось только 10% воспитанников с высоким уровнем исследовательской активности, 32% воспитанников находились на среднем уровне, 58% - на низком уровне. В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость активизации исследовательской активности младших дошкольников, широкие возможности для которой открывает экспериментирование с различными материалами неживой природы. Результаты диагностики побудили воспитателя создать такие условия для исследовательской деятельности детей, чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя ученым, исследователем, а воспитатель выполнял роль равноправного партнера, соучастника деятельности. Именно в таких условиях ребенок начинает проявлять собственную исследовательскую активность. Актуальность опыта. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, деятельность дошкольной образовательной организации должна обеспечивать развитие личности ребенка по пяти образовательным областям, одна из которых - познавательное развитие, предполагающее развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания.[17,7] Таким образом, становится особенно актуально развитие исследовательской активности дошкольников, являющейся самостоятельной инициативной деятельностью, которую ребенок предпринимает для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира и настойчивого поиска решений, значимых для него проблем. Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование, как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача взрослых - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Наряду с этим, в массовой педагогической практике возникают следующие противоречия: - между необходимостью осуществления развития исследовательской активности дошкольников и недостаточностью методических разработок по данному направлению; - между имеющимися методическими пособиями по организации детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста и, порой, несформированными, разрозненными, не имеющими логического завершения экспериментами, которые в них предложены. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения уровня развития исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательную деятельность детского экспериментирования с неживой природой, которое позволяет ребенку изучить свойства предмета в ходе практической деятельности с ним. Длительность работы над опытом Работа над опытом охватывает период с сентября 2012 по май 2015 года, начиная со второй младшей группы по старшую группу включительно, и разделена на несколько этапов: - подготовительный этап (сентябрь 2012 года); - основной этап (октябрь 2012 по апрель 2015 года); - завершающий этап (май 2015 года). Подготовительный этап предполагал обнаружение проблемы, разработка перспективного планирования, оформление лаборатории для экспериментальной деятельности в группе, правил работы в лаборатории, подбор дидактического материала, выявление исходного уровня развития исследовательской активности младших дошкольников в процессе экспериментирования с неживой природой. На основном этапе проводилась организация экспериментальной деятельности в организованной образовательной деятельности с детьми, во время прогулок, экскурсий, а так же во время самостоятельной деятельности детей. Завершающий этап представлен итоговой диагностикой, анализом работы за три года, подведением итогов. Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по повышению уровня исследовательской активности детей дошкольного возраста, используя экспериментальную деятельность в организованной образовательной деятельности с детьми, во время организации прогулок, экскурсий, а так же во время организации самостоятельной деятельности детей. Теоретическая база опыта В основе педагогического опыта лежат идеи Н.Н.Поддьякова, А.Н.Поддьякова, О.В.Дыбиной, А. И. Савенкова, О.В.Афанасьевой, Н.Н.Совгир, Г.П.Тугушевой, И.Э.Куликовской, О.В.Афанасьевой, Л.Н.Прохоровой. Для разработки системы работы воспитателя по повышению уровня исследовательской активности детей дошкольного возраста были использованы следующие понятия: 1) Исследовательская активность дошкольника - самостоятельная, инициативная деятельность, которую ребенок предпринимает для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира и настойчивого поиска решений значимых для него проблем (А. Н. Поддьяков, О. Л. Князева, Н. Е. Веракса); 2) Детское экспериментирование - практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств и материалов предметов, связей и зависимостей явлений (Н.Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В.Дыбина, А.И.Савенков, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Г. П. Тугушева, А.Е.Чистякова, О.В.Афанасьева). В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него. Оценка исследовательской активности детей дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующему комплексному показателю: - интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы; - самостоятельность, инициативность в поисковых действиях; - способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества); - результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата); - настойчивость, вариативность исследовательского поиска; - эмоционально - положительное отношение к экспериментированию. В результате выделяются уровни развития исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Уровень (высокий). Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская деятельность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование. Уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают по исковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствуют нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца, и выражают досаду. Уровень (ниже среднего). Дети принимают задачу, проявляют интерес к проблемным ситуациям, но совершают непоследовательные, хаотичные пробы, обращаются за помощью к педагогу и пошагово продвигаются к разрешению проблемы. Без последовательной помощи воспитателя дети самостоятельно не достигают результата. Уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действий, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием. На основе полученных данных воспитатель составляет индивидуальную характеристику исследовательской активности детей в экспериментировании и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника. Новизна опыта состоит в преобразовании образовательного процесса, посредством внедрения детского экспериментирования в образовательную и самостоятельную деятельность детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитателем используются различные стимулы: - внешние стимулы (новизна, необычность объекта); - тайна, сюрприз; - мотив помощи; - познавательный мотив (почему так?) - ситуация выбора. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта:
2. Технология опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение уровня развития исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования с неживой природой. Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи: -расширять у детей представления об основных физических свойствах и явлениях: воды, песка, глины, камня, магнита, стекла, воздуха, бумаги, ткани, древесины, металла, пластмассы, резины, в процессе детского экспериментирования; -формировать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата и применении в деятельности; -развивать у детей дружеские взаимоотношения во время работы, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи; -воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении, умение соблюдать аккуратность и точность в экспериментальной деятельности. Подготовительный этап (сентябрь 2012 года) педагогического опыта начался с разработки воспитателем перспективного тематического планирования работы по экспериментальной деятельности с неживой природой для каждой возрастной группы (Приложение №1). В работе с детьми воспитатель использовала следующий методы и приемы: - показ; - объяснение; - проведение простых опытов и экспериментов; - наблюдения; - сравнения; - чтение познавательной литературы; - беседы познавательной характера. Для успешного осуществления экспериментальной деятельности воспитатель в уголке природы оформила детскую лабораторию, которую ежегодно пополняла в соответствии с возрастными особенностями детей. Материалы, находящиеся в лаборатории разделены по разделам: «Песок и вода», «Глина», «Камни», «Магниты», «Стекло», «Воздух», «Бумага», «Ткани», «Дерево», «Металл», «Пластмасса», «Резина». Основное оборудование лаборатории: -«приборы-помощники»: увеличительное стекло, лупа, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, сантиметр, микроскоп, флюгеры; -разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы; -природный материал: камешки, земля, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, кора и листья деревьев, мох, семена; -бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, кусочки дерева, пробки; -технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора; -разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; -красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); -медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши; -прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, коктейльные трубочки, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи. Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Для проведения экспериментов в помощь воспитателю в лаборатории оформлены карточки-схемы на плотной бумаге и закатанные в пленку, с описанием на обратной стороне хода проведения эксперимента. Имеются индивидуальные дневники экспериментов, в которые дети ставят дату проведения, название и помечают, самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент. В каждом разделе лаборатории на видном месте вывешены правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатывались условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Так же в уголке природы имеются: -наборы развивающих игр, например «Времена года», «Части суток», и др.; -карты, энциклопедия «Страны мира», пословицы, поговорки, народные приметы о живой и неживой природе; -макеты «мини - север»; «мини - степь»; «мини - пустыня»; «мини горный ландшафт»; -оформлены схемы и алгоритмы проведения экспериментов, альбомы с фотографиями проведения опытов, мнемотаблицы. Основной этап (октябрь 2012 по апрель 2015 года). В младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности в экспериментальной деятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми или под их контролем. Дети часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы, делают первые попытки высказывать предположение о возможном результате опыта и о способах его достижениях. На четвертом году жизни у детей наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания. Экспериментальную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель начинала с простейших опытов, которые имели следующую структуру: - постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось); - формулирование выводов. Во время работы воспитатель стремилась научить детей получать знания самостоятельно. Для этого детский вопрос превращается в формулирование цели. Воспитатель помогала детям продумывать ход проведения опыта, давала советы и рекомендации, вместе с ними осуществляла необходимые действия. Например, ребенок спрашивал: «почему не лепятся «колобки» из сухого песка?», воспитатель вместо устного ответа, предлагала узнать это путем совместного проведения опыта. Перед опытом проговаривала цель: узнать, почему из сухого песка не лепятся «колобки». Затем воспитатель добавляла в песок воду, и после этого вместе с детьми еще раз попробовали слепить «колобки». Таким образом, дети практическим путем находили ответ на вопрос. После проведения опыта, воспитатель с детьми делали выводы: чтобы слепить какую-нибудь игрушку, песок должен быть сырым, а не сухим; влажный песок липкий. Во время работы воспитатель иногда предлагала детям выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Во второй младшей группе воспитатель начинала привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?». У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы. Например, воспитатель предлагала «Вот две картинки. На какой из них изображено такое же дерево, как наше?». Подобные задания способствуют развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения воспитателя более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны. Поэтому, перед проведением любого опыта, воспитатель уделяла особое внимание этому и постоянно проговаривала с детьми: надо соблюдать аккуратность; делать то, что говорит воспитатель; брать только те предметы, которые нужны для одного опыта; нельзя пробовать предметы на вкус; после завершения опыта убирать рабочее место и др. В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов детей стало возрастать, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепилась. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка стали более целенаправленными и обдуманными. У каждого сложился свой стиль в работе. В средней группе воспитатель сумела занять позицию старшего друга, дети стали все чаще и чаще задавать ей вопрос: «Как это сделать?». Дети научились получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появились первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие воспитателя в работе стало уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны воспитателя в средней группе необходим - и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает. С детьми пятого года жизни воспитатель впервые начала проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» - «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею». Дети с большим удовольствием любили проводить опыты с водой: «Плавает, тонет», «Впитываем воду», «Волны», «Переливание воды», «Растворение сахара», «Окрашивание воды», «Мыльные пузыри», «Капельки» и т д. (Приложение №2) Зимой с детьми проводились опыты: «Изготовление цветных льдинок», «Взаимодействие воды и снега», «Замерзание жидкостей» в результате которых дети делали вывод: снег и лед это тоже вода, лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды, в горячей воде он тает быстрее, вода на холоде замерзает, принимает форму емкости, в которой он находится. При фиксации наблюдений дети научились использовать готовые формы, но в конце года постепенно стали применять рисунки, которые воспитатель делала на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо. В средней группе определенные усложнения появились и в последних этапах экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничивались отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос воспитателя, а научились произносить несколько предложений, которые хоть и не являлись развернутым рассказом, но уже приближались к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учила выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу - пока только разницу. Для обеспечения непосредственного контакта ребенка с природой, неживыми объектами среды, в работе с детьми воспитатель использовала основное средство познания природы – наблюдение, которое способствует формированию у дошкольников важных умений: смотреть, видеть, делать выводы, обобщать. Для проведения с дошкольниками наблюдений за погодными явлениями, за положением солнца, за направлением ветра, на территории детского сада была оформлена географическая площадка, на которой расположены приборы: барометр, термометр, ветряной рукав, флюгер, летящие игрушки, солнечные и песочные часы, дождемер, снегомер (рейка), указатель направления частей света, ящик с песком. Во время экскурсий по экологической тропе, детям задавались вопросы: «Есть ли на территории детского сада песок, глина, земля, вода?» Внимательно выслушав ответы детей, но, не комментируя их, предлагалось самостоятельно проверить правильность своих высказываний. Для поддержания интереса детей, путешествия по экологической тропе сопровождались присутствием сказочного героя - хозяином экологической тропы «Лесовиком», который часто обращался к детям с просьбой ему помочь и рассказывал много интересных историй. Во время целевых прогулок, экскурсий, на территории детского сада, в лесу, у берега водохранилища, у железной дороги, по просьбе «Лесовика» детям предлагались разные задания, например: «отыскать как можно больше разных камней за определенное время», «найти только круглые, серые, большие предметы». Дети собирались со своими находками в одном определенном месте и сравнивали свои «сокровища». Дети, нашедшие большее количество предметов, получали приз от «Лесовика». Найденные «сокровища» дети приносили в детский сад, складывали в ящик по видам (самые большие, самые маленькие, гладкие, шероховатые). Воспитатель объясняла, что это будет материал для опытов и игр - экспериментирований. Несомненную ценность имели повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки). В работе с дошкольниками использовались и такие методы, как наглядный, словесный, практический. Наблюдения, прогулки, экскурсии, давали богатую почву для размышления, и побуждали в детях пытливость и любознательность, у них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». В форме рассказа, диалога (обсуждения) воспитателем постоянно происходило наращивание и корректировка конкретных представлений детей о природе и деятельности людей в ней. Например: во время дождя воспитатель предлагала детям поставить свои ладошки под капли дождя, и таким образом, дети чувствовали, что дождь осенний, холодный. С помощью таких бесед, рассказов, дошкольники выходили на новый уровень знаний природы. У детей старшей группы сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов перешла в руки детей. Дети, постоянно обращалась к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...». Роль воспитателя как умного друга и советчика возросла, она не навязывала своих советов и рекомендаций, а ждала, когда дети, испробовав разные варианты, сами обратится за помощью. Не сразу давала ответ в готовом виде, а старалась разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. В старшей группе начали вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливались общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети учились находить не только разницу, но и сходство. Это позволило им начать осваивать приемы классификации. Поскольку сложность экспериментов в старшей группе возросла и самостоятельность детей повысилась, воспитатель в большей степени стала уделять внимание соблюдению детьми правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель внимательно следила за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминая о наиболее сложных моментах эксперимента. Воспитатель стремилась воспитывать у детей умение ценить и любить неживую природу, находить прекрасное, и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а так же правильно организовывать труд детей (при сборе плодов, ракушек, камней и т.д.). Тем самым способствовала конкретизации представлений детей о мире неживой природы, создавала эмоциональный настрой у детей. Детям это очень нравилось, они ходили босиком по песку, у водохранилища собирали ракушки, камни. Слушали звуки моря с помощью морских ракушек, которые сами дети приносили в детский сад, ребята с удовольствием рассказывали, как они летом отдыхали с родителями на берегу моря, что интересного они видели. В процессе организации образовательной деятельности с детьми воспитатель стремилась сформировать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях: воды, песка, глины, камня, магнита, стекла, воздуха, звука, света, электричества, в процессе игр –экспериментирования (Приложение №4) и опытов. Вводная часть организованной образовательной деятельности направлялась на создание у детей определенного положительного эмоционального фона. Задача заключительной части организованной образовательной деятельности состояла в подведении итогов, обсуждения результатов работы и тех трудностей, которые возникли при выполнении заданий. Проблемная ситуация побуждала детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречия в данном случае возникало в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предложения и результатов его опытной проверки. С детьми старшей группы воспитатель проводила опыты с водой, тем самым узнавали о ее свойствах: «Вода прозрачная, может течь, не имеет вкуса, запаха, жидкая, бывает теплой, холодной, при нагревании превращается в невидимый пар, на морозе превращается в снег и лед. Замерзшая вода двигает камни. У воды нет формы». Только познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательнее и бережнее относиться к ней. Для этого проводились беседы с детьми: «Как человек использует воду в домашних условиях? Всегда ли вода добрая? Может ли она приносить беду?». Воспитатель стремилась сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека, вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут растения, животные, человек. Итоговым мероприятием с детьми по изучению свойств воды стала организация проектно-исследовательской деятельности «Тайна чистой воды» для участия в муниципальном конкурсе «Я – исследователь». Детей шестого года жизни воспитатель знакомила с природными материалами: песок, глина, камни. Во время проведения опытов дети сравнивали эти материалы, учились делать вывод: что песок и глина отличаются своими свойствами и качествами, глинистая почва сильнее пропитывается водой и поэтому долго не сохнет, а песчаная пропускает воду и быстро просыхает. Экологические знания о неживой природе дети закрепляли в играх «Песчинки», «Угадай, чьи следы», «Какой зверь прошел?» и др. Например, играя в игру «Песчинки», предлагалось детям превратиться в «песчинки». Как будут вести себя при этом? Каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь друг к другу. Задавался вопрос: «Подул ветер, что происходит с песчинками? С глиной?» (В это время дети разбегались и показывали действия песка и глины). 3атем усложнялась игра, предлагалось детям разделиться на две команды. Одна из них - песчинки, другая - комочки глины. При помощи своей руки, имитируя ветер, дети вели себя по-разному. Когда произносились слова «Ветер утих», дети останавливались, чья команда правильнее изображала действия песка и глины, раньше справлялась с заданием, та и выиграла. Обращая внимание ребят на песочницу во время дождя и в сухую погоду, воспитатель задавала вопрос: «Чем отличается песок?». Дети отмечали, что в дождливую погоду песок становится влажным, тяжёлым, а в солнечную погоду - он сухой, легкий. Затем, с помощью опыта предлагалось детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырому, задавая вопрос: «Где остаются более четкие следы?», дети делали выводы: «Следы остались на влажном песке, они лучше видны, а на сухом быстро исчезли потому, что сухой песок рассыпается». Работая по теме «Воздух», чтобы создать проблемную ситуацию, прежде всего, выделялась, четко главная мысль, которую дети должны усвоить. Она сводилась к следующему: воздух находится везде. Это знание высокого уровня обобщения, и усвоить его ребенку пятилетнего возраста трудно: ведь воздух невозможно увидеть, рассмотреть, потрогать. Поэтому изучение этой темы начиналось с опытов. Сначала воспитатель показывала стакан, переворачивала его вверх дном, наклоняя горизонтально, чтобы все убедились: в стакане нет ни жидкого, ни твердого вещества. Затем воспитатель показывала полиэтиленовый пакет, спрашивала: «Что вы видите? Что в пакете?». - «Ничего!». Тогда воспитатель ловила мешочком воздух, перехватывая руками края наполнившегося кулечка, дети видели, что в мешочке воздух. После чего воспитатель предлагала детям самим поймать воздух в мешочек, а затем выпустить воздух из него. Дети делали вывод, что воздух везде, во всех уголках комнаты. Но оставался вопрос со стаканом, в котором, как считали дети, ничего нет. Поэтому вновь спрашивали: «А в стакане есть воздух?». Одни утверждали утвердительно, другие выражали сомнение. Из этого следовало: не все приняли новое задание и новую тему. Предлагался еще один опыт: опустить пустой стакан в воду, расположив его вверх дном. Дети выполняли действия, после чего им задавался вопрос: «Что за пузырьки вы увидели?». Все дети после этого давали правильный ответ: «В стакане был воздух», и делали вывод: воздух находится везде. Таким образом, воспитатель, создавая проблемную ситуацию, побуждала детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Познакомив детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс, воспитатель уточняла представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он легкий, холодный, опускается вниз - он тяжелый. С помощью игр - экспериментирования дети знакомились с физическими явлениями - магнетизм, свойствами магнитов и их особенностями, опытным путем выявляли материалы, которые стали магнетическими. Воспитатель проводила соревнования с детьми: кто быстрее соберет магнетические предметы. При проведении экспериментальной деятельности, воспитатель создавала проблемные ситуации, учила детей разрешать возникшие противоречия и проблемы, выдвинутые детьми, формулировать основную проблему, внимательно выслушивать суждения, договариваться друг с другом, слушать друг друга, делать совместные выводы, В целях создания ситуации достижения успеха использовалась система условной качественной оценки. Дети получали поощрительные «жетоны», картинки, открытки, призы. С помощью содержательной оценки каждому ребенку давалась возможность понять, что он может, и чему надо научиться. Используя алгоритмы, модели, схемы, мнемотаблицы, рабочие листы воспитатель, таким образом, помогала осуществлению экспериментальной деятельности детьми (Приложение №5). Проведенные опыты с детьми закреплялись их повторным проведением, но уже в домашних условиях совместно с родителями. 90% родителей с большим удовольствием работали с детьми дома. Опыт каждой семьи сфотографирован, и из этих фотографий оформлена презентация «Царица-водица», которая была представлена на родительском собрании. Опыт работы воспитателя был представлен на районном методическом объединении воспитателей ДОУ детей младшего и среднего дошкольного возраста при организации образовательной деятельности с детьми второй младшей группы с элементами детского экспериментирования «Бусинки для черепахи Моти» (Приложение №3). Был представлен долгосрочный проект «Детское экспериментирование с водой как средство развития познавательной активности младших дошкольников». Познавательная деятельность помогает ввести детей в мир познания неживой природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира. Именно близкие люди (родители, воспитатели) привлекают внимание ребенка к красоте природы, помогают испытывать радость от общения с ней. Завершающий этап (май 2015 года). Воспитатель проводила итоговую диагностику, анализ работы за три года. 3.Результативность опыта С целью выявления уровня развития исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования с неживой природой проводилась диагностика основанная на методике Л.Н.Прохорова, О.В.Афанасьева, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой. В результате была выявлена положительная динамика уровня развития исследовательской активности детей: Таким образом: - у детей старшего дошкольного возраста расширились представления об основных физических свойствах и явлениях неживой природы: о растворении различных веществ, взаимодействии различных веществ при соединении (реакции) и их реакции на свойства других предметов, выделении веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования и др.; об основных физических явлениях: магнетизме, отражении и преломлении света, теплоте, замерзании и таянии воды, испарении, силе тяготения, трении и др.. - дети стали проявлять интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, осуществлению наблюдении, экспериментирования без поддержки взрослого: научились самостоятельно формулировать предположения во время эксперимента, осуществлять отбор способов проверки, достигать результат и применять его в деятельности, делать выводы; - у детей сформировалось умение осуществлять дружеские взаимоотношения во время экспериментальной деятельности, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, дополнения; радоваться общим успехам. - дети старшего дошкольного возраста стали бережно, заботливо, гуманно относится к природе; стало преобладать положительной отношение к природе, научились хорошо ориентироваться в правилах поведения в природной среде, придерживаться их своей деятельности; стали обращать внимание на детей и взрослых, которые нарушают правила общения с природой, делать соответствующий анализ и замечания; готовы оказать помощь в случае необходимости. Дети научились эмоционально воспринимать природу, видеть и отмечать ее красоту. У детей сформировалось умение соблюдать аккуратность и точность при осуществлении экспериментальной деятельности. Следует отметить, что дети стали проявлять активный интерес к проблемам, принимать поставленные задачи, активно стремиться к разрешению проблем, анализировать исходное состояние ситуации, высказывать предположения по способам их решения. Поисковая деятельность детей стала практической, основанная на действиях, направленных на выявление новых свойств объекта. Дошкольники научились проявлять настойчивость, добиваться результата, выражать эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование. Правильно организованная экспериментальная деятельность с дошкольниками способствует повышению уровня развития исследовательской активности, которые влияют на социально-личностное развитие каждого ребенка: интеллектуальное развитие, коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. 4.Библиографический список
Приложение №1 Перспективное тематическое планирование работы по экспериментальной деятельности с неживой природой (вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа) Вторая младшая группа
|
Тема опыта Автор опыта: Кравцова Наталья Викторовна, учитель-логопед мкскоу скош №30 (VIII) г. Белгорода |
Тема опыта Автор опыта: Сидорова Наталья Николаевна, преподаватель гбпоу нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум» |
||
Тема опыта Автор опыта: Скрипченко Татьяна Анатольевна, преподаватель английского языка огапоу «Белгородский правоохранительный колледж» |
Тема опыта Автор опыта: Сахарова Галина Афанасьевна, воспитатель мб доу «Центр развития ребенка детский сад №7 «Аннушка» |
||
Тема опыта Автор опыта: Забродина Лада Борисовна, педагог дополнительного образования мбдоу «Детский сад комбинированного вида «Капелька» |
Тема опыта Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода |
||
Тема опыта ... |
Тема опыта Автор опыта: Яременко Лидия Васильевна, воспитатель мдоу «Центр развития ребёнка детский сад №7» п. Пролетарский Ракитянского района... |
||
Тема опыта Автор опыта: Клемешова Ирина Андреевна, учитель английского языка моу «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением... |
Тема опыта Авторы опыта: Воронова Екатерина Викторовна, Прасолова Светлана Михайловна, воспитатели муниципального автономного дошкольного образовательного... |
||
Руководство Тема опыта: «Организация социального партнёрства семьи... Автор опыта: Лаз-Оглы Светлана Борисовна, классный руководитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Валуйки... |
Литература Тема опыта: «Повышение познавательной активности обучающихся... ... |
||
Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на... Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... |
Литература Тема опыта: «Использование технологии педагогических мастерских... Автор опыта: Чеботарёва Валентина Павловна, учитель русского языка и литературы маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным... |
||
Тема опыта «Формирование навыков учебного сотрудничества младших школьников посредством организации групповой работы» |
Тема: «Толерантная личность» Цель: актуализация и систематизация опыта толерантного поведения учащихся, представлений об особенностях толерантной личности |
Поиск |