Принят
решением педагогического совета №___ «Утверждено
от ____ ______________2015г Директор МБОУ «Старо-Матакская
средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского МР
___________________ Чванова М.Н.
Основная образовательная программа
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Основная школа
Содержание
1
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
4
|
1.1.
|
Пояснительная записка
|
4
|
1.2.
|
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
|
7
|
1.2.1.
|
Общие положения
|
7
|
1.2.2.
|
Ведущие целевые установки
|
9
|
1.2.3.
|
Планируемы результаты освоения учебных и междисциплинарных программ
|
12
|
1.2.3.1.
|
Формирование универсальных учебных действий
|
12
|
1.2.3.2.
|
Формирование ИКТ – компетентности учащихся
|
15
|
1.2.3.3.
|
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
|
19
|
1.2.3.4.
|
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
|
20
|
1.2.3.5.
|
Русский язык
|
21
|
1.2.3.6.
|
Литература
|
27
|
1.2.3.7.
|
Татарский язык и татарская литература
|
28
|
1.2.3.8.
|
Иностранный язык. Второй иностранный язык (на примере английского языка)
|
35
|
1.2.3.9.
|
История России. Всеобщая история
|
38
|
1.2.3.10
|
Обществознание
|
41
|
1.2.3.11
|
География
|
45
|
1.2.3.12
|
Математика. Алгебра. Геометрия
|
49
|
1.2.3.13
|
Информатика
|
53
|
1.2.3.14
|
Физика
|
55
|
1.2.3.15
|
Биология
|
58
|
1.2.3.16
|
Химия
|
59
|
1.2.3.17
|
Изобразительное искусство
|
62
|
1.2.3.18
|
Музыка
|
64
|
1.2.3.19
|
Технология
|
66
|
1.2.3.20
|
Физическая культура
|
68
|
1.2.3.21
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
70
|
1.2.3.22
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
73
|
1.3.
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
|
75
|
1.3.1.
|
Общие положения
|
75
|
1.3.2.
|
Особенности оценки личностных результатов
|
75
|
1.3.3.
|
Особенности оценки метапредметных результатов
|
75
|
1.3.4.
|
Особенности оценки предметных результатов
|
76
|
1.3.5.
|
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
|
76
|
1.3.6.
|
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию
|
76
|
1.3.7.
|
Способы оценивания достижений
|
77
|
1.3.8.
|
Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий
|
78
|
2
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
80
|
2.1.
|
Оценка результатов деятельности школы
|
80
|
2.2.
|
Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
80
|
2.2.1.
|
Русский язык
|
80
|
2.2.2.
|
Литература
|
85
|
2.2.3.
|
Татарский язык
|
95
|
2.2.4.
|
Татарская литература
|
98
|
2.2.5.
|
Татарский язык для русскоязычных обучающихся
|
108
|
2.2.6.
|
Татарская литература для русскоязычных обучающихся
|
112
|
2.2.7.
|
Английский язык
|
118
|
2.2.8.
|
История
|
125
|
2.2.9.
|
Обществознание
|
140
|
2.2.10.
|
Математика
|
143
|
2.2.11.
|
Информатика и ИКТ
|
148
|
2.2.12.
|
Физика
|
151
|
2.2.13.
|
География
|
153
|
2.2.14.
|
Биология
|
161
|
2.2.15.
|
Химия
|
164
|
2.2.16.
|
Искусства (ИЗО)
|
165
|
2.2.17.
|
Искусство (Музыка)
|
167
|
2.2.18.
|
Искусство
|
169
|
2.2.19.
|
Технология (обслуживающий труд)
|
170
|
2.2.20.
|
Физическая культура
|
172
|
2.2.21.
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
175
|
2.2.22
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
176
|
2.3
|
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
|
177
|
2.4
|
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
|
182
|
3
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
|
202
|
3.1.
|
Учебный план основного общего образования МАОУ «БМСОШ»
|
202
|
3.2.
|
Оценочные материалы
|
204
|
3.3
|
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
|
204
|
3.4.
|
Перспективы и ожидаемые результаты школы
|
204
|
3.5
|
Система условий реализации основной образовательной программы
|
205
|
3.5.1
|
Кадровое обеспечение
|
206
|
3.5.2
|
Наличие рабочих программ по всем предметам учебного плана
|
207
|
3.5.3
|
Обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой.
|
208
|
3.5.4
|
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.
|
208
|
3.5.5
|
Финансовое обеспечение
|
208
|
3.5.6
|
Информационно-методические условия реализации ООП ООО
|
209
|
3.5.7
|
Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации ООП ООО образовательного учреждения
|
212
|
3.5.8
|
Контроль за состоянием системы условий.
|
215
|
3.5.9
|
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий.
|
216
|
3.6.
|
Заключение
|
218
|
4
|
Используемые методические материалы
|
218
|
5
|
Приложение 1. Критерии выставления отметок по предметам.
|
228
|
6
|
Приложение 2. Модель организации внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС ООО
|
274
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан разработана в соответствии с:
Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013года.
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан;
Правилами внутреннего распорядка МБОУ «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан.
Актуальность программы.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа направлена на:
совершенствование форм и методов обучения;
использование в учебном процессе современных ИКТ;
развитие системы дополнительного образования;
вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность
Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной направленности.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации учащихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему секций, кружков, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития учащихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11 - 15 лет, связанных:
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции учащегося
направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
с осуществлением на каждом возрастном уровне (11 - 13 и 13 - 15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно - предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки учащимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
с формированием у учащегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях учащихся с учителем и сверстниками;
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Второй этап подросткового развития (14 - 15 лет, 8 - 9 классы) характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет);
Программа основного общего образования МБОУ «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан дает возможность:
реализовать права учащихся на получение образования;
соблюсти соответствие локальных актов (устава школы, рабочих программ, учебного плана школы и пр.) государственным документам, регламентирующим образовательный процесс для реализации государственной программы образования;
проанализировать материально-техническое оснащение школы и определить пути улучшения его для наилучшей реализации Образовательной Программы школы;
проанализировать педагогические возможности школы и определить пути, повышения квалификации, переквалификации учителей, способствующие наиболее полной реализации цели Образовательной Программы;
определить предпочтения учащихся и родителей в получении образования в рамках образовательного пространства учебного учреждения;
определить приоритетные пути развития школы с учетом интересов всех сторон, задействованных в образовательном процессе;
продолжить формирование нормативно-правовой базы по методической работе (положения, приказы, локальные акты);
усилить работу по сохранению здоровья школьников. Внедрять в практику работы всех педагогов школы здоровьесберегающие технологии;
способствовать развитию дополнительного образования в школе.
Для осуществления образовательного процесса в школе сформирован стабильный педагогический коллектив.
Специфика кадров МБОУ «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан определяется высоким уровнем профессионализма. Все учителя владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт использования инновационных технологий в педагогической практике.
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, наличие научно - методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, средний уровень образовательной подготовки выпускников школы. В последние годы расширяются возможности использования информационной среды, улучшается материально - техническая база.
|