Утверждено Педагогическим советом
МБОУ «СОШ №33».
Протокол № 8 от 28 марта 2013 года.
Председатель Педагогического совета
___________Лушникова Н.М.
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №33»
ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА БОБКОВА
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
(с изменениями Приказ МБОУ «СОШ №33» № 87 от 04 марта 2015 года)
Кемерово 2013
СОДЕРЖАНИЕ
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 7
Пинципы иподходы к формированию основной образовательной программы предполагают учёт психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных 9
2. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ 14
Личностные универсальные учебные действия 14
Регулятивные универсальные учебные действия 16
Коммуникативные универсальные учебные действия 16
Познавательные универсальные учебные действия 18
Планируемые результаты освоения учащимися программ по учебным предметам 25
Русский язык 25
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 104
1.ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (программа формирования общеучебных умений и навыков) 104
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ 139
3. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 141
Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура организации, осуществляющей образовательную деятельность включает: 167
Реализация модульных образовательных программ предусматривает: 169
Просветительская работа с родителями (законными представителя-ми) включает: 170
3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учащихся 171
3.11. Мониторинг эффективности реализации организацией, осуществляющей образовательную деятельность Программы воспитания и социализации учащихся. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся 173
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации учащихся. 175
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 182
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ «СОШ № 33» имени Алексея Владимировича Бобкова 182
Учебный план МБОУ «СОШ № 33» 184
Должность: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность. 192
Должность: заместитель руководителя. 192
Должность: учитель. 192
Должность: социальный педагог. 193
Должность: педагог-психолог. 193
Должность: педагог дополнительного образования. 193
Должность: библиотекарь. 193
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС: 202
Описание имеющихся финаносвых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 204
Региональный расчётный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год: 205
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно определяет: 207
3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 208
Региональный расчётный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на год: 210
Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно определяет: 211
• автогородки; 215
Мероприятия: 226
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 227
Используемые понятия, обозначения и сокращения 232
ВВЕДЕНИЕ
Основная образовательная программа муниципальной бюджетной организации, осуществляющей образовательную деятельность «Средняя общеобразовательная школа №33» имени Алексея Владимировича Бобкова разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт).
Основная образовательная программа организации разработана в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы ФГОС основного общего образования и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, а также на обеспечение их социальной успешности, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Разработка МБОУ «СОШ №33» основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (Совет МБОУ «СОШ №33»), обеспечивающих государственно-общественный характер управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №33», в соответствии с требованиями Стандарта, содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание работы МБОУ «СОШ №33» по реализации ООП ООО и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
- программу развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования;
- рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу воспитания и социализации учащихся, включающую духовно-нравственное воспитание, профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- план коррекционной деятельности.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности по реализации ООП ООО, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
- план внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №33»;
- систему условий реализации основной образовательной программы.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Целями реализации основной образовательной программы МБОУ «СОШ №33» является:
- создание условий для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными особенностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- обеспечение планируемых результатов достижения выпускником целевых установок, компетенций, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
— взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность, организаций дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Принципы и подходы к формированию Образовательной программы
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной детельности с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основная образовательная программа направлена на обеспечение:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологии образования;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-ориентацию на достижение цели и основного результата образования как системообразующий компонент Стандарта— развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений, учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при построении образовательной деятельности и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие организационных форм и индивидуальных образовательных траекторий, учет индивидуальных особенностей развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
- условий для получения качественного общего образования для всех обучающихся, что позволяет говорить о принципе учета равных возможностей школьников;
- принципа культуросообразности, предусматривающего необходимость использования культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности;
- принципа учета социокультурных особенностей и потребностей региона, который предусматривает сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения Российской Федерации, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурами разных народов России;
- принципа единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Пинципы иподходы к формированию основной образовательной программы предполагают учёт психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью при получении основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 (зарегистрирован МинЮст РФ 06 февраля 2015 года за №35915) «О внесении изменений в приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 201о года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного образования»» в основную образовательную программу основного общего образования были внесены изменения (приказ МБОУ «СОШ №33» №87 от 04 марта 2015 года).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы, выступая содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
В целях достижения планируемых результатов следующие обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач могут предъявляться школьникам, обучающимся по системе учебников «Алгоритм успеха»:
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным;
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем / проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации выбора, разработки оптимального или наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей и т. п.;
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей, функций и разделением ответственности за конечный результат;
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста, высказывания;
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыков самоорганизации, саморегуляции, организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач;
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от учащихся выражения ценностных суждений и своей позиции по обсуждаемой проблеме;
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ- компетентности учащихся.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1) ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты, описывающие основной, сущностный вклад каждого учебного курса в развитие личности учащихся, их способностей. Эти результаты отражают такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей учащихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации;
2) планируемые результаты освоения учебных курсов и междисциплинарных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу программы по учебному предмету. Они характеризуют примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется учащимся в ходе изучения каждого раздела программы.
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют учителя на том, какие уровни освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидают от выпускников. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством учащихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися, как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться» могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность учащимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания и учитывать при определении итоговой оценки.
Настоящая Программа устанавливает планируемые результаты освоения:
междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности учащихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
программ по учебным предметам: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
2. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ
Формирование универсальных учебных действий
|