Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г


Скачать 0.49 Mb.
Название Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г
страница 1/4
Тип Методические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4
«Утверждаю»

Главный государственный

санитарный врач

по Липецкой области

  ---------------------------

С.И.Савельев

МР 3.1.6.001-07

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по  организации противоэпидемических и

санитарно-гигиенических мероприятий

в стоматологических учреждениях.

 

г. Липецк

 

2007 г.

 

Рекомендации составлены Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области.

Коллектив авторов: Щукина И.А., начальник отдела эпиднадзора, Наполова И.В., зам. начальника отдела эпиднадзора, главный специалист-эксперт отдела эпиднадзора Шаповалова И.В., ведущие специалисты-эксперты отдела эпиднадзора - Залукаева О.А., Рязанова С.А.

 

Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, кабинетов, оказывающих стоматологическую помощь населению, а также для специалистов Управления Роспотребнадзора, осуществляющих надзор за стоматологическими стационарами, поликлиниками, кабинетами по вопросам инфекционной безопасности.

 

Содержание:

1.            Общие положения

2.            Требования к размещению и устройству помещений стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и зуботехнических лабораторий.

3.            Требования к оборудованию и внутренней отделке стоматологических кабинетов и помещений зуботехнических лабораторий.

4.            Требования к микроклимату, отоплению, вентиляции производственных помещений стоматологических поликлиник и зубопротезных лабораторий.

5.            Требования к естественному и искусственному освещению производственных помещений стоматологических поликлиник, отделений, зуботехнических лабораторий.

6.            Правила личной гигиены и требования к условиям труда персонала стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов, зуботехнических лабораторий.

7.            Санитарно-противоэпидемический режим в стоматологических поликлиниках, отделениях, кабинетах и зуботехнических лабораториях.

8.            Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ.

9.            Производственный лабораторный контроль.

10.       Профилактика профессиональной заболеваемости персонала стоматологических учреждений

 

Приложение № 1. Рекомендуемый план-график производственного лабораторного контроля

Приложение № 2. Примерный перечень дезинфицирующих средств и средств для стерилизации, используемых в стоматологии.

Приложение № 3. Способы деконтаминации рук.

Приложение № 4. Перечень основных нормативных документов, выполнение которых обязательно при осуществлении стоматологической медицинской помощи.

Приложение № 5. Журнал учета травм медперсонала и посттравматической профилактики.

Приложение № 6. Алгоритм действия медработника при травме.

 

1. Общие положения

 

Профессиональное инфицирование медицинских работников остается актуальной проблемой. Заболеваемость медработников целым рядом инфекций гораздо выше, чем других групп населения. На сегодняшний день в современной стоматологии имеется целый ряд потенциально вредных факторов, влияющих на безопасность и здоровье сотрудников. Основные профессиональные вредности для медицинских работников носят как неинфекционный (химический и физический факторы, напряжение и др.), так и инфекционный характер (туберкулез, различные воздушно-капельные инфекции, гемоконтактные инфекции: вирусные гепатиты В, С, ВИЧ-инфекция, сифилис, кишечные инфекции и др.).

Большинство стоматологических манипуляций сопровождается кровотечением, что определяет возможность профессионального заражения гемоконтактными инфекциями, а также передачу инфекционного агента пациентам через загрязненные инструменты.

Из возбудителей наиболее распространенных гемоконтактных инфекций наиболее устойчив во внешней среде вирус гепатита В, поэтому и риск инфицирования им гораздо выше. Риск заражения персонала ВИЧ-инфекцией является относительно низким, однако с учетом чрезвычайной тяжести инфекции и ее последствий профессиональная ВИЧ-инфекция признана очень серьезной проблемой.

В целях предупреждения инфицирования медицинского персонала учреждения необходимо рассматривать всех пациентов, как потенциально инфицированных различными микроорганизмами, в том числе ВИЧ, и строжайшим образом соблюдать меры предосторожности.

Перед каждым стоматологическим вмешательством стоматолог должен собрать и отразить в медицинской документации анамнез о наличии общих заболеваний, гемофилии, хронических инфекций, обширных хирургических вмешательствах, переливаний крови, указывающих на возможность инфицирования пациента и т.д.

Медицинскому персоналу следует избегать контактов кожи и слизистых оболочек со слюной, кровью и другими биологическими жидкостями пациентов, для чего необходимо работать в спецодежде, сменной обуви, масках и защитных очках.

Все повреждения кожи на руках медперсонала должны быть закрыты лейкопластырем, напальчниками. Для защиты рук надевают резиновые перчатки.

При загрязнении перчаток слюной или кровью, их тщательно моют проточной водой с мылом, затем снимают перчатки и дезинфицируют руки раствором антисептика.

После лечения воспалительного процесса, пародонтоза, после вскрытия абсцессов и обработки их полостей, после обработки инфицированных корневых каналов, после лечения больного, в анамнезе которого перенесенный гепатит В, С, либо носительство маркёров ВГ, обязательна гигиеническая дезинфекция рук. Руки дезинфицируют сразу же после снятия перчаток. Перчатки используют для каждого пациента строго индивидуально. После использования перчатки утилизируют.

 

2.                Требования к размещению и устройству помещений стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и зуботехнических лабораторий.

 

Стоматологические поликлиники и отделения, имеющие в своем составе рентгеновские и физиотерапевтические кабинеты, размещать в жилых зданиях не допускается.

В подвальных помещениях зданий могут быть размещены только санитарно-бытовые помещения для персонала (гардеробные, душевые, складские и т.п.), имеющие естественное освещение через окна в приямках, а также компрессорные установки и вентиляционные камеры, освещаемые искусственным светом.

Стоматологические кабинеты (терапевтические, хирургические, ортопедические, детские, ортодонтические) должны иметь на основное стоматологическое кресло 14 кв. м площади и по 7 кв. м на каждое дополнительное. При наличии у дополнительного кресла универсальной стоматологической установки площадь на дополнительное кресло увеличивается до 10 кв. м.

Набор вспомогательных помещений и их площади (кв. м) в стоматологических отделениях и зуботехнических лабораториях определяются мощностью (категорийностью) поликлиники в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 «Лечебно-профилактические учреждения. Нормы проектирования». Предусматриваются раздельные туалеты для больных и персонала.

Размещение рентгеновских кабинетов, помещений, связанных с работой с радиоактивными веществами, осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями устройства и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведения рентгенологических исследований, а также других действующих нормативных документов.

Входы в рентгеновское отделение для больных стационара и для посетителей поликлинического отделения должны быть раздельными.

Рентгеновское отделение не должно быть проходным.

 

3.                Требования к оборудованию и внутренней отделке стоматологических кабинетов и помещений зуботехнических лабораторий.

 

В терапевтических и ортопедических стоматологических кабинетах должно размещаться не более трех, а в хирургических – не более двух кресел с обязательным разделением рабочих мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 1,5 м. В каждом стоматологическом кабинете должен быть стол для стерильных материалов и инструментария.

Операционная должна иметь необходимый набор помещений (ожидальня, предоперационно-стерилизационная, комната временного пребывания больных, наркозная, операционная и т.д.) - площади помещений зависят от категории учреждения.

Рабочее место зубного техника в основном помещении должно иметь:

-                     специальный зуботехнический стол размером 1,00,7 м;

-                     электрошлифмашину с местным отсосом пыли;

-                      подводку газа (допустимы безопасные спиртовые горелки или электронагревательные приборы).

Для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем и фильтров используются материалы в соответствии с их функциональным назначением и разрешенные для применения в лечебных учреждениях в установленном порядке.

Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

Стены палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей, столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом рекомендуется окрашивать силикатными красками (при необходимости – в сочетании с масляными красками). Для окраски потолков может применяться известковая или водоэмульсионная побелка. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы, окрашенные масляной краской, линолеум).

В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и т.д.).

В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.

На подводках воды к универсальным стоматологическим установкам следует предусматривать устройство вентилей для отключения подачи воды.

Применение подвесных потолков различных конструкций разрешается в помещениях, не требующих соблюдения особого противоэпидемического режима, асептики и антисептики: вестибюлях, холлах и других подсобных помещениях. Допускается применение подвесных потолков в операционных, перевязочных, процедурных, палатах и аналогичных помещениях, при этом конструкции и материалы подвесных потолков должны обеспечить герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции.

Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств.

 

4.                Требования к микроклимату, отоплению, вентиляции производственных помещений стоматологических поликлиник и зубопротезных лабораторий.

 

Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения, в том числе и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил.

При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник.

Нагревательными приборами в системе центрального водяного отопления, как правило, должны быть чугунные радиаторы с гладкой поверхностью, допускающей легкую очистку, размещенные только под окнами, за исключением угловых помещений.

В зданиях стоматологических поликлиник, в стоматологических отделениях, кабинетах и помещениях зуботехнических лабораторий следует предусматривать общеобменную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку. В помещении «чистой» операционной должна быть только общеобменная приточная вентиляция.

Уровни бактериальной обсемененности воздушной среды помещений, в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты, не должны превышать допустимых, приведенных в СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (приложение 7).

Не реже 1 раза в месяц следует проводить контроль степени загрязненности фильтров и эффективности работы устройств обеззараживания воздуха. Замена фильтров должна осуществляться по мере его загрязнения, но не реже, чем рекомендовано предприятием изготовителем.

Общеобменные приточно-вытяжные и местные вытяжные установки должны включаться за 5 минут до начала работы и включаться через 5 минут после окончания работы.

Профилактический осмотр и ремонт систем вентиляции и кондиционирования воздуха воздуховодов должен проводиться согласно утвержденному графику не реже 2 раз в год. Устранение текущих неисправностей, дефектов должно проводиться безотлагательно.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата и воздушной среды помещений лечебных учреждений.

Администрацией лечебного учреждения организуется контроль за параметрами микроклимата и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, работой вентиляционных систем и кратности воздухообмена в следующих помещениях:

-                     в основных функциональных помещениях операционных, послеоперационных, ФТО, помещениях для хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, аптечных складах, помещениях для приготовления лекарственных средств, лабораториях, отделении терапевтической стоматологии и в других помещениях, в кабинетах, с использованием химических и других веществ и соединений, могущих оказывать вредное воздействие на здоровье человека – 1 раз в 3 месяца;

-                     в рентгенкабинетах – 1 раз в 6 месяцев;

-                     в остальных помещениях – 1 раз в 12 месяцев.

 

5.                Требования к естественному и искусственному освещению производственных помещений стоматологических поликлиник, отделений, зуботехнических лабораторий.

 

Все помещения стоматологических поликлиник, отделений и зуботехнических лабораторий должны иметь естественное освещение. Освещение вторым светом или только искусственное освещение допускается в помещениях кладовых, санитарных узлов, комнат личной гигиены, душевых и гардеробных для персонала, предоперационных и операционных, аппаратных, наркозных, фотолабораторий и некоторых других помещений, технология и правила эксплуатации которых не требуют естественного освещения.

Расположение столов зубных техников в основных помещениях зуботехнической лаборатории должно обеспечивать левостороннее естественное освещение рабочих мест.

Все помещения стоматологических поликлиник, отделений и зуботехнических лабораторий должны иметь общее искусственное освещение, выполненное люминесцентными лампами или лампами накаливания.

Светильники общего освещения должны размещаться с таким расчетом, чтобы не попадать в поле зрения работающего врача. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.

Стоматологические кабинеты, основные и полировочные помещения зуботехнической лаборатории, кроме общего, должны иметь и местное освещение в виде:

- рефлекторов при универсальных стоматологических установках на рабочих местах терапевтов и ортопедов;

-                     специальных (желательно бестеневых) рефлекторов для каждого рабочего места хирурга;

-                     светильников на каждом рабочем месте зубного техника в основных и полировочных помещениях.

Уровень освещенности, создаваемый местным источником, не должен превышать общего освещения более, чем в 10 раз, чтобы не вызывать утомительной для зрения врача световой переадаптации при переводе взгляда с различно освещенных поверхностей.

 
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Противоэпидемических и санитарно гигиенических
Утвердить Инструкцию об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно гигиенических
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме 4 «Проведение санитарно – противоэпидемических...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Противоэпидемических и санитарно гигиенических
О санитарно эпидемиологическом благополучии населения от 19 октября 1991 г. N 1034-1 разработана новая Инструкция, регулирующая организацию...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Программа Производственного контроля за соблюдением санитарных правил...
Настоящая Программа производственного контроля разработана в соответствии с действующими законодательными и другими нормативными...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Приказ от 28 июля 1995 г. N 170 об утверждении инструкции об организации...
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду Основы законодательства от 22. 07. 1993 n 5487-1, а не...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Программа производственного контроля с применением принципов хассп включает следующие данные
«Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Итоги деятельности санитарно-гигиенических лабораторий за 2015 год
Выполнение санитарно-гигиенических исследований и инструментальных замеров проводится в соответствии с областью аккредитации илц
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Закон РФ №52-фз от 30. 03. 99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических)...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Методические рекомендации по организации централизованных стерилизационных...
Методические рекомендации предназначены для работников лечебно-профилактических учреждений, организующих и обслуживающих централизованные...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Методические рекомендации по выполнению мероприятий по обеззараживанию...
I. Выполнение мероприятий по созданию, оснащению и действиям личного состава санитарно-обмывочного пункта
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Методические рекомендации москва 2012 аннотация методические рекомендации...
Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Приказ 24 января 2000 г. N 20 о введении в действие руководства по...
Ввести в действие с 1 января 2000 г. Руководство по организации санитарно гигиенических и лечебно профилактических
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Методические рекомендации по организации и осуществлению сбора информации...
Настоящие Методические рекомендации по организации и осуществлению сбора информации для аудита в сфере закупок в ходе контрольных...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Методические рекомендации п о организации и осуществлению сбора информации...
Настоящие Методические рекомендации по организации и осуществлению сбора информации для аудита в сфере закупок в ходе контрольных...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Стандарт безопасности отдыха и оздоровления детей в загородных оздоровительных учреждениях
В оздоровительных учреждениях, и регламентирующие осуществление организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических,...
Методические рекомендации по организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в стоматологических учреждениях г. Липецк 2007 г icon Методические рекомендации по организации мероприятий гражданской...
Методические рекомендации предназначены для обеспечения организационной и нормативной правовой поддержки руководящих работников и...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск