Пояснительная записка
Развитие современного общества вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области науки и техники стимулируют человека к постоянному совершенствованию, образованию на протяжении всей жизни. В последние годы наблюдается ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и подростков вследствие малоподвижного образа жизни, нерегулярных занятий спортом, увеличивающегося объема учебных нагрузок. Очевидной является необходимость рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничного развития личности без развития интеллекта и, одновременно, здоровья быть не может. Эта необходимость ставит актуальные задачи перед системой дополнительного образования, предполагает вовлечение детей, подростков и взрослое поколение в такие виды деятельности, в которых равноценно обеспечивалось как интеллектуальное, так и физическое развитие, стремление к ведению здорового образа жизни. Они связаны с необходимостью расширения сферы благотворного влияния занятий физическими упражнениями и использования элементов спортивной интеллектуальной деятельности.
Физическое воспитание является основой всестороннего развития личности в любом возрасте посредством формирования физической культуры личности человека. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Спортивное ориентирование – один из немногих видов спорта, сочетающих физическое движение с движением мысли. Ориентирование как массовый вид спорта имеет продолжительные традиции, он получил развитие не только на территории нашей страны, но и во всем мире. Занятие ориентированием не только содействует умственному и физическому развитию, но и учит познавать и понимать природу, вести здоровый образ жизни. Тренировки и соревнования проходят на открытом воздухе, физические нагрузки разнообразны и не вызывают чрезмерного развития одних групп мышц в ущерб другим.
Спортивный туризм - это эффективное средство физического оздоровления, воспитания и нравственного становления подростков. Занятие туризмом имеет немаловажное значение для развития и формирования здорового образа жизни, так как активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья.
Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности человека. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Идеей программы является оптимальное сочетание физического и интеллектуального развития человека при занятиях спортивным ориентированием, туризмом в условиях учреждения дополнительного образования. Программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Основное содержание программы:
Цели и задачи:
Цели:
-физическое воспитание, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение военно-прикладных навыков.
-знакомство обучающихся с основами знаний о возможностях туризма России;
- усвоение знаний и умений, необходимых для участия в соревнованиях по спортивному ориентированию и в пешем походе;
-развитие природных способностей посредством укрепления собственного здоровья, физического и интеллектуального саморазвития;
-привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом, сформировать потребность в ведении здорового образа жизни.
Задачи:
содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; обучение основам базовых видов двигательных действий; дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; представлений о спортивном ориентировании, пешеходном туризме, соревнованиях, инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой доврачебной помощи при травмах; воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.
Содержание программы представлено тремя разделами: 1. Спортивное ориентирование; 2. Туризм и краеведение; 3. Физическая подготовка. Таким образом, усилия образовательного, воспитательного и тренировочного процессов объединены в трех направлениях: ориентирование, туризм и краеведение и физическая подготовка. Программа «Спортивное ориентирование с основами туризма и краеведения» выявляет новые возможности в сочетании – ориентирование, туризм, краеведение. В существующих в системе дополнительного образования детей программах, в зависимости от поставленных педагогических задач, имеют место различные акценты на ориентирование, туризм, краеведение, физическую подготовку.
Новизна программы «Спортивное ориентирование с основами туризма и краеведения» в том, что основной акцент делается на ориентирование в развитии его спортивного использования и влияния на основные воспитательные и образовательные процессы. Туризм в данном случае используется как форма обучения общению в пространстве (и в первую очередь в природе), обеспечению безопасности в этой среде и использование этой среды для восстановления собственных сил (рекреации) различными формами и методами туризма. Краеведение - это эффективный способ познания окружающего, и, прежде всего ближнего мира. Закономерность появления в программе раздела туризма и краеведения объясняется следующими факторами: соревнования по спортивному ориентированию преимущественно проводятся в природной среде. Через нее осуществляется связь с туризмом и краеведением. Таким образом, в программе, помимо спортивного ориентирования, рассматриваются: основы туризма, основы безопасности нахождения в природной среде, краеведческие вопросы.
Срок реализации
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучаемых и рассчитана на три года обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 324 часа в год. Количество часов из расчета 9 часов в неделю на одну группу. Занятия по программе комбинированные, включающие, как теорию, так и практику. Рекомендованное время проведения занятий 3-4 раза в неделю по 2-3 часа.
Состав обучающихся:
Возраст занимающихся 8-18 лет. Рекомендуемый состав учебных групп:
1-й год обучения - 12-15 человек, возраст обучающихся 8-12 лет;
2-й год обучения - 12 человек, возраст обучающихся 13-15 лет;
3-й год обучения - 11 человек, возраст обучающихся 16-18 лет;
Заниматься в группе могут, конечно, только хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям спортивно прикладным туризмом
Формы и методы реализации программы
Методика преподавания предоставляет возможность для внедрения разнообразных форм, методов и приемов обучения и воспитания. Обоснованность применения различных методов обусловлена тем, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач. Используются традиционные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут); наглядные (демонстрация, показ - плакатов, рисунков, схем, графических изображений, карт, приемов работы); практические (работа с книгой, справочной литературой, дидактическим материалом, выполнение заданий, упражнений).
На всех этапах реализации программы используются активные методы обучения.
Исследовательский метод подразумевает выполнение воспитанниками исследовательских работ в походе.
Метод проектов становится основой реализации воспитанниками социально-значимых проектов экологической и природоохранной направленности.
Метод применения информационно-коммуникационных технологий позволяет обучать детей на основе специальных программ по спортивному ориентированию, корректировать карты в программе OCAD, выполнять диагностическую работу и отслеживать результативность образовательного процесса.
Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению. Типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия.
Формы занятий: учебные занятия в кабинете и учебно-тренировочные занятия на местности, занятия по общей физической подготовке и по специальной физической подготовке в спортивном зале и на местности. Кроме того, используются такие формы, как: соревнование, игра, экскурсия, конкурс, поход, путешествие, игра, лекция, видеозанятие и др.
Большая роль отводится учебно-тренировочным сборам и многодневным соревнованиям по спортивному ориентированию, походам, которые проводятся во время каникул.
При подведении итогов используются: опрос, тестирование при помощи контрольных упражнений и тестов для оценки уровня развития физической и тактико-технической подготовки ребят. Кроме того, учитывается результативность выступлений учащихся на соревнованиях различного уровня.
Этапы реализации программы
На начальном этапе подготовки (1-й год обучения) прививается интерес к занятиям спортивным ориентированием и туризмом. Все это осуществляется в игровой форме через постепенное приобщение обучающихся к систематическим тренировкам. Проводится разносторонняя физическая подготовка, при этом делается акцент на развитие общей выносливости, ловкости и быстроты. Большая роль на этом этапе отводится спортивным играм: играм с мячом, играм на внимание, сообразительность, координацию. Начинается работа по развитию навыков владения спортивной картой и компасом. Немаловажная роль отводится знакомству с родным городом и его достопримечательностями. Воспитанники получают первичные знания о походах, личном и групповом снаряжении и совершают однодневные походы в окрестностях города.
На следующем этапе (2-й год обучения) обучаемые переходят к углубленному изучению основных элементов ориентирования, расширяют объем знаний о технике спортивного ориентирования. Приобретают первичные знания о тактике, приобретают соревновательный опыт, участвуя в районных и городских соревнованиях по спортивному ориентированию, туризму. На этом этапе увеличивается количество учебно-тренировочных занятий, проводимых на местности. Ведется работа по повышению разносторонней физической и функциональной подготовки. Большое значение придается изучению природы родного края.
На третьем этапе (3-й год обучения) возрастает роль физической подготовки ориентировщика. Большое место в учебно-тренировочном процессе занимает развитие специальной выносливости. Продолжается многогранный процесс совершенствования техники и тактики спортивного ориентирования в различных условиях. Значительная роль в совершенствовании тактико-технической подготовки отводится соревновательному методу за счет увеличения количества соревнований. Большое значение уделяется психологической подготовке спортсмена. Значительную роль играет и краеведческая работа на маршруте, в результате которой обучаемые приобретают первоначальные навыки научно-исследовательской деятельности.
|