Оглавление
1.Целевой раздел 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 4
1.3 Промежуточные планируемые результаты 5
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 5
Образовательная область «Познавательное развитие» 6
Образовательная область «Речевое развитие» 7
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 9
Образовательная область «Познавательное развитие» 13
Образовательная область «Речевое развитие» 14
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 15
Образовательная область «Физическое развитие» 16
2.2 Особенности планирования образовательного процесса 17
Календарь тематических недель 18
(праздников, событий, проектов и т.д.) 18
2.3 Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие 2
2.4 Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми 138
3. Организационный раздел 144
3.1 Особенности организации образовательного процесса 144
Режим дня подготовительной к школе группы (6-7 лет) 144
3.2 Регламент непосредственно образовательной деятельности 146
Приложения
-
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная рабочая программа для детей подготовительной группы обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей подготовительной к школе группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
1.2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
1.3 Промежуточные планируемые результаты
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
находит новую трактовку роли и исполняет ее;
может моделировать предметно-игровую среду;
участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители».
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;
проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
знает назначение светофора, узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;
различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Развитие трудовой деятельности:
самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
ответственно выполняет обязанности дежурного;
умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
оценивает результат своей работы;
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
радуется результатам коллективного труда.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села);
имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное развитие:
различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);
обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы .
Формирование элементарных математических представлений:
владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит цифру и количество предметов;
решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;
использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;
ориентируется в пространстве и на плоскости;
определяет временные отношения.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;
устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;
использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;
знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;
самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении с взрослыми и сверстниками;
пользуется естественной интонацией разговорной речи;
соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.
Развитие литературной речи:
способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;
самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
называет любимые сказки и рассказы;
называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
может импровизировать на основе литературных произведений.
способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;
способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;
способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;
знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
способен проводить звуковой анализ слов;
понимает смыслоразличительную роль фонемы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к изобразительному искусству:
различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;
выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.
Приобщение к музыкальному искусству:
определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец);
называет инструмент, на котором исполняется музыкальное произведение.
Приобщение к словесному искусству:
называет любимые сказки и рассказы;
называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;
может импровизировать на основе литературных произведений.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):
– использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации
– применяет традиционные техники изображения.
Развитие конструктивной деятельности:
- способен соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует их с учетом их конструктивных свойств;
- способен создавать различные конструкции объекта по рисунку, словесной инструкции, реализует собственные замыслы.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- узнаёт мелодию Государственного гимна РФ, определяет характер музыкального произведения;
- различает части музыкального произведения, (вступление, заключение, запев, припев);
- выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения (темп, динамику);
может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание;
самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на заданную тему, по образцу и без него;
умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп;
способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой, передавать несложный ритмический рисунок;
импровизирует под музыку соответствующего характера;
инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных и на русских народных инструментах несложные песни и мелодии.
Развитие детского творчества:
принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного и сказочного содержания;
создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности;
создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции в рисовании, лепке и аппликации на темы окружающей жизни, литературных произведений;
варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.
|