Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря конструкторам серии LEGO WeDO Education появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.
В США, Японии, Корее, Корее и в ряде европейских государств робототехника развивается семимильными шагами. Уже с детского сада дети имеют возможность посещать клубы и инновационные центры, посвященные робототехнике и высоким технологиям.
А что же у нас?
В нашем селе предлагается для детей целый спектр знаний, но, к сожалению, такое направление, как робототехника не представлено совсем. А ведь оно будет вскоре очень востребовано и очень престижно в будущем.
Именно по этой причине была разработана программа кружка, основными идеями которого являются:
-конкретизация принципа интегрированного подхода в образовательной и воспитательной работе с детьми, что соответствует Федеральным государственным стандартам;
-внесение новых элементов взаимодействия и сотрудничества между детским садом, школой и родителями;
-отражение принципиально новых идей, которые сводятся к тому, чтобы создать образовательную среду для ребенка, которая облегчит возможность раскрытия его собственного потенциала, и позволит свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами, обобщать и делать выводы.
В процессе конструирования дети развивают математические способности: использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора, при измерениях, связь между диаметром и скоростью вращения, оценка и измерение расстояния.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Конструирование развивает и речевые навыки: речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек, проведении демонстрации моделей и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.
Направленность дополнительной образовательной программы: программа «Робототехника» - это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.
Подобные занятия-это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе можно уже увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые очень необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей и подростков, помогать им реализовать свой потенциал и талант.
Актуальность программы заключается в следующем:
-востребованность развития широкого кругозора дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении;
-отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества в дошкольном возрасте, навыков начального программирования.
Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Особенности программы: занятия дают возможность детям самостоятельно создавать яркие "Умные" игрушки, наделяющие их интеллектом, изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками. Это позволяет им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами.
Содержание программы построено таким образом, что дети под руководством педагога смогут не только создавать роботов посредством конструктора, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире. Полученные знания служат при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой. Отличительной особенностью программы является то, что она построена на обучении детей в процессе практики.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которая базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Цель программы:
формирование творческо-конструктивных способностей детей посредством робототехники.
Задачи:
Образовательные:
сформировать у детей умение поэтапно собирать робота, используя инструкции-схемы и управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ;
формировать пространственное мышление, умение анализировать модель, выделяя ее характерные особенности, основные части, их функциональное назначение;
стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас научными понятиями и законами;
содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий, доведения начатого дела до конца).
Развивающие:
развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
развивать логико-математическое представление;
активизировать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
воспитывать самостоятельность в работе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: программа ориентирована на детей старшей и подготовительной к школе групп (5-7 лет).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 2 учебных года, 2 раза в неделю. Первый год – с 1 октября по 31 мая, второй год обучения- с 1 октября по 31 мая.
Первый год обучения (старшая группа) - 32 занятия по 20-25 минут (1 раз в неделю).
Второй год обучения (подготовительная к школе группа) - 32 занятия по 25-30 минут (1 раз в неделю).
Формы занятий: при работе с детьми используется работа в паре, фронтальная и индивидуальная работа. Работа в паре дает детям навык взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность занятия составляет не более 25 минут (старшая группа), не более 30 минут (подготовительная к школе группа). В середине занятия проводится динамическая пауза.
Обучение с LEGO состоит из 4 этапов:
• установление взаимосвязей
• конструирование
• рефлексия
• развитие.
При установлении взаимосвязей обучающиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса.
Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, обучающиеся
углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между
уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений обучающихся.
Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Результативность выполнения данной программы определяется помощью устного опроса, педагогического наблюдения и оценивается по трехбалльному уровню – «низкий», «средний», «высокий» (см. приложение 1).
В результате работы по программе «Робототехника» обучающиеся должны
1-й год обучения
ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструктора Lego WeDо;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов.
УМЕТЬ:
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
-подключать Лего-модели к Лего-коммутатору и управлять ими посредством компьютерных программ Lego WeDo;
- пользоваться программой Lego WeDo.
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
-демонстрировать технические возможности роботов.
2-й год обучения
ЗНАТЬ:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструктора Lego WeDо;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-графический язык программирования.
УМЕТЬ:
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-подключать Лего-модели к Лего-коммутатору и управлять ими посредством компьютерных программ;
-анализировать модель;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
-демонстрировать технические возможности роботов;
-уметь критически мыслить.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов.
Форма подведения итогов по каждой теме: контроль усвоения материала осуществляется по результатам создания детьми роботов и управления ими.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка сделанных роботов, представление собственных моделей, защита проектов, подготовка презентации работы кружка (показ фотографий моделей, слайдов).
Формы работы с родителями.
Консультации: «Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?», «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором».
Оформление стендового материала.
Выступления на родительских собраниях.
Открытые занятия.
Фотовыставки.
Выставки детских работ
Учебно-тематический план
для старшей группы (1-й год обучения)
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теоретичес-ких
|
Практичес-ких
|
|
Введение в робототехнику. Знакомство с конструктором ПервоРобот Lego WeDо.
Правила техники безопасности при работе с конструктором LEGO WEDO.
|
1
|
1
|
|
|
Исследование «кирпичиков» конструктора.
|
1
|
|
1
|
|
Исследование конструктора и видов их соединения.
|
1
|
|
1
|
|
Знакомство с деталями (элементами) конструктора, датчиками и их названиями.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
|
Среда программирования Lego WeDo
Знакомство с интерфейсом программы конструктора Lego WeDо.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Мотор и ось.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Модель «Голодный аллигатор»-сборка.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
|
Модель «Голодный аллигатор»-программирование.
|
2
|
|
2
|
|
Представление модели.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Модель «Рычащий лев»-сборка.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
|
Модель «Рычащий лев»-программирование.
|
1
|
|
1
|
|
Выставка роботов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Раздел «Звери».
|
|
|
|
13.
|
Модель «Порхающая птица»-сборка.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
14.
|
Модель «Порхающая птица»-программирование.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
15.
|
Мини-проект «Заповедник».
|
3
|
1
|
2
|
|
Раздел «Забавные механизмы».
|
|
|
|
16.
|
Модель «Танцующие птицы»-сборка.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
17.
|
Модель «Танцующие птицы»-программирование. Создание группы «Танцующие птицы».
|
1
|
|
1
|
18.
|
Модель «Умная вертушка»-сборка.
|
1
|
|
1
|
19.
|
Модель «Умная вертушка»-программирование.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
20.
|
Модель «Обезьянка-барабанщица»-сборка.
|
2
|
0,5
|
1,5
|
21.
|
Модель «Обезьянка-барабанщица»-программирование. Дуэт обезьян-барабанщиц.
|
1
|
|
1
|
|
Итого часов:
|
32
|
8
|
24
|
|