Скачать 289.51 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2065»
Структурное подразделение Детский сад № 4 142784, г. Москва, г. Московский, 1-й мкр, 29А. Тел., факс: 8 (495) 841 8407, mail: mdou-kv25@yаndex.ru Согласовано Утверждаю Ст.воспитатель Руководитель СП «Детский сад» Д4 «Детский сад» Д4 ________ Большакова А.А. __________ А.М.Мещерякова «____» _________ 2015г. Программа кружковой работы в технике оригами «Волшебная бумага» Составила: воспитатель Зобнина Е.В. г.Москва, 2015. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 5 Цели и задачи программы……………………………………………6 Организационно-методическое обеспечение программы……………………..6 - 11 Календарно - тематический план………………………………………………………12 - 19 Список литературы ……………………………………………………………..20 Список детей ……………………………………………………………………………….21 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А. Пояснительная записка Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, диагональ и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом, около и т.д.). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Развитие деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку пассивный и активный отдых, эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов. В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе. В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина, диагональ и т.д.; базовыми формами оригами; 2. Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур; 3. Формировать умение действовать согласно словесным инструкциям; 4. Обучать различным приёмам работы с бумагой; 5. Обогащать словарь детей специальными терминами; 6. Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; 7. Приобщать детей к мировой культуре; 8. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности. Развивающие: 1. Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам; 2. Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение; 3. Развивать художественный вкус, творческие способности и воображения детей; 4. Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер; 5. Развивать произвольную регуляцию деятельности; 6. Развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Воспитательные: 1. Воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца; 2. Воспитывать интерес к искусству оригами; 3. Способствовать созданию игровых ситуаций; Особенности организации кружковой деятельности: Занятия проводятся с подгруппой детей(10- 12 человек ) во второй половине дня: в старшей группе – 2 раза в неделю ( с октября по май ) по 20 – 30 минут, 8 занятий в месяц; в подготовительной группе – 2 раза в неделю ( с октября по май ) по 20 – 30 минут, 8 занятий в месяц. Программа «Волшебная бумага» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Кружок «Волшебный мир оригами» посещают дети по запросам родителей. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Методические приёмы:
Методическая работа проводится с учётом следующих принципов:
Форма работы: Тематическая совместная деятельность – занятия. Общие правила при обучении технике оригами:
Материалы и оборудование:
Ожидаемые результаты кружковой работы:
Общий план занятий Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
Работа с родителями Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг». Формы подведения итогов реализации программы:
Оценка результативности программы: В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа. Мониторинг реализации рабочей программы. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: в октябре, итоговый – в мае. Цель мониторинга - обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы для изучения оценки динамики достижения детей, развития их физических, интеллектуальных и личностных качеств; результатов деятельности педагогов. Методы мониторинга: наблюдение за детьми, анкетирование родителей и продукты детской деятельности.
Календарно – тематический план работы старший дошкольный возраст 1-й год обучения
Литература:
Источники:
Список детей: 1-ая подгруппа 2-ая подгруппа
2-й год обучения
|
План работы проектной деятельности Искусство оригами манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оно доступно для всех. Потому что... |
Оригами для детей Оригами – искусство воспроизведения целого мира из нескольких листов бумаги. В руках человека простая бумага оживает, превращаясь... |
||
В. А. Сухомлинский Искусство оригами известно с давних времён. Впервые... Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Вилинская Татьяна Стефановна |
Что значит «оригами»? В переводе с японского "ори" сложенный, "ками" бумага. Искусство складывания из бумаги |
||
Оригами Исследовать историю возникновения, развития и различные направления в искусстве оригами. Прикладное использование оригами в современном... |
Пояснительная записка программа «Развитие интеллекта младших школьников... В объединении «оригами» учащиеся знакомятся с основными понятиями и терминологией данного направления в искусстве, с историей его... |
||
Ii. Возможные объекты для конструирования в кружковой деятельности сельской школы. 21 I. Организационно-педагогические основы внеурочной (кружковой) деятельности учащихся 5 |
Тема : «Всестороннее развитие детей дошкольного возраста с речевыми... Тема: «Всестороннее развитие детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в технике оригами» |
||
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлый квадрат»» Согласовано... Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях школы для дошкольников |
Программа имеет естественно научную направленность. Она модифицирована,... Программа может быть адаптирована для внеклассной кружковой работы в школах, где имеется достаточная материальная база: кабинет для... |
||
Рабочая программа по кружковой деятельности «Весёлый квадратик» для детей 6 -7 лет |
Приложение №2 к документации о закупке требования к продукции (техническое задание) Типы материалов для печати карточки, пленки, этикетки, конверты, матовая бумага, глянцевая бумага, фотобумага |
||
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги проект на тему: «оригами» Цель – узнать об оригами и о том, насколько это искусство полезно для развития человека |
Консультация для родителей Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк... |
||
У вас сломался принтер? Застряла бумага? Обращайтесь: (495) 661-11-16 История копировальной техники достаточно продолжительна, даже если не принимать в расчет таких предшественников современных аппаратов,... |
Оригами. Японский журавлик Классические фигурки оригами делаются из квадратного листа бумаги, без надрезов и клея. Сначала нам предстоит сложить базовые формы... |
Поиск |