Проектная деятельность
Образовательная робототехника в детском саду.
Участники проекта
Воспитанники группы№2, их родители, воспитатели.
Вид проекта
Долгосрочный, информационно-технический.
Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Необычайная популярность LEGO объясняется просто - эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов.
Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию. Основными формами деятельности станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса школы. К ним относятся:
- познавательная и учебная мотивация;
- появляется мотив соподчинения поведения и деятельности;
- умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;
- умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.
Из всего выше перечисленного следует, что нецелесообразно укорачивать дошкольный период, который основывается на детских занятиях, где ведущее место занимает игровая деятельность.в целях расширения кругозора, развития познавательного интереса, познавательной активности, речи, памяти, внимания, моторики.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе легоконструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.
Легоконструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Легоконструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Цели и задачи проекта
1,Основная цель проекта - создание комплекса условий для развития технического творчества у детей дошкольного возраста.
2,Объект исследования: влияние легоконструирования и образовательной робототехники на формирования предпосылок универсальных учебных действий воспитанников.
3,Предмет исследования: взаимодействие и сотрудничество между детским садом, школой и родителями воспитанников..
Основные задачи реализации проекта:
1, Создание условий для внедрения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО
2, Разработка системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3, Апробация педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и легоконструирования.
Пути реализации проекта
Для эффективной организации легоконструирования и робототехники необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми.
1. Обучение детей мыслительной деятельности через игру направленную на развитие внимания, активизацию познавательной деятельности.
2. Совершенствование сенсорно-тактильной и двигательной сферы.
3. Формирование и коррекция поведения и многое другое – все это способствует развитию и повышает интерес к обучению.
4.Тесное сотрудничество с родителями: разрабатывает цикл консультации разной тематики, оформляет стенд с планируемыми мероприятиями и фотографиями лучших работ детей, проводит родительские собрания, привлекает родителей к совместной деятельности через мероприятия (совместные проекты, конкурсы, фестивали, выставки и к участию в спонсорской деятельности и т.д.).
Планируемый результат.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ непосредственно для конструктивно – игровых целей (сюжетно-ролевых играх, играх театрализациях, дидактических играх и упражнениях).
Замысел, реализуемый в постройках дети черпают из окружающего мира.
Робототехника и легоконструирование помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром. Использование робототехники и легоконструирования- - упрощает работу по анализу и синтезу слогов и при составлении схемы предложения.
Помогают при постановке звуков, исправлении ошибок.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ в процессе диагностики (выявление проблем) (спонтанная игра, коллективная и индивидуальная). Помогает установить контакт между педагогом, детьми и родителями.
Наиболее полно раскрыть особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявление речевых возможностей ребенка, установление уровня его коммуникабельности.
Использование конструкторов LEGO и ИКТ в коррекционно-развивающем и образовательном процессах.
Коррекционная работа (по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи, расширение обогащение словаря, грамматический строй речи, связная речь, мелкая моторика и т.д.) через использование конструирования и образовательной робототехники.
Формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Адаптация воспитанников дошкольного учреждения к условиям начальной школы.
Выявление одаренных детей и продолжение работы с ними, а также вовлечение родителей воспитанников в процесс обучения конструированию и образовательной робототехнике.
Вывод: Робототехника формирует потенциальные возможности ребенка и обеспечивает ситуацию успеха в образовательной деятельности, которая способствует социокультурной адаптации дошкольника к условиям школьного обучения.
Календарно-тематическое планирование
«LEGO-конструирование и робототехника»
Средняя группа (4-5 лет)
Тема
|
Цели
|
Оборудование
|
Результат
|
СЕНТЯБРЬ
|
LEGO
|
Знакомство детей с конструктором LEGO
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO дупло.
|
Умеют различать и называть детали LEGO -конструктора (LEGO дупло). Понимают, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках, умеют крепить кубики разными способами, умеют выделять структурные особенности, ориентируются в части постройки. Сравнивают предметы по длине и ширине.
Умеют анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливают последовательность их выполнения и на основе этого создают образ объекта.
|
Исследователи цвета
|
Знакомство детей с конструктором LEGO дупло, с LEGO-деталями, с цветом LEGO-элементов, активизацию речи, расширение словаря.
Развитие эмоциональной сферы.
|
Волшебные кирпичики
|
Продолжать знакомить детей с конструктором LEGO , с формой LEGO -деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений.
|
Пирамидка
|
Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид.
|
ОКТЯБРЬ
|
Заборчик с воротами
|
Учить выполнять простейшую конструкцию устанавливать опоры и класть на них перекладину
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO, образцы постройки
|
Осенний лес
|
Познакомить с некоторым видами деревьев, закрепить признаки осени. Построить осеннее дерево из деталей LEGO дупло.
|
Мы строители
|
Учить строить дома из LEGO -конструктора
|
Теремок
|
Закреплять умение строить сказочный теремок
|
НОЯБРЬ
|
Наша площадка
|
Учить строить песочницу, лесенки, скамеечки
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO , образец постройки
|
Качели для ребят
|
Продолжать знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность
|
Веранда
|
Учить строить простейшие постройки вертикальным соединением деталей
|
Спортивная площадка
|
Учить строить турники
|
ДЕКАБРЬ
|
Ёлочка
|
Учить строить из конструктора ёлочку
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO ,
|
Аквариум
|
Учить строить из конструктора рыбок
|
Чернавский мост
|
Учить строить мостик горизонтальным соединением деталей.
|
Новогоднии подарки
|
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание своей работы, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
|
ЯНВАРЬ
|
Зимний лес
|
Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество. Воображение, фантазию
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO, тематические игрушки для обыгрывания построек
|
Знают разновидности транспорта, названия деревьев, умеют классифицировать по образцу.
Умеют передавать характерные черты дома средствами конструктора. Умеют правильно называть профессии. Свободно владеют горизонтальным и вертикальным способами соединения деталей. Умеют использовать LEGO постройки в театрализованных играх
Конструируют по заданной схеме. Умеют использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
|
Грузовая машина
|
Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали
|
Домик лесника
|
Формировать обобщенные знания о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены. пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием «фундамент»
|
Мельница
|
Рассказать о мельнице, развивать фантазию, воображение
|
ФЕВРАЛЬ
|
Прицеп для машины
|
Учить строить прицеп ,закрепить навыки скрепления деталей. Развивать навыки конструирования
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO.
|
Пожарная машина
|
Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину
|
Кораблик
|
Рассказать о кораблях, учить строить более сложную постройку. Развивать внимание. Навыки конструирования
|
Гараж для машин
|
Классификация транспорта. Учить отличать машины по внешнему виду.
|
МАРТ
|
Подарок для мамы
|
Развитие конструктивного воображения детей. Учить строить несложную постройку
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO , образцы постройки, макет цирка
|
Цирк
|
Учить строить арену цирка
|
Веселое представление
|
Учить строить совместно, сообща животных
|
Конструирование по замыслу
|
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
|
АПРЕЛЬ
|
Ракета
|
Рассказать про космос.
Учить строить ракету
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO , образцы постройки.
|
Луноход
|
Учить строить из деталей конструктора Луноход.
|
Космонавты.
|
Продолжить знакомство с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей
|
Конструирование по замыслу
|
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
|
МАЙ
|
Мебель для комнаты- диван
|
Развивать способность выделять в предмете их функциональные части. Учить анализировать образец
|
Наглядно- демонстрационный материал. Конструкторы LEGO , наборы игрушек «Комната куклы Ани»
|
Мебель для кухни
|
Закреплять умение строить мебель
|
Мебель для спальни- кровать
|
Развивать воображение, фантазию. Учить строить кровать из конструктора
|
Конструирование по замыслу
|
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
|
|