Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи


Скачать 454.62 Kb.
Название Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи
страница 1/5
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

Приложение № 19

к АОП ДО

МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101

на 2015-2016 г.г.




Рабочая программа

по профессионально-коррекционной работе

с детьми шестого года жизни с нарушением речи

Составитель:

учитель-логопед Буракова М. А.

учитель-логопед Петухова А. А.

Содержание

1.

Целевой раздел Программы

2

1.1

Пояснительная записка

2

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.1.3.

Характеристика контингента детей, занимающихся на логопункте.

4

1.2..

Планируемые результаты

5

1.3.

Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта.

6

2.

Содержательный раздел

8

2.1.

Проектирование образовательного процесса

8

2.2.

Формы и средства организации образовательной деятельности

9

2.3.

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий

10

2.4

Годовой план

11

2.5.

Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями

11










3.

Организационный раздел



3.1.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

13

3.2.

Учебно-методическое обеспечение

13

3.3.

Список используемой литературы

15










1.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-логопеда разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101.

Рабочая программа учителя-логопеда определяет содержание и организацию образовательной деятельности по профессиональной коррекции недостатков развития речи у детей с нарушением зрения в условиях логопункта.

Основанием для разработки рабочей программы являются следующие нормативные правовые документы:

  1. Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

2.Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.);

3. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 (ред.от 17.10.2013) «Об образовании в Свердловской области»;

4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

8. Типовым положением о ДОУ (приказ Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. №25622);

9. Уставом МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №101;

7. АОП ДО МБДОУ № 101.


* «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

* «Программа специализированных (коррекционных) детских образовательных учреждений 4 вида для детей с нарушениями зрения» под ред. Плаксиной.
Основной базой Программы являются:

*« Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».

*Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

*Н.В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада».



  1. Цели и задачи реализации Программы


Целью данной Программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, осуществление их своевременного и полноценного психического развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством организации комплексного взаимодействия педагогов (учителя - логопеда, тифлопедагога, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) через реализацию задач общеразвивающей и коррекционной направленности во всех видах детской деятельности.

Логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения должна облегчить детям освоение адаптированной образовательной программы МБДОУ и способствовать формированию ведущей функции речи – общения.

Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач:

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.

3. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка с ОНР (ФФНР) в МДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми с ОНР (ФФНР) в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами.

4. Оценка результатов помощи детям с ОНР (ФФНР) и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР (ФФНР) адаптированной образовательной программы МБДОУ.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК и ПМПк).

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.





В процессе коррекционного обучения детей - логопатов решаются следующие задачи:

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи старших дошкольников.

6. Развитие коммуникативности и успешности в общении.



  1. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы


Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим, личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Теоретической и методологической основой программы являются:

  • положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

  • учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;

  • исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.


Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение обозначенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

  • профилактического;

  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей. Этот принцип предполагает постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

4. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации. Поддержка детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей развития и потребностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств.

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

8. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОНР (ФФНР) защищать права и интересы детей.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности является последовательная реализация дидактических принципов:

1. Развитие динамичности восприятия. В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить ребёнку полноценное усвоение информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов её обработки. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Развитие мотивации. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к усвоению новой информации.

5. Концентрический. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

6. Тематический. Данный принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по приобщению к социокультурным ценностям, ознакомлению с миром природы, рисованию, лепке, аппликации, в играх и т.д. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем или другими педагогами МБДОУ, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания коррекционной деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, что позволяет объединить усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, тифлопедагога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Календарно-тематический план работы по формированию лексико- грамматических...
Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого шестого года жизни
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Рабочая программа дисциплины содержание коррекционной работы с детьми...
Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Пояснительная записка 3 3 3
Основные направления коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 60
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Рабочая программа для детей с нарушением речи в комбинированной группе Муниципального
Перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной...
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением...
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Рабочая программа по освоению детьми 7-го года жизни ( подготовительная...
Значимые характеристики для формирования и реализации рабочей программы, возрастные и индивидуальные характеристики особенностей...
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа составлена...
Программа предназначена для работы с детьми 5 класса с нарушением интеллекта (лёгкая умственная отсталость)
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Статья посвящена метафорическим ассоциативным картам бурно развивающемуся...
Описаны достоинства мак, принципы работы с картами, правила работы. Приведены примеры опыта использования мак в психологической работе...
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Рабочая программа коррекционной (тнр) группы «буратино»
Перечень нормативно-основных документов, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Пояснительная записка в программе изложен материал по развитию речи...
Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста...
В основе данной программы лежит идея реализации в максимально полном объеме образовательного, воспитательного и развивающего потенциала...
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII...
Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией...
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших...
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...
Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи icon Формирование знаний детей шестого года жизни о профессиях посредством образовательных ситуаций
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города севастополя детский сад №130 комбинированного вида

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск