Приложение № 19
к АОП ДО
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101
на 2015-2016 г.г.
|
Рабочая программа
по профессионально-коррекционной работе
с детьми шестого года жизни с нарушением речи
Составитель:
учитель-логопед Буракова М. А.
учитель-логопед Петухова А. А.
Содержание
1.
|
Целевой раздел Программы
|
2
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
2
|
1.1.1
|
Цели и задачи реализации Программы
|
3
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию Программы
|
3
|
1.1.3.
|
Характеристика контингента детей, занимающихся на логопункте.
|
4
|
1.2..
|
Планируемые результаты
|
5
|
1.3.
|
Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта.
|
6
|
2.
|
Содержательный раздел
|
8
|
2.1.
|
Проектирование образовательного процесса
|
8
|
2.2.
|
Формы и средства организации образовательной деятельности
|
9
|
2.3.
|
Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий
|
10
|
2.4
|
Годовой план
|
11
|
2.5.
|
Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями
|
11
|
|
|
|
3.
|
Организационный раздел
|
|
3.1.
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
|
13
|
3.2.
|
Учебно-методическое обеспечение
|
13
|
3.3.
|
Список используемой литературы
|
15
|
|
|
|
1.Целевой раздел
Рабочая программа учителя-логопеда разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101.
Рабочая программа учителя-логопеда определяет содержание и организацию образовательной деятельности по профессиональной коррекции недостатков развития речи у детей с нарушением зрения в условиях логопункта.
Основанием для разработки рабочей программы являются следующие нормативные правовые документы:
Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
2.Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.);
3. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 (ред.от 17.10.2013) «Об образовании в Свердловской области»;
4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
8. Типовым положением о ДОУ (приказ Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. №25622);
9. Уставом МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №101;
7. АОП ДО МБДОУ № 101.
* «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
* «Программа специализированных (коррекционных) детских образовательных учреждений 4 вида для детей с нарушениями зрения» под ред. Плаксиной. Основной базой Программы являются:
*« Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».
*Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
*Н.В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада».
Цели и задачи реализации Программы
Целью данной Программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, осуществление их своевременного и полноценного психического развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством организации комплексного взаимодействия педагогов (учителя - логопеда, тифлопедагога, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) через реализацию задач общеразвивающей и коррекционной направленности во всех видах детской деятельности.
Логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения должна облегчить детям освоение адаптированной образовательной программы МБДОУ и способствовать формированию ведущей функции речи – общения.
Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач:
1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.
3. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка с ОНР (ФФНР) в МДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми с ОНР (ФФНР) в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами.
4. Оценка результатов помощи детям с ОНР (ФФНР) и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР (ФФНР) адаптированной образовательной программы МБДОУ.
6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК и ПМПк).
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
В процессе коррекционного обучения детей - логопатов решаются следующие задачи:
1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи старших дошкольников.
6. Развитие коммуникативности и успешности в общении.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим, личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Теоретической и методологической основой программы являются:
положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;
исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение обозначенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
профилактического;
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей. Этот принцип предполагает постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
4. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации. Поддержка детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей развития и потребностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств.
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
8. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОНР (ФФНР) защищать права и интересы детей.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности является последовательная реализация дидактических принципов:
1. Развитие динамичности восприятия. В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить ребёнку полноценное усвоение информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов её обработки. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
4. Развитие мотивации. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к усвоению новой информации.
5. Концентрический. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
6. Тематический. Данный принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по приобщению к социокультурным ценностям, ознакомлению с миром природы, рисованию, лепке, аппликации, в играх и т.д. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем или другими педагогами МБДОУ, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания коррекционной деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, что позволяет объединить усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, тифлопедагога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.
|