Приложение № 20
к АОП ДО
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101
на 2015-2016 г.г.
|
Рабочая программа
по профессионально-коррекционной работе
с детьми седьмого года жизни с нарушением речи
Составитель:
учитель-логопед Плоскова Л. В.
Содержание
1.
|
Целевой раздел Программы
|
2
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
2
|
1.1.1
|
Цели и задачи реализации Программы
|
3
|
1.1.2.
|
Принципы и подходы к формированию Программы
|
3
|
1.1.3.
|
Характеристика контингента детей, занимающихся на логопункте.
|
4
|
1.2..
|
Планируемые результаты
|
5
|
1.3.
|
Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта.
|
6
|
2.
|
Содержательный раздел
|
8
|
2.1.
|
Проектирование образовательного процесса
|
8
|
2.2.
|
Формы и средства организации образовательной деятельности
|
9
|
2.3.
|
Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий
|
10
|
2.4
|
Годовой план
|
11
|
2.5.
|
Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями
|
11
|
|
|
|
3.
|
Организационный раздел
|
|
3.1.
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
|
13
|
3.2.
|
Учебно-методическое обеспечение
|
13
|
3.3.
|
Список используемой литературы
|
15
|
|
|
|
-1-
1.Целевой раздел
Программа логопедической работы составлена в соответствии со следующими документами:
Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
2.Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.);
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
5. Типовым положением о ДОУ (приказ Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. №25622);
6.Уставом МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №101;
7. АОП ДО МБДОУ № 101.
* «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
* «Программа специализированных (коррекционных) детских образовательных учреждений 4 вида для детей с нарушениями зрения» под ред. Плаксиной. Основной базой Программы являются:
*« Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».
*Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
*Н.В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада».
-2-
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Целью данной Программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с патологией зрения, осуществление их своевременного и полноценного психического развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством организации комплексного взаимодействия педагогов (логопеда, тифлопедагога, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) через реализацию задач общеразвивающей и коррекционной направленности во всех видах детской деятельности.
Логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения должна облегчить детям усвоение основной общеобразовательной программы и способствовать формированию ведущей функции речи – общения.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
Принцип познания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
Принцип поддержки детской инициативности и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
Принцип интеграции усилий специалистов;
Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям детей;
Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
Принцип постепенности подачи учебного материала;
Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Содержание общеобразовательной программы включает совокупность образовательных областей: «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Речевое развитие».
1.1.3.Характеристика контингента детей, занимающихся на логопункте.
Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушением зрения посещают дети с различными нарушениями зрения. У большинства из них эти нарушения врождённые. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий ЦНС. Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса. Поэтому в работе с детьми необходимо учитывать эти особенности, т. к. недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в до речевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения. Ограничения визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушением зрения проблемы со звукопроизношением встречаются в 2 раза чаще, чем в норме. Отмечается замедленность, фрагментарность зрительного восприятия изображений на картинках. Замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностью бинокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточное представление детей об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с патологией зрения возникает некоторая особенность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимания смысловой стороны речи и функционального назначения словаря, в овладении грамматическим строем речи, развитием связной речи, в усвоении выразительных средств. Всё вышеизложенное говорит о том, что почти все дети с проблемами зрения имеют и проблемы в развитии речи.
Организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, тесно связаны с решением проблемы раннего выявления, предупреждения и устранения нарушений зрения и устной речи дошкольников. Нарушения речи и зрения часто являются серьезным препятствием для полноценного развития ребенка, успешной социализации, освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ, а в дальнейшем может привести к трудностям при освоении основных общеобразовательных программ начального образования. Поэтому в дошкольном учреждении компенсирующего вида должна оказываться логопедическая помощь всем детям, у которых имеются речевые нарушения.
В МБДОУ - детский сад № 101 компенсирующего вида коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического пункта.
По структуре речевого дефекта среди дошкольников с нарушением зрения можно выделить детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии нарушена фонетическая сторона речи и фонематические процессы. У ребенка наблюдается нарушение произношения звуков и различение звуков на слух, возникают трудности дифференциации звуков, что впоследствии приводит к затруднениям при овладении навыками звукового анализа и синтеза.
При общем недоразвитии речи у ребенка страдают все компоненты языка (фонетика, фонематические процессы, лексика и грамматика). Отмечается системное недоразвитие речи. Выделяют три уровня общего недоразвития речи.
При ОНР I уровня страдает коммуникативная функция речи, основными средствами общения является мимика и жесты, речь непонятна для окружающих, в активном использовании у ребенка всего несколько слов и звукоподражательные слова.
При ОНР II уровня ребенок пытается освоить отдельные грамматические конструкции, появляется фраза, но она резко аграмматична, слова не согласуются по грамматическим категориям. Грубо страдает слоговая структура, речь не всегда понятна, ребенок для общения продолжает использовать мимику и жесты.
При ОНР III уровня ребенок активно пользуется фразой, речь понятна для окружающих, но наблюдаются трудности в правильном использовании очень многих грамматических категорий и сложных предлогов. Выражено страдает звукопроизводство и фонематические процессы, наблюдаются трудности при произношении слов сложной звукослоговой структуры.
По результатам обследования в начале учебного года, в подготовительной группе №1 19 детей логопатов. Из них 9 детей с ОНР III уровня (выявлено полиморфное нарушение звукопроизношения, фонематических процессов, нарушение структуры слова и предложения, преобладание пассивного словаря над активным и множественные аграмматизмы в речи), 10 детей с ФФНР (выявлено полиморфное нарушение звукопроизношения и фонематических процессов) – см. приложение №1, 2.
1.2.Планируемые результаты
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации со взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
- педагоги и родители детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом. В результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.
1.3.Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта.
Логопедическая служба:
коррекционно-развивающий блок;
программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
взаимодействие:
- родители;
- внутреннее в ДОУ;
повышение профессиональной компетентности.
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
-6-
Мониторинг проводится в целях:
- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие учителя – логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса;
- нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса;
- повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда.
Для осуществления мониторинга работы с детьми используются методические рекомендации Н.В. Нищевой, О.Б. Иншаковой, Н.М. Трубниковой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Серебряковой, З.А. Репиной, Т.В. Верясовой.
Мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса включает наблюдение, оценку и прогноз. Условиями, необходимыми для эффективной реализации данного мониторинга, являются:
- унифицированность форм предоставления информации;
- непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора информации;
- оптимальность и надёжность информационных данных.
К методам мониторинга качества деятельности учителя-логопеда ДОУ относятся:
- игровые тестовые задания;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- собеседование с педагогами, родителями и детьми;
- анкетирование;
- анализ документации.
Работа с детьми.
Параметры:
1. Артикуляционный праксис:
• Объем движений;
• Качество движений;
• Переключаемость.
Инструкцию необходимо давать по слову и по образцу.
-7-
2. Звукопроизношение:
• Изолированное произношение:
• Произношение в слоге:
• Произношение в слове, предложении;
• Произношение в связной речи.
3. Фонематический слух:
• Умение слышать и различать изолированные звуки (в ряду полярных звуков, акустически близких звуков, артикуляторно близких звуков);
• Дифференциация слоговых рядов по звонкости - глухости согласных звуков;
• Дифференциация слоговых рядов по твердости - мягкости согласных звуков;
• Воспроизведение слоговых рядов.
4. Фонематическое восприятие:
• Выделение заданного звука в слове;
• Выделение первого гласного звука в слове;
• Выделение последнего согласного звука в слове;
• Определение позиции заданного звука в слове;
• Отобрать картинки на заданный звук;
• Придумать слово на заданный звук.
Критерии:
1 - не эффективен никакой вид помощи, выполнение задания недоступно.
2 - эффективна помощь обучающего характера, характер выполнения имеет условное сходство с образцом.
3 - нуждается в направляющей помощи, ошибки стойкие, носят множественные характер.
4 - эффективна помощь стимулирующего характера, возможны единичные незначительные неточности в выполнении задания.
5 - самостоятелен, в помощи не нуждается, выполняет задание качественно и в полном объеме.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Проектирование образовательного процесса
Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы каждого педагога, составить целостную систему работы.
Организация деятельности учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Комплектование осуществляется Территориально-муниципальной психолого-медико-педагогической комиссией. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
-8-
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Работа всех специалистов скоординирована.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
2.2.Формы и средства организации образовательной деятельности
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов. (см. приложение № 3)
Основную нагрузку несет индивидуальное занятие – 2 раза в неделю с каждым ребенком и подгрупповое 1 раз в неделю. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (воспитатели, музыкальный руководитель, специалист по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду,
-9-
изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Для детей с ТНР (ОНР) учителем – логопедом разрабатывается план сопровождения, реализуемый воспитателями и родителями.
2.3.Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий.
(приложение № 4)
Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д.
Задачи, которые решает индивидуальные занятия:
• выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
• закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков;
• постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
На логопедическом пункте с детьми с ОНР проводится два индивидуальных занятия и одно подгрупповое занятие. С детьми с ФФНР проводится два занятия. На каждое занятие отводится 20 мин.
Логопедическое занятие интегрируется со всеми образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное творчество», «Речевое развитие».
2.4.Годовой план на учебный год.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического и комплексно-тематического планирования работы с детьми (приложение № 5)
2.5.Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями.
Достижение положительного результата работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов и родителей.
Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда:
|
Приоритеты воспитателей:
|
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- языковой анализ;
- психологическая база речи.
|
- моторный праксис (упражнения для развития мелкой моторики рук)
-психологическая база речи;
-обогащение и активизация словаря;
- развитие связной речи;
- лексико-грамматическое развитие.
|
-11-
Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Физическое воспитание (руководитель по физической культуре)
Выполнение общекоррегирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции и т. д.
Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений, подвижных игр, игр – инсценировок с речевым сопровождением (рифмованные тексты). Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (законными представителями) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
-12-
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Развивающая предметно – пространственная среда организуется с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения. Учитываются рекомендации врача – офтальмолога по использованию раздаточного материла с учетом зрительных нагрузок (Приложение № 7)
Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные материалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.
Используются объемные, натуральные объекты, силуэтные, контурные цветные изображения.
Развивающая предметно-пространственная среда - содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит1, магнитная азбука и слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно должны находиться две-три серии картинок и две-три сюжетных картины. Столы для подгрупповых занятий в подготовительной к школе группе должны быть рассчитаны на двух человек, для того чтобы дети привыкали к работе за партами в школе в дальнейшем. Еженедельную замену оборудования в кабинете в этой возрастной группе дети могут производить самостоятельно под руководством логопеда
3.2.Учебно-методическое обеспечение
Технологии и методические пособия
Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей».
Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий»
-13-
Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР».
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР».
Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».
Бахарева К.С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Белавина Н.Н. «Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слова».
Большакова С.Е. «Формируем слоговую структуру слова».
Бутусова Н.Н. «Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения».
Волкова Г.А. «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников».
Волкова Г.А. «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи»
Гадасина Л.Я «Звуки на все руки».
Ельцова О.М. «Риторика для дошкольников».
Кнушевицкая Н.А. «Картотека стихов по лексическим темам».
Козловская О.Б. «Учим звуки Л-Ш, Л-Ж, Л-В».
Косинова Е.М. «Сложные предлоги. Приставочные глаголы»
Макарова Н.Ш. «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики».
Метельская Н.Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях»
Нищева Н.В. « Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков».
Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика».
Нищева Н.В. «Занимаемся вместе подготовительная к школе логопедическая группа» (часть 1, 2).
Нищева Н.В. «Занимаемся вместе ранний возраст».
Нищева Н.В. «Играйка-грамотейка».
Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка от3 до 4 лет»
Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка от4 до 7 лет»
Нищева Н.В. «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп».
Нищева Н.В. «Картотеки методической рекомендации для родителей дошкольников с ОНР».
Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи».
Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи».
Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (сентябрь-январь).
-14-
Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (февраль-май).
Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».
Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада».
Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи».
Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи».
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушения речи. Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи».
Шевченко И.Н. «Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников».
Яковлева С.В. «Узнаю буквы».
Список используемой литературы
Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
Илюхина Ю.В. документация учителя-логопеда (группа для детей с нарушениями речи ДОУ, логопедический пункт ДОУ) с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: методическое пособие. – Краснодар, 2013.
Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону, 2002.
Степанова О.А. Основные направления коррекционно - образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. 2004. - № 4. – С. 4 – 13.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации.- М.: Дрофа, 2009.
-15-
|