Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В


Скачать 0.75 Mb.
Название Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В
страница 1/5
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
c:\users\usr\desktop\2016-08-31\31.08.2016 9-14-42_0777.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 44 Г. ЛИПЕЦКА (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)


Автор – составитель: учитель – логопед МДОУ №44 г. Липецка

Присекина С.В.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач адаптированнной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего  уровня (6-8 лет).       

Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР 6-8 лет разработана на основе адаптированной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №44 г. Липецка, парциальной программы для коррекционных групп Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», М.1991, Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Содержание данных программ направленно на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп для детей с ОНР и характеризуется наличием большого количества занятий по коррекции речевого дефекта.

Нормативной основой рабочей программы являются:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

  • Адаптированная программа дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5-8 лет муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 44 г. Липецка.

  • Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 44 г. Липецка.

- Положение о рабочей программе педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 44 г. Липецка

В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня (2 год обучения).

Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-8 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

Задачи:

  • обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

  • устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

  • развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

  • уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР;

  • формирование грамматического строя речи;

  • развитие грамматически правильной связной речи;

  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

  • развитие коммуникативности, успешности в общении;

  • формирование навыков учебной деятельности; предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Теоретическая  и методологическая основа:  положения, разработанные в Л.С. Выготским,  Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским  и др.

1.  Принцип развития, который состоит в анализе объективных и  субъективных условий формирования речевой функции ребенка;

2.  Принцип системного подхода, который предполагает анализ  взаимодействия различных компонентов речи;

3.  Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов, исходя из этого при построении Программы учитывались следующие принципы:

  1. Этиопатогенетический принцип (учет механизмов нарушения речи).

  2. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития  детей.

3. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

4.  Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

5.  Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

6.  Комплексность воздействия на ребенка.

7.  Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).

8.  Опора на сохранные звенья.

9.  Учет закономерностей онтогенеза.

10. Учет ведущей деятельности.

11. Поэтапность.

12.  Учет индивидуальных особенностей ребенка.

        Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Значимые характеристики детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

Группа

Всего

Мальчиков

Девочек

Логопедическая «В»

14

7

7



Группа здоровья

Количество детей

1 группа

4

2 группа

10

3 группа

-

4 группа

-

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

     Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого  развития.

 Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора-«дыра»)

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации «неневик» - снеговик), антиципации («астобус» - автобус), добавление лишних звуков («мендведь»), усечение слогов («мисанел»- милиционер), перестановка слогов («восолики» - волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной «корабыль», «тырава»).

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

        Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

        Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

        Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.

        Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

Планируемые результаты как ориентиры освоения программы

2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  • Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию.

  • Ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

  • Ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

  • У ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Речевое развитие:

  • Ребёнок активно общается со сверстниками и взрослыми, Проявляет познавательную и деловую активность.

  • Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности.

  • Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым. Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы, безошибочно пользуется словами и понятиями.

  • Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, делится впечатлениями со сверстниками, задаёт вопросы.

  • Проявляет стремление к постоянному общению с книгой. Различает основные жанры литературных произведений, имеет представления о некоторых их особенностях. Активно и творчески проявляет себя в игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов.

Содержательный раздел

Обеспечение индивидуального сопровождения воспитанников

Специалист

Деятельность

Учитель - логопед

Диагностика, постановка и автоматизация звуков; развитие фонематического слуха;

речевое и языковое развитие

Воспитатель

Автоматизация звуков; развитие фонематического слуха; расширение словаря; профилактика дислексии и дисграфии; развитие связной речи

Музыкальный руководитель

Логоритмика; постановка диафрагмально-речевого дыхания; развитие координации движений; музыкотерапия; развитие общей и мелкой моторики

Инструктор по физической культуре

Дыхательная гимнастика; развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

развитие ОВД; элементы лечебной физкультуры

Педагог - психолог

Психодиагностика; выявление компенсаторных возможностей; тренинговые упражнения

Родители

Выполнение рекомендаций всех специалистов; закрепление навыков и расширение знаний
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Отчет о результатах самообследования мдоу детского сада комбинированного вида №46
Проведение внутренней экспертизы с целью всестороннего анализа деятельности мдоу детского сада комбинированного вида №46 за 2016-2017...
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Рабочая программа старшей логопедической группы №1 Аннотация к рабочей...
...
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе...
Обобщенная характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни с онр
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Документация об аукционе на проведение открытого аукциона по определению...
Заведующая мдоу «Детский сад комбинированного вида №158» Ленинского района г. Саратова
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Рабочая программа по музыкальной деятельности во 1-й младшей группе...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений у...
Особенности организации коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Календарно тематический план логопедических занятий в подготовительной...
Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Пояснительная записка в программе изложен материал по развитию речи...
Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Рабочая программа старшей группы №9 муниципального дошкольного образовательного...
Цели, задачи реализации рабочей программы и содержание психолого- педагогической работы по образовательным областям
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Рабочая программа подготовительной логопедической группы муниципального...
Цели, задачи реализации рабочей программы и содержание психолого- педагогической работы по образовательным областям
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15
Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями...
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Рабочая программа на 2017-2018 учебный год второй группы раннего возраста №6
Принято на заседании педагогического совета мдоу «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко»
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Приказ от 30. 08. 2016 №48 положение об организации пропускного режима...
Мдоу «Детский сад №19 р п. В. Синячиха общеразвивающего вида»- детский сад с. Нижняя Синячиха, в целях обеспечения общественной безопасности,...
Рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности мдоу комбинированного вида 44 Г. Липецка (2 год обучения) Автор составитель: учитель логопед мдоу №44 г. Липецка Присекина С. В icon Приказ решением педагогического совета от 28. 08. 2014г №35/12 детского сада
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск