Скачать 0.75 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 44 Г. ЛИПЕЦКА (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)Автор – составитель: учитель – логопед МДОУ №44 г. Липецка Присекина С.В. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач адаптированнной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников МДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня (6-8 лет). Целевой раздел Пояснительная записка Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР 6-8 лет разработана на основе адаптированной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №44 г. Липецка, парциальной программы для коррекционных групп Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», М.1991, Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Содержание данных программ направленно на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных речевых недостатков в условиях специальных коррекционных групп для детей с ОНР и характеризуется наличием большого количества занятий по коррекции речевого дефекта. Нормативной основой рабочей программы являются:
- Положение о рабочей программе педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 44 г. Липецка В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня (2 год обучения). Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-8 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.) Задачи:
Теоретическая и методологическая основа: положения, разработанные в Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским и др. 1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка; 2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи; 3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов, исходя из этого при построении Программы учитывались следующие принципы:
3. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. 4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. 5. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 6. Комплексность воздействия на ребенка. 7. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). 8. Опора на сохранные звенья. 9. Учет закономерностей онтогенеза. 10. Учет ведущей деятельности. 11. Поэтапность. 12. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Значимые характеристики детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора-«дыра») В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации «неневик» - снеговик), антиципации («астобус» - автобус), добавление лишних звуков («мендведь»), усечение слогов («мисанел»- милиционер), перестановка слогов («восолики» - волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной «корабыль», «тырава»). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции. Планируемые результаты как ориентиры освоения программы 2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие» Речевое развитие:
Содержательный раздел Обеспечение индивидуального сопровождения воспитанников
|
Отчет о результатах самообследования мдоу детского сада комбинированного вида №46 Проведение внутренней экспертизы с целью всестороннего анализа деятельности мдоу детского сада комбинированного вида №46 за 2016-2017... |
Рабочая программа старшей логопедической группы №1 Аннотация к рабочей... ... |
||
Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... |
Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе... Обобщенная характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни с онр |
||
Документация об аукционе на проведение открытого аукциона по определению... Заведующая мдоу «Детский сад комбинированного вида №158» Ленинского района г. Саратова |
Рабочая программа по музыкальной деятельности во 1-й младшей группе... Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида |
||
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений у... Особенности организации коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста |
Календарно тематический план логопедических занятий в подготовительной... Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей |
||
Пояснительная записка в программе изложен материал по развитию речи... Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности на 2015-2016 учебный год |
Рабочая программа старшей группы №9 муниципального дошкольного образовательного... Цели, задачи реализации рабочей программы и содержание психолого- педагогической работы по образовательным областям |
||
Рабочая программа подготовительной логопедической группы муниципального... Цели, задачи реализации рабочей программы и содержание психолого- педагогической работы по образовательным областям |
Пояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа... Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи |
||
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи мадоу №15 Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями... |
Рабочая программа на 2017-2018 учебный год второй группы раннего возраста №6 Принято на заседании педагогического совета мдоу «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко» |
||
Приказ от 30. 08. 2016 №48 положение об организации пропускного режима... Мдоу «Детский сад №19 р п. В. Синячиха общеразвивающего вида»- детский сад с. Нижняя Синячиха, в целях обеспечения общественной безопасности,... |
Приказ решением педагогического совета от 28. 08. 2014г №35/12 детского сада Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми... |
Поиск |