Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми
Гафурова Гульнара Нязифовна, педагог-психолог.
МБДОУ ДС№19, город Кузнецк Пензенской области.
Статья посвящена метафорическим ассоциативным картам - бурно развивающемуся инструменту психологической работы, используемому в консультировании, психотерапии, коучинге, в индивидуальной и групповой развивающей и коррекционной работе с детьми и взрослыми. Описаны достоинства МАК, принципы работы с картами, правила работы. Приведены примеры опыта использования МАК в психологической работе с детьми.
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, проекция, инструмент психологической работы, детские психологи, метафора.
Работая в течение последних трех лет психологом в детском саду, я обучалась психологическому консультированию с основами психотерапии. Так как функции педагога-психолога весьма широки, и запросы клиентов разнообразны, работать только в одной психотерапевтической парадигме весьма сложно. Поэтому я сторонник интегративного подхода, и постоянно занимаюсь самообразованием, чтобы использовать в каждом конкретном случае индивидуальный подход. Так как в наше динамичное время клиенты не настроены на длительную терапию, все хотят быстрых результатов, поэтому востребовано краткосрочное консультирование. Для меня актуальной является выработка собственного пути эффективной работы с клиентами, с детьми, с семьями, поиск инновационных технологий и инструментов индивидуальной и групповой работы, обладающих высокой степенью экологичности, безопасности, результативности, эффективности. Одним из таких инструментов считаю метафорические ассоциативные карты (МАК), являющиеся достаточно популярными в среде практических психологов разных направлений во всем мире. Целью данной статьи является описание опыта использования МАК в психологической работе с детьми.
Метафорические ассоциативные карты (МАК), известные также как проективные, ассоциативно-метафорические, терапевтические являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в консультировании, коучинге, психотерапии, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Диапазон применения метафорических карт огромен, мне нравится их использовать в гештальт-терапии, в трансактном анализе, в психодраме, в НЛП, в семейной терапии.
С точки зрения Г. Кац, Е. Мухаматулиной и других авторов, МАК – это не методика работы, а средство взаимодействия с клиентом, выборы которого нельзя оценивать. Достоинства МАК подробно описаны в литературе, основными из них можно считать, опираясь на Г. Кац, Е. Мухаматулину, Е. Морозовскую, Г. Попову и Н. Милорадову, следующие: работа с картами связана с феноменами «инсайта» (относительно сути своей проблемы и методов ее решения) и «катарсиса»; в работе с МАК проявляется принцип синхронности; применение МАК предоставляет клиенту возможность метафорического моделирования реальности в игровой форме [4]; создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента» [2, с. 14]; в групповой работе стимулируют мышление, навыки кооперации и ведения дискуссий; гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества [3, с. 10]; снижают защиты и помогают создать безопасную обстановку для самораскрытия, помогают в группе «растопить лед» на начальных стадиях работы; являясь зрительной метафорой, карты открывают человеку нетривиальную перспективу для анализа своей жизни, при этом становятся доступными такие процессы восприятия, которые протекают за пределами сознания; помогают вывести на поверхность глубинные переживания и тем самым способствуют самопознанию; задействуют в первую очередь иррациональную часть личности и активизируют правое полушарие мозга [1, с.17]; метафоричность МАК позволяет клиенту воспринимать проблемы на расстоянии, диссоциированно и символично [4, с. 67]; работа с МАК представляет собой интегративный подход к поиску ресурса, предполагает опору на ресурс в самом человеке [4, с. 68]; и др.
Вопросы об особенностях использования МАК в работе с детьми остаются актуальными. С какого возраста можно работать с МАК? Я работаю с детьми старше 5 лет, у которых развит определенный уровень абстрактного мышления, необходимый для работы с картами. Какие карты лучше выбрать? В работе с детьми можно использовать любую колоду, но предварительно лучше отобрать карты. Я не включаю карты с изображением голых тел, отрезанных частей тела, гробов, то есть карточек, травмирующих ребенка. Сколько карточек необходимо предъявлять ребенку? Количество должно быть оптимальным, то есть не слишком мало и не слишком много: для дошкольников 20-30 карт, для подростков - 40-50. Для гиперактивных и тревожных детей сокращаю вдвое.
Для каждого психолога очень важным шагом является установление первоначального контакта. Здесь будут уместны метафоры, рисунки, игры, и карточки на этом этапе являются «палочками-выручалочками». Их внешний вид сразу притягивает детей, действуют успокаивающе на тревожных клиентов, создает безопасное пространство. Дети, увидев карточки, сразу задают вопрос: «О! А во что мы будем играть?». Или на сеансе семейной терапии дети молчат, напряжены, но, увидев карточки, сразу начинают их рассматривать, перебирать. Или, как часто бывает, родители приходят к психологу часто не по своей воле, а по запросу педагогов со своими защитами, отрицаниями. В таких случаях зрительная метафора помогает осторожно войти в проблемное поле семьи в игровой форме. Ведь картинки - это что-то несерьезное, нестрашное, можно расслабиться, поиграть, поговорить, и обнаружить что-то…
Я использую МАК в следующих направлениях психологической работы с детьми:
- проработка Я-образов и образов других людей, различных эмоциональных состояний – наборы МАК: «Фейсбук» (Е. Морозовская), «Personita» (М. Эгетмейер), «Роботы» (Т. Ушакова), «Семейка Гномс».
- работа с детско-родительскими отношениями – наборы МАК: «Фейсбук» (Е. Морозовская); «Из сундука прошлого» (Г. Кац, Е. Мухаматулина); «Семейка Гномс».
- работа с невротическими страхами – наборы МАК: «Saga» (М. Эгетмейер); «Фейсбук» (Е. Морозовская).
- работа с поиском ресурса – наборы МАК: положительные» карты из наборов «Соре» и «Saga» (М. Эгетмейер), «Пути-дороги (Г. Кац, Е. Мухаматулина); «Быть, действовать, обладать» (Е. Морозовская).
- развивающая работа с использованием карт в качестве стимульного материала, направленная на развитие речи, логического мышления, памяти, эмоционального интеллекта, креативности.
Карты облегчают диагностику, например, можно попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже; найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок; сгруппировать карты по симпатиям. Можно попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.
В коррекционной работе со страхами темноты детей 5-7 лет я работаю следующим образом. Ребенку предлагаю выбрать из колоды «Фейсбук» карту с изображением симпатичного мальчика или девочки (зависит от пола ребенка). Ребенок должен рассказать о своем персонаже. Затем я рассказываю сказку об этом герое, вводя ребенка в ситуацию, приближенную к его страху. После этого рассказываю о том, какими положительными качествами обладает герой, используя информацию, полученную из рассказа ребенка о выбранной карте. Несмотря на это, герой все равно боится темноты. Далее я прошу продолжить сказку и уточнить, чего боялся мальчик. Затем из колоды «SAGA» ребенок выбирает героев, которые присутствуют в страхе. Далее я продолжаю сказку, опираясь на рассказ ребенка, еще раз упоминаю о ночных страхах. На следующем этапе ресурсный персонаж, который помогает герою. Ребенок его описывает, затем продолжает сказку до благополучного окончания. Мы закрепляем положительный результат, я интересуюсь его ощущениями, мыслями, чувствами. Мы придумываем, какие волшебные слова помощник может сказать ребенку, заучиваем их. Или рисуем помощника, находим общие черты между ним и персонажем, подводя его к мысли, что и он сможет побороть свой страх. Практика показала эффективность использования такого способа борьбы со страхами у детей.
Мне нравится использовать карты «Роботы» в семейном консультировании по вопросам детско-родительских отношений. Работа с ними позволяет сделать наглядными проблемы для всех членов семьи. Ребенку предлагается собрать робота, который был бы на него похож, но у него должно быть что-то от мамы, что-то от папы и что-то абсолютно ни на кого не похожее. Портрет ребенка собирают и родители - по той же инструкции, но каждый самостоятельно. Потом каждый участник рассказывает о получившемся роботе, и все внимательно слушают друг друга и отвечают на вопрос: «Что удивило в услышанном?» Первоначально родители приходят с жалобой на ребенка - ребенок какой-то не такой, неправильный, плохо себя ведет, а они такие «белые и пушистые». В итоге родители признаются, что они увидели живую иллюстрацию отношений в семье. Получается, что мы говорим о ребенке, но при этом родители многое узнают о себе, что способствует их личностному росту.
Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Но на занятиях работа с картами не составляет содержания всей встречи, а, в зависимости от темы и задач, обычно занимает до 1/3 всего занятия.
Каждый специалист может найти собственное применение картам. Эффективность работы повышается, если удается включить в работу родителей и педагогов.
Выводы. Учитывая необходимость в инновационных эффективных технологиях в психологической работе с детьми, рассмотрела МАК как один из таких методов. МАК представила как разновидность проективных методов с присущими им особенностями и спецификой; описала достоинства МАК как инструмента работы практического психолога. Описала собственный опыт использования МАК в работе с детьми.
Литература
Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина. – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
Морозовская Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. – М.: Генезис, 2014. – 168 с.
Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. – Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. – 128 с.
Попова Г. Метафорические ассоциативные карты в работе практического психолога: методика и практика / Г.Попова, Н.Милорадова. – Х.: ФОП Бровин А.В., 2015. – 224 с.
|