Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей

Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей


Скачать 262.94 Kb.
Название Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей
страница 1/3
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3








г. Сосновый Бор

2010 год



Содержание.


  1. Цель проекта. Постановка проблемных вопросов………………….…..2

  2. Требования к методическому обеспечению проекта……………….…..2

  3. Теоретическое обоснование проекта………………………………….…3

    • Проработка разной по содержанию информации…………….….3

    • Активизация мыслительных операций…………………………...4

    • Получение результата в разных формах организации………..….6

  4. Развивающие игры как средство развития умственных способностей..6

  5. Соотнесение проекта онтогенетическому развитию детей………..…...8

  6. Этапы реализации проекта………………………………………….……11

  • Организационно-подготовительный……………………….……11

- Подбор программно-методического обеспечения………….…11

- Изучение опыта педагогов-новаторов………………………....11

- Проведена экспертиза ресурсов………………………………..12

- Пополнение и модернизация развивающей среды……………12

- Выбор метода диагностики……………………………………..13

  • Рефлексивно-диагностический ……………………………..……13

  • Этап практической реализации проекта………………………....14

- Корректировка планов……..………………………………….…14

- Система внедрения проекта в работу ДОУ..……………….…...15

- Работа по обобщению и распространению опыта………..….…16

  • Заключительный этап……………………………………….……..17



Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования

умственных способностей у детей.
Цель проекта: Содействовать гармоничному умственному развитию дошкольников в максимально комфортной (воспитательно-образовательной) игровой среде с учетом психо-физиологических и индивидуальных особенностей детей.

Проблема: Одно из требований современности – форсированное развитие логики уже у маленьких детей. При этом возникают следующие несоответствия:

-Во-первых, традиционно логическое мышление противопоставляется творческому мышлению. На наш взгляд, развитие креативности является важным условием успешности ребенка и возможности его эффективной самореализации, поэтому мы ставим проблемный вопрос: выработать стратегию, позволяющую гармонично развивать оба вида мышления.

- Во-вторых, традиционные формы развития логико-математического мышления не соответствуют психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста. Поэтому вторым проблемным вопросом является формирование такой образовательной среды и разработка такого методического комплекса, которые позволят развивать умственные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития ребенка, также учитывающей индивидуальные особенности детей.
На основе проблемных вопросов нами выработаны следующие требования к методическому обеспечению проекта:

  1. Опора на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру.

  2. Учет сензитивных периодов развития детей при планировании и реализации долгосрочного проекта.

  3. Опора на ту форму мышления, которая является ведущей на каждом возрастном этапе (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

  4. Учет возрастных особенностей памяти, внимания, эмоционально-волевых и мотивационных процессов дошкольников при организации игрового взаимодействия.

  5. Использование игрового материала таким образом, чтобы развитие логико-математического мышления сочеталось с развитием творческого мышления.

  6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.


Теоретическое обоснование проекта.
Разрабатывая проект, мы опирались на модель структуры интеллекта, предложенную Джо Паулем Гилфордом. Опираясь на данную модель, мы получаем возможность комплексно и гармонично развивать интеллектуальные способности детей.

Эта модель представляет собой классификационную структуру интеллектуальных способностей, которые упорядочены в соответствии с тремя основными критериями:

  1. Тип интеллектуальных операций.

  2. Тип информации.

  3. Тип полученных результатов:






Таким образом, чтобы гармонично развивать умственные способности ребенка, необходимо организовать педагогическое взаимодействие таким образом:
- чтобы была возможность проработать все виды содержаний - информации, с которыми имеет дело наш интеллект:


Сордержание

Варианты инструкции (игровой ситуации)

Примеры игр

Образное

- Соедини точки, чтобы получился рисунок.

- Добавь несколько линий, чтобы получить рисунок.

- Создай несуществующее животное.

- Измени образ.

-Как можно эту вещь использовать разными способами.

- Что может произойти в гостях у куклы?

- Давай поработаем в пекарне.

-«Математический планшет»

-«Блоки Дьенеша»

-« Палочки Кюизенера»

- «Сложи узор»

- Игры-головоломки

- «Радужная паутина»

-Конструкторы

-«Игровой квадрат Воскобовича»

-Лего-мозаика


Символическое

информация в виде знаков, что-либо обозначающих (числа, ноты, коды, смайлики и т.д.).

- Давай расшифруем волшебные письмена

- Узнай сказку по символам.

- Укрась торт для праздника;

- Создай открытку в подарок

-Замаскируй букву

- давай сложим рисунок по схеме

- «Сплетем венок»

- «Украсим дерево листочками»

-«Полянка для бабо-чек»

- «Отпустим рыбок в аквариумы»

- «Рассели жильцов в дома»

-«Угадай сказку по фигурам» и т.д.


Семантическое

идеи, мысли, понятия, передаваемые словами.

- Создание множества ассоциаций на заданную тему (назови все, что приходит в голову, когда ты слышишь слово «игра»);

- Придумай историю

- Измени сказку;

- Вспомни стихи на тему, доскажи рифму

Могут проводиться на основе любой игры, расширяя ее игровой замысел и стимулируя творческую активность ребенка.



Поведенческое

информация, касающаяся общения людей: настроения, мотивы, потребности, интересы, которые определяют поведение человека.

- Давай развеселим грустную куклу

- Давай познакомимся с мальчиком ГЕО

- Как нам поиграть в эту игру всем вместе?

- Почему загрустил мишка?

- Визит в «Агенство недвижимости»

- Помири детей на детской площадке

- Построим дом вместе


- Как подружились дерево, пластмасса и резина? (на основе «Математического планшета)

- «Агенство недви-жимости»

-« Магазин игрушек»

-«Художники»

- «Архитекторы»

- «Детская площадка»


- чтобы была возможность задействовать все возможные виды мыслительных операций - умственных действий, совершаемых с полученной информацией:


Мыслительная операция

Варианты инструкции

Примечания

Познание нахождение, осозна-ние, понимание новой информации


-Что интересное ты заметил?

- Давай объясним кукле, что такое круг.

- Помоги мишке разобраться ….

- Давай познакомимся с треугольниками (многоугольниками, кубами и т.д..)

- Научи Мишку играть…

- Любую новую информацию ребенок лучше запомнит, если она включена в контекст знакомых ему ситуаций, поэтому новую информацию мы препод-носим, разыгрывая знакомые ребенку сюжеты, созданные на основе развивающих игр.

Память узнавание, запоми-нание, сохранение информации.

- Давай напомним мишке, как называются эти фигуры.

- Вспомни, что было на образце.

-Что изменилось?

- Какой фигуры не стало?

- Посмотри-запомни и сложи (нарисуй)…

-Для данной операции хорошо подходят игры с использованием образцов, требующие сохранить в памяти многоступенчатые инструкции и т.д.

Конвергентное мышление поиск единственно правильного реше-ния проблемы или задачи.

- Давай сосчитаем палочки.

- Дай каждой куколке по 3 печенья.

- Давай выложим дорожку из синих прямоугольников (красных квадратов, зеленых кругов и т.д.).

- Построй лесенку (заборчик), расположив палочки от самой короткой до самой длинной.

-Собери головоломку в свой «домик».

-Закрой окошки правильной фигурой. И т.д.

Данная операция хорошо прорабатывается на играх Монтессори, «Дроби», «Сложи квадрат» и т.д.

Важно, чтобы задания такого рода составляли лишь часть игры и совмещались с заданиями творческого характера.

Интересно, что данные задания можно включать в процесс приведения в порядок игровой комнаты после игры.

Творческое (дивер-гентное) мышле-ние создание оригинальных, необычных идей, поиск разных путей решения проблемы

- А как выполнить это задание по-другому?

- А что еще мы можем построить из этих фигур?

- Создай волшебный мир.

-Собери куб разными способами.

- Какие образы ты здесь видишь?

- Сложи разные космические корабли (лодки, транспорт и т.д.)

- Какие другие правила мы можем придумать к этой игре

- Давай по-разному изобразим зайц.а

- Давай изобразим образ в движении.

- Давай оживим облако (ветер, тучку, дождик).

- Расскажи сказку с помощью фигур.


Очень важно положительно оценивать любую попытку ребенка проявить твор-ческую инициативу, поддержать ее, помочь развить и достичь результата – создать книжечку, картинку, поделку. Такой положительный опыт будет стимулировать развитие творческой смелости и творческой открытости детей

Оценивание оценка результатов мышления.

- Что тебе понравилось больше всего?

- Что было легко, а что трудно?

- Как ты думаешь, что тебе сегодня особенно удалось?

- Какое задание ты бы стал выполнять по-другому?

- Мишка сделал тут много ошибок, давай их найдем.

Очень эффективно, если такая беседа организуется в конце игрового занятия. Вопросы такого рода приучают детей заду-мываться над смыслом проделанной работы, умение оценить свои действия, дают возможность подвести ло-гиический итог и сделать выводы после игрового процесса.


- чтобы в результате обработки информации дети могли получить все возможные формы ее организации:



Результат операции

Примеры результатов



Единицы сведения, носящие единичный характер


- образ несуществующего животного,

- картина из игрового материала,

- характеристика фигуры.



Классы подбор информации на основе общих свойств.

- создание тематических альбомов (транспорт, животные, посуда, предметы быта и т.д.),

- фиксация сходств и различий игровых элементов

- подбор предметов по форме, цвету, размеру и т.д.

Отношения понимание характера связей между объектами.

- иллюстрации пословиц, поговорок, фразеологизмов;

- обсуждение соотношения игровых элементов по величине, форме, месторасположению;

- сериация по количеству, размеру, площади, объему, массе и т.д.;

- сосчитывание, уравнивание;

- выявление причинно-логических связей.

Системы подбор элементов информации, имеющей общие свойства и связанной друг с другом определенным образом

- работа со схемами, чертежами, графиками, алгоритмами,

- создание определенного образа из предложенных элементов,

- складывание головоломок,

- складывание куба из элементов,

- складывание пазлов,

- работа по образцу,

- создание орнаментов.

Преобразования любые изменения информации.

- преобразование фигур одних в другие,

- преобразование образов,

- преобразование игровых инструкций.

Предвидение – возможность про-гнозирования последствия своих действий, выводы на основе имеющейся инфор-мации, но выходящие за ее пределы.

- рассказывание сказок по картинкам;

- «Что случится, если…?»

- планирование своих действий;

- создание алгоритма решения задачи;

- игры с абстрактными образами (энергия, время, кристаллы и т.д.).
  1   2   3

Похожие:

Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Методические рекомендаций для педагогов доу по современным технологиям,...
Методические рекомендаций для педагогов доу по современным технологиям, методам и приемам обучения математике и отработке содержания...
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Пояснительная записка 3-10
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Рабочая программа по предмету «Английский язык»
Иностранный язык стал в полной мере знаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения...
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Развивающие игры для дошкольников
П31 Развивающие игры для дошкольников. М.: Вако, 2008. 192 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon «Дидактические игры как средство развития познавательной активности...
Тема: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Картотека развивающих игр для детей второй младшей группы
Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему...
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №2» Отделение «Дошкольное образование»
Подвижные игры как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей 4-5 лет
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования новосибирской области «новосибирский...
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon «Игровая деятельность как средство формирования познавательных интересов...
Студентки 4 курса группы фзо 4до-1 направление подготовки 44. 03. 01 «Педагогическое образование»
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как...
Проблема формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся всегда актуальна, так как они являются составной частью...
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Дипломная работа по фонетике английского языка Фразеологические единицы...
Ii. Фразеологические единицы как средство формирования устно-речевых умений школьников
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Тема : Город мудрецов
Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет. – М: ООО «ид рипол классик», ООО издательство «дом XXI век»,...
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся...
Целью данного конкурса является развитие творческих способностей, образно-пространственного мышления; привлечение учащихся младшей...
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Урок 1 24
Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений. 2
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Методическая разработка деловой игры «сахарный диабет. Гипергликемическая кома у детей»
Деловые игры, как метод активного обучения, в настоящее время находит широкое применение в учебном процессе
Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у детей icon Консультация для педагогов Подвижные игры, как средство физического...
Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск