Пособие для учителей общеобразовательных школ москва


Скачать 3.5 Mb.
Название Пособие для учителей общеобразовательных школ москва
страница 1/19
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Современные образовательные технологии

Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова

Пособие для учителей

общеобразовательных школ

МОСКВА

БизнесМеридиан

2011

Содержание

Введение.............................................................................................................................4

Современная система средств обучения.............................................................................9

Автоматизированные рабочие места педагога и обучающегося......................................16

Интерактивное оборудование современной системы средств обучения.........................26

Интерактивная доска.........................................................................................................28

Интерактивная приставка..................................................................................................29

Интерактивный планшет....................................................................................................30

Интерактивная плазменная панель...................................................................................33

Документ-камера...............................................................................................................34

Цифровой микроскоп........................................................................................................37

Модульная система экспериментов..................................................................................42

Система контроля и мониторинга качества знаний...........................................................46

Электронные образовательные ресурсы в современной системе средств обучения.......48

Электронные образовательные ресурсы...........................................................................48

Оценка уровня качества ЭОР.............................................................................................50

Рекомендательный перечень информационно-образовательных ресурсов ( специализированные сайты )...........................................................................................52

Электронные таблицы........................................................................................................57

Основные требования к разработке ЭОР..........................................................................58

Методика использования ЭОР в процессе обучения........................................................59

Инрернет-ресурсы в школе ...............................................................................................65

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе с указанием электронных образовательных ресурсов......................................................70

Проект урока окружающего мира в 1 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................101

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 2 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................111

Проект урока окружающего мира в 2 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................154

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................168

Проект урока окружающего мира в 3 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................201

Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................214

Проект урока окружающего мира в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................248

Литература и сайты..........................................................................................................260

4

Введение

Современное образование — один из наиболее динамичных процес­сов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами ( глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Происходит формирование новой информационно- образовательной среды. Стремительное развитие цифровых техноло­гий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эф­фективное методическое применение часто становится проблемой для современного педагога.

По мере развития и становления информационного общества воз­растает потребность в грамотных и компетентных пользователях инфор­мации, возникает необходимость использовать и тот образовательный потенциал, который представляет использование средств массовой ин­формации и каналов массовой коммуникации, что помогает найти ис­тинное место и наиболее эффективные способы использования новых информационных технологий в образовательном процессе.

Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать « готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познава­тельной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, пра­восознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, спо­собность к осознанию российской идентичности в поликультурном соци­уме »1.Работа в этом направлении приводит к необходимости формиро­вания образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфорт­

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования.

5

ные условия образования и ориентацию на формирование коммуника­тивной компетенции, творческих качеств личности, критического мыш­ления, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информа­ционном пространстве. Эти факторы призваны обеспечить вхождение в следующий этап образовательного процесса ( профессиональное обра­зование ) и возможность полноценной жизни и общения в многоаспект­ном поликультурном пространстве.

В последние десятилетия кардинальным образом изменилась информационно-образовательная среда. Объемы информации, полу­чаемые каждым человеком, значительно расширились. Произошло это не только за счет снятия запретов со средств массовой информации, по­влекших за собой расширение получаемых сведений из разных сфер жизни, а, прежде всего, за счет расширения электронных технологий и расширения доступа к самым разным средствам информации.

Обозначенные проблемы могут быть решены лишь путем совершен­ствования информационно-образовательной среды, которое предпо­лагает :

соответствие новой информационно-образовательной среды требо­ваниям современности ;

придание ей интерактивного характера ;

содействие достижению целей и задач преподавания конкретных предметов ;

поиск путей взаимодействия информационно-образовательной сре­ды и внешнего информационного пространства ;

обеспечение удовлетворения личностных потребностей и интересов обучающихся ;

выявление методических аспектов использования информации в соответствии с дидактическими, психологическими и технологиче­скими функциями компонентов информационно-образовательной среды.

Целью формирования современной информационно-образовательной среды является оптимизация образовательного процесса, повышение ка­чества образования.

Если ранее предметно-информационная среда обучения была ори­ентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует ду­

6

мать о расширении и изменении образовательной среды, придания ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему инфор­мационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информацион­ного общества — очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. Средства обучения должны стать основой фор­мирования новой информационно-образовательной среды.

Само содержание образования прежде было жестко фиксирован­ным, и система средств обучения отражала это строго заданное содер­жание. Однако сегодня становится необходимым поиск новых ориенти­ров. Реформа образования определила основные направления обнов­ления отечественной школы : это гуманизация, гуманитаризация, лич­ностная ориентация образования, его вариативность и открытость. До­стижение этих целей требует существенной перестройки образователь­ного процесса, внедрения педагогических технологий, обеспечиваю­щих формирование универсальных действий познавательной направ­ленности, в число которых входят, в частности, такие умения, как при­менение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования ( далее ФГОС ) сформулированы требования к материально- техническому и информационному оснащению образовательного про­цесса, которое должно обеспечивать возможность :

поиска, создания и использования информации ( поиск информации и общение в сети Интернет, запись и обработка изображения и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопро­вождением, работа в библиотеке и др.);

проведения экспериментов, в т. ч. с использованием учебного лабора­торного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моде­лей и коллекций основных математических и естественно-научных объ­ектов и явлений ; цифрового ( электронного ) и традиционного измере­ния ; наблюдений, наглядного представления и анализа данных ; исполь­зования цифровых планов и карт, спутниковых изображений и др;

создания материальных объектов ; обработки материалов и инфор­мации с использованием технологических инструментов ; проектиро­вания и конструирования ;7

планирования учебного процесса, фиксирования его результатов в целом и отдельных этапов ; размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения и т.д.2

Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий ( свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дис­танционность, мобильность, интерактивность, возможность формирова­ния социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образователь­ного процесса средствами обучения. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современ­ные средства обучения.

Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения дает возможность обеспечить самостоятельность обучающихся при изучении нового материала, работе с текстом, раскрывающим основ­ное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по конкрет­ной теме на данный момент времени. Использование средств мультиме­диапроекции позволяет проиллюстрировать естественно-научный про­цесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применить особые фор­мы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей (при поддерж­ке педагогических работников):

достижению планируемых результатов освоения основной образова­тельной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с огра­ниченными возможностями здоровья ;

использованию в образовательном процессе современных образо­вательных технологий деятельностного типа ;

организацию эффективной самостоятельной работы обучающихся по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требова­ниям информационного общества, инновационной экономики;

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования.

выявлению и развитию способностей обучающихся, в том числе за счет формирования и реализации индивидуальных образователь­ных маршрутов, работе с одаренными детьми;

организации научно-технического творчества и проектно- исследовательской деятельности;

эффективному использованию учебного времени, в том числе за счет уменьшения трудоемкости выполнения педагогическим работником действий по передаче знаний, умений и навыков путем автоматиза­ции3 части профессиональных задач.

Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогам использо­вать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализа­ции школьников для активного участия в образовательной деятельности.

3 Автоматизация — это применение саморегулирующих технических средств, экономико- математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного от участия в процессах получения, преобразования, пе­редачи и использования энергии, материалов или информации, существенно уменьша­ющих степень этого участия или трудоёмкость выполняемых операций.

9

Современная система средств обучения

Современные средства обучения ( СО ) можно классифициро­вать по различным критериям. С точки зрения представляемой ин­формации и инновационных технологий, в современной системе средств обучения представлены следующие СО :

Печатные СО — различные СО на печатной основе ( учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие те­тради, атласы, словари, литература для дополнительной и само­стоятельной работы, раздаточные материалы и др.).

Аудийные СО — аудиохрестоматии, аудиокниги и т.п.

Аудиовизуальные СО — коллекции слайдов, экранные посо­бия, учебные фильмы на различных носителях, а также мультиме­дийные образовательные ресурсы ( в т.ч. цифровые ) — электрон­ные учебники.

Наглядно-демонстрационные СО — гербарии, муляжи, ма­кеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и т.п.

Приборы и оборудование — приборы, используемые в учеб­ных целях : барометры, компасы ; тренажеры и различные виды учебного оборудования, в т.ч. для технического обеспечения за­нятий в среде мультимедиа : программно-аппаратные средства на базе электронных компьютерных технологий и др.

Современная система средств обучения ( СССО ) представ­ляет собой органичное сочетание традиционных ( уже известных ) и инновационных ( находящихся в развитии ) средств обучения.

С точки зрения соотношения традиционных пособий и средств новых информационных технологий и требований к новым сред­ствам обучения и методическим аспектам их применения, к тра­диционным средствам обучения относятся все средства, кото­10

рые ограничены реализацией базовых дидактических функций и одним видом представляемой информации ( только визуальная в печатных средствах и т.п.).

В этом случае инновационными будут средства обучения, при­меняя которые учитель имеет возможность реализовывать вари­ативный набор функций; информация в них представлена ком­плексно. Инновационными по отношению к традиционной систе­ме средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных ( компьютерных ) технологий.

СССО находится в постоянном развитии. Вариативность и личностно-ориентированный подход требуют введения в новые средства обучения не только иллюстративных и познавательных материалов, но и реализацию креативных функций, более широ­ких возможностей для поисковой и творческой деятельности уча­щихся, живой связи учебного материала и реальности.

Специфика СССО в том, чтобы объединить различные спосо­бы наглядности и дидактические функции на едином носителе ин­формации. Мультимедиа ( что в переводе с английского означает и « много сред », и « много средств ») — термин, который содержит одновременно характеристику и формы, и содержания средств обучения. Мультимедийные средства обучения представляют собой коллекции различных видов текстовой, аудитивной, визу­альной и аудиовизуальной информации, что способствует реше­нию самых разнообразных методических задач, которые ставит перед собой учитель.

Так, современное мультимедийное пособие может объединять в себе и печатные тексты, и аудиозаписи, и фрагменты фильмов, и тесты, и интерактивные обучающие программы или тренажеры, и функцию взаимодействия с окружающим информационным про­странством ( ссылки на образовательные или информационные ресурсы Интернет ), и методические рекомендации по использо­ванию отдельных разделов.

В настоящее время главным условием для достижения образо­вательных целей становится включение каждого обучающегося на учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей, спо­собностей, уровня подготовки, « зоны ближайшего развития », а 11

также перевод из позиции объекта воспитания и обучения в по­зицию субъекта самоуправления.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, ориентирован главным образом на предметную ( прак­тическую ) деятельность обучающихся. Таким образом, в со­временной системе средств обучения существует тематическая, внутрипредметная и межпредметная взаимосвязь между сред­ствами обучения

Особое внимание должно быть уделено тандему субъектов процесса обучения : педагог — обучающийся. Педагог использу­ет средства обучения в целях реализации функций воспитатель­ной, развивающей, обучающей и административной. Обучающий­ся применяет средства обучения для учебно-познавательной де­ятельности и реализации практической направленности процес­са обучения. В связи с этим должен быть проведен специальный отбор средств обучения, как традиционных, привычных для учи­теля массовой школы ( печатные материалы, натуральные объек­ты, модели и т.п.), так и современных, представленных средства­ми информатизации процесса обучения.

В основу разработки СССО должны быть положены следующие требования ФГОС .

Воспитание и развитие качеств личности учащихся, отвечаю­щих требованиям информационного общества, инновационной экономики ; достижение личностных, предметных и метапредмет­ных результатов освоения основной образовательной программы общего образования с использованием средств информационно- коммуникационных технологий ( ИКТ ) предполагает необходи­мость оснащения учебных кабинетов высокотехнологичным учебным оборудованием на базе цифровой техники.

Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования — в пределах образовательного учреждения должен быть обеспечен доступ учащихся к основным средствам обучения в целях реализации учебно-познавательной деятельности в рамках урочной и внеучебной деятельности, что мо­жет быть реализовано посредством создания автоматизирован­ных рабочих мест ученика, оснащенных современной техникой .12

Обеспечение осуществления в электронной ( цифровой ) форме деятельности по планированию образовательного процесса, разме­щение и сохранение материалов образовательного процесса (соз­данных педагогом), учебных работ и результатов освоения обра­зовательной программы учащимися ( формирование портфолио ), доступ участников образовательного процесса к информационно- образовательным ресурсам в сети Интернет, взаимодействие меж­ду участниками образовательного процесса средствами сети Ин­тернет — может быть реализовано посредством создания авто­матизированных рабочих мест педагога, оснащенных ком­пьютерной техникой.

Необходимость учета индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значений видов деятельности и форм общения — должно быть реализовано в учебном процессе с использованием как тра­диционных средств обучения ( учебно-наглядные пособия на печатной и непечатной основах, гербарии, коллекции, модели, макеты, муляжи и пр.), так и инновационных, высокотехно­логичных средств обучения на базе цифровых технологий.

Обеспечение условий для овладения учащимися практиче­скими умениями и навыками в различных видах художествен­ной деятельности, в том числе в специфических формах художе­ственной деятельности, базирующихся на ИКТ ( цифровая фото­графия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); техноло­гическими приемами ручной обработки материалов ; для созда­ния предметной и информационной среды и формирования уме­ний применять их при выполнении учебно-познавательных и про­ектных художественно-конструкторских задач ; для изучения при­роды и окружающего мира, в том числе с использованием циф­ровых ( компьютерных ) измерительных приборов, карт, планов и др. — выявляет необходимость оснащения учебных кабинетов учебно-практическим оборудованием и инструментами для выполнения учащимися практической деятельности по музыкаль­ному и художественному творчеству, трудовому обучению, циф­ровому ( электронному ) и традиционному измерению, для проек­тирования и конструирования, в т.ч. моделей с цифровым управ­

лением и обратной связью, и пр. Обеспечение учебного процес­са учебниками и ( или ) учебниками с электронными приложени­ями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам — наиболее целесообразный путь реализа­ции требования посредством обеспечения учебного процесса учебно-методическими комплектами, отвечающими требова­ниям ФГОС, созданными на основе единой методологии, по еди­ным методическим принципам, обеспечивающими преемствен­ность, универсальность и технологизацию организации образо­вательного процесса.

При формировании СССО все множество средств обучения рассматривалось с позиции системных требований, где в качестве системообразующего компонента положен учебно-методический комплект ( УМК ), или система, линия учебников.

Таким образом, современная система средств обучения — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих тради­ционных и инновационных средств обучения, которая интегриру­ет и функционально обеспечивает все уровни информационно- образовательной среды и обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. Схе­ма современной системы средств обучения представлена на рис. 1.14

Рис. 1. Схема современной системы средств обучения15 16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Об оплате труда учителей малокомплектных общеобразовательных сельских...
Ср от 23. 12. 88 г. N 542 "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения СССР от 02. 11. 84 N 122". В них содержатся указания...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев программа...
«Трудовое обучение для сельских школ. Технология», рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Приказ №67 от 01. 09. 2015 рабочая программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка
Музыка. 5-7 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Приказ от 10 июля 1987 г. N 127 о введении в действие правил техники...
...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon С. Ф. Егоров история сурдопедагогики москва
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов, а также для учителей школ глухих
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Мбоу глубокинская сош №32 Утверждено
В. Г. Апальков, Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Программы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Пояснительная записка
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. Пособие для...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon 1. Общие требования
Настоящие Правила по технике безопасности распространяются на кабинеты (лаборатории) физики общеобразовательных школ, школ-интернатов,...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных...
Настоящие Правила по технике безопасности распространяются на все типы общеобразовательных школ, школ-интернатов и спецшкол системы...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных...
Настоящие Правила по технике безопасности распространяются на все типы общеобразовательных школ, школ-интернатов и спецшкол системы...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Рабочая программа предмета «Литература»
Разработана на основе программы: Беленький Г. И. Литература. Рабочие программы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Рабочая программа по математике 4 класс (фгос)
Планирование составлено на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. (Математика. Рабочие программы....
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Конспекты занятий 8
Пособие предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей изо, специалистов...
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Курс личностного развития старшеклассников методическое пособие для учителей
Гильмутдинов А. Х., Сафина Э. Р. Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников: Пособие для учителей
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва icon Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой...
Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск