Скачать 3.5 Mb.
|
Современные образовательные технологии Е. А. Бондаренко, И. Ю. Хабибрахманова Пособие для учителей общеобразовательных школ МОСКВА БизнесМеридиан 2011 Содержание Введение.............................................................................................................................4 Современная система средств обучения.............................................................................9 Автоматизированные рабочие места педагога и обучающегося......................................16 Интерактивное оборудование современной системы средств обучения.........................26 Интерактивная доска.........................................................................................................28 Интерактивная приставка..................................................................................................29 Интерактивный планшет....................................................................................................30 Интерактивная плазменная панель...................................................................................33 Документ-камера...............................................................................................................34 Цифровой микроскоп........................................................................................................37 Модульная система экспериментов..................................................................................42 Система контроля и мониторинга качества знаний...........................................................46 Электронные образовательные ресурсы в современной системе средств обучения.......48 Электронные образовательные ресурсы...........................................................................48 Оценка уровня качества ЭОР.............................................................................................50 Рекомендательный перечень информационно-образовательных ресурсов ( специализированные сайты )...........................................................................................52 Электронные таблицы........................................................................................................57 Основные требования к разработке ЭОР..........................................................................58 Методика использования ЭОР в процессе обучения........................................................59 Инрернет-ресурсы в школе ...............................................................................................65 Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе с указанием электронных образовательных ресурсов......................................................70 Проект урока окружающего мира в 1 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................101 Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 2 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................111 Проект урока окружающего мира в 2 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................154 Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................168 Проект урока окружающего мира в 3 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................201 Примерное тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе с указанием электронных образовательных ресурсов....................................................214 Проект урока окружающего мира в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов......................................................248 Литература и сайты..........................................................................................................260 4 Введение Современное образование — один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами ( глобализация, информатизация, обновление технологий и др.). Происходит формирование новой информационно- образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эффективное методическое применение часто становится проблемой для современного педагога. По мере развития и становления информационного общества возрастает потребность в грамотных и компетентных пользователях информации, возникает необходимость использовать и тот образовательный потенциал, который представляет использование средств массовой информации и каналов массовой коммуникации, что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования новых информационных технологий в образовательном процессе. Современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать « готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме »1.Работа в этом направлении приводит к необходимости формирования образовательной среды нового типа, обеспечивающей комфорт 1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 5 ные условия образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления, рефлексии, реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, изменение сферы мотиваций и жизни в открытом информационном пространстве. Эти факторы призваны обеспечить вхождение в следующий этап образовательного процесса ( профессиональное образование ) и возможность полноценной жизни и общения в многоаспектном поликультурном пространстве. В последние десятилетия кардинальным образом изменилась информационно-образовательная среда. Объемы информации, получаемые каждым человеком, значительно расширились. Произошло это не только за счет снятия запретов со средств массовой информации, повлекших за собой расширение получаемых сведений из разных сфер жизни, а, прежде всего, за счет расширения электронных технологий и расширения доступа к самым разным средствам информации. Обозначенные проблемы могут быть решены лишь путем совершенствования информационно-образовательной среды, которое предполагает : соответствие новой информационно-образовательной среды требованиям современности ; придание ей интерактивного характера ; содействие достижению целей и задач преподавания конкретных предметов ; поиск путей взаимодействия информационно-образовательной среды и внешнего информационного пространства ; обеспечение удовлетворения личностных потребностей и интересов обучающихся ; выявление методических аспектов использования информации в соответствии с дидактическими, психологическими и технологическими функциями компонентов информационно-образовательной среды. Целью формирования современной информационно-образовательной среды является оптимизация образовательного процесса, повышение качества образования. Если ранее предметно-информационная среда обучения была ориентирована на базовый уровень образования, то в наши дни следует ду 6 мать о расширении и изменении образовательной среды, придания ей интерактивного характера, особенно по отношению к внешнему информационному пространству. Связь обучения и жизни приобретает новый смысл. Для нового социального этапа — этапа развития информационного общества — очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. Средства обучения должны стать основой формирования новой информационно-образовательной среды. Само содержание образования прежде было жестко фиксированным, и система средств обучения отражала это строго заданное содержание. Однако сегодня становится необходимым поиск новых ориентиров. Реформа образования определила основные направления обновления отечественной школы : это гуманизация, гуманитаризация, личностная ориентация образования, его вариативность и открытость. Достижение этих целей требует существенной перестройки образовательного процесса, внедрения педагогических технологий, обеспечивающих формирование универсальных действий познавательной направленности, в число которых входят, в частности, такие умения, как применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования ( далее ФГОС ) сформулированы требования к материально- техническому и информационному оснащению образовательного процесса, которое должно обеспечивать возможность : поиска, создания и использования информации ( поиск информации и общение в сети Интернет, запись и обработка изображения и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, работа в библиотеке и др.); проведения экспериментов, в т. ч. с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений ; цифрового ( электронного ) и традиционного измерения ; наблюдений, наглядного представления и анализа данных ; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений и др; создания материальных объектов ; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов ; проектирования и конструирования ;7 планирования учебного процесса, фиксирования его результатов в целом и отдельных этапов ; размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения и т.д.2 Требования ФГОС к материально-техническому и информационному оснащению, возможности использования достижений новых технологий ( свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют новый подход к оснащению образовательного процесса средствами обучения. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные средства обучения. Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения дает возможность обеспечить самостоятельность обучающихся при изучении нового материала, работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить свой уровень подготовки по конкретной теме на данный момент времени. Использование средств мультимедиапроекции позволяет проиллюстрировать естественно-научный процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной тематике или по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения. Интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей (при поддержке педагогических работников): достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья ; использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ; организацию эффективной самостоятельной работы обучающихся по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; 2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. выявлению и развитию способностей обучающихся, в том числе за счет формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, работе с одаренными детьми; организации научно-технического творчества и проектно- исследовательской деятельности; эффективному использованию учебного времени, в том числе за счет уменьшения трудоемкости выполнения педагогическим работником действий по передаче знаний, умений и навыков путем автоматизации3 части профессиональных задач. Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогам использовать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации школьников для активного участия в образовательной деятельности. 3 Автоматизация — это применение саморегулирующих технических средств, экономико- математических методов и систем управления, освобождающих человека частично или полностью от непосредственного от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации, существенно уменьшающих степень этого участия или трудоёмкость выполняемых операций. 9 Современная система средств обучения Современные средства обучения ( СО ) можно классифицировать по различным критериям. С точки зрения представляемой информации и инновационных технологий, в современной системе средств обучения представлены следующие СО : Печатные СО — различные СО на печатной основе ( учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, словари, литература для дополнительной и самостоятельной работы, раздаточные материалы и др.). Аудийные СО — аудиохрестоматии, аудиокниги и т.п. Аудиовизуальные СО — коллекции слайдов, экранные пособия, учебные фильмы на различных носителях, а также мультимедийные образовательные ресурсы ( в т.ч. цифровые ) — электронные учебники. Наглядно-демонстрационные СО — гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и т.п. Приборы и оборудование — приборы, используемые в учебных целях : барометры, компасы ; тренажеры и различные виды учебного оборудования, в т.ч. для технического обеспечения занятий в среде мультимедиа : программно-аппаратные средства на базе электронных компьютерных технологий и др. Современная система средств обучения ( СССО ) представляет собой органичное сочетание традиционных ( уже известных ) и инновационных ( находящихся в развитии ) средств обучения. С точки зрения соотношения традиционных пособий и средств новых информационных технологий и требований к новым средствам обучения и методическим аспектам их применения, к традиционным средствам обучения относятся все средства, кото10 рые ограничены реализацией базовых дидактических функций и одним видом представляемой информации ( только визуальная в печатных средствах и т.п.). В этом случае инновационными будут средства обучения, применяя которые учитель имеет возможность реализовывать вариативный набор функций; информация в них представлена комплексно. Инновационными по отношению к традиционной системе средств обучения становятся все средства, функционирующие на базе электронных ( компьютерных ) технологий. СССО находится в постоянном развитии. Вариативность и личностно-ориентированный подход требуют введения в новые средства обучения не только иллюстративных и познавательных материалов, но и реализацию креативных функций, более широких возможностей для поисковой и творческой деятельности учащихся, живой связи учебного материала и реальности. Специфика СССО в том, чтобы объединить различные способы наглядности и дидактические функции на едином носителе информации. Мультимедиа ( что в переводе с английского означает и « много сред », и « много средств ») — термин, который содержит одновременно характеристику и формы, и содержания средств обучения. Мультимедийные средства обучения представляют собой коллекции различных видов текстовой, аудитивной, визуальной и аудиовизуальной информации, что способствует решению самых разнообразных методических задач, которые ставит перед собой учитель. Так, современное мультимедийное пособие может объединять в себе и печатные тексты, и аудиозаписи, и фрагменты фильмов, и тесты, и интерактивные обучающие программы или тренажеры, и функцию взаимодействия с окружающим информационным пространством ( ссылки на образовательные или информационные ресурсы Интернет ), и методические рекомендации по использованию отдельных разделов. В настоящее время главным условием для достижения образовательных целей становится включение каждого обучающегося на учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей, способностей, уровня подготовки, « зоны ближайшего развития », а 11 также перевод из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта самоуправления. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, ориентирован главным образом на предметную ( практическую ) деятельность обучающихся. Таким образом, в современной системе средств обучения существует тематическая, внутрипредметная и межпредметная взаимосвязь между средствами обучения Особое внимание должно быть уделено тандему субъектов процесса обучения : педагог — обучающийся. Педагог использует средства обучения в целях реализации функций воспитательной, развивающей, обучающей и административной. Обучающийся применяет средства обучения для учебно-познавательной деятельности и реализации практической направленности процесса обучения. В связи с этим должен быть проведен специальный отбор средств обучения, как традиционных, привычных для учителя массовой школы ( печатные материалы, натуральные объекты, модели и т.п.), так и современных, представленных средствами информатизации процесса обучения. В основу разработки СССО должны быть положены следующие требования ФГОС . Воспитание и развитие качеств личности учащихся, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики ; достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования с использованием средств информационно- коммуникационных технологий ( ИКТ ) предполагает необходимость оснащения учебных кабинетов высокотехнологичным учебным оборудованием на базе цифровой техники. Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования — в пределах образовательного учреждения должен быть обеспечен доступ учащихся к основным средствам обучения в целях реализации учебно-познавательной деятельности в рамках урочной и внеучебной деятельности, что может быть реализовано посредством создания автоматизированных рабочих мест ученика, оснащенных современной техникой .12 Обеспечение осуществления в электронной ( цифровой ) форме деятельности по планированию образовательного процесса, размещение и сохранение материалов образовательного процесса (созданных педагогом), учебных работ и результатов освоения образовательной программы учащимися ( формирование портфолио ), доступ участников образовательного процесса к информационно- образовательным ресурсам в сети Интернет, взаимодействие между участниками образовательного процесса средствами сети Интернет — может быть реализовано посредством создания автоматизированных рабочих мест педагога, оснащенных компьютерной техникой. Необходимость учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значений видов деятельности и форм общения — должно быть реализовано в учебном процессе с использованием как традиционных средств обучения ( учебно-наглядные пособия на печатной и непечатной основах, гербарии, коллекции, модели, макеты, муляжи и пр.), так и инновационных, высокотехнологичных средств обучения на базе цифровых технологий. Обеспечение условий для овладения учащимися практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, в том числе в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); технологическими приемами ручной обработки материалов ; для создания предметной и информационной среды и формирования умений применять их при выполнении учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач ; для изучения природы и окружающего мира, в том числе с использованием цифровых ( компьютерных ) измерительных приборов, карт, планов и др. — выявляет необходимость оснащения учебных кабинетов учебно-практическим оборудованием и инструментами для выполнения учащимися практической деятельности по музыкальному и художественному творчеству, трудовому обучению, цифровому ( электронному ) и традиционному измерению, для проектирования и конструирования, в т.ч. моделей с цифровым управ лением и обратной связью, и пр. Обеспечение учебного процесса учебниками и ( или ) учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам — наиболее целесообразный путь реализации требования посредством обеспечения учебного процесса учебно-методическими комплектами, отвечающими требованиям ФГОС, созданными на основе единой методологии, по единым методическим принципам, обеспечивающими преемственность, универсальность и технологизацию организации образовательного процесса. При формировании СССО все множество средств обучения рассматривалось с позиции системных требований, где в качестве системообразующего компонента положен учебно-методический комплект ( УМК ), или система, линия учебников. Таким образом, современная система средств обучения — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения, которая интегрирует и функционально обеспечивает все уровни информационно- образовательной среды и обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта. Схема современной системы средств обучения представлена на рис. 1.14 Рис. 1. Схема современной системы средств обучения15 16 |
Об оплате труда учителей малокомплектных общеобразовательных сельских... Ср от 23. 12. 88 г. N 542 "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения СССР от 02. 11. 84 N 122". В них содержатся указания... |
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев программа... «Трудовое обучение для сельских школ. Технология», рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства общего и... |
||
Приказ №67 от 01. 09. 2015 рабочая программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка Музыка. 5-7 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/... |
Приказ от 10 июля 1987 г. N 127 о введении в действие правил техники... ... |
||
С. Ф. Егоров история сурдопедагогики москва Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов, а также для учителей школ глухих |
Мбоу глубокинская сош №32 Утверждено В. Г. Апальков, Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников... |
||
Программы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200 |
Пояснительная записка Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы. Пособие для... |
||
1. Общие требования Настоящие Правила по технике безопасности распространяются на кабинеты (лаборатории) физики общеобразовательных школ, школ-интернатов,... |
Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных... Настоящие Правила по технике безопасности распространяются на все типы общеобразовательных школ, школ-интернатов и спецшкол системы... |
||
Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных... Настоящие Правила по технике безопасности распространяются на все типы общеобразовательных школ, школ-интернатов и спецшкол системы... |
Рабочая программа предмета «Литература» Разработана на основе программы: Беленький Г. И. Литература. Рабочие программы 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных... |
||
Рабочая программа по математике 4 класс (фгос) Планирование составлено на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. (Математика. Рабочие программы.... |
Конспекты занятий 8 Пособие предназначено для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, учителей русского языка, преподавателей изо, специалистов... |
||
Курс личностного развития старшеклассников методическое пособие для учителей Гильмутдинов А. Х., Сафина Э. Р. Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников: Пособие для учителей |
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой... Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов,... |
Поиск |