Скачать 300.57 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Коррекция недостатков эмоционально–волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт – терапии» Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В нем предлагаются краткие теоретические основы методов арт – терапии, арт – терапевтические упражнения, рекомендации и конспекты занятий. Методы арт-терапии направлены на развитие личного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, развитие творческого потенциала, высвобождение его скрытых энергетических резервов и нахождением им оптимальных способов решения проблем. Содержание Введение………………………………………………………………………… 4 Теоретический обзор методов арт – терапии………………………………… 5 Основные правила работы с детьми при использовании арт-терапевтичеких методов…………………………………………………… 8 Арт – терапевтические упражнения…………………………………………………………………….. 9 Список литературы……………………………………………………………………….. 11 Приложения………………………………………………………………….. 12 Приложение 1. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты)…………………………… 12 Приложение 2. Коррекционно – развивающие занятия с использованием арт-терапевтических методов……………………………………………………. 14 Введение В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик, а также разработка программ для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей характерны низкие адаптационные возможности, выраженные нарушения процессов познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы, пространственной ориентации и двигательно-моторной координации, несформированность языковых средств. У большинства из них в анамнезе: ДЦП, эпилептический синдром, аутистические тенденции и другие нервно-психические заболевания. Среди известных методов психокоррекционной работы арт-терапия имеет ряд преимуществ: - каждый ребёнок может участвовать в арт-терапевтической работе; - арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. - изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей; - арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека; - арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию; - арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Апробация различных арт-терапевтических методов в работе педагогов – психологов специальных коррекционных учреждений г. Томска позволяет сделать вывод о том, что применение данной технологии позволяет решать следующие важные задачи: Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, самооценка становится более адекватной, сглаживаются или исчезают неадекватные формы поведения, улучшаются взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и личности. Развивающие. Происходит личностный рост, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, позитивного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. Воспитательные. Способствует нравственному развитию личности и усвоению этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с окружающими. Таким образом, применение арт-терапевтических методов способствует коррекции, развитию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Теоретический обзор методов арт – терапии Арт-терапи́я — это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественных приёмов и творчества, таких как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психотерапии с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех частей художественного материала, которые вызывают эмоции. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира ребёнка. Используя арт-терапевтические методы, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задаёт определённый диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребёнка к определённым видам активности. Подбирая материал к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребёнка. Можно использовать музыкальные композиции, направленные на расслабление, погашение возбуждения и других негативных психоэмоциональных состояний. Выделим методы, наиболее приемлемые в работе с детьми с ОВЗ. Изотерапия Одним из наиболее эффективных и доступных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисование способствует развитию чувственно-двигательной координации, внимания, активизирует конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление. Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций – мандал. Любая мандала – это композиция символа и спектров цвета. Целенаправленная и спонтанная работа с цветом и формой внутри круга помогает стимулировать основные механизмы саморегуляции, открывает возможность для коррекции эмоционально- личностной сферы. В ходе занятий рекомендуется использовать набор готовых мандал Александра Цайри, модификация Э.И. Осипук. Независимо от того, какой рисунок выполняется ребёнком, свободный или целенаправленный, важно соблюдение основных этапов:
В процессе рисования ребёнок передаёт свои чувства и переживания через цветовую гамму. Зная воздействие основных цветов можно использовать их целенаправленно в зависимости от нарушений психофизического развития ребёнка. Цвета оказывают такое же сильное воздействие, как и слова. В системе воспитания важным моментом является и расширение представлений детей о цветовой гамме. Учёными были выявлены общие закономерности ощущений, вызываемых различной цветности окружающей среды: Красный - оказывает стимулирующее действие и вызывает кратковременную положительную эмоцию. Это цвет активности, тепла и приближения. С этим цветом следует соблюдать чувство меры. Педагоги должны рационально использовать этот цвет при подборе наглядности к уроку. Этот цвет способствует образованию эритроцитов в крови, улучшает самочувствие при депрессиях, учащает пульс. Так как красный цвет действует возбуждающе, то он противопоказан детям в состоянии сильного возбуждения. Оранжевый - не вызывает утомления центральной нервной системы, активизирует деятельность желез внутренней секреции, способствует концентрации внимания и релаксации. Жёлтый - создаёт хорошее настроение, нормализует пульс, способствует релаксации и психологическому равновесию; зрительно приподнимает поверхность. С другой стороны этот цвет беспокоит человека и возбуждает. Зелёный - самый благоприятный цвет, он успокаивает и при его участии идёт формирование и рост клеток, повышается иммунитет. Цвет психологического равновесия. Функциональное состояние зрительных анализаторов и работоспособность детей выше при зелёной гамме, следовательно, предупреждает утомления зрительных нервов. Голубой - успокаивает, выравнивает пульс и дыхание, улучшает работоспособность, положительно влияет на психику, способствует релаксации. Цвет психологического равновесия. Синий - восстанавливает нервную систему, помогает снять напряжение, вызывает чувство комфорта и спокойствия. Тёмно-синий цвет может вызвать утомление. Фиолетовый – цвет противоречивый, сочетает в себе энергию и безмятежность. Это самый утомляющий цвет, так как несёт в себе угнетение центральной нервной системы. Белый - нейтральный цвет, лишён эмоциональности, важен для развития слухомоторной реакции. Серый - с точки зрения цветотерапии это цвет уныния и апатии. Чёрный – представляет собой начало и конец, он связан с загадочностью. Говоря о влиянии цвета на психоэмоциональное состояние человека, следует подчеркнуть, что сила его воздействия зависит от настроения, характера, социума и восприимчивости человека, а также от целого ряда других факторов. Грамотное использование цвета на занятиях обеспечивает позитивный эмоциональный настрой, побуждает к деятельности и формирует адаптивные возможности детей. Сказкотерапия Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). Целью и задачей сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и коммуникативных навыков, коррекция поведения. Сказка является богатым терапевтическим материалом. Её можно использовать в разных направлениях:
В сказках поднимаются важные для детей проблемы. В них противопоставляется добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость. Слушая сказки, дети невольно сравнивают поучительные ситуации с собственной жизнью. Они могут воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами, у них появляется надежда на лучшее. |
Практическое пособие Активизация и коррекция психических процессов... В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения... |
Закономерности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе Цель данной дисциплины: сформировать у студентов научные представления о психологической природе нарушений эмоционально-волевой сферы... |
||
Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой... Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния |
Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся Экономические условия нашего общества и изменения в социальной политике явились важным фактором, заметно повлиявшим на эволюцию арт... |
||
Рабочая программа дисциплины содержание коррекционной работы с детьми... Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы |
Образовательная программа дошкольного образования Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей... |
||
Мбдоу «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Журавушка» Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста |
Методические рекомендации Рекомендации содержат описание основных... Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
||
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными... Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана... |
Программа развития муниципального бюджетного специального (коррекционного)... «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми |
||
Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология,... Коррекция нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии |
С ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная)... «специальная (коррекционная) школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми |
||
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в медицинский колледж сдают вступительные испытания с учетом... |
Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Кудесники» по развитию эмоционально-волевой сферы, методом совместной... |
||
«Царевна-Лягушка» Цель: выявить уровень развития всех психически познавательных процессов, Эмоционально-волевой сферы, а так же моторики |
Пояснительная записка. 1 Введение. Цели и задачи Программы. Принципы... Характеристики особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи |
Поиск |