Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии»


Скачать 300.57 Kb.
Название Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии»
страница 1/3
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3



ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Коррекция недостатков

эмоционально–волевой сферы

у детей с ограниченными возможностями здоровья

с применением методов арт – терапии»

Предлагаемое практическое пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В нем предлагаются краткие теоретические основы методов арт – терапии, арт – терапевтические упражнения, рекомендации и конспекты занятий.

Методы арт-терапии направлены на развитие личного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, развитие творческого потенциала, высвобождение его скрытых энергетических резервов и нахождением им оптимальных способов решения проблем.

Содержание
Введение………………………………………………………………………… 4
Теоретический обзор методов арт – терапии………………………………… 5
Основные правила работы с детьми при использовании

арт-терапевтичеких методов…………………………………………………… 8
Арт – терапевтические упражнения…………………………………………………………………….. 9
Список литературы……………………………………………………………………….. 11
Приложения………………………………………………………………….. 12
Приложение 1. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты)…………………………… 12
Приложение 2. Коррекционно – развивающие занятия с использованием

арт-терапевтических методов……………………………………………………. 14

Введение
В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик, а также разработка программ для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории детей характерны низкие адаптационные возможности, выраженные нарушения процессов познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы, пространственной ориентации и двигательно-моторной координации, несформированность языковых средств. У большинства из них в анамнезе: ДЦП, эпилептический синдром, аутистические тенденции и другие нервно-психические заболевания.

Среди известных методов психокоррекционной работы арт-терапия имеет ряд преимуществ:

- каждый ребёнок может участвовать в арт-терапевтической работе;

- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.

- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Апробация различных арт-терапевтических методов в работе педагогов – психологов специальных коррекционных учреждений г. Томска позволяет сделать вывод о том, что применение данной технологии позволяет решать следующие важные задачи:

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, самооценка становится более адекватной, сглаживаются или исчезают неадекватные формы поведения, улучшаются взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и личности.

Развивающие. Происходит личностный рост, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, позитивного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Воспитательные. Способствует нравственному развитию личности и усвоению этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с окружающими.

Таким образом, применение арт-терапевтических методов способствует коррекции, развитию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретический обзор методов арт – терапии
Арт-терапи́я — это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественных приёмов и творчества, таких как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психотерапии с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех частей художественного материала, которые вызывают эмоции. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира ребёнка. Используя арт-терапевтические методы, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задаёт определённый диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребёнка к определённым видам активности. Подбирая материал к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребёнка. Можно использовать музыкальные композиции, направленные на расслабление, погашение возбуждения и других негативных психоэмоциональных состояний.

Выделим методы, наиболее приемлемые в работе с детьми с ОВЗ.
Изотерапия
Одним из наиболее эффективных и доступных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисование способствует развитию чувственно-двигательной координации, внимания, активизирует конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление.

Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций – мандал. Любая мандала – это композиция символа и спектров цвета. Целенаправленная и спонтанная работа с цветом и формой внутри круга помогает стимулировать основные механизмы саморегуляции, открывает возможность для коррекции эмоционально- личностной сферы.

В ходе занятий рекомендуется использовать набор готовых мандал Александра Цайри, модификация Э.И. Осипук.

Независимо от того, какой рисунок выполняется ребёнком, свободный или целенаправленный, важно соблюдение основных этапов:

  1. свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание;

  2. сам процесс творческой работы – визуальное представление;

  3. дистанцирование, процесс рассматривания;

  4. словесное описание чувств, мыслей, эмоций, возникших в результате рассматривания творческой работы (рефлексия).


В процессе рисования ребёнок передаёт свои чувства и переживания через цветовую гамму. Зная воздействие основных цветов можно использовать их целенаправленно в зависимости от нарушений психофизического развития ребёнка. Цвета оказывают такое же сильное воздействие, как и слова. В системе воспитания важным моментом является и расширение представлений детей о цветовой гамме.

Учёными были выявлены общие закономерности ощущений, вызываемых различной цветности окружающей среды:

Красный - оказывает стимулирующее действие и вызывает кратковременную положительную эмоцию. Это цвет активности, тепла и приближения. С этим цветом следует соблюдать чувство меры. Педагоги должны рационально использовать этот цвет при подборе наглядности к уроку.

Этот цвет способствует образованию эритроцитов в крови, улучшает самочувствие при депрессиях, учащает пульс. Так как красный цвет действует возбуждающе, то он противопоказан детям в состоянии сильного возбуждения.

Оранжевый - не вызывает утомления центральной нервной системы, активизирует деятельность желез внутренней секреции, способствует концентрации внимания и релаксации.

Жёлтый - создаёт хорошее настроение, нормализует пульс, способствует релаксации и психологическому равновесию; зрительно приподнимает поверхность. С другой стороны этот цвет беспокоит человека и возбуждает.

Зелёный - самый благоприятный цвет, он успокаивает и при его участии идёт формирование и рост клеток, повышается иммунитет. Цвет психологического равновесия. Функциональное состояние зрительных анализаторов и работоспособность детей выше при зелёной гамме, следовательно, предупреждает утомления зрительных нервов.

Голубой - успокаивает, выравнивает пульс и дыхание, улучшает работоспособность, положительно влияет на психику, способствует релаксации. Цвет психологического равновесия.

Синий - восстанавливает нервную систему, помогает снять напряжение, вызывает чувство комфорта и спокойствия. Тёмно-синий цвет может вызвать утомление.

Фиолетовый – цвет противоречивый, сочетает в себе энергию и безмятежность. Это самый утомляющий цвет, так как несёт в себе угнетение центральной нервной системы.

Белый - нейтральный цвет, лишён эмоциональности, важен для развития слухомоторной реакции.

Серый - с точки зрения цветотерапии это цвет уныния и апатии.

Чёрный – представляет собой начало и конец, он связан с загадочностью.

Говоря о влиянии цвета на психоэмоциональное состояние человека, следует подчеркнуть, что сила его воздействия зависит от настроения, характера, социума и восприимчивости человека, а также от целого ряда других факторов.

Грамотное использование цвета на занятиях обеспечивает позитивный эмоциональный настрой, побуждает к деятельности и формирует адаптивные возможности детей.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). Целью и задачей сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и коммуникативных навыков, коррекция поведения.

Сказка является богатым терапевтическим материалом. Её можно использовать в разных направлениях:

  1. Использование сказки как метафоры. Обсуждение ассоциаций, которые появляются в ходе ознакомления с текстом и образами сказки.

  2. Рисование по мотивам сказки, что способствует анализу полученного графического материала.

  3. Обсуждение поведения и действий героев сказки, что служит поводом к обсуждению человеческих ценностей.

  4. Проигрывание эпизодов сказки, что даёт возможность ребёнку почувствовать эмоциональное состояние героев.

  5. Использование сказки как поучительной истории, что подсказывает вариант разрешения сложной ситуации.

  6. Творческая работа по мотивам сказки (можно дописать конец, переписать историю и т.д.).

В сказках поднимаются важные для детей проблемы. В них противопоставляется добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость. Слушая сказки, дети невольно сравнивают поучительные ситуации с собственной жизнью. Они могут воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами, у них появляется надежда на лучшее.
  1   2   3

Похожие:

Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Практическое пособие Активизация и коррекция психических процессов...
В современных социально-экономических условиях обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения...
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Закономерности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
Цель данной дисциплины: сформировать у студентов научные представления о психологической природе нарушений эмоционально-волевой сферы...
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой...
Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Использование методов арт – терапии для сохранения психологического здоровья учащихся
Экономические условия нашего общества и изменения в социальной политике явились важным фактором, заметно повлиявшим на эволюцию арт...
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Рабочая программа дисциплины содержание коррекционной работы с детьми...
Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Образовательная программа дошкольного образования
Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей...
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Мбдоу «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Журавушка»
Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Методические рекомендации Рекомендации содержат описание основных...
Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта) разработана...
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Программа развития муниципального бюджетного специального (коррекционного)...
«специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология,...
Коррекция нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon С ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная)...
«специальная (коррекционная) школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №154» Г. Перми
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в медицинский колледж сдают вступительные испытания с учетом...
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Кудесники» по развитию эмоционально-волевой сферы, методом совместной...
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon «Царевна-Лягушка»
Цель: выявить уровень развития всех психически познавательных процессов, Эмоционально-волевой сферы, а так же моторики
Практическое пособие «Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья с применением методов арт терапии» icon Пояснительная записка. 1 Введение. Цели и задачи Программы. Принципы...
Характеристики особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск