Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»


Скачать 1.5 Mb.
Название Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
страница 1/12
Тип Основная образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основная образовательная программа бакалавриата

по направлению подготовки 040100 «Социология»


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Конструирование виртуальных эскапистских пространств как альтернативная жизненная стратегия современной молодёжи
Выполнила: Августис Юлия Игоревна

Научный руководитель: к.с.н., доцент

Салахутдинова Резеда Халяфутдиновна

Санкт-Петербург

2016 год

Оглавление


Введение 2

Глава 1. Эскапизм: теоретические основания изучения эскапизма как феномена в жизни современной молодёжи 6

1.1.Эскапизм как междисциплинарная категория: основные подходы к изучению феномена 6

1.2. Особенности возникновения и распространения эскапизма в современном обществе 16

Глава 2. Эскапистские практики в виртуальном пространстве 27

2.1 Социальное конструирование виртуальной реальности: феноменологический анализ и теоретический обзор 27

2.2 Эскапизм в виртуальном пространстве как жизненная стратегия 36

Глава 3. Эмпирическое исследование жизненной стратегии хиккикомори на примере сообщества «Hikikomori» в социальной сети «Вконтакте» 44

3.1 Программа исследования 44

3.2 Полученные результаты и их анализ 55

3.2.1 Контекстуальный анализ с элементами обоснованной теории 55

3.2.2 Количественный анализ хештегов 69

3.2.3. Нарративный анализ 77

Заключение 92

Список использованной литературы: 96


Введение



Социальные исследователи всё чаще пишут об инфляции социальной реальности, росте социальной и политической апатии. Одной из причин данных процессов является распространение эскапизма, который особенно сильно проявляется в молодёжной среде. Молодёжь обладает определённой ролью, которая заключается в воспроизводстве и обновлении общественного строя. Именно в период молодости человек определяет себя в профессиональной сфере и создаёт свой круг общения. Однако эскапистские увлечения часто заставляют молодых людей забыть о действительности. Эскапизм проникает во все сферы жизни индивида, влияя на мировоззрение, ценности и стиль жизни человека. В обществе виртуализации реальности, медиатизации, индивидуализации и постоянного фрагментирования социокультурного мира эскапизм становится массовым явлением, а его изучение особенно актуальным.

Феномен эскапизма имеет огромное количество разнообразных дефиниций в психологии, философии, культурологии и социологии. В психологии его чаще всего понимают как психологическую характеристику, которая получает массовое распространение из-за изменений структуры общества. Психологический эскапизм исследовался немецкими учёными, изучавшими данный феномен в связи с количеством времени, которое человек проводит перед телевизором. В России исследование психологического эскапизма проводил Гусейнов А.Ш., который пришёл к выводу, что эскапизм является последствием внутриличностных и межличностных конфликтов. Большинство психологов, в том числе Медведев Б.П., заключают, что эскапизм – это способ адаптации личности к тенденциям развития современного общества.

В философии эскапизм изучался Давыдовым О.Б., Козыревой Л.В., Труфановой Е.О. и Грековым М.А. Исследователи в данной области знания связывают эскапизм со способностью разума человека к трансцендированию, но отмечают, что на феномен оказывают влияние темпы развития общества. В культурологии эскапизм исследовался Шестаковым В.П. и Шапинской Е.Н. В этой сфере причину роста уровня эскапизма видят в современной культуре. Подходов к определению достаточно много, но исследователями часто указываются одинаковые причины и следствия эскапизма. Массовость данного феномена чаще всего связывают именно с тенденциями развития общества, поэтому важно исследовать эту категорию с социологической точки зрения.

В отечественной социологии количество публикаций по проблеме эскапизма растёт с каждым годом. Следует отметить таких исследователей, как Суворова И.М., Скирдачева Е.А., Нятина Н.В., Фёдоров И.А. и Поздняков М.М., которые рассматривают данный феномен в связи с социальными процессами. Именно на их работах и будет основываться наше понимание эскапизма в качестве жизненной стратегии, которая появляется у молодых людей в результате переосмысления общепринятых ценностей и норм и приводит к уходу из социальной действительности в сконструированные людьми или медиаканалами социокультурные пространства. Социологические работы зарубежных исследователей по проблеме эскапизма оказались труднодоступными, поэтому не рассматриваются в данной работе.

Нами будут изучены особенности распространения эскапизма в современном виртуализированном обществе эпохи Постмодерна. Данный феномен будет рассмотрен в качестве механизма адаптации к постсовременному обществу. Он будет изучен в связи с массовой культурой и феноменами индивидуализации и информатизации. В работе будут определены основные последствия эскапизма, среди которых рост количества одиноких людей, политическая и социальная апатия.

Автор исходит из того, что идея виртуализации во многом может объяснить распространение эскапизма. Благодаря увеличению количества пользователей Интернета, у эскапистов появляются безграничные возможности для создания новых виртуальных социокультурных пространств. Это даёт людям новые возможности реализации своих способностей, новый образ жизни, следовательно, и новые жизненные стратегии, цели и ценности. Концентрируемся мы именно на изучении молодёжных виртуальных эскапистских пространства, поскольку погружение в них оказывается простым для современной молодёжи, которая увлекается новыми технологиями в важнейший этап развития личности. В наше время молодёжь часто реализует себя в виртуальных пространствах, что влияет и на процесс социального воспроизводства.

В работе будут выделены два вида виртуального эскапизма. Продуктивный эскапизм способствует социальной самореализации человека и его культурному развитию, позволяет переносить социальные практики из виртуального пространства в действительность. При деструктивном эскапизме, наоборот, социальные практики перемещаются в виртуальную реальность, позволяя человеку реализовать себя в виртуальной среде.

Феноменологически-конструкционистский подход Бергера П. и Лукмана Т. используется для того, чтобы рассмотреть, посредством каких процессов виртуальное пространство становится для человека объективной социальной реальностью. Используя типологию Царевой А.В., автор анализирует, как у разных сетевых поколений происходит институционализация, легитимация и интернализация. Особое внимание мы уделяем «поколению подключённых» и теоретическому обзору понятия «виртуальная реальность».

Было решено определять эскапизм в виртуальных пространствах в качестве одной из жизненных стратегий современной молодёжи, поскольку многими исследователями отмечается, что современная молодёжь стремится к независимости от общества. Исследователи также указывают на большое количество молодых людей, которые не включены в жизнь общества. Появление этих новых черт жизненных стратегий, по нашему мнению, связано именно с распространением эскапизма и доступностью виртуальных пространств.

Объектом исследования являются эскапистские виртуальные пространства, предметом – особенности конструирования виртуальных эскапистских пространств в молодёжной среде. Цель - разработка теоретико-методологической базы для исследования эскапизма в качестве социокультурного феномена. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Изучить подходы к определению эскапизма в смежных дисциплинах, проанализировать существующие подходы, выявить сущность эскапизма как социологической категории.

  2. Проанализировать причины и последствия распространения эскапизма.

  3. Раскрыть особенности проявления эскапизма в виртуальном пространстве.

  4. Рассмотреть эскапизм в виртуальном пространстве в качестве жизненной стратегии современной молодёжи.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе будут рассмотрены существующие подходы к определению эскапизма, причины и следствия массового распространения данного феномена. Во второй главе мы определим особенности виртуальных эскапистских практик и проанализируем эскапизм в виртуальных пространствах как жизненную стратегию. На основе проанализированных в первых главах теоретических работ в третьей главе будут описаны методологические основания для выделения индикаторов эскапизма. Отмечаются следующие группы причин эскапизма: личностные, микро-социальные, макро-социальные и мировоззренческие. Будет создана теоретическая модель эскапизма, в которой будет продемонстрирована связь между эскапизмом и феноменом хикикомори.

Третья глава посвящена эмпирическому исследованию жизненной стратегии хикикомори. Хикикомори – это критический случай эскапизма, при котором человек уходит из социальной действительности физически. Для анализа было выбрано сообщество «Hikikomori», поскольку оно имеет наибольшее количество участников среди сообществ подобной тематики. Более того, в сообществе имеется большое количество жизненных историй, которые позволят узнать об образе жизни участников и их ценностных установках.

Цель эмпирического исследования заключается в исследовании жизненной стратегии участников сообщества «Hikikomori». Для достижения данной цели необходимо будет провести контекстуальный анализ сообщества, количественный анализ наиболее часто используемых хештегов и нарративный анализ жизненных историй. Полученные результаты позволят сформулировать рекомендации для социальных работников, которые занимаются изолированной молодёжью, а также будут полезны исследователям эскапизма и хикикомори. Сделанные выводы также могут быть учтены авторами программ по работе с молодёжью и другими людьми, которые связаны с молодёжной политикой.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Альтернативные формы образования школьников и их продвижение в сети интернет
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
«Особенности инновационной деятельности фармацевтических тнк на российском рынке»
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Проекты развития и мобилизация локальных сообществ в Горно-Бадахшанской Автономной Области
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
См. Кучинов А. М. Влияние Русской Православной Церкви на политический процесс в России. 2011. № С. 145–155 3
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки...
Понятие мотивации и социально – экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Санкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 39. 03. 01 «Социология»
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Примерная программа дисциплины «История»
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата Основная образовательная...
Цель изучения дисциплины освоение студентами выбора и эффективного использования холодильного и вентиляционного оборудования при...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа высшего образования Направление...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Университетом по направлению подготовки 38. 03. 02 «Менеджмент...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Университетом по направлению подготовки 210400 «Радиотехника»...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Санкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология»
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата. Основная образовательная...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Воронежским государственным аграрным университетом по направлению...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск