САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа бакалавриата
по направлению подготовки 040100 «Социология»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Конструирование виртуальных эскапистских пространств как альтернативная жизненная стратегия современной молодёжи
Выполнила: Августис Юлия Игоревна
Научный руководитель: к.с.н., доцент
Салахутдинова Резеда Халяфутдиновна
Санкт-Петербург
2016 год
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Эскапизм: теоретические основания изучения эскапизма как феномена в жизни современной молодёжи 6
1.1.Эскапизм как междисциплинарная категория: основные подходы к изучению феномена 6
1.2. Особенности возникновения и распространения эскапизма в современном обществе 16
Глава 2. Эскапистские практики в виртуальном пространстве 27
2.1 Социальное конструирование виртуальной реальности: феноменологический анализ и теоретический обзор 27
2.2 Эскапизм в виртуальном пространстве как жизненная стратегия 36
Глава 3. Эмпирическое исследование жизненной стратегии хиккикомори на примере сообщества «Hikikomori» в социальной сети «Вконтакте» 44
3.1 Программа исследования 44
3.2 Полученные результаты и их анализ 55
3.2.1 Контекстуальный анализ с элементами обоснованной теории 55
3.2.2 Количественный анализ хештегов 69
3.2.3. Нарративный анализ 77
Заключение 92
Список использованной литературы: 96
Введение
Социальные исследователи всё чаще пишут об инфляции социальной реальности, росте социальной и политической апатии. Одной из причин данных процессов является распространение эскапизма, который особенно сильно проявляется в молодёжной среде. Молодёжь обладает определённой ролью, которая заключается в воспроизводстве и обновлении общественного строя. Именно в период молодости человек определяет себя в профессиональной сфере и создаёт свой круг общения. Однако эскапистские увлечения часто заставляют молодых людей забыть о действительности. Эскапизм проникает во все сферы жизни индивида, влияя на мировоззрение, ценности и стиль жизни человека. В обществе виртуализации реальности, медиатизации, индивидуализации и постоянного фрагментирования социокультурного мира эскапизм становится массовым явлением, а его изучение особенно актуальным.
Феномен эскапизма имеет огромное количество разнообразных дефиниций в психологии, философии, культурологии и социологии. В психологии его чаще всего понимают как психологическую характеристику, которая получает массовое распространение из-за изменений структуры общества. Психологический эскапизм исследовался немецкими учёными, изучавшими данный феномен в связи с количеством времени, которое человек проводит перед телевизором. В России исследование психологического эскапизма проводил Гусейнов А.Ш., который пришёл к выводу, что эскапизм является последствием внутриличностных и межличностных конфликтов. Большинство психологов, в том числе Медведев Б.П., заключают, что эскапизм – это способ адаптации личности к тенденциям развития современного общества.
В философии эскапизм изучался Давыдовым О.Б., Козыревой Л.В., Труфановой Е.О. и Грековым М.А. Исследователи в данной области знания связывают эскапизм со способностью разума человека к трансцендированию, но отмечают, что на феномен оказывают влияние темпы развития общества. В культурологии эскапизм исследовался Шестаковым В.П. и Шапинской Е.Н. В этой сфере причину роста уровня эскапизма видят в современной культуре. Подходов к определению достаточно много, но исследователями часто указываются одинаковые причины и следствия эскапизма. Массовость данного феномена чаще всего связывают именно с тенденциями развития общества, поэтому важно исследовать эту категорию с социологической точки зрения.
В отечественной социологии количество публикаций по проблеме эскапизма растёт с каждым годом. Следует отметить таких исследователей, как Суворова И.М., Скирдачева Е.А., Нятина Н.В., Фёдоров И.А. и Поздняков М.М., которые рассматривают данный феномен в связи с социальными процессами. Именно на их работах и будет основываться наше понимание эскапизма в качестве жизненной стратегии, которая появляется у молодых людей в результате переосмысления общепринятых ценностей и норм и приводит к уходу из социальной действительности в сконструированные людьми или медиаканалами социокультурные пространства. Социологические работы зарубежных исследователей по проблеме эскапизма оказались труднодоступными, поэтому не рассматриваются в данной работе.
Нами будут изучены особенности распространения эскапизма в современном виртуализированном обществе эпохи Постмодерна. Данный феномен будет рассмотрен в качестве механизма адаптации к постсовременному обществу. Он будет изучен в связи с массовой культурой и феноменами индивидуализации и информатизации. В работе будут определены основные последствия эскапизма, среди которых рост количества одиноких людей, политическая и социальная апатия.
Автор исходит из того, что идея виртуализации во многом может объяснить распространение эскапизма. Благодаря увеличению количества пользователей Интернета, у эскапистов появляются безграничные возможности для создания новых виртуальных социокультурных пространств. Это даёт людям новые возможности реализации своих способностей, новый образ жизни, следовательно, и новые жизненные стратегии, цели и ценности. Концентрируемся мы именно на изучении молодёжных виртуальных эскапистских пространства, поскольку погружение в них оказывается простым для современной молодёжи, которая увлекается новыми технологиями в важнейший этап развития личности. В наше время молодёжь часто реализует себя в виртуальных пространствах, что влияет и на процесс социального воспроизводства.
В работе будут выделены два вида виртуального эскапизма. Продуктивный эскапизм способствует социальной самореализации человека и его культурному развитию, позволяет переносить социальные практики из виртуального пространства в действительность. При деструктивном эскапизме, наоборот, социальные практики перемещаются в виртуальную реальность, позволяя человеку реализовать себя в виртуальной среде.
Феноменологически-конструкционистский подход Бергера П. и Лукмана Т. используется для того, чтобы рассмотреть, посредством каких процессов виртуальное пространство становится для человека объективной социальной реальностью. Используя типологию Царевой А.В., автор анализирует, как у разных сетевых поколений происходит институционализация, легитимация и интернализация. Особое внимание мы уделяем «поколению подключённых» и теоретическому обзору понятия «виртуальная реальность».
Было решено определять эскапизм в виртуальных пространствах в качестве одной из жизненных стратегий современной молодёжи, поскольку многими исследователями отмечается, что современная молодёжь стремится к независимости от общества. Исследователи также указывают на большое количество молодых людей, которые не включены в жизнь общества. Появление этих новых черт жизненных стратегий, по нашему мнению, связано именно с распространением эскапизма и доступностью виртуальных пространств.
Объектом исследования являются эскапистские виртуальные пространства, предметом – особенности конструирования виртуальных эскапистских пространств в молодёжной среде. Цель - разработка теоретико-методологической базы для исследования эскапизма в качестве социокультурного феномена. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить подходы к определению эскапизма в смежных дисциплинах, проанализировать существующие подходы, выявить сущность эскапизма как социологической категории.
Проанализировать причины и последствия распространения эскапизма.
Раскрыть особенности проявления эскапизма в виртуальном пространстве.
Рассмотреть эскапизм в виртуальном пространстве в качестве жизненной стратегии современной молодёжи.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе будут рассмотрены существующие подходы к определению эскапизма, причины и следствия массового распространения данного феномена. Во второй главе мы определим особенности виртуальных эскапистских практик и проанализируем эскапизм в виртуальных пространствах как жизненную стратегию. На основе проанализированных в первых главах теоретических работ в третьей главе будут описаны методологические основания для выделения индикаторов эскапизма. Отмечаются следующие группы причин эскапизма: личностные, микро-социальные, макро-социальные и мировоззренческие. Будет создана теоретическая модель эскапизма, в которой будет продемонстрирована связь между эскапизмом и феноменом хикикомори.
Третья глава посвящена эмпирическому исследованию жизненной стратегии хикикомори. Хикикомори – это критический случай эскапизма, при котором человек уходит из социальной действительности физически. Для анализа было выбрано сообщество «Hikikomori», поскольку оно имеет наибольшее количество участников среди сообществ подобной тематики. Более того, в сообществе имеется большое количество жизненных историй, которые позволят узнать об образе жизни участников и их ценностных установках.
Цель эмпирического исследования заключается в исследовании жизненной стратегии участников сообщества «Hikikomori». Для достижения данной цели необходимо будет провести контекстуальный анализ сообщества, количественный анализ наиболее часто используемых хештегов и нарративный анализ жизненных историй. Полученные результаты позволят сформулировать рекомендации для социальных работников, которые занимаются изолированной молодёжью, а также будут полезны исследователям эскапизма и хикикомори. Сделанные выводы также могут быть учтены авторами программ по работе с молодёжью и другими людьми, которые связаны с молодёжной политикой.
|