Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»


Скачать 496.66 Kb.
Название Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
страница 1/3
Тип Основная образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Основная образовательная программа
  1   2   3



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа бакалавриата

по направлению подготовки 040100 «Социология»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


"Альтернативные формы образования школьников и их продвижение в сети интернет. "


Выполнил:

Магаляс Анна Романовна

Научный руководитель:

Кандидат социологических наук
Доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии СПБГУ

Яшина Мария Николаевна
г. Санкт-Петербург

2016 г.

Оглавление:

  1. Введение ...…................................................................................стр. 3-6

  2. Глава 1. Особенности альтернативного образования как социального

феномена в российском обществе ...…............................................стр. 7-27

  1. Понятие и виды альтернативного образования ........................стр. 7-13

  2. Теоретико-методологические подходы к изучению сферы образования в обществе ...........…….................................................................стр. 14-20

  3. Перспективы развития альтернативного образования в

стране и мире ……………………………………………….стр. 21-26

3. Глава 2. Альтернативное образование в сети Интернет. .........стр. 27-37

1. Социальный маркетинг образовательных проектов в Интернет- пространстве. .............................................,,,.............................................стр. 27-33

2. Особенности продвижения разных типов сайтов, посвященных альтернативному образованию. .....................…………….....................стр. 34-37

4. Заключение. ................................................................................стр. 38-39

5. Список литературы.....................................................................стр. 40-44

6. Приложения. ..............................................………………….....стр. 45-52

1. Введение.

Образование является одной из наиболее важных тем в любой дискуссии, так как именно от него зависит наше будущее поколение, именно образование, которое получают индивиды в подростковом возрасте влияет на их будущие возможности в собственной реализации. Правительство заинтересовано в том, чтобы продвигать и улучшать образование, так как необходимо определенное количество кадров во всех сферах общества и общественной деятельности, которых, порой, катастрофически не хватает. На сегодняшний день, складывается мнение, что качество преподавания в лицеях, гимназиях и школах непоправимо падает: «было отмечено, что с каждым годом качество обучения школьников падает»1 , сегодняшнее поколение выпускников и учащихся школ разучились мыслить логически, повальная безграмотность и не любовь к литературе обязывает государство к обязательным реформам в области образования.

В последнее время, родители, которые могут позволить платное обучение ребенка в частной школе, где детям с маленького возраста «прививают» взрослое отношение к учебе, а также тактичность со стороны учителей, чаще идут на подобный шаг, считая что именно такой подход к обучению школьника подойдет для их семьи. Но не меньше детей проходят так называемый «home schooling». Семейное образование все больше привлекает родителей своими возможностями, перспективами в обучении. Существуют различные программы по получению подобного обучения, также некоторые школы готовы «работать» с учеником в подобном неформальном режиме. Семейное обучение, на первый взгляд, является популярным среди некоторых стран Европы, но в России данный вид альтернативного образования так же набирает популярность. Первая встреча, посвященная рассмотрению альтернативного обучения в городе Санкт-Петербург состоялась зимой в конце XX века в процессе семинара под названием «Альтернативное образование» : «По следам этого семинара был подготовлен сборник, который открывался тогда такими словами: «Что же такое альтернативное образование?»2 . Чтобы грамотно разбираться в теме альтернативного обучения, необходимо обратиться к истокам и пронаблюдать становление данного явления и процесса его модернизации, чтобы понять в каком виде данное движение дошло до нашего времени.

Первая исторически известная «новая школа» открылась в Европе в 1889 году в Англии под руководством С. Редди. «Новые школы» в большинстве своем, были частными, а точнее платными, считалось, что данное свойство дает учебному заведению статус привилегированности. Подобные школы не появлялись самостоятельно, это был заказ определенных социальных кругов для того, чтобы в школах подобного уровня проходило обучение детей разносторонне развитых, а так же способных проявлять инициативу. Данные учебные заведения были нацелены на подготовку будущих деятелей различных областей общественной и государственной деятельности, предпринимателей. Затем последовало открытие и других школ, таких как школа Левицкой в Царском Селе в Санкт-Петербурге, школа Ла Рош, основанная Э. Демоленом во Франции в 1899 году, школа Дж. Бэдли в Англии 1892 год, которые базировались на такой же программе и имеющих аналогичные цели. Различные повествования, а так же описания «новых школ», относящихся к началу двадцатого века, можно найти в большом количестве публикаций, издававшихся на разных языках, например - Феррьер А. Новая школа. — СПб, 1911, Новые школы Западной Европы (New schools in the old world). — М., 1928, Из опыта новой школы Запада (школы действия). — М., 1926. Тот факт, что явление образования «новой школы» возникло в разных странах, говорит о его популярности и востребованности. С 1899 года по 1933 существовала организация под названием «Международное Бюро Новых Школ», в начале существования которой директор данного заведения А. Феррьер сформулировал 30 признаков «новой школы». Как итог, можно отметить, что школы, являющиеся альтернативой, существовавшим на тот момент привычным учебным заведениям, создавались для немногочисленного слоя элиты, для семей, которые могли позволить подобный уровень образования своему ребенку. Остается вопрос, что кладут в основу обучения школы, работающие с учениками на платформе семейного образования на сегодняшний день?

Необходимо уделить внимание вопросу о том, насколько родители ознакомлены с альтернативами для обучения своего ребенка, насколько ярко представлены виды и варианты семейного образования в интернете. Я постараюсь коснуться каждого из вопросов, а также «собрать» информацию по данной теме, чтобы наиболее точно представлять о сложившейся ситуации относительного альтернативного образования на сегодняшний момент.

В работе я изучаю довольно немногочисленную группу детей, которая является труднодоступной, обучающихся по программе home schooling, а также иные формы альтернативного образования школьников. Я рассматриваю их родителей и семью в целом, так как дети не могут принимать решение относительно своего обучения полностью самостоятельно, так как они в силах только выразить свои предпочтения и «подтолкнуть» родителей к такому нелегкому шагу рассмотрения не столь привычных форм образования на сегодняшний момент. Объектом работы являются альтернативные формы образования детей школьного и дошкольного возраста, а предметом — представленность различных форм образования в интернете и способы их продвижения.

Основной целью моей работы является наблюдение относительно представленности информации относительно обучения на семейном образовании в сети интернет, каким образом идёт продвижение, такой формы обучения в интернете и выявить разные группы сайтов, ориентированные на семейное обучение, сравнить их между собой. Необходимо выделить задачи, которые я ставлю перед собой, а именно:

  1. На основе информации, полученной из анализа различных интернет источников, я бы хотела сделать заключения, относительно того, каким образом различные учебные заведения, а так же сами родители, которые перевели своего ребенка на новую форму образования, стараются поделиться своим опытом, а так же заинтересовать другие семьи опробовать их путь, каким образом осуществляется сама популяризация данного учебного «движения» через интернет-ресурсы.

  2. Необходимо проанализировать информацию, относительно альтернативных форм получения знаний и образования в интернете, обозначить возможные перспективы в данной отрасли знаний, а так же особенности продвижения различных сайтов, посвященных теме семейного образования.

Для работы, использовалась социологическая методология, в данном подходе личность индивида будет рассматриваться и признаваться, как продукт целостного развития общества, а так же исторического развития. Личность рассматривается, как главная цель, показатель эффективности учебного процесса. Главной задачей педагога, в данной методологии, стоит создание наиболее плодотворных условий для реализации и саморазвития личности, а так же творческого процесса. Так же, для работы по анализу интернет-ресурсов, на которых представлена тема семейного образования, будет использован социальный маркетинг. Во-первых, будет использован в работе такой метод, как спонсорство-наглядная демонстрация проявления заботы об обществе (полное или частичное финансирование мероприятия, с получением в дальнейшем масштабной рекламы со стороны организаторов). Во-вторых, благотворительность, рассматриваемая не в классическом понимании, после применения подобного метода достигаются следующие цели: доверие со стороны потребителей, которые чувствуют себя причастными к делам компании, эффект вируса ( техника, используемая в маркетинге, при которой используются социальные сети для повышения уровня осведомленности о продукте), дополнительный повод для анонсирования деятельности в средствах массовой информации.

2.Глава 1. Особенности альтернативного образования как социального феномена в российском обществе.

1. Понятие и виды альтернативного образования.

Сегодня в России происходят изменения во всех сферах общества, можно сказать, что буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В этих условиях проблемы образования ставятся особенно остро. Поскольку примерно треть населения России учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования, а также значение его реформирования.
Нынешнее развитие образования определяется не только тем, какие действия будут предприняты и предпринимаются внутри сферы образования, но и тем, как будет изменяться социально-экономическая обстановка вне её. Ключевая идея современной политики образования России – идея развития, а не стагнирования. В этой идее заключаются следующие цели:
1. создание необходимых условий для развития личности индивида;
2. запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования;
3. превращение образования в действенный фактор развития общества.
4.преемственность образования.
Определяющим условием реализации данных целей является пробуждение субъектности в каждом индивидууме, задействованном в образовательном процессе – в ребенке, в учителе, в школе, в родителях, в обществе в целом.
В основу современной политики развития образования заложены 10 принципов, следующие из Основных положений стратегии устойчивого развития России комиссии по проблемам устойчивого развития от 2010 года-первые пять обеспечивают «внешние» институциональные социально-педагогические условия нормального развития системы образования, а остальные «внутренние», педагогические условия её полноценной жизнедеятельности. Все эти принципы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, раскрывают основные грани в изменении образования.
Если же говорить об изменяющемся содержании образования и совершенно новых формах организации учебного процесса, то здесь правильнее будет говорить о вариативном образовании.
В развитии вариативного образования незаменимую роль играют «Авторские школы». Стоит сказать, что авторские школы выступают как некие поисковые механизмы, официально одобряющие разные пути образования в культуре.
При всем многообразии школы такого типа подразделяются еще на два: инструментальные и культурологические. В фокусе внимания инструментальных школ находится, как правило, тот или иной конкретный педагогический метод, найденный в практической деятельности благодаря таланту педагога-новатора. Этот метод как некий инструмент для эффективного педагогического труда может быть освоен и включен и в традиционную систему образования, и в педагогику развития.
Иное происхождение имеют культурологические авторские школы. Они появляются, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными технологиями. Например, если рассматривать ту же вальдорфскую школу- педагогика исходит из философии Р. Штайнера.

Так же, необходимо определить термин «альтернативное образование», прежде чем говорить о нем в частности. При первом поиске данного термина в Энциклопедическом словаре и в Педагогической энциклопедии, найти его значение не удалось, поэтому необходимо представить определение в полной мере самостоятельно. Следует вспомнить, что в русском языке существуют такие понятия, как «альтернативная медицина» (экологичная, направленная на поиск болезни в самом человеке ), «альтернативная музыка» (авторская, более камерная и точная)-эти слова не ставят человека в тупик, мы вполне может дать им точное определение. Стоит отметить, что два этих термина направлены и подходят очень малому количеству людей, они, другими словами, индивидуальны. Следует вывод, что «альтернативное образование» перенимает общие черты данных терминов и на себя. Подобной форме образования можно «присудить» характерные черты, как-индивидуальная ориентация, более экологичная форма обучения, направленная на человекоориентирование, более инициативное, не обязательное для всех априори. Так же и «семейное образование» – это не усовершенствование, а попытка найти совершенно иные ценности, смыслы, источники, способы образования. И также как альтернативная музыка – альтернативное образование – явление пока что не многочисленное, не слишком популярное, даже, можно сказать, не очень признанное, понятое для многих, в первую очередь, на уровне смыслов и ценностей. Может быть, когда-либо то, что сегодня считается не похожим на обще-принятые вещи, альтернативным, станет массово признанным и массово используемым, но если говорить об альтернативном образовании, до этого еще очень далеко. По данным Федеральной службы государственной статистики на момент 2016 года семейную форму обучения проходят более 83 % школьников, при этом используя дистанционные технологии.3

Необходимо сказать о том, что на данный момент, существует много видов альтернативного образования. Альтернативная школа это, в первую очередь, изменение отношения к ученику в том, что он становится более виден и заметен педагогам, к нему ищут индивидуальный подход, а также в большинстве своем педагоги заинтересованы в наилучшей успеваемости такого обучающегося. На мой взгляд, ученик, переходящий на любую другую форму обучения, отличающуюся от общепринятой, должен отдавать себе отчетность в происходящем, он должен сам быть заинтересован в своем обучении, развит социально, иметь чувство ответственности.

Хотелось бы рассмотреть и остановиться на общей характеристике наиболее популярных и известных формах альтернативного образования, а именно:

  1. Экстернат – наиболее распространенная версия альтернативного обучения. Если давать характеристику данному термину, то можно сказать, что это вид сдачи экзаменов в учебном заведении (в школе, например), в которой испытуемый зачислен на общих основаниях, но не присутствует в положенные часы на уроках. Иными словами, ученик пришел в школу с той целью, чтобы сдать необходимые работы, о которых было заранее оговорено с учителями, экзамены и получить аттестат. Процесс подготовки к экзаменам остается на ученике, он может брать репетитора, обучаться самостоятельно-главное это увидеть результат его подготовки при аттестации.

  2. Система школ Монтессори доминирующим принципом видит отношение к ученикам как к независимым учащимся – самостоятельным личностям, в данном случае имеет возраст учащегося. Принцип, реализуемый в школах данного типа, применяется лишь в отношении детей до 6 лет. В старшей же школе, педагоги обращают большое внимание на особенности взросления и переходного возраста школьников.

  3. Школы «американского» типа, или Вальдорфская система образования, – это наиболее частое явление, встречающееся в современном образовании (более 800 школ по всему миру обучаются по данной программе на сегодняшний момент). В школе развита система тьюторства – классный руководитель опекает своих учеников в течение 8 лет – до окончания школы. В этом можно увидеть разницу от общепринятой школы, чаще всего, в обычных школах преподаватели ведут сначала начальные классы, потом «куратор» класса сменяется на средний блок обучения, и старший тьютор уже ведет выпускные классы. В американских школах есть и некоторые специфические черты: например, детей читать учат только во втором классе, хотя с буквами знакомят ранее.

  4. Школа академика Щетинина – это своего рода лагерь, который располагается в лесном массиве. Школа «выстроена» по принципу небольшого государства, в котором не выделяются группы учеников по возрасту. Также, хочется отметить факт, что в такой школе нет учебников, а также домашних заданий. Чему же тогда могут обучиться дети, проходящие образование в данном учебном заведении? Как оказалось, у школы Щетинина есть 5 основных догм, правил на которых и держится образование, а именно: развивать в детях жажду знаний, нравственно-духовное развитие, заинтересованность в труде, формирование чувства прекрасного, а так же физическая подготовка. Все, чем пользуются ученики, выполнено самими ими: так проявляется их заинтересованность и любовь к труду.

  5. Школа-парк Милослава Балобанова, находящаяся в Екатеринбурге. Школа практикует отказ от обязательных занятий, классов, оценок. Учитель в Школе-парке позиционируется как руководитель студии, а ученики – как его подмастерья. В качестве «портфолио» выпускника при приеме в высшее учебное заведение или на работу представители Школы рекомендуют использовать все отзывы учителя о работе его ученика. Такая практика существует, так как существуют подобного рода учебное заведение. На мой взгляд, если бы данная школа находилась в Санкт-Петербурге, то ее бы воспринимали, как некий колледж, подготовка творческого ребенка к поступлению на творческую специальность, но в данном случае нельзя рассчитывать на возможное принятие на работу лишь с рекомендациями от учителя в крупные организации и фирмы любого мегаполиса.

  6. Еще одна разновидность альтернативного образования , которая известна в большей степени многим семьям в нашей стране – это семейное обучение. С одной стороны, данная альтернатива, помогает учащемуся грамотно распределить свое время, с большим интересом подходить к любимым предметам. С другой стороны, при семейном образовании ребенок может быть лишен необходимого общения, что может привести к определенным проблемам с социализацией и взаимодействием с другими людьми.

Альтернативное образование, определенно, является маркером, свидетельствующим о развитии сферы образования, о внедрении инноваций в процесс обучения, о разнообразии, которое позволяет личности стать многогранной и всесторонней, о том, что сейчас существует множество программ обучения, направленных на каждого человека, на его индивидуальность. «Домашнее образование удивляет исследователей своими превосходными результатами, как академическими, так и социальными. … Шаг за шагом разворачивается новое понимание обучения и развития, которое со временем изменит наш взгляд на образование.»4 В декларации Берлинской конференции определение семейного образования сформулировано так: это «практика, при которой родители и дети сами осуществляют образовательную деятельность, обеспечивая обучение, отвечающее нуждам семьи и детей»5. В 2007 году в России около 25 тысяч школьников проходили обучение по семейной форме образования, а на сегодняшний момент таких детей более 90 тысяч. Одно из наиболее масштабных на сегодняшний день исследований, посвященных «семейному обучению» проводилось от Национального центра домашнего образования (National Center for Home Education), было завершено в 2009 г. и охватило 11739 детей из всех штатов США. Проведенное исследование показало, что дети, проходящие семейную форму обучения, превзошли своих сверстников-школьников по результатам тестов, проведенным по всем основным предметам6. Ученый, врач Брайан Рэй отмечал, что дети, проходящие семейное обучение «продолжают намного превосходить по всем показателям своих ровесников из государственных школ, причем независимо от того, какое у них семейное происхождение, социально-экономический уровень или стиль домашнего обучения»7. Вовлечение родителей в обучение – важнейший фактор школьных успехов во время обучения ребенка, недавние зарубежные исследования показали, что участие семьи в обучении сказывается на академических достижениях школьников даже сильнее, чем качество работы школы и преподавания в ней8. «Гипер-институциализация» – это одна из основных проблем современной школы. Обезличивание процесса образования, его механизация – все это негативно сказывается на процессе обучения детей школьного возраста. Родители, семья практически полностью устранены из школьного процесса.

2.Теоретико-методологические подходы к изучению сферы образования в обществе.

Большинство научных подходов к пониманию и изучению сферы образования сложились в 20 столетии, поэтому хотелось бы начать с философского подхода. В данном подходе, предметом его изучения является образование, родоначальником данного направления является философ Д. Дьюи. Ученый обосновал как предмет, так и существование философии образования, как «детерминированную природу самой философии»3. Данную позицию разделял и другой ученый-философ А. Уайтхейд.

Современные философы образования подчеркивают значимость философии образования для учителей и педагогов, определяя её специфику в этом плане как то, что не должно допускать разногласий, сомнений педагогов в необходимости и безусловной ценности образовательных усилий. А также, что именно учитель является неким проводником для индивида к успешной и интересной жизни, что большую часть усилий возлагают именно на педагога, так что необходимо осознавать свою значимость для наиболее продуктивного общения с учениками и подачей им необходимого материала.

В России же, параллельно с подобными процессами на Западе, область социологии образования, которая не была еще определена, как данная отрасль знания, начинала складываться с конца 19 века, прежде всего, благодаря работам таких ученых, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, а также немногим позднее и В. В. Розановым. Если обратить внимание на литературу, еще Л. Н. Толстой упоминал о том, что в дальнейшем трактовалось и понималось как отрасль знания, совершенно похожим с Дж. Дьюи образом - «Все философы отыскивают законы добра и зла; отыскав эти законы, они, касаясь педагогики (все не могли не касаться педагогики), заставляют образовывать род человеческий по этим законам»4. К. Д.Ушинский также связывал специфичную область, разрабатываемой педагогической антропологии с философией в контексте определения цели и мотивации, необходимых для образования как деятельности, «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий»5. Стоит отметить, что именно В.Розанов предложил первую точную формулировку и определение области философии образования- «Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем вообще педагогику как теорию некоторого ремесла ли, искусства ли. Но мы не имеем и не имели того, что можно бы назвать философией воспитания и образования, то есть обсуждения самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории»6.

О том, что статус философии образования начал определяться, в России в период 90-ых годов, свидетельствовало появление ряда сборников, учебных курсов, пособий, монографий, наиболее яркие и важные примеры которых это «Философия образования для XXI века» Б. С. Гершунского (1998), «Введение в философию образования» Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой (2000), «Образы образования. Западная философия образования ХХ век» А. П. Огурцова, В. В. Платонова (2004). В последние годы в России публикуется специализированное регулярное издание именно по философии образования. Не смотря на явное развитие данного направления, данная отрасль знания в России находится в процессе формирования.

Также, я бы хотела остановить внимание на очень необычном подходе к пониманию образования, а именно природосообразном. Ещё в античность, был замечен тот факт, что способности человека (в том числе к обучению, например, воинским искусствам) в значительной степени зависят не только от воли, терпения, настойчивости самого индивида, а также благоприятных внешних обстоятельств (учителя, питание), а неким необъяснимым образом заданы изначально. В соответствии с уровнем миропонимания, присущего тому времени, этой внешней силе греки дали название «фатум» ( если переводить как можно более приближенно к русскому, то данное слово будет иметь примерно такое же значение, как и «судьба» (предопределённость)). В религии данное явление до сих пор объясняется не иначе как божественное предназначение каждого человека. Научное объяснение данному явлению было дано относительно и связано с успехами в области генетики.

Таким образом, можно сделать следущие выводы, относительно того, что при природосообразном подходе в школе должны ставиться и решаться следующие задачи:

1. Определение состава и величины природных способностей каждого учащегося (в том числе и путём пробного освоения небольшого объёма тех или иных знаний-скорее всего, данный этап проходит практически у каждого ребенка в детском саду, а позднее на подготовке перед школой).

2. Если были обнаружены некие предрасположенности у индивида. То их необходимо воспитывать, взращивать в соответствие с общественными возможностями и потребностями, а также личными устремлениями, интересами и особенностями данного учащегося.

В настоящее время, общеобразовательные школы в большинстве развитых стран от США и стран Западной Европы до Японии построены на основе природосообразного подхода.

Необходимо также выделить социологический подход к образованию в обществе. Прежде всего стоит отметить, что данный подход нацелен на выявление роли и места процесса, занимаемого в обществе. В социологическом подходе речь должна идти о понимания взаимодействия между различными системами и подсистемами, такими как политическими, социальными, экономическими, культурными. Именно такую науку как социологию «волнует» такой фактор, как эффективность образования. Образование же, являясь социальным процессом, институтом, испытывает на себе все изменения, происходящие в обществе. Стоит отметить, что рассмотрение образования с точки зрения социологии не заканчивается только на рассмотрении его как социального феномена, наиболее важным является анализ образования, как стиля жизни для определенного круга индивидов. Отсюда следует, что социология интересуется изучением становления труда, условий жизни индивида, его быта, свободного времени. Вместе с тем, социология изучает и обратные взаимосвязи, связанные с образом жизни индивида, социальных групп. Так же, именно при социологическом подходе можно выявить социальное «самочувствие» различных групп, задействованных в сфере образования, либо пересекающихся с ним. Применение социологического подхода к изучению образования, дает возможность изучения при сочетании общественной и личностной стороны индивида. Эти два направления могут объединиться в одно, когда идет рассмотрение образования, как института. В социологическом подходе можно выделить несколько особенностей :

  1. Во-первых, процесс образования рассматривается в контексте социального взаимодействия как одна из подсистем социальной системы, в которой формируются устойчивые стандарты, образцы поведения. Другими словами, это можно обозначить как статусы и роли.

  2. Вторая особенность социологического анализа заключается в том, что система образования рассматривается именно как тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, иными словами совокупностью взаимосвязанных
    социальных позиций и ролей, посредством которых осуществляются различные типы деятельности.

  3. Третья и наиболее важная особенность данного подхода состоит в том, что образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов общества, выполняющего ряд специфических функций.

Выше было рассмотрено несколько подходов к образованию, а именно: социологический, философский и природосообразный. Каждый из подходов является значимым и достойным рассмотрения, и чем больше существует подходов, в контексте которых фигурирует образование, тем качественней и полномасштабней, всесторонней будет изучение данного процесса.

Так же, следует остановиться на теме концепций, которые возможно применять для изучения исследования об альтернативной форме образования. Задаваясь темой данного вопроса, мне предоставилась возможность изучить ситуацию, относительно темы домашнего образования в Англии, так как именно в этой стране были отмечены мной нкскольно значимых шагов на пути к формированию такой формы обучения детей, о которой мы знаем сейчас. Изначально, я бы хотела рассказать об «английской концепции», названной свободным обучением, о которой впервые упоминается в работе Джона Холта - педагога, разработчика различных методик домашнего обучения. Термин «анскулинг» Дж. Холт применил в книге, написанной в 1960 году, имевшей аналогичное название «Unschooling», автор тем самым говорил о таком подходе к обучению детей, при котором не используются методы, которые можно назвать обще-принятыми или формальными в школе. Что же тогда применятся для правильного обучения ребенка? Ответ прост, автор предлагает придерживаться обучающих индивидов интересов обучаемого. Интересен тот факт, что Холт и сам пытался применить данную концепцию на практике, а именно в школе, где он сам и преподавал. Педагог приходит к выводу о том, что данный принцип не подходит для выполнения учителями в классе, а работает только в семье : «Родители, обучающие детей дома, как правило, справляются с этой работой лучше, поскольку у них есть время – и желание – узнать своих детей, их интересы и «сигналы», которыми они показывают и выражают свои эмоции»7. После такого вывода, идеи Холта стали быстро распространяться посредством проводимых лекций, издаваемых книг, а так же благодаря журналу, издаваемому под названием «Расти без школы» (Growing without Schooling), который издавался вплоть до начала двухтысячного года.

Немного позднее, в 1990-е гг. в Великобритании зарождается и начинает набирать популярность движение под названием "Принимать детей всерьез" (Taking Children Seriously, или абривиатура, более понятная для жителей Англии, как - TCS). Данное движение боролось в какой-то степени за права ребенка, его концепция базировалась на положениях относительно ненасильственного и ориентированного исключительно на ребенка подход к обучению. Больший пик популярности, так называемое, TCS набрало к началу двухтысячных, наиболее популярна эта идея была среди индивидов, которые непосредственно занимались семейным обучением, именно в их кругу и на встречах обсуждались идеи данного движения. Если обобщать, то основная идея Taking Children Sosiety заключалась в том, что родительство это не что иное, как отношения, которые взаимосвязаны и основаны на принятии согласия всех участников относительно принятия решений и в дальнейшем несении отвественности за них (главным фактором является то, что и дети и родители в семье находятся в равных условиях, все члены семьи являются независимыми личностями). Самое интересное, что сами родители при этом должны давать своим детям как советы, так и предоставлять ресурсы, необходимые им в тот или иной момент. Данное движение формировалось и отчасти берет свое начало от идей концепции «анскулинга», о которой было упомянуто выше, но, в нем можно заметить неоспоримое влияние образа мысли схожей с философией Карла Поппера, а так же, в частности, юмовской концепции свободной воли.

Интересным остается тот факт, что зачастую случается, что при рассмотрении такого вида обучения, как семейное, к нему часто добавляют и идеи «анскулинга», причем многие родители, судя по их рассказам и анализируя непосредственно их диалоги, ошибочно полагают, что данные термины обозначают одно и то же, хотя правильней понимать эти два слова по-разному, как и те центральные вещи, которые являются основными в каждой из концепций. Индивиды, придерживающиеся идей «анскулинга», полагают, что школы не только не эффективны для обучения, но и более того — вредны, так как именно в стенах школы ставятся жесткие рамки и условия поведения, а так же правила относительно того как именно ребенок должен обучаться и чему. Стоит, правда, отметить, что люди, придерживающиеся данной концепции, отмечают, что школьные методы,в некоторых случаях, отвечают требованием снижения издержек и широты охвата населения, которые предъявляет система образования, но при всем этом родители, которые обучают дома своих детей, безусловно, в соотношении с классом — уступающих в количестве, могут применять гораздо более гибкие и эффективные методы. Встречались такие случаи, когда родители ребенка, придерживающиеся данной концепции настолько шли за интересами своих детей, что именно дети каждый день должны были сами решать и выбирать на свое усмотрние, что они хотят узнать сегодня о мире и каким образом, собственно, они хотят, чтобы проходил это процесс познания. Огромным плюсом в данной концепции является факт того, что в этой игре ребенка относительно выбора метода и процесса получения новых знаний о предмете, возможны тысячи вариаций и не возможно сказать наверняка по какому пути пойдет учащийся, это одно из главных достоинств рассматриваемого подхода.

3. Перспективы развития альтернативного образования в стране и мире.

Ещё недавно казалось незыблемым то, что в обществе существует исключительно эволюция по «чистым» линиям разных типов образовательных учреждений. В дошкольном учреждении – один мир, в школе- другой, в учреждениях дополнительного образования – третий мир, в профессионально-техническом училище – еще один, и наконец, в высшем учебном заведении- совсем особый. Между тем, как показывает весь опыт эволюции в природе, и в культуре совершенствование по «чистым» линиям неизбежно приводит к регрессу и препятствует росту разнообразных форм жизни. На динамической фазе жизни общества неизбежно начинает преобладать эволюция по «смешанным» линиям. Именно поэтому, идет стремительный процесс скрещивания школы с детским садом (комплекс «школа – детский сад»); школы с вузом (комплекс школа-вуз»); появляются колледжи, технические лицеи и т.п. В 1993 году в г. Москве появились гибриды школы с научно-исследовательскими институтами – «школы-лаборатории». Особый интерес вызывает возникновение различного вида школ в системе дополнительного образования, т.е. в той самой уникальной системе, куда ребенок приходит сам, ведомый своими интересами, своими мотивами к познанию и творчеству.
Эволюция образовательных учреждений по «смешанным линиям» делает более гибкой и устойчивой к переменам образовательной системы России. Она позволяет развивающейся личности ребенка более бесконфликтно реализовывать себя в мире непрерывного образования, также образование становится само заинтересовано в тебе, если можно выразиться таким образом, и в следствие этого ты тоже «подтягиваешься», и начинаешь быть заинтересован в нем.
Говоря о проблемах, которые существуют на сегодняшний момент, относительно вопроса альтернативного обучения, следует выделить:

  1. Недостаточная информированность родителей и школьников о возможных альтернативах обучению в стенах школы.

Индивиды, не разобравшись, ошибочно считают, что ребенок будет асоциален и не сможет в дальнейшем поступить в высшее учебное заведение, так как его подготовка будет значительно хуже, нежели он будет ходить в школу и получать знания там. Зачастую дети так же боятся «оставаться дома», так как в определенном возрасте для них большим фактором присутствия в школе является возможность общения с друзьями, совместные игры во время, свободное от учебы.

  1. Заведомый испуг со стороны родителей, не готовых к переводу ребенка на «семейное обучение».

Школа давит и оказывает влияние на принятие решение. Порой случается так, что учебное заведение, в котором обучается ребенок узнает о намерении родителей перевести его на другую альтернативную форму обучения, после чего, вызывает родителей в школу и объясняет о том, что видимо, их ребенок не готов к получению образования по программе, которая предлагается для прохождения в стенах данного государственного учреждения, поэтому далее следуют намеки о том, что необходимо забрать документы и искать школу наиболее подходящую для такого ребенка. Данный пункт является наиболее неправильным по отношению к детям и их семьям, но такая ситуация часто встречается при обучении в гимназиях либо лицеях Санкт-Петербурга. В ситуации подобного плана действительно необходимо забрать документы и решать обособленно в семье что необходимо делать дальше с образованием школьника, ориентируясь на многие факторы, если рассматривалась форма домашнего обучения. Именно этот пункт свидетельствует о том, что на данный момент «на деле» многие школы боятся изменений и им лучше избавиться от потенциально прогрессивного ученика, в лице которого выступает модернизация в обществе, чем пойти по пути, отличного от устоявшихся норм и правил данного учебного заведения.

Говоря о том, каким образом следует бороться с подобной некомпетентностью и нежеланием стремиться к улучшению, созданию условий для благоприятного обучения для всех детей-говорить сложно. Наиболее уместным в данной ситуации был бы закон о том, что каждая школа должна предоставлять возможность для обучения на альтернативной форме для всех учащихся, которые будут заинтересованны в программе подобного плана.

Среднее образование должно идти не во вред школьнику, а только во благо. И если изначально создать все условия, при которых будет существовать школа для учащихся, а не наоборот, то результаты в качестве получаемого и усваиваемого знания только улучшаться. Так же, необходимо оговорить тот факт, что на сегодняшний момент семья в России не является целостной единицей, она всеравно остается разобщенной. Во многих семьях нет былой сплоченности, целостности, куда-то ушли традиции, нормы и устои. Безусловно, так как семья является первым институтом для становления личности, то неудивительным является факт того, что вся плачевная ситуация, сложившаяся с пониманием семьи на сегодняшний момент, дала отрицательное влияние на сегодняшнее поколение.

В первую очередь, для того, чтобы было возможным возродить то, что заключало в себе слово семья, необходимы совместные усилия со стороны государства и общества. «Материнская и отцовская рефлексия недостаточности эмоциональных связей с ребенком, неготовности к возникновению родительских чувств, ведущая к направленному, осознанному развитию не только интеллектуальных, информационных, но и эмоциональных основ материнской или отцовской сферы; понимание необходимости меняться самому, пробовать, искать, учиться для обеспечения благополучного развития ребенка»8. Проблема относительно повышении статуса семьи, научного подхода к семейно-домашнему образованию является одной из наиболее актуальных в наше время.

В России начался проект, посвященный как раз сплочению и возобновлению семейных «традиций» в контексте президентской образовательной инициативы «Наша новая школа». Проект под названием «Профессиональная Школа Родителей» ориентирован на то, чтобы относиться к труду «быть родителем», как к профессии. В разработке данного проекта участвует более 400 семей из самых разных регионов РФ.

На сегодняшний момент существует некоммерческая организация под названием EUDEC, которая способствует демократии в образовании во всех демократичных странах. Ее членами являются физические лица, школы и учреждения по всей Европе с многолетним опытом в области демократического образования. Данная деятельность направлена на обеспечивание учащимся комфортных условий обучения, свободы выбора. EUDEC на сегодняшний момент состоит из : «60 000 человек и 60 групп из 29 стран мира, в том числе: более 58000 школьников, 43 школы, 24 start-up группы, 3 другие организации : немецкая Национальная ассоциация свободной альтернативной школы BFAS, Phoenix Education Trust и Швейцарский союз студенческих организаций USO»9. Данное движение является одним из наиболее популярных на сегодняшний момент из тех, кто готов отстаивать права и помочь школьнику обучаться по подходящей программе исключительно для него. Вопросы, которые хотят задать родители о возможности обучения в школах с демократичным подходом, можно задать на официальном сайте, либо на одной из конференций-семинаров, которые EUDEC проводит по две в месяц в различных городах и странах. Данная организация ставит для себя вопрос — для чего она существует?, ответами, как и основными целями данной организации являются следующие:

  1. Для поддержки всех форм демократического образования по всей Европе.

  2. Содействие развитию демократического образования в качестве разумной модели образования для всех демократических государств.

  3. Для того, чтобы установить, в законодательстве, право основывать и посещать демократические школы и оказывать помощь и поддержку демократических школ и начинающих групп.

  4. Для облегчения обмена информацией между демократическими школами в Европе и создание связей между школами для сотрудничества и взаимного обучения.

  5. Для обеспечения информационно-пропагандистские программы для колледжей и учебных заведений, чтобы дать будущим учителям практическое понимание основ демократического образования и что это может означать для учителей, учеников, образовательной среды и демократических государств.

EUDEC помогла обучению школьникам во многих странах, например в Германии в школе под названием Kapriole дети отмечают, что обучение по-новому стало для них намного интереснее и увлекательнее, так как именно сейчас они получают не только знания, направленные на обще-обязательную подготовку, но еще и много того, что интересно им самим10.

На сегодняшний момент существуют программы, созданные на основе степени успеваемости учащихся. Данный пример можно пронаблюдать в республике Узбекистан, автор статьи «Usage of modern pedagogical technologies according to the types of learning» Д. Наржикулова и Б. Рахматтулаева говорят о том, что каждый индивид обрабатывает усваивает информацию по-разному11.

‘It is never too late for learning’12- эти слова показывают, насколько важную и основополагающую роль занимают знания в развитии социума. Но как преодолеть детское сопротивление в приобретении знания, которое может стать причиной прекращающегося саморазвития? По словам Натальи Нестеровой, основная проблема обучения - расхождение между правилами и стандартами, которые преобладают в новой окружающей среде школы или детского сада и тех, к которым привык ребенок. Именно поэтому есть необходимость создания благоприятной атмосферы, а также развития интересов, и готовность учиться важна, поскольку скрытый потенциал может привести к будущему13.

Человеческий капитал, о котором так часто говорят в современном мире, был собран во всех гражданах через их образование и опыт. Его роль чрезвычайно значительная, потому что это может иметь влияние на подъем текущего и будущего процветания страны14. Именно поэтому настолько важно принять меры, чтобы облегчить доступ к образованию. Отчет об Интеллектуальном капитале Польши дает готовые инструкции к использованию относительно способа увеличить доступность и качество семейного образования. Доступ к высококачественному образованию детства важен, чтобы предоставить благоприятные условия и стимулы для развития детей. Наиболее значимым подход семейного образования на примере Польши, является для детей, которые приезжают от бедных и неправильно функционирующих семей, а также тех, кто живет в бедных регионах страны. Лучшее решение, в качестве семейного обучения, создает новые, успешные в функционировании учреждения, готовые15 предоставить школьникам необходимую платформу для прохождения обучения. Инновационные центры семейного обучения, находящиеся в большинстве городов, многие из заведений которых готовы работать с учеником с помощью использования компьютерной техники и интернета, ориентированы на изменение, помощь, и гарантированное хорошее образование ребенку, являясь залогом успешного будущего.


  1   2   3

Похожие:

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
«Особенности инновационной деятельности фармацевтических тнк на российском рынке»
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Проекты развития и мобилизация локальных сообществ в Горно-Бадахшанской Автономной Области
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Конструирование виртуальных эскапистских пространств как альтернативная жизненная стратегия современной молодёжи
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
См. Кучинов А. М. Влияние Русской Православной Церкви на политический процесс в России. 2011. № С. 145–155 3
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки...
Понятие мотивации и социально – экономическая сущность понятия нематериальной мотивации персонала
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Санкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 39. 03. 01 «Социология»
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Примерная программа дисциплины «История»
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология»
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата Основная образовательная...
Цель изучения дисциплины освоение студентами выбора и эффективного использования холодильного и вентиляционного оборудования при...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа высшего образования Направление...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Университетом по направлению подготовки 38. 03. 02 «Менеджмент...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Университетом по направлению подготовки 210400 «Радиотехника»...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Примерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Санкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 39. 04. 01 «Социология»
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата. Основная образовательная...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Воронежским государственным аграрным университетом по направлению...
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» icon Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск