МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цикловая комиссия
«Неотложная помощь, реанимация и реабилитация».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном
процессах»
Раздел «Сестринский процесс в невропатологии»
ТЕМА: «Сестринский процесс при сосудистых заболеваниях головного и спинного мозга»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Тула
2016 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании Ц (П) К
Протокол заседания
№ 2 от 26 октября 2016 г.
Председатель Ц (П)К «Неотложная помощь, реанимация и реабилитация» Ларкина С.В.
________________________________________________________________
Пояснительная записка
Раздел «Сестринский процесс в невропатологии» ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» изучается студентами на последнем курсе после изучения ПМ 04 Выполнение работ медицинской сестрой по уходу за больными, МДК 02.02 «Основы реабилитации» и раздела МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» «Сестринский процесс в терапии».
Данная тема трудна для усвоения из-за большого количества причин заболевания, тяжести состояния пациентов, рисков возможных осложнений. Особенностью сестринского процесса при данной патологии является сочетание в нем практически одновременно лечения, ухода, реабилитационных мероприятий и профилактики возможных осложнений. Различные виды работ в ходе занятия позволят сформировать необходимые компетенции в соответствии с ФГОС по специальности «Сестринское дело».
Содержание:
Титульный лист
Пояснительная записка
Цели
Методическая разработка занятий
План-Хронокарта
Материал контроля теоретических знаний:
– заполнение схемы
– заполнение дифференциально – диагностической таблицы
– глоссарий
– фронтальный опрос
– диктант
Материал для самостоятельной работы студентов:
- ситуационные задачи
Эталоны ответов (приложение)
Методическая разработка занятия
Цели занятия:
а) Учебная:
Формирование профессиональных (ПК 2.1 – 2.7) и общих (ОК 1 - 13) компетенций
Знание факторов риска и причин цереброваскулярных болезней;
Формирование у студентов клинического мышления для выделения основных клинических симптомов геморрагических и ишемических инсультов;
Знание возможных осложнений ОНМК;
Знание основных принципов профилактики осложнений при инсультах;
Знание реабилитационных мероприятий.
Знание принципов лечения ишемических и геморрагических инсультов.
Умение проводить профилактику и лечение пролежней;
Умение подготовить необходимые инструменты и материалы для проведения люмбальной пункции, помогать врачу при ее выполнении;
Умение правильно использовать элементы эргономики (раннее поднимание пациента с постели) в своей работе и правильно транспортировать пациентов с цереброваскулярными болезнями;
Умение оказать помощь при рвоте;
Умение придавать правильное положение парализованным конечностям для профилактики контрактур.
б) Развивающая:
развитие умения оперировать полученными знаниями при обобщении материала и выделение главного,
умение анализировать, делать самостоятельные выводы по полученной информации, навыков концентрации внимания,
формирование умения проводить самооценку и самоанализ,
развитие мыслительных способностей студентов при решении проблемных вопросов.
в) Воспитательная:
побуждение студентов к активности через включение в обсуждение и решение поставленных проблем,
формирование профессиональных качеств медицинской деятельности: ответственность, гуманизм, тактичность, чуткость, доброжелательность, милосердие, культура поведения, деонтологические нормы.
2. Тип занятия: семинарско – практическое.
3. Тип урока: урок комплексного применения знаний.
4. Место проведения: учебный кабинет, аудитория ТОМК.
5. Оснащение занятия:
- учебное пособие для самостоятельной работы студентов, включающее в себя задания для заполнения дифференциально-диагностической таблицы, диктант и ситуационные задачи на бумажных носителях, пример решения задачи и алгоритмы отработки манипуляций;
- капельные системы, шприцы, набор для проведения люмбальной пункции, фантом «голова с желудком», набор для кормления пациентов, функциональная кровать, муляж пациента;
- ТСО (слайдопроектор), мультимедийная установка, презентация.
6. Межпредметные связи:
Латинский язык – глоссарий
Фармакология - лекарственные средства
ПМ 04. Выполнение работ медсестрой по уходу за больными - инъекции, уход
Сестринский процесс в терапии – факторы риска и причины заболевания.
МДК 02.02 Основы реабилитации – ЛФК, массаж, физиотерапия.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов для подготовки к занятию:
1) повторение из курса «Основ эргономики» особенности перемещения пациентов
2) повторение из курса анатомии «кровоснабжение головного и спинного мозга»;
3) повторение алгоритмов сестринских манипуляций – внутримышечные и внутривенные инъекции, измерение температуры тела, измерение артериального давления, кормление пациентов через назогастральный зонд, применение пузыря со льдом.
4) нарисовать в дневниках схемы двигательного и чувствительного путей;
нарисовать схематично в дневниках различные виды параличей (моно и гемиплегий).
5) подготовиться к теме занятия по материалам лекций и учебных пособий.
7. Список рекомендованной литературы:
С.М. Бортникова, Т.В. Зубахина «Сестринское дело в неврологии и
психиатрии с курсом наркологии. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2016
Т.В. Гитун Диагностический справочник невропатолога. М.2009
С.В. Котов «Сестринское дело в неврологии» Москва, «ГЕОТАР-Медиа», 2008
Справочное пособие по лекарственным средствам. Видаль 2003
А..М. Спринц. Нервные болезни. С.-П, 2005
Д.Р. Штульман, О.С. Левин. Нервные болезни. М.2000
План-хронокарта занятия
Продолжительность: 180 мин.
№ п\п
|
Цель.
Название этапа
|
Деятельность преподавателя
Условия формирования компетенций .
Формируемые компетенции
|
Деятельность студентов
|
Обоснование
методических
приемов
|
Время
|
Оснащен-
ность
|
Уровни
усвое –
ния
|
1.1
|
Мотивация учебной деятельности студентов
Организационный момент
|
Приветствует студентов, проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих, внешний вид студентов и готовность кабинета к практическому занятию.
ОК1 ; ОК6;
|
Приветствуют преподавателя. Бригадир сообщает о готовности студентов к занятию. Констатация причин отсутствия студентов на занятии.
|
Мобилизация студентов, создание благоприятного психологического микроклимата в бригаде.
|
2 мин.
|
Журналы
Преподавателя и
Бригадира
Журнал по технике безопасности
|
|
1.2.
|
Изложение целей и плана занятия.
|
Объявляет тему занятия, поясняет значимость и необходимость ее изучения, сообщает цели, задачи и план проведения занятия. Осуществляет диагностику проблем возникших при самоподготовке к занятию, Решает проблемные моменты
|
Записывают тему занятия, осмысливают план занятия, ставят перед собой цели совместно с преподавателем,
Задают вопросы, которые вызвали затруднения при подготовке к уроку.
|
Раскрытие теоретической и практической значимости темы для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. Активизация внимания, познавательной деятельности на конечный результат занятия.
|
3 мин.
|
Рабочие тетради студентов.
|
|
2.1.
|
Семинар.
Актуализация опорных знаний.
|
Проводит инструктаж и заполнение схем и таблиц
(компьютерная программа или на бумажном носителе) и получает результаты и их анализирует, Выявляет наиболее типичные ошибки, Оценивает результаты .
Объявляет результаты, называет наиболее часто встречающиеся ошибки и проводит разбор совместно со студентами.
Заносит оценки в оценочный лист.
ОК 1;ОК 3;ОК5;
|
Перед заполнением студенты внимательно слушают инструктаж,
Заполняют схемы и таблицы.
Проводят разбор ошибок. совместно с преподавателем
|
Оценка исходного уровня знаний студентов при самоподготовке, выявление имеющихся недостатков в знаниях, формирование единого исходного уровня знаний.
|
15мин.
|
Рабочие тетради студентов, журнал преподавателя,
Таблицы и схемы.
Приложения
1 - 5
|
2,3
|
2.2
|
Проверка домашнего задания, выполненного в рабочей тетради
|
Проверяет качество заполнения рабочей тетради (во время тестирования).
Анализирует ошибки.
Проводит разбор ошибок. Отмечает лучшие работы .
Выделяет наиболее интересные моменты при выполнении задания.
ОК1
ПК 2.1
|
|
Оценка качества выполнения домашнего задания при самоподготовке, выявление имеющихся недостатков в знаниях, формирование единого исходного уровня знаний
|
30
|
журнал преподавателя
|
2.3
|
2.3
|
Решение поставленных проблем
|
Руководит решением ситуационной задачи. Задает вопросы поискового характера с учётом уровней усвоения материала.
Слушает ответы , дополняет, исправляет ошибочные ответы или мнения, если это не сделали студенты. руководит обобщением материала.
Делает выводы и оценивает результаты решения проблемы.
Подводит итоги семинара.
Участвует в обсуждении оценок за домашнее задание и итоги семинара.
ПК 2.2; ПК 2.3;
ОК1 ОК.3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 9.
|
Студенты по очереди выявляют проблемы пациента и необходимые сестринские вмешательства; отвечают на вопросы, исправляют и дополняют друг друга, анализируют и рецензируют ответы.
|
Умение подготовки и решения поставленной проблемы, концентрация содержания, логичность, сбор и построение материала, умение отстаивать свою точку зрения;
умение анализировать и объективно оценивать полученную информацию;
умение работать в команде.
|
30мин
|
Ноутбук
Раздаточный материал для студентов (задачи), приложение 6
|
2.3
|
2.4
|
Подведение итогов семинара
|
Подводит итоги семинара.
Оценивает степень достижения цели семинарского занятия.
Выставляет оценки
|
Совместно с преподавателем подводят итоги.
|
умение анализировать и объективно оценивать полученную информацию;
|
10мин
|
Рабочие тетради
|
|
3.1
|
Формирование компетенций, приобретение практического опыта и получение новых знаний и умений.
Практика
Самостоятельная работа (решение ситуационной задачи и выполнение манипуляций)
|
Раздает проблемно- ситуационные задачи.
Инструкция по выполнению заданий.
Проводит инструктаж по работе в группе
Осуществляет динамическое наблюдение за работой студентов: умение студентов вступать в контакт с больным (статистом), осуществлять сбор анамнеза, проводить субъективное и объективное исследования
Исправляет ошибки при выявлении неточностей в работе студентов;
Отвечает на вопросы студентов.
ПК2.1-2.7
ОК1, ОК2, ОК3, ОК6, ОК7, ОК11, ОК12
|
Делятся на группы.
Обсуждают задачи
Задают вопросы преподавателю..
|
Формирование самостоятельности, развитие профессиональных навыков и умений, формирование коммуникативных качеств, воспитание взаимопомощи, развитие внимания, аккуратности, трудолюбия.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
25мин
|
Ситуационные задачи
|
2
|
3.2
|
Контроль самостоятельной работы студентов
|
Проводит разбор решения ситуационной задачи.
Задает вопросы по ходу разбора, просит студентов сделать анализ , выявит ошибки и неточности , исправляет ошибки, делает выводы.
Оценивает работу студентов.
ПК 2.1-2.7
ОК1, ОК2, ОК3, ОК6, ОК7, ОК11, ОК12
|
Докладывают результаты обследования, задают вопросы по проведению манипуляций.
|
Активизация самостоятельной деятельности студентов, развитие умения общаться, выслушивать мнение своих коллег, рецензировать, принимать решение, анализировать поступки, отстаивать свою точку зрения, воспитание тактичности, доброжелательности.
|
15мин
|
Ситуационные задачи
|
2
|
3.3
|
Демонстрация и отработка манипуляционной техники.
|
Фиксирует внимание на методических указаниях с алгоритмами проведения манипуляций.
Демонстрирует оснащение каждой манипуляции проводит манипуляцию строго соблюдая алгоритм.
Задаёт студентам вопросы.
Отвечает на вопросы студентов.
ПК1.2
ОК2, ОК8, ОК12
|
Внимательно слушают инструктаж, ставят перед собой цели.
Отрабатывают алгоритм выполнения манипуляции.
Демонстрируют выполнение на оценку. Анализируют свои умения и выполнение манипуляции студентами в команде
отвечают на вопросы преподавателя, задают свои вопросы, запоминают алгоритмы манипуляций,.
|
Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия. Стимулирование и активизация познавательной деятельности студентов, развитие зрительной памяти, воспитание аккуратности, правильного отношения к труду.
|
35 мин.
|
Методическое указание с алгоритмами выполнения манипуляций,
Спец одежда, маски, перчатки, фонендоскопы, материалы для записи, капельные системы, шприцы, набор для проведения люмбальной пункции, фантом «голова с желудком», набор для кормления пациентов, функциональная кровать, муляж пациента, эластичные бинты, приспособление для придания правильного положения конечностям.
|
2,3
|
4.1
|
Оформление документации.
Подведение итогов занятия.
|
Проводит анализ работы каждого студента
Объявляет итоговые оценки, мотивирует их, выставляет в журнал.
Оценивает степень достижения цели занятия
|
Слушают, участвуют в оценке работы бригады и каждого студента.
Заполняют дневник и лист учёта манипуляций.
|
Развитие умения проводить самооценку и формирование коммуникативных действий, формирование мотивации доработки, контроль правильного заполнения дневника.
|
10 мин.
|
Журнал преподавателя,
дневник бригадира
|
|
5.1
|
Домашнее задание.
|
Сообщает домашнее задание. Дает инструкцию по выполнению домашнего задания
|
Записывают домашнее задание
|
Рекомендации по самоподготовке.
|
5 мин.
|
Рабочие тетради
|
|
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ К ЗАНЯТИЮ
Заполнение схемы.
Заполнение дифференциальной таблицы.
Глоссарий.
Фронтальный опрос.
Диктант.
Приложение 1
Заполните пропущенные квадраты в схеме:
Приложение 2
Заполните дифференциально – диагностическую таблицу:
Факторы и симптомы
|
Геморрагический инсульт
|
Инфаркт мозга
|
В анамнезе
|
|
|
Возраст
|
Молодой и средний
|
|
Начало
|
|
|
Сознание
|
|
Постепенное угнетение
|
Головная боль
|
|
Не выражена
|
Рвота
|
|
|
АД
|
|
Любое
|
Ригидность затылочных мышц
|
|
|
Гиперемия лица
|
|
|
Ликвор
|
|
|
Анизокория
|
|
|
Кровоизлияние в сетчатку
|
Характерно
|
|
Пульс и дыхание
|
Резкие изменения
|
|
Динамика состояния
|
|
|
Приложение 3
Глоссарий.
Переведите термины:
1.Аграфия-
2.Алексия-
3.Амнезия-
4.Анизокория-
5.Атаксия-
6.Атрофия-
7.Афазия-
а)амнестическая-
б)моторная-
в)сенсорная-
8.Афония-
9.Брудзинского симптом-
10. «Бульдожий» синдром-
11.Гемипарез-
12.Гемиплегия-
13.Гипертонус-
14.Дисфагия-
15.Дисфония-
16.Ликвор-
17.Паралич-
18.Парез-
19.Синдром «паруса»-
20.Тетраплегия-
Приложение 4
Вопросы к фронтальному опросу
Факторы риска цереброваскулярных заболеваний.
Причины цереброваскулярных заболеваний.
Классификация острых нарушений мозгового кровообращения.
Клиника геморрагического инсульта.
Клиника ишемического инсульта
Возможные осложнения острых нарушений мозгового кровообращения.
Принципы профилактики осложнений при инсультах.
Реабилитационные мероприятия:
- физиотерапия;
- лечебная физкультура;
- трудотерапия.
9. Профилактика контрактур.
10. Профилактика пролежней.
11.Принципы лечения ишемических инсультов.
12.Принципы лечения геморрагических инсультов.
Приложение 5
Диктант
Закончите предложение:
Для уменьшения спастичности мышц назначают препарат …
После перенесённого инсульта лечение положения и пассивные упражнения начинают проводить …
После перенесённого инсульта массаж назначают …
После перенесённого инсульта правильное положение конечностям начинают предавать на …
Для профилактики пролежней положение тела меняют каждые …
Наиболее целесообразный препарат в качестве нейропротективной терапии ….
Для снижения артериального давления используют …
Ликвор при геморрагическом инсульте …
Основной очаговый симптом при ишемическом инсульте – …
Психическое расстройство, характерное для дисциркуляторной энцефалопатии - …
Приложение 6
|