Скачать 4.2 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики Кафедра социально-культурного сервиса и туризма В.Г. Лапина, А. И. Любивая Социокультурный Сервис за рубежом Учебник (курс лекций) для студентов дневного отделения Специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» Санкт-Петербург 2007 Одобрено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол № 9 от 12.04.2007 г. Утвержден на методическом совете ИСиУСП протокол № 3 от 17.04. 2007 г. Социокультурный сервис за рубежом. Учебник. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007. – 234 с. Учебник подготовлен для студентов дневного отделения СПбГУСЭ кафедрой СКСиТ (под общей редакцией д.и.н., профессора В.Г. Лапиной). Составители: д-р ист. наук, профессор В.Г. Лапина; ст. препод. А.И. Любивая Рецензент: д-р ист. наук, профессор С.Н. Полторак Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики 2007 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..……5 Часть 1. Структура и организация социокультурного сервиса за рубежом Лекция 1. Теоретические основы СКС за рубежом…………….…………..….…9 Лекция 2. Организация системы СКС за рубежом…………….…………..……..21 Лекция 3. Коммерческие и некоммерческие виды досуга за рубежом…………30 Лекция 4. Деятельность социокультурных центров в зарубежных странах как комплексный подход к реализации СК услуг………………….…………………45 Лекция 5. Формы управления СКС в Финляндии и Швеции. Культурная политика «государств благоденствия»……..……………….……………..………60 Лекция 6. Культурная политика и культурная индустрия в США………....……70 Лекция 7. СКС во Франции: государственный протекционизм и новые тенденции………………………………………………….……………..….……....76 Лекция 8. СКС в Германии: Социокультурное разнообразие…………..…….…84 Часть 2. Функционирование СКС в зарубежных странах на современном этапе…………………………………………………………………………..……..95 Лекция 9. Характеристика современного рынка социокультурных услуг за рубежом…………………………………………………………………...................95 Лекция 10. Культурный рынок и бизнес за рубежом: стратегии выживания…106 Лекция 11. Роль добровольных организаций и местных сообществ в сфере СКС: общества друзей музеев в Западных странах……………………..………113Лекция 12. Файндрайзинг в СКС за рубежом ……………………………….…128 Лекция 13. Новейшие тенденции в музейном сервисе за рубежом……..….… 140 Лекция 14. Направления современного западного кинематографа…….…..... 152 Лекция 15. Тенденции развития киноиндустрии в Западных странах (2 пол. 20 века)…………………………………………………………………..…….………160 Лекция 16. Кинофестивали Западной Европы и США ……..………….…..…. 177 Лекция 17. Музыкальные и театральные фестивали……………….…..…….184 Лекция 18. Тематические парки за рубежом как форма коммерческого развлекательного досуга………………………………….………………….……194 Приложения…………………………..……..………………………………….….209 К лекции № 1………………………………………………………………………209 К лекции № 3………………………………………………………………………213 К лекции № 6………………………………………………………………………216 К лекции № 13……………………………………………………………………..219 К лекции № 14……………………………………………………………………..220 К лекции № 17……………………………………………………………………..227 К лекции № 18……………………………………………………………………..232 Введение «Социокультурный сервис за рубежом» является дисциплиной специализации 230510 «Социокультурный сервис» специальности 100103 СКСиТ и предусмотрена для изучения студентами очной формы обучения. Структура и функционирование СКС в зарубежных странах имеет принципиально важное значение для современного рынка социокультурных услуг в России. Многие позитивные начинания и методики организации деятельности социокультурной сферы в зарубежных странах уже сегодня внедряются в России, в связи с тем, что наша сфера культуры (сфера культурных услуг) перешла на рыночные отношения, предполагающие совершенно новые взаимоотношения между культурой и государством, культурой и коммерческой сферой. Сегодня многие организации СКС успешно перенимают западный опыт работы, так как в странах Европы и США сфера культуры осваивала рынок уже с 60-70-х годов 20 века и имеет богатый опыт работы с коммерческими организациями. В зарубежных странах за последние десятилетия (прежде всего в США и Западной Европе) разработаны методы управления и финансирования, а также государственного регулирования некоммерческими структурами (нонпрофитная сфера), что особенно важно и актуально для российских некоммерческих организаций (библиотеки, музеи, кинематограф, театр, клубы). В тоже время появление новых компонентов СКС в нашей стране (казино, дискотеки, частные клубы, парки аттракционов и развлечений и т.д.) привели к необходимости освоения опыта работы аналогичных коммерческих заведений за рубежом в области организации более разнообразного и интересного досуга и рекреации населения. Ограничение финансовых дотаций государства на культуру сегодня в России приводит к неизбежному переходу многих организаций культуры на “хозрасчет”, западные же страны столкнулись с аналогичными проблемами почти 40 лет назад и сумели в рыночных условиях выработать схему и модель взаимодействия с государством. Эти модели возможно и нужно перенимать, конечно, корректируя и согласуя с особенностями российского менталитета, в рамках российского законодательства. Именно поэтому специалистам по социокультурному сервису и туризму необходимо ориентироваться в современных проблемах СКС за рубежом, в новейших технологиях для претворения их в своей дальнейшей работе. Изучение данного курса базируется на уже полученных студентами знаниях при изучении дисциплин: "Основы социокультурной деятельности", "История и теория социокультурного сервиса" и предполагает знакомство студентов со структурой социокультурного сервиса, историей развития и становления СКС в России и за рубежом, основными направлениями социокультурной деятельности и государственными механизмами регулирования культурной сферой. Также важными при изучении данной дисциплины являются знания, полученные при изучении курса “Музейно-выставочная работа”, где раскрываются вопросы организации и управления некоммерческой сферой культуры, финансирования и маркетинга культурных услуг в зарубежных музеях, изучения потребителя культурных услуг и меры, направленные на оптимизацию работы в некоммерческом секторе культуры. Цель курса - формирование цельного представления о состоянии и развитии СКС в зарубежных странах и модернизационных процессах в этой сфере. Задачи курса: - дать представление о современном состоянии СКС за рубежом; - проанализировать наиболее значимые теоретические концепции и практические разработки в сфере СКС в зарубежных странах; - показать тенденции развития СКС в последние десятилетия в зарубежных странах; - определить механизмы функционирования социокультурной сферы в зарубежных странах; - структурировать знания о культурном и историческом наследии зарубежных стран и возможность использования этого потенциала в сфере СКС. Студенты в ходе изучения курса должны: - ознакомиться с теоретическим материалом, современными публикациями, материалами, касающимися СКС и уметь анализировать этот материал; - уметь свободно ориентироваться в проблемах СКС за рубежом и тенденциях социокультурной сферы; - знать понятийный аппарат и использовать его в практических целях. Поставленные задачи определили и структуру курса лекций. Курс состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, в ней раскрываются основные понятия курса, анализируются различные подходы к сфере отдыха и рекреации, вопросы структурирования и организации СКС за рубежом на примере конкретных стран, методы государственного регулирования в сфере СКС. Вторая часть курса предусматривает изучение функционирования компонентов СКС в зарубежных странах на современном этапе. Рассматриваются новейшие направления в работе социокультурного сервиса в странах Европы и США, исходя из существующего подразделения СКС (музейный сервис, выставочный сервис, оздоровительный сервис, зрелищный сервис и т. д.), а также деления на частные и некоммерческие СК структуры. Необходимо отметить, что в силу большого объема материала в ходе учебного курса более пристальное внимание уделяется СКС в Европейских странах и США. Учебное пособие составлено в виде лекций по основным вопросам курса. При подготовке к семинарским занятиям в качестве дополнительного материала можно использовать предложенные научные статьи и информацию из периодической печати (на русском и иностранных языках) по данному вопросу, которая должна изучаться студентами самостоятельно. В конце каждой лекции прилагается список основной и дополнительной литературы. Список литературы составлен из книг на русском и английском языках. Необходимость включения иностранной литературы вызвана, во-первых, тем, что основные проблемы СКС освещены в иностранных источниках, а, во-вторых, интересом самих студентов, которые тем самым приобщаются к определенному культурному дискурсу. Часть 1. Структура и организация социокультурного сервиса за рубежом Лекция 1. Теоретические основы социокультурного сервиса за рубежом К определению понятия «социокультурный сервис» за рубежом. Перед тем как приступить к определению понятия «Социокультурный сервис» (в дальнейшем - СКС) за рубежом, необходимо вспомнить определение СКС – «вид специализированной помощи населению в культурной, образовательной, физкультурно-спортивной, оздоровительной и туристской деятельности». СКС может быть понят и как часть культуры, «которая производит свободно реализуемые на рынке услуги или же как часть экономики, где в качестве товара выступают социокультурные услуги». Мы будем ориентироваться на данное определение СКС при изучении инфраструктуры социокультурных услуг за рубежом. Данное определение дает возможность сразу же выделить область наших интересов, а также определить структурные составляющие СКС. К ним будут относиться: - музейный сервис; - образовательный сервис; - зрелищный сервис; - клубный сервис; - сервис в сфере активного отдыха и развлечений (тематические парки и аттракционы, казино, дискотеки); - физкультурно-спортивный сервис; Понятие СКС не имеет прямого аналога за рубежом, это понятие является собирательным для многочисленных названий культурных и социальных услуг, которые предоставляются населению. Можно выделить следующие, часто встречающиеся определения: Cultural service (культурные услуги), social service (социальные услуги) , industry of entertainments (индустрия развлечений) , out-door recreation (отдых вне дома - активные виды отдыха) , recreation (рекреация) , leisure and rest ( досуг и отдых), в испанских источниках можно встретить понятие «культурной индустрии» – к ним относят: театр, кинематограф, оперное и национальное искусство, музеи, библиотеки, архивы. При этом выделяют в испанской литературе такое понятие как «культурная услуга» (servicio cultural), однако, задачи, которые поставлены испанским правительством для их решения, позволяют всецело отнести их к понятию близкому к СКС. Как правило, большая часть того, что мы относим к СКС, в американских источниках будет определено как “индустрия развлечений” или “индустрия отдыха” с четким разделением на “организации коммерческого отдыха” и “некоммерческие организации отдыха”, где к коммерческим относятся – тематические парки, спортивно-оздоровительные комплексы, клубы, аттракционы, к некоммерческим же - библиотеки, музеи, выставочные залы, добровольные организации. В западных источниках к сфере СКС относят все, что связано с досугом и отдыхом, рекреационные объекты и индустрию, обеспечивающую функционирование этих услуг. Существенным в этом разделении является коммерческая и некоммерческая форма реализации досуга. Джон Уокер отмечает в своей книге “Введение в гостеприимство”: “Английское слово рекреация – отдых определяется в словарях как “возрождение к новой жизни, восстановление”. Оно является синонимом позитивного мироощущения. Каждый испытывал его после хорошего отдыха. Оно сродни счастью … Отдых это процесс, направленный на создание среды, способствующей открытию в себе и развитию черт, которые делают счастливым. Счастье и прекрасное мироощущение, таким образом, являются побочными продуктами полноценного отдыха. Другим словом, счастье дается тем, кто умеет отдыхать” (см. Джон Уокер “Введение в гостеприимство”. - М., 1999). Среди наиболее распространенных терминов, которые встречаются в зарубежных источниках – понятие «индустрия развлечений», встречается чаще всего. Что же понимается под этим? К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, кинотеатры, спортзалы, библиотеки, предприятия туризма, включая средства размещения туристов, зоны отдыха, исторические достопримечательности и др. Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование или инвентарь, также входят в индустрию развлечений. Индустрия развлечений решает многогранные задачи: - воспитания; - образования; - отдыха; - развития культуры человека, формирует и развивает личность. Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести: добровольный выбор вида развлечений человеком; предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений; частую смену развлечений; неограниченный перечень видов развлечений, комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и развлечение, развлечение и образование и пр.); периодичность потребления развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому, недельному, суточному). За рубежом постоянно проводятся исследования по изучению социально-культурных предпочтений жителей своих стран. Одно из интересных исследований, проведенных в США, позволяет выявить наиболее популярные виды активного отдыха в США. Как уже говорилось, активные виды отдыха на природе, вне помещений – получили название- «рекреация вне дома». В США рекреация подразумевает все активные виды деятельности человека, проводимые в свободное время. К ним могут относиться как просто прогулки семьей, так и более подвижные способы препровождения времени: походы, различные виды спорта, вплоть до экстремальных. Такие виды рекреации получили названия – “рекреации вне дома” - “outdoor recreation”, - всевозможные спортивные, оздоровительные, культурно-познавательные мероприятия, проводимые вне какого-либо помещения, на открытом воздухе. В ходе изучения активного отдыха американцев было сделано много интересных выводов, классифицированы способы проведения досуга вне дома. (См. Приложение). Национальная Служба Соединенных Штатов, занимающаяся вопросами рекреации, отдыха и охраны окружающей среды, провела телефонный опрос 17 тысяч респондентов в возрасте свыше 15 лет. Основной целью этого опроса являлось получение как можно больше информации о рекреации и туризме граждан США в возрасте более 15 лет. Эти люди были опрошены по 81 категории туризма и отдыха. Результаты показали, что 94,5 % опрошенных американцев принимали участие как минимум в одном из видов рекреации в период с 1994-95г.г. Если эту цифру перевести на количество всего населения США старше 15, то количество людей, вовлеченных в рекреационную деятельность, получится около 189 млн. человек. По результатам данного исследования, все виды рекреации вне дома можно разделить на две категории популярности: на наиболее популярные виды и на менее популярные виды. К первой категории рекреации относят три самых популярных вида рекреации, в которых принимает участие до половины всего взрослого населения США. Доминирующим из этих трех видов рекреации вне дома являются пешие прогулки – около 134 млн. человек. Посещение пляжей или других водных объектов с семьей и друзьями является второй по популярности формой проведения досуга вне дома, ее предпочитают примерно 124 млн. американцев. Осмотр различных достопримечательностей также очень популярен, в нем участвует около 113 млн. Посещение пляжей на несколько часов, дней или даже на протяжении целого отпуска давно является излюбленным способом проведения досуга американцев. Надо отметить, что привлекательность этого вида рекреации обеспечивается комфортабельностью пляжей, высоким качеством обслуживания в отелях и мотелях, в пунктах общественного питания, устройством различных видов развлечений для детей и взрослых. Привлекательность также обеспечивает высокий уровень таких услуг как прокат различных лодок, яхт, водных велосипедов, специальных мест обустройства для рыбной ловли и т.д. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сервисная деятельность 100103.... Социально-культурный сервис и туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27. 03. 2000 г. №293 св/сп |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103 «Социально-культурный... Специфика раздела №2 настоящего комплекса проявляется в изучении требований к уровню освоения дисциплины и формы итогового и текущего... |
||
Методические рекомендации по изучению курса дисциплина «Гостиницы и гостиничное хозяйство» Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 100103. 65 «Социально-культурный... |
Издательство саратовского университета Для преподавателей, научных работников и студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины речевая коммуникация 100103.... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов Культура и сервис: Культурный туризм и экскурсионная деятельность. Сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции.... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины Социально-культурный сервис и туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №738 гум/сп |
Программа по дисциплине «Технология и организация гостиничных услуг» «Социально-культурный сервис и туризм» 08050265 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» |
||
«техническая инвентаризация объектов недвижимости» курс лекций для... Курс лекций по дисциплине «Техническая инвентаризация объектов недвижимости» [Текст] / О. Г. Дмитриева, Армавир, 2011 |
Кафедра сервисных технологий Направления подготовки: «Сервис» (Социально-культурный сервис, Сервис в индустрии моды и красоты) |
||
Сервис на транспорте тексты лекций Тексты лекций содержат материалы для изучения дисциплины «Сервис на транспорте» и предназначены для студентов специальности «Организация... |
Курс a aboard находящийся на борту (судна) above Лексический минимум по английскому языку для студентов дневного отделения факультета таможенного дела |
||
Методические указания по выполнению дипломной работы (требования... Методические указания составлены в соответствии с Требованиями фгос спо к результатам освоения основной профессиональной образовательной... |
Учебник для вузов Учебник посвящен анализу и современной интерпретации... Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих... |
||
Курс лекций по дисциплине: «Санитария и гигиена» 2015г Курс лекций предназначен для изучения дисциплины «Санитария и гигиена» обучающимися 1 курса специальности «Парикмахер» |
Курс лекций, прочитанный для студентов Московской Духовной Академии «Духовная Библиотека» Когда я по благословению церковных властей читал курс лекций в Академии, то не предполагал, что они когда-нибудь будут изданы |
Поиск |