Кафедра сервисных технологий

Кафедра сервисных технологий


Скачать 0.78 Mb.
Название Кафедра сервисных технологий
страница 1/5
Тип Основная образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Креативные технологии в сервисе
Рабочая программа учебной дисциплины

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

100100.62 СЕРВИС

Направления подготовки: «Сервис» (Социально-культурный сервис, Сервис в индустрии моды и красоты)

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014
ББК **.**

Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» разработана в соответствии с требованиями ООП 100100.62 Сервис на базе ФГОС ВПО.

Автор: Коноплева Н.А., доктор культурологии , профессор кафедры Сервисных технологий
Утверждена на заседании кафедры Сервисных технологий от 22 мая 2013 г., протокол № 10,
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС, протокол № 4 от 4.04.2014 г.


© Издательство Владивостокский

государственный университет

экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Одно из основных средств гуманитаризации образования – это ориентировка образования на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы, саморазвитие и проявление креативности. С подобной ориентировкой образования связан растущий интерес к человекознанию, составляющему фундамент культуры личности. Становление человекознания не возможно без серьезных научных разработок по преподаванию дисциплин, изучающих гендер во всех аспектах его существования, в том числе в творческой деятельности.

К числу важных качеств выпускника направления подготовки ВПО «Сервис» относится креативность, способность не только понять собственное психологическое своеобразие и особенности клиента, но и умение проанализировать окружающее его жизненное пространство и сформировать имидж клиента (товара, услуги, организации и проч.) с учетом выявленных при исследовании особенностей данных объектов и требований целевой аудитории.

В настоящее время актуальность приобретает подготовка бакалавров направления «Сервис» к эффективной деятельности в современном мире, с учетом сервисизации экономики и требований рынка к уровню образованности выпускника и его компетенциям, в том числе креативным.

Причины введения дисциплины «Креативные технологии в сервисе» заключаются в значимости подготовки успешных профессионалов, работающих в сферах «Человек – человек», способных к инновационной креативной деятельности.

Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке обусловлено тем, что активизировался подход к имиджу как явлению культуры в современном российском обществе. Многие управленцы понимают значимость формирования своего имиджа, а также имиджа своей организации, товара, услуги с учетом требований целевой аудитории и необходимости позиционирования своей организации и ее услуг на современном конкурентном рынке. Выпускники бакалавриата по направлению подготовки ВПО «Сервис» должны приобрести технологические компетенции в продвижении товаров и услуг, в связи с этим они должны освоить креативные стратегии в рекламе, выставочной деятельности, имиджмейкинге, PR и проч. Подобная ситуация в обществе привела к необходимости совершенствования учебных программ для подготовки современных профессионалов сервисных сфер деятельности.

Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено тем, что овладение базовыми и прикладными аспектами креативных технологий в сервисе позволит будущим профессионалам не только эффективно взаимодействовать и руководить творческой личностью, но и приобрести компетенции по творческой организации окружающего человека жизненного пространства, построению успешного имиджа членов коллектива, организации в целом, товара и услуги и их продвижению.

Кроме того, знания данной учебной дисциплины и приобретенные компетенции позволят выпускникам исследовать имидж всех членов профессионального коллектива, а также осуществлять экспресс-анализ клиентов, используя цветовой тест М. Люшера.

Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами как Психология, Психодиагностика, Философия.

Дисциплина ориентирована на применение психодиагностического исследования на основе знания прикладных аспектов цветового теста М. Люшера и проведение тренингов развития креативности.

Дисциплина расширяет знания, полученные в курсе: Профессиональная этика и этикет, Сервисология, Сервисная деятельность, Деловая коммуникация в сервисе углубляет понимание студентами человека как индивида, как личности – носителя определенных социокультурных ролей и субъекта сервисной деятельности.

Дисциплина соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 100100 Сервис, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18.11.2009 г. № 627, зарегистрированного в Минюсте РФ 17 декабря 2009 г. № 15685.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


  1. Цели освоения учебной дисциплины


Учебный курс «Креативные технологии в сервисе» разработан и читается студентам сервисных направлений подготовки с целью повышения их гуманитарной и психолого–педагогической подготовки; направлен на подготовку выпускников к эффективной сервисной, производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности в сфере сервиса. В результате освоения дисциплины студенты приобретут общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие осуществлять выбор креативных методов и средств процесса сервиса, участвовать в разработке креативных технологий продвижения товаров, услуг, организаций, разработке элементов оптимизации сервисной деятельности. Дисциплина предназначен для ознакомления студентов с экзистенциальной психологией, раскрывающей основной смысл человеческого существования, показывающей, что культура и творчество неотделимы друг от друга, т.к., с одной стороны, именно человек является творцом культуры, а с другой, - именно творческий человек – это человек культурный. Устремленность же человека к высшей действительности есть важнейшая и неистребимая психологическая потребность, дающая ему импульс активности, развития и творчества, без которых невозможна никакая деятельность.

Целью освоения дисциплины «Креативные технологии в сервисе» является понимание творчества, его механизмов, задатков, одаренности, способностей, креативности, таланта и гениальности; раскрытие психологического своеобразия одаренной личности каждого гендера в сфере художественного творчества; особенностей развития, становления, воспитательных приемов и воздействий, сложившихся в российской культуре по отношению к каждому гендеру в творческой деятельности, овладение креативными технологиями в продвижении товаров и услуг, а также понимание возможностей использования полученных знаний в работе с творческой личностью и творческим коллективом.

Дисциплина имеет важное значение в человекознании, в понимании творческой личности в системе ее отношений с окружающим миром, с другими людьми, с самой собой.

Дисциплина направлена на понимание человека, во взаимодействии с которым будет работать профессионал в творческих сферах деятельности (шоу-бизнес, реклама, выставочная деятельность, имиджмейкинг, PR, культурно-досуговая деятельность), а также на самопонимание и саморазвитие творческой личности, приобретение знаний, умений и навыков креативных технологий в сервисной деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- обучить студентов теоретическим и практическим аспектам по следующим направлениям:

- показать место гендерного подхода к исследованию художественного творчества в контексте современной социокультурной ситуации;

- изучить проявления психологического своеобразия каждого гендера: мышления, воображения и других личностных качеств - в художественном творчестве;

- изучить основные философские и психологические подходы к пониманию творчества, его механизмов, одаренности, способностей, талантливости и гениальности;

- рассмотреть основные философские и методологические подходы к проблеме гендера и творчества; показать становление гендерных исследований творчества в отечественной философской, психологической и культурологической традициях;

- рассмотреть гендерные истоки художественного творчества;

- изучить культурно-антропологический портрет художественно одаренных личностей в гендерном аспекте и приобрести навыки по их анализу с помощью биографического метода и цветового теста М. Люшера;

- освоить прикладные аспекты психологии художественного творчества в контексте анализа творческой личности и формирования ее образа.

- освоить креативные технологии, необходимые для продвижения товаров и услуг в сервисной деятельности, в рекламе, выставочной деятельности, PR



  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП

(связь с другими дисциплинами)
Учебный курс«Креативные технологии в сервисе» является дисциплиной вариативной части в цикле профессиональных дисциплин, связанных с сервисной тематикой. Современные предприятия все в большей мере оснащаются новейшей техникой, резко усложняющей технологию изготовления изделий. И если технологии сервиса не будут адекватны производственным технологиям, трудно рассчитывать на необходимое качество сервиса. Креативные технологии основаны на использовании креативных идей, нестандартного мышления, метода парадоксов, «сознательного бреда», необычных ассоциаций, символов, метафор, смены перспектив, методов бренд-манифеста, мозгового штурма, пинг-понга и др. Эти технологии могут присутствовать практически во всех направлениях сервиса.

В западных странах все инновационные тенденции формируют корпус совершенно новых технологий (High-humу) опережающего воздействия на рынок, адекватных реалиям информационного общества в противовес High-tech. Креативные технологии High-humу отличаются изменчивостью и адаптивностью к условиям среды.

Необходимость в креативных подходах к сервису обусловливается тем, что сервисные фирмы могут сталкиваться с ситуациями, когда работа заходит в тупик, нет надежд на саморазрешение ситуации, нет особенностей в продукте их деятельности, отличающих товар или услугу от подобных. В таких случаях нужен сильный толчок, источником которого может быть человек, обладающий креативностью.

В связи с этим современная сервисная деятельность востребует одаренную личность, обладающую способностью к креативности, личность для которой характерна устойчивая высокого уровня направленность на творчество, мотивационно - творческая активность, проявляющаяся в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих ей достигнуть прогрессивных, культурно и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

  • Дисциплина направлена на формирование:

  • психолого-педагогических знаний по пониманию творчества, задатков, способностей, одаренности, гендера, талантливости и гениальности;

  • способности анализировать творческую личность с учетом изученных подходов;

  • способности разрабатывать и использовать креативные технологии в сервисе;

  • умения анализировать и соотносить личностные характеристики человека, с характеристиками окружающего его жизненного пространства;

  • компетенций в понимании цветовых типов личности ;

  • навыков работы с методикой цветового анализа личности на основе психологического теста М. Люшера.

Студенты должны приобрести следующие компетенции: знание теоретических основ психологии художественного творчества, ее истории, характеристики ключевых терминов, умения исследовать психологические характеристики творческой личности на основе ее цветовых предпочтений в оформлении окружающего жизненного пространства. Приобрести навыки формирования и использования креативных технологий в продвижении товаров и услуг и ниже перечисленные компетенции:

  • Психодиагностические компетенции – умение использовать прикладные аспекты психодиагностической методики

М. Люшера для понимания имиджа личности.

  • Ключевые личностные компетенции:

  • Интеллектуальные – включают в себя комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, обобщению, формированию креативных технологий в сервисе;

  • Коммуникативные – способность конструировать прямую и обратную связь в процессе общения с творческой личностью;

  • Регулятивные компетенции – умение управлять как своим поведением, так и поведением творческой личности и группой лиц, для которых будут разрабатываться и использоваться требуемые креативные технологии;

  • Креативные компетенции – умение разрабатывать креативные подходы в рекламе, выставочной деятельности, имиджмейкинге, PR, формировать имидж творческой личности с учетом выявленных при ее анализе с помощью психодиагностического теста М. Люшера характеристик и требований целевой аудитории.

Курс способствует решению ряда образовательных задач:

  • Изучить предмет, характеристики Психологии художественного творчества, теоретические предпосылки становления дисциплины.

  • Приобрести знания по сущности творчества, художественной деятельности, их основам .

  • Стать способными в понимании механизмов сознательного и бессознательного творчества, его этапов и основных характеристик.

  • Научиться анализировать ключевые характеристики творческой личности.

  • Овладеть методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов творческой деятельности.

  • Освоить психодиагностическую методику М. Люшера направленную на выявление основных характеристик творческой личности,

  • Выработать креативные умения и навыки продвижения товаров и услуг.

Дисциплина базируется на знаниях о человеке, изучаемых в школьных дисциплинах, а также знаний философии, психологии, психодиагностики и др. Входными требованиями к изучению дисциплины являются владение культурой мышления, письменной и устной речью на русском языке, навыками самостоятельной работы. Приобретаемые в курсе знания о творческом человеке, его типологических особенностях, организации сервисной деятельности с учетом знаний особенностей креативных технологий в продвижении товаров и услуг совершенствуют и развивают знания, умения и навыки, полученные в курсах: Мировая культура и искусство, Профессиональная этика и этикет, Сервисология, Сервисная деятельность, Деловая коммуникация в сервисе; служат основой для освоения учебных программ дисциплин: Стратегия профессиональной эффективности, Технология создания имиджа и др. На знаниях, умениях и навыках, приобретаемых в процессе изучения данной дисциплины базируется профессиональная практика выпускника.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 1. Формируемые компетенции


Компетенции

Составляющие компетенций

ОК -1 способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры

Знания

культуры мышления

Умения

ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры

Владения

целостной системой научных знаний об окружающем мире

ОК -14 участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности

Знания

базовых методов исследовательской деятельности

Умения

работать над инновационными проектами

Владения

Приемами креативных технологий

ОК – 15 стремиться к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства; с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки, делать необходимые выводы

Знания

приемов критической оценки своих достоинств и недостатков; приемов личностного роста

Умения

с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки, делать необходимые выводы

Владения

технологиями личностного роста и повышения профессионального мастерства

ПК -2 выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности

Знания

основных психологических особенностей потребителя

Умения

Выделять психологические особенности потребителя

Владения

приемами учета основных психологических особенностей потребителя в процессе сервисной деятельности

ПК – 12 к организации технологического процесса сервиса

Знания

основ организации технологического процесса сервиса

Умения

обосновывать организацию технологического процесса сервиса

Владения

приемами организации технологического процесса сервиса


1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, (68 академических часов – аудиторные занятия, 34 часа лекционных, 34 часа практические занятия, 31 час на самостоятельную подготовку). Для студентов заочной формы обучения 8 часов отводится на лекционный курс, 8 часов на практические занятия и 78 часов дается на самостоятельную подготовку.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме составляет 40 %

Промежуточный контроль - проводится в виде анализа письменных контрольных, реферативных работ, анализа и обсуждения в интерактивной форме самостоятельно разработанных творческих проектов, представляемых студентами в виде компьютерных презентаций.

Изучение дисциплины «Креативные технологии в сервисе» включает несколько видов работы: лекционный цикл, практические занятия, самостоятельная работа над рядом тем, подготовка контрольных, реферативной работ, разработку проекта по презентации и продвижению товара/услуги, личности, организации, фирмы.

Лекционный курс разделяется на две части. Первая из них посвящена изучению философских подходов к пониманию творчества, гениальности и талантливости в исторической ретроспективе. Знакомит студентов с сущностью психологических подходов к творчеству, его механизмам, пониманию одаренности, талантливости и гениальности в контексте гендера, рассматриваются такие явления как: креативность, условия ее успешного осуществления и реализации с учетом гендерного своеобразия и социализации.

Прежде всего, рассматривается предмет, задачи, характеристика психологии художественного творчества, предпосылки ее становления; рассматриваются понятия: творчество, художественная деятельность, задатки, способности, одаренность, креативность, гениальность, талантливость, гендер, изучаются основные теории творчества и креативности. Вторая часть лекционного курса посвящена изучению прикладных аспектов психологии художественного творчества и пониманию объекта имиджмейкинга по цветовым предпочтениям в оформлении окружающего жизненного пространства и собственной личности. Подробно рассматривается характеристики основных и дополнительных цветов в тесте М. Люшера, характеризуются основные цветовые типы личности c учетом их предпочтений в выборе одежды, оформлении дома и офиса. В дальнейшем изучаются креативные технологии в продвижении товаров и услуг.

Практические занятия направлены на выработку умения у студентов анализировать те или иные явления в рамках данного курса, умения дать характеристики всем изучаемым понятиям, высказать и обосновать свой взгляд на личностные проявления в образе творческих личностей, а также анализировать собственный образ или образ сокурсника. Данный вид работы готовит студентов к умению защищать свою точку зрения, дискутировать, обсуждать современные проблемы.

Кроме того, освоение дисциплины предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, самостоятельное выполнение контрольных заданий. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы при изучении дисциплины состоит в том, что при изучении дисциплины студенты как очной, так и заочной форм обучения должны уделять большое внимание самостоятельной подготовке. Темы для самостоятельного изучения приводятся в соответствующем разделе программы.

Самостоятельная работа студентов направлена на выработку

умения поиска литературных источников по заданным темам, оформления доклада или реферата с последующим его представлением на практических занятиях. В определенную категорию самостоятельной работы входит подготовка студента к аналитическому подходу к планированию и построению имиджа личности и совершенствованию окружающего ее жизненного пространства.

Кроме того, самостоятельная работа студентов направлена на углубление полученных знаний и умений, разработку контрольных работ по рекомендуемым темам, проведение психодиагностических исследований по методике М. Люшера, направленных на анализ собственной личности и одной - двух личностей из группы обучающихся. Кроме того, каждый студент готовит аналитическую работу по самоанализу своего творческого становления; исследовательскую работу о творческой личности (музыканте, художнике, танцоре, актере и проч.), анализу ее жизнедеятельности и творческого пути. Четвертая самостоятельная работа основывается на прикладных аспектах использования цветового психодиагностического теста М. Люшера и исследовании творческой личности на основе анализа особенностей цветового оформления ее жилища, офиса, предпочитаемой ею одежды. Пятая работа оформляется в виде презентации и направлена на разработку креативной технологии в продвижении товаров и услуг с помощью приемов рекламной, выставочной деятельности, PR акций, организации культурно-досугового мероприятия и проч.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине


Формы работы

Оценочные средства

Формы

контроля

письменные работы с

развернутыми ответами и устный опрос

- доклады на семинарах

- эссе: по дисциплине

- дискуссии

входит в

рейтинг

занятия по разработке креативных технологий продвижения товаров и услуг;

ролевые игры на профессиональные темы

- письменный и устный анализ специальной литературы;

- результаты устной коммуникации, умения структурно строить сообщения и аргументированно обосновывать свою точку зрения.


- рубежный контроль.

- зачеты

- экзамен

задания при работе с базами данных

- доклад с презентацией результатов поиска информации;

- работа с каталогами;

- выбор литературных источников;

-работа с компьютерными базами данных;

-обработка и систематизация полученных собственных результатов

обработка и

представление данных во всех отчетах по учебной дисциплине,


студенческие

конференции, деловые игры

доклады на конференциях, участие в деловых переговорах

включение в

рейтинг по

дисциплине

оформление самостоятельных работ, тщательная статистическая обработка полученных данных, правильное оформление библиографических ссылок в контрольных и реферативных работах.

самооценка и перекрестная оценка результатов

включение в

общий рейтинг дисциплины

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций

Программа построена таким образом, что, прежде всего, рассматривается предмет и объект изучаемой дисциплины, факторы, детерминирующие художественную деятельность и творчество, его механизмы и фазы. В дальнейшем осваиваются основные понятия психологии художественного творчества, история становления исследований творчества. Прослеживаются научные подходы к одаренности и креативности, гендеру, характеристика культурной типологии творческой личности. В дальнейшем подробно рассматривается тест М. Люшера и возможности его использования в прикладных исследованиях. Изучаются креативные технологии в рекламе, выставочной деятельности, имиджмейкинге, PR и проч. Значительное внимание при изучении дисциплины направлено на освоение студентами психодиагностической методики М. Люшера,

Тема 1. Введение в предмет. Понятие о творчестве как культурно-историческом и философском явлении (2 часа)

В лекции дается понятие о творчестве как когнитивной деятельности и как культурно-историческом явлении, имеющем психологические аспекты: личностный и процессуальный. Прослеживаются философские подходы к творчеству в исторической ретроспективе, обосновывается важность гендерного подхода в понимании личности творца и процесса творческой деятельности.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Понятие творчества.

  2. Творчество как когнитивная деятельность.

  3. Творчество как социокультурное явление.

  4. Психология творчества. Творчество как процесс.

  5. Философия творчества. Взгляд на творчество и творческую личность в античной философии и в средние века.

  6. Философский взгляд на творчество в эпоху Возрождения.

  7. Творчество в философии Нового времени.

  8. Творчество в идеалистической философии и философии жизни. Творческая эволюция по А. Бергсону. Значение взглядов А. Бергсона в гендерном подходе к творчеству.

  9. Творчество в философии экзистенциализма, прагматизма, неопозитивизма, марксизма.

  10. Важность гендерного подхода в психологии творчества.


Тема 2. Введение в психологию творчества.

Индивидуально-психологические особенности одаренной личности (2 часа)

В лекции дается понятие о задатках, общей и специальной одаренности, гениальности и талантливости. Прослеживаются философские и психологические взгляды на гениальность и талантливость. Обосновывается, что до настоящего времени нет четкого определения одаренности, что о таланте можно судить при таком уровне развития способностей, когда деятельность человека отличается принципиальной новизной, но отражает общественные запросы. О гениальности же можно говорить лишь тогда, когда достижения творца преодолевают имеющиеся смысловые рамки и когда осуществляются принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Контрольные вопросы по теме:

1. Понятие о психологии индивидуальных различий.

  1. Понятие о задатках.

  2. Характеристика одаренности.

  3. Понятие об общих и специальных способностях.

  4. Философские взгляды на гениальность и талантливость в различные эпохи: древнегреческая философия, новоевропейская философия. Гениальность в немецкой классической философии и неогуманизме рубежа 18-19 веков. Понятие о гениальности в философии Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Карлейля.

  5. Талантливость, гениальность и гендер.

  6. Психологический взгляд на гениальность и талантливость.


Тема 3. Пол и гендер. Биолого-физиологический и социокультурный подходы (2 часа )

В лекциях разделяются понятия пола и гендера на основании известных положений о том, что женский пол носитель устойчивости и наследственности, а мужской, - изменчивости. В свою очередь гендер – это социокультурная характеристика индивида. А взаимодействие гендеров обеспечивает творческую эволюцию (А. Бергсон).

Отмечено, что у мужчин и женщин имеются существенные психофизиологические различия. Правое и левое полушарие функционируют у мужчин автономнее, чем у женщин (В.Е. Каган, А.А. Логинов, Д. и В. Моулфесы, Кристиан де Лакосте Утамсинг, Р. Холлоуэй, Р. Орнштейн); женский мозг наделен более «обобщенной» ориентацией, мужской более «специализированной». Физиологией установлено, что женщины по преимуществу правополушарны, а мужчины - левополушарны (А.А. Логинов 1989), а психологическими исследованиями обоснованы лучшие математические способности и пространственная ориентировка мужчин и вербальные способности женщин. У художественных «типов» активизировано правое полушарие головного мозга (по данным электрографических исследований).

Обоснованы необходимость, для художника с одной стороны, мышления «женского типа», а с другой, важность, как мужского, так и женского типов восприятия и обработки информации в творческой деятельности, т. е. проявления андрогинной личности. Показано, что маскулинность или фемининность следует рассматривать как содержимое сообщающихся сосудов, и «свой» сосуд должен быть заполнен больше, чем «чужой» (Р. Крафт-Эбинг, В.Е. Каган).

Контрольные вопросы по теме:

  1. Определение пола.

  2. Определение гендера.

  3. Понятие об онтогенезе и филогенезе.

  4. Обоснование биолого-физиологического своеобразия женского пола.

  5. Психофизиологические различия женщин и мужчин.

  6. Проблема доминантности полушарий и функциональной асимметрии головного мозга у каждого гендера. Особенности деятельности головного мозга у творчески одаренных личностей.

  7. Два способа функционирования психического аппарата. Характеристика с учетом гендерных оппозиций.


Тема 4. Проблема гендера в философии творчества (2 часа)

Прослеживается связь творчества с Эросом. Отмечается, что на эту связь указывали многие философы, они обосновывали, с одной стороны гениальность мужского начала (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Вейнингер, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В.И. Иванов) и талантливость женского (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.И. Иванов). Но вместе с тем многие из них отмечали значение женственности в творческом процессе (К.Г. Юнг, П.А. Флоренский, Б.П. Вышеславцев) и необходимость андрогинной личности для творчества (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн, К.Г. Юнг).

Контрольные вопросы по теме:

  1. Философские взгляды на творчество каждого гендера.

  2. Творчество и гендер. Соединение или разъединение?

  3. Обоснуйте значимость андрогинии для творческой личности.


Тема 5.Творчество, своеобразие психической деятельности и гендер. Одаренность и гендер. Психофизиологические основания творчества.( 2 часа)

Обосновывается связь творчества со способом функционирования психического аппарата. Отмечается, что в случае гениального творения творец находится во власти первичных процессов, использует бессознательную, интуитивную деятельность, эмоциональное мышление. Показано, что для талантливого творчества необходим «мужской тип» деятельности психического аппарата, (активность левого полушария) и наоборот для гениального творчества необходимы в первую очередь первичные процессы, интуиция, т. е. «женский тип» деятельности психического аппарата (активность правого полушария). Вместе с тем для творчества необходимо соединение мышления и чувств, эмоциональное мышление (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Б.П. Вышеславцев), фантазия, являющаяся мостом между наукой и чувством, между внутренним миром и внешним, между бессознательным и сознательным (К.Г. Юнг, Б.П. Вышеславцев).

В лекции отмечается, что до настоящего времени четкого определения одаренности не существует и, что это многоаспектное понятие. Обосновывается психологическое своеобразие одаренных детей, независимо от гендера. Прослеживаются психологические проявления, необходимые для продуктивной деятельности в художественном творчестве у каждого гендера.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Характеристика первичных и вторичных психических процессов в контексте гендерного своеобразия.

  2. Особенности деятельности воображения в процессе творчества. Воображение и гендер.

  3. Фантазия, творческая деятельность и гендер.

  4. Понятие о первичном, вторичном и интегративном творчестве. Роль каждого гендера в этих видах творческой деятельности.

  5. Психологическая характеристика одаренных детей независимо от гендера.

6. Одаренность и женский гендер.

7. Психологическое своеобразие одаренных мужчин.



Тема 6. Социокультурные условия формирования и проявления одаренности. (2 часа)

В лекции прослеживаются условия и особенности становления идентичности в случае формирования одаренной личности. Констатируется, что многие исследователи выявляют у них психологические проявления противоположного пола и не рекомендуют жесткую полоролевую стереотипизацию (Р. Альтман, С. Бем, Е. Торренс, Д. Линн, Дж. Домино, К. Тэкэкс).

Отмечается, что мужчины, и женщины, добившиеся успеха, обладают комбинацией мужских и женских «атрибутов» характера.

Показано, что в обществе до сих пор бытует мнение, что проявление маскулинности признак психологически здорового мужчины, а фемининности - признак психологически здоровой женщины.

Отмечается, что родительская поддержка в борьбе против давления социальных стереотипов важна для одаренных детей обоих полов, но особенно для девочек (L. Schwartz, Д. Ландрам, М. Мид).

Прослеживаются воспитательные подходы к каждому гендеру, необходимые для воспитания личности успешной в творчестве, а также условия формирования андрогинных мужчин, способных принимать и проявлять характерные женские черты и андрогинных женщин, проявляющих мужские черты.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Условия формирования полоролевой идентичности у одаренных детей.

  2. Социокультурные проявления гендерного своеобразия одаренных детей.

  3. Характеристика препятствий на профессиональном пути одаренных женщин.

  4. Социокультурные гендерные стереотипы в России, их влияние на формирование креативности у каждого гендера.

  5. Путь к андрогинной творческой личности каждого гендера в процесс социокультурных влияний и воспитания.


Тема 7. Прикладные аспекты творческой деятельности.

Психология цвета. Цветовые характеристики зеленого, красного цветовых типов в оформлении окружающего жизненного пространства и собственной личности( 2 часа)

В лекции дается характеристика типам зеленого и красного

цветового поведения, особенностей их одежды, поведения и

оформления интерьера жилища и офиса.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Охарактеризуйте цветовые поведенческие типы: роль-«идол» и «роль –защиту».

  2. Дайте характеристику зеленому и красному цветовым поведенческим стилям.

  3. Охарактеризуйте выбор одежды при поведении + и «минус» зеленый.

  4. Охарактеризуйте выбор одежды при поведении + и «минус» красный.


Тема 8. Цветовые характеристики синего и желтого цветовых типов оформления окружающего жизненного пространства и собственной личности (2 часа)

В лекции дается характеристика типам синего и желтого цветового поведения, особенностей их одежды, поведения и оформления интерьера жилища и офиса.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Охарактеризуйте цветовые поведенческие типы: роль-«идол» и «роль –защиту».

  2. Дайте характеристику синему и желтому цветовым поведенческим стилям.

  3. Охарактеризуйте выбор одежды при поведении + и «минус» синий.

  4. Охарактеризуйте выбор одежды при поведении + и «минус» желтый.

Тема 9. Мышление в зеленом свете: креативные техники в PR. (2 часа)

В лекции рассматриваются техники, стимулирующие генерацию идей. Подходы к структурированию собранной информации.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Характеристика мышления в зеленом свете.

  2. Охарактеризуйте критерии креативных технологий.

  3. Охарактеризуйте креативные техники: «мышление от будущего к настоящему»; «формулирование проблемы наоборот»; «создание вымыщленного персонажа»; «змейки и лесенки»; «метод шаблона», «техника произвольно выбранных слов»; «метод фокусирования»; «использование метафор».

  4. Охарактеризуйте Метод шести шляп.

  5. Охарактеризуйте технологии PR деятельности при продвижении фирм, товаров и услуг.


Тема 10. Техники, стимулирующие творческое мышление

(2 часа )

В лекции рассматриваются техники, используемые для развития творческого мышления: стратегия Диснея; аффирмации, мозговые атаки; техника номинальной группы и другие

Контрольные вопросы по теме:

  1. Характеристика техник, стимулирующих творческое мышление.

  2. Охарактеризуйте техники, стимулирующие творческое мышление: стратегия Диснея; аффирмации, мозговые атаки; техника номинальной группы.

  3. Охарактеризуйте технику структурированной мозговой атаки, ментальной провокации, концептуального веера и прогрессирующего абстрагирования, модерации, бисоциации.

Тема 11. Техники, используемые для оценки идей: мышление в красном свете (2 часа)

В лекции рассматриваются техники, используемые для оценки идей: методы формальной оценки, процедуры отбора; техника «разумной алгебры»; внешняя оценка.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Характеристика техник, используемых для оценки креативных идей.

  2. Охарактеризуйте техники, используемые для оценки идей: аналитические методы, методы формальной оценки, процедуры отбора; техника «разумной алгебры»; внешняя оценка, метод неформальных внешних контактов, контрольных таблиц Осборна и др.


Тема Креативные технологии в продвижении товаров и услуг. Креатив в рекламе Лекции 12. 13, 14 (6 часов)

В лекциях рассматриваются креативные техники в рекламе. Обосновывается важность для рекламиста любознательности, наблюдения, интервью с различными героями.

Контрольные вопросы по теме:

1.Охарактеризуйте понятие «позиционирование»;

2.Дайте характеристику процесса позиционирования по И.А. Гизатову;

3.Рассмотрите условия, необходимые для эффективного позиционирования;

4.Охарактеризуйте понятие «презентация», особенности ее использования в сервисной деятельности. Виды презентаций;

5.Особенности презентации услуг?

6.Основные подходы к рекламе товаров и услуг?

7.Технологии поиска креативных идей?

8.Охарактеризуйте технологии творческого мышления.
Тема Креативные технологии в выставочной деятельности

Лекции 15, 16 17 (6 часов)

В лекциях рассматриваются методы организации выставок, психотехнологии в организации торговых ярмарок, стендов и экспонатов. Психология персонала стенда и организация коммуникации с потребителем. Психотехнологии эффективных презентаций

Контрольные вопросы по теме:

1.Охарактеризуйте понятие «Креативные технологии»;

2.Охарактеризуйте виды и специфику креативных технологий в выставочной деятельности;

3.Проведите сравнительный анализ технологий (High-humу), адекватных реалиям информационного общества в противовес High-tech.

4.Рассмотрите функции выставок;

5.Охарактеризуйте отличительные особенности креативных технологий в маркетинговых коммуникациях по А. Двоскину;

6.Рассмотрите рациональные и проекционные стратегии в маркетинге и рекламе по И. Фрейзеру;

7.Этапы организации выставок;

8.Охарактеризуйте ролевые позиции и рассмотрите особенности членов рабочей команды организаторов выставок.

  1. Перечень тем практических/лабораторных занятий

Занятие 1, 2, 3, 4, 5 (10 часов)

Тема 1. (2 часа) Социокультурные условия формирования и проявления одаренности. Психология личности художника с учетом гендерных отношений.

Рассматриваются условия культурного становления творческой личности. Студентами осуществляется самоанализ своего творческого становления и анализ творческого становления известного художника, музыканта, актера, поэта, танцора и проч.

Работы строятся на основе биографического метода и разработанной для анализа анкеты. Студентами в группе обсуждаются результаты каждой работы, представляемой группе в виде компьютерной презентации

Тема 2, 3. (4 часа) Особенности оформления интерьера жилища и офиса синим цветовым поведенческим типом. Особенности оформления интерьера жилища и офиса зеленым цветовым поведенческим типом. Особенности оформления интерьера жилища и офиса красным цветовым поведенческим типом.

Студенты дискутируют в рамках изучаемых тем, презентуют анализ творческой личности на основе исследования предпочитаемых ею особенностей оформления жилища или офиса, выбора одежды.

Тема 4. 5 (4 часа) Особенности оформления интерьера жилища и офиса желтым цветовым поведенческим типом. Особенности выбора одежды синим и зеленым цветовым поведенческим типом. Особенности выбора одежды красным и желтым цветовым поведенческим типом.

Студенты дискутируют в рамках изучаемых тем, презентуют анализ творческой личности на основе исследования предпочитаемых ею особенностей оформления жилища или офиса, выбора одежды.

Занятие 6 - 13 (16 часов)

Тема 5. Креативные технологии в продвижении товаров и услуг. Креатив в рекламе. Проводятся тренинги разработки креативных технологий в рекламе. Студенты представляют компьютерные презентации самостоятельно разработанных проектов продвижения различных товаров и услуг, презентуют варианты разработанных креативных технологий индивидуального и организационного имиджа.

Тема 6.Креативные технологии в продвижении товаров и услуг. Креативные техники в PR и выставочной деятельности (6 часов)

Проводится семинар по анализу всех пяти целей PR: позиционирования; возвышения имиджа объекта; организации антирекламы (снижение имиджа); организация отстройки от конкурентов; организация контррекламы. В дальнейшем студенты самостоятельно разрабатывают технологии PR. в продвижении товаров, услуг или личности, организации. Анализируются самостоятельно разработанные проекты выставочной деятельности, представленные студентами в виде компьютерных презентаций.


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривает использование при изучении теоретического материала презентационного материала, содержащего основные задачи, стоящие перед обучаемым при изучении каждой темы, ключевые понятия, необходимые для освоения материала, краткое содержание теоретического материала, контрольные вопросы для самостоятельного изучения материала и рекомендуемую литературу.

Практические занятия проводятся в интерактивной форме, студенты осваивают методы групповой работы, проводят дискуссии, разбор конкретных ситуаций в сфере сервиса, осваивают психодиагностическую методику анализа цветового поведенческого типа личности. В рамках практических занятий и отчетных конференций по практикам встречаются с представителями сервисных компаний, демонстрируют в виде презентаций практические результаты разработанных ими креативных технологий, осуществляют обсуждение проблемных ситуаций в сфере современного российского сервиса, предлагают креативные технология продвижения товаров и услуг в современном сервисе.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

  1. Перечень и тематика самостоятельных работ

студентов по дисциплине

  1   2   3   4   5

Похожие:

Кафедра сервисных технологий icon Кафедра сервисных технологий
«Творческие концепции дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 68 Дизайн и 262000. 68 Технология изделий легкой...
Кафедра сервисных технологий icon В нижегородской академии мвд россии объявлен конкурс на замещение...
Кафедра профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности
Кафедра сервисных технологий icon Сервисных услуг на транспорте
Разработан: Некоммерческим партнерством «Ассоциация производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте»
Кафедра сервисных технологий icon Сервисных услуг на транспорте
Разработан: Некоммерческим партнерством «Ассоциация производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте»
Кафедра сервисных технологий icon «Сжатие данных»
Кафедра информационных технологий автоматизированных систем пояснительная записка
Кафедра сервисных технологий icon Кафедра транспортных процессов и технологий
Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте
Кафедра сервисных технологий icon Кафедра транспортных процессов и технологий
По направлению подготовки 23. 03. 03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
Кафедра сервисных технологий icon Программа дистанционного медицинского обслуживания больных пожилого возраста
Государство в рамках фцп «Здравоохранение» предлагает искать решения по повышению качества медицинских услуг, в том числе и за счет...
Кафедра сервисных технологий icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Бизнес-Информатики Кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий
Кафедра сервисных технологий icon Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет бизнес-информатики Кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий
Кафедра сервисных технологий icon Примерная (комплексная) программа «Основы военной службы» для учреждений...
Кафедра педагогики, психологии, организации социальной работы и здоровьесберегающих технологий
Кафедра сервисных технологий icon Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"...
Разработка предметно-ориентированного языка описания структуры и содержания электронных документов
Кафедра сервисных технологий icon Факультет бизнес-информатики Кафедра информационных технологий в...
Постановка задачи, выбор методов реализации и описание технического задания. 14
Кафедра сервисных технологий icon Высшего профессионального образования
Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины: Кафедра международных отношений и мировой политики
Кафедра сервисных технологий icon Бакалавриат
Кафедра пмифи – кафедра физико-математического направления по прикладной математике и информатике ведет обучение в
Кафедра сервисных технологий icon Кафедра транспортных процессов и технологий
«Технология и организация ремонта Титтмо (модуль 1)», составлена в соответствии с требованиями опоп во для студентов направления...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск