ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ»
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Основные цели и задачи проекта…………………………………..4
Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в бразовательном процессе…………………………………………..6
Сохранение здоровья детей – одна из важнейших задач школы………………………………………………………………..10
Гигиенические критерии рациональной организации урока………………………………………………………………….11
Режим смены динамических поз…………………………………………………………………14
Физминутки «по Базарному»…………………………………...15
Применение здоровьесберегающих технологий на разных этапах урока………………………………………………………………20
Ситуационные задачи – источник знаний о здоровье человека….22
Профилактика переутомления учащихся и сохранение их работоспособности на уроках ОБЖ………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………37
Литература…………………………………………………………………..38
Приложение…………………………………………………………………39
Разработка внеклассного мероприятия по ОБЖ в 8-м классе: брейн-ринг по теме «Пожарная безопасность»………………..39
Разработка урока в 6-х классах: «Аптечка. Природные лекарственные средства»……….................................................46
Викторина «Курение или здоровье», ………………………….50
Классный час "Здоровье — это здоровый образ жизни"
(7 -8 класс)..........................................................................................60
« Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»…………….67
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Введение.
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.
Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направления государственной политики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий на уроках, в том числе на уроке математики.
1. Основные цели и задачи проекта
Актуальность проекта:
Было проведено анкетирование и обследование учащихся МОУ СОШ №2 р. п. Новая Майна, представленное в виде таблицы
Здоровье учащихся школы
Группа здоровья
|
2007 -2008 уч год
|
2008 -2009 уч год
|
2009-2010 уч год
|
2010-2011 уч год
|
с хронич. заболеваниями
|
18 % (122)
|
18% (117)
|
22% (142)
|
21% (138)
|
дети –инвалиды
|
0,6% (4)
|
0,6% (4)
|
0,6% (4)
|
0,6% (4)
|
Переболевшие ОРВИ в течение года
|
32% (207)
|
43% (280)
|
48% (313)
|
44 % (289)
|
Мониторинг показывает ухудшение состояния здоровья детей. По результатам углубленного медицинского осмотра выявлено, что 50% учащихся нуждаются в оздоровительных мероприятиях.
Это говорит о том, что проблема сохранения здоровья детей стоит и в нашей школе. И решить её в какой-то мере поможет использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
Цель работы: Создание на уроках ОБЖ условий, способствующих сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся.
Задачи проекта:
Изучить здоровьесберегающие технологии.
Внедрить в практику такие технологии, которые позволили бы сохранять здоровье за счёт увеличения двигательной активности на уроке, не нарушая его целостности.
Создать методическую копилку
Пропагандировать здоровый образ жизни. Научить школьников ценить, уважать и беречь своё здоровье.
Провести цикл информационных, организационно-методических мероприятий для педагогов и родителей по здоровьесберегающим технологиям.
Повысить мотивацию к изучению ОБЖ.
Участники проекта:
Педагоги
Учащиеся МБОУ» Большеяниковская СОШ»
Населении сельского поселения
Содержание проекта:
Данная работа представляет собой разработку материалов для уроков ОБЖ по разным видам деятельности с учётом здоровьесберегающих технологий, комплексов упражнений для рук, осанки, физкультминуток в стихах, сюжетных игр, комплексов упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления, материалов для родителей. Создание банка презентаций учащихся по здоровому образу жизни. Разработки уроков.
Предполагаемый результат:
Укрепление и оздоровление социально-психологического климата на уроках.
Оптимизация учебного процесса.
Повышение качества обучения учащихся на занятиях
Снижение количества пропусков уроков учащимися по болезни
Потребность в здоровом образе жизни.
Создание банка методических разработок по ОБЖ с учетом здоровьесберегающих технологий.
Продукт проекта:
1. Создание методических пособий:
планы занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
2. Методическая копилка:
физкультминутки;
упражнения для снятия напряжения;
дыхательная гимнастика;
аудиозаписи для релаксации;
виды рефлексий.
Дальнейшее развитие проекта
Размещение методических материалов на сайте школы
Консультативная помощь для педагогов
2. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в образовательном процессе.
Рассмотрим понятие «Педагогическая технология». Ученые по-разному трактуют данное понятие, наиболее точным, отражающим суть и компоненты данного понятия, является определение В.М.Монахова: «Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом».
Отличительными чертами педагогической технологии являются:
ответы на вопрос: «Как учить эффективно?»;
наличие целевых установок и концептуальных основ технологии (принципов, особенностей построения занятия и т.д.);
наличие технологического цикла, обеспечивающего эффективность технологии;
получение результата в соответствии с целями технологии;
применимость технологии на разных учебных предметах и разными педагогами.
В среде педагогов существует распространенное заблуждение о том, что любая технология (дифференцированное обучение, игровые технологии, метод проектов и т.д.) может быть здоровьесберегающей, если она обеспечивает психологический комфорт для учащихся. Но формируют ли данные технологии представление о здоровом образе жизни и желание быть здоровым?
Тогда возникает вопрос: «О каких здоровьесберегающих технологиях идет речь в образовательной инициативе «Наша новая школа», «Федеральных государственных стандартах» и других нормативных документах?».
В современной педагогике под понятием здоровьсберегающих технологий понимают «здоровьсберегающий аспект» урока.
Определение
|
Автор
|
Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
|
Н.К.Смирнов
|
Здоровьесберегающая технология – это
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
|
В.Д. Сонькин
|
Совокупность методов и приемов, направленных на здоровьесбережение в учебном процессе, была структурирована и оформлена в виде технологии, которую и стали называть здоровьесбергающей. Технологический подход к «здоровьесберегающиму аспекту урока» оправдан, поскольку именно в таком виде достигаются наилучшие результаты работы в данном направлении.
Изучим более подробно теоретические основы здоровьесбегегающей технологии. Исходя из её названия, большинство педагогов считают, что её главная цель – сохранение здоровья, однако работа со здоровьем – это компетенция медицинских работников. Педагоги компетентны работать только с социально – педагогическими факторами, влияющими на состояние здоровья (условия учебы и отдыха, безопасное поведение и привычки, мотивацию к ведению здорового образа жизни и т.д.). Неудовлетворительное состояние здоровья учащихся, отрицательно сказывающееся на результатах обучения, может явиться дополнительным стимулом для того, чтобы педагог стал системно использовать здоровьсберегающие технологии, но для реального улучшения здоровья учащихся необходима комплексная системная работа и педагогических и медицинских работников.
Целевые установки здоровьесберегающей технологии:
стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:
отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес школьников к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
соблюдение СанПиНов
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
|