Скачать 73.57 Kb.
|
Тропина Ольга Сергеевна Учитель-логопед МКОУ Отроксая СОШ Тема: «Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях». Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Сохранение и укрепление здоровья как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушением речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и учителей начальных классов, воспитателей детских садов необходимо включать здоровьесберегающие технологии. Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми дошкольного младшего школьного возраста помогает эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: 1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. 2. Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях,- уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Сделай дорожку для Колобка» (на песке), «Посмотри на спящего медведя» (раздувание ваты), «Горка растаяла» (раздувание ватной горки», «Чья машинка быстро доедет до гаража?» (игрушки из киндерсюрпризов). Также на логопедических занятиях я использую дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой ( приложение 1). 3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Под моим руководством успешно внедряется система мероприятий и методик по сохранению здоровья - методика по восстановлению зрения В.А. Ковалева. Используя методику Ковалева В.А., зрение детей улучшилось на 5 % . (приложение 2) Зрительная гимнастика используется: - для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз - для укрепления мышц глаз - для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях) Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. 4. Развитие общей моторики. Коррекция особенностей моторного развития проводится как на групповых, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Сама речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В то же время ритм речи, особенно стихов, поговорок и чистоговорок, способствует развитию координации общей моторики. Движения становятся более плавными, выразительными и ритмичными. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. 5. Развитие мелкой моторики. В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка. У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. С помощью игр на песке решаются сложные коррекционно-развивающие задачи. Дети с большим удовольствием играют с песком. Это повышает мотивацию к занятиям, благодаря игре с песком развиваются познавательные процессы. Игры-драматизации на песке способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение (приложение 3) В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии: - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; - корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; -формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала. Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками и школьниками даёт положительные результаты: - снижение уровня заболеваемости; - повышение работоспособности, выносливости; - развитие психических процессов; - улучшение зрения; - формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; - развитие общей и мелкой моторики, - повышение речевой активности; - увеличение уровня социальной адаптации. Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. Список используемой литературы
Приложение 1 Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой Приложение 2 Методика по восстановлению зрения В.А. Ковалева. Приложение 3 Песочная терапия Приложение 4 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Гимнастики для ежедневного проведения: “Весёлая неделька” гимнастика для глаз - Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). - В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) - По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) - В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) - Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз) - В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять, Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) - Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя! |
Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках обж» Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в бразовательном процессе |
Содержание программы коррекционно-развивающей работы в логопедических... Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с фгос дошкольного... |
||
Тема урока: Химический состав клетки Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии |
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в... |
||
Доклад Тема «Ролевые игры на занятиях иностранного языка» ... |
Коррекция моторной сферы у детей с фонетико-фонематическими нарушениями... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79» г. Воронеж. (Мбдоу «Детский сад №79») |
||
Тема. Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни Зож необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно педагогическую и воспитательно образовательную... |
Здоровьесберегающие технологии используемые в доу В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка |
||
Здоровьесберегающие технологии в доу Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий |
Конспекты логопедических занятий тема «Формирование представления о звуках» Материал. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное... |
||
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста.... Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы представить вашему вниманию картотеку игр и упражнений по психогимнастике |
Ежова О. Ю. [236-130-414] В основу педагогического процесса легли здоровьесберегающие технологии В. Г. Алямовской, а также «Программа для родителей и воспитателей... |
||
Добрянский детский сад №16 берёзка Стали лауреатами Всероссийских конкурсов «Газета в детском саду» и «Здоровьесберегающие технологии в образовании» в номинации «Пропаганда... |
Инструкция №19 по технике безопасности для учащихся на кружковых... Инструкция №1 Вводный инструктаж для учащихся школы во время проведения уроков технологии ведения дома |
||
О питании Витаминизация в детском саду Здоровьесберегающие технологии очень популярны в дошкольных учреждениях. Если оздоравливающие процедуры, вроде закаливания, дыхательной... |
Рабочая программа по технологии в 5 классе реализуется на учебных... Мбоу гимназии №3 в соответствии с Программой по учебному предмету «Технология» направление «Технологии ведения дома», разработанной... |
Поиск |