Скачать 1.14 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 г. ТОМСКА Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника: 1.Введение. Владимирова О.А……………………………………….2 2. «Современные средства обеспечения процесса духовно – нравственного воспитания школьников». Горбачёва О.Л………………………………………………………4 3. «Разработка и проведение системы уроков музыки в контексте духовно – нравственного развития школьников». Фёдорова Н.Л………………………………………………………………………..9 4. Разработки классных часов по программе «Социокультурные истоки»:…………………………………….. 1. «Твори добро», 1 класс. Шараева Л.Н………………………..11 2. «Моя дружная семья!», 1 класс. Стасенко Г.Н……………...16 3. «Давайте делать добрые дела» , 2 класс. Тагакова Н.Н……..18 4. «Родной очаг», 2 класс. Загумённых Л.Н. ……………………23 5. «Любовь к ближнему», 3 класс. Дегиль Г.А.…..……………...29 6. «Твори добро», 4 класс. Хилова Е.В………………………… .34 7. «Патриотизм народа России», 4 класс. Кононова Н.В………39 8. «Традиции праздника», 4 класс. Афанасьева Т.М……………45 9. «День православной книги», 5 класс. Супрун М.А…………...51 10. «Летописи», 5 класс. Бруцер Н.И…………………………….58 11. «Путешествие по Московскому Кремлю», 6 класс…………63 12. «Подвиг смирения», 8 класс. Владимирова О.А…………….70 13. «Истоки творческого разума», 9 класс. Бабинецкая Г.В…..78 14. «Образы мира человеческого», 10 класс. Ни Н.А…………...85 В рамках инновационного проекта «Разработка модели Ресурсного центра по духовно – нравственному воспитанию» МИП реализуется Всероссийская комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки». Российская Академия естественных наук рекомендует применение программы «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Программа является хорошим дополнением к содержанию проекта, помогает реализовать его концептуально. Цель данной программы: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей задачей является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. Материал программы концентрирует в себе духовно-нравственные ценности русского народа, российской цивилизации. Духовно-нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития социума. Задачи программы: 1.Развитие духовно – нравственных основ образования. 2.Интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной цивилизации, через использование эффективных технологий обучения. 3.Ориентация ребёнка, его родителей и педагогов на преобразующую деятельность в обществе. 4.Обращение в равной степени всех представителей национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума. 5.Укрепление статуса школы как социального института, служащего стабилизации и консолидации социума. В МАОУ СОШ № 43 программа реализуется с 2008-2009 учебного года через внеурочную деятельность с 1по 11 класс. Педагоги школы разработали систему классных часов по данной программе, приобщая детей, их семьи, к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность. Система классных часов для начальной школы:
Реализация программы идёт через систему классных часов, один классный час в месяц. Материал каждого курса скомпонован по блокам. Каждый блок интегрирован тематически. Мы находимся на этапе апробации и внедрения данной инновации. Сделаны первые шаги по созданию единого воспитательного духовно-нравственного пространства в нашем образовательном учреждении. Занимаясь реализацией внеурочной деятельности с 1по 11 классы, даётся понимание важнейших категорий отечественной культуры, таких как: СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, РОДНОЙ ОЧАГ, ТРУД ЗЕМНОЙ И ТРУД ДУШИ, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ, ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА, ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА, ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ, СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ, ПУТИ К ИСТИНЕ. Внеурочная деятельность помогает решать образовательные задачи программы, направленные на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России, а воспитательный потенциал позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения. Такая работа, выстроенная в чёткую систему, помогает устранить разрыв между начальной, основной и средней школой, реализуется принцип преемственности в воспитательном процессе. Мы видим актуальность этой работы в нашем поликультурном социуме, потому что это возможность выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивацию на социокультурный опыт, в плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, Малой Родине, семье. Горбачёва О.Л., учитель информатики. «Современные средства обеспечения процесса духовно – нравственного воспитания школьников» Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) требует качественно новых результатов и предлагает активно использовать все те возможности, которые представляют сегодня современные цифровые технологии использовать. Учебник «Истоки.1-3 класса» авторов И.А. Кузьмина, Е.Ю. Давыдова, А.В. Камкина, к сожалению, не имеет электронной составляющей, современной мультимедийной поддержки курса, которая бы опиралась на продуманную методику и была ориентирована на реальный учебный процесс с поддержкой урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Электронное пособие «Азбука Истоков. 1-3 класс», созданное в 2010 году, является цифровым образовательным ресурсом, является дополнением к бумажным учебникам. Главной целью пособия является обеспечение освоения знаний, составляющих основу для формирования духовно-нравственной и социокультурной российских традиций. Кроме этого применение цифрового ресурса способствует не только развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, но и овладению умениями работать с различными видами информации с помощью ИКТ, и организации педагогом собственной информационной деятельности, тем самым сформировать навыки применения средств ИКТ в учебной деятельности. К электронному пособию прилагается аннотация, методические рекомендации к организации учебной деятельности, инструкция к использованию и администрированию. Электронное пособие имеет чёткую структуру. Цифровой ресурс, состоит из набора файлов на каждый класс, выполненных в одном стилевом решении. Это важно не только в эстетическом плане, но и для целостного, системного восприятия курса. В каждом классе набор папок: «Аудио», «Видео», «Галерея», «Дополнительный материал», «Опросник», «Презентации». Название папки определяет его содержание. В видео лежит видео, в аудио – музыка. Например, в папке «Презентации» находятся презентации согласно содержанию книги: Меню, Мир, Слово, Образ, Книга. Учебный материал на диске дан в таком объёме, чтобы не только поддержать учебник, но и предоставить в распоряжение учителей и обучающихся необходимую им электронную поддержку. Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.). Содержание электронного пособия помогает понять ценности внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрыть мир отечественных традиций, учитывая особенности возрастного детского восприятия: При создании электронного пособия учитывались возрастные особенности восприятия младших школьников. Чем старше обучающиеся, тем прилагаемый материал более широк и глубок. Сохраняются разделы учебника, ключевые слова, 2 класс «РОДНОЙ ОЧАГ - Родительский дом» В качестве дополнительного материала видео и музыка, галерея познавательного характера, 3 класс «ВЕРА – Присяга». Содержание дополнительного материала помогает увидеть истоки деятельности человека, осознать духовно-нравственные основу, принять многовековую традицию общественного служения. В электронном пособии сделан акцент на родной край, это и лесные жители, и опросник на знание родного города во 2 класс РОДНОЙ ОЧАГ – с. Первомайское. Ещё одной отличительной чертой электронного пособия является связь материала учебника с окружающим миром. 2 класс: «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ– Лес». В программе «Истоки» авторы делают акцент на ценностные ориентации любого вида творчества, будущей профессиональной деятельности, происходит первоначальное знакомство с социокультурными традициями выбора жизненного пути. Цифровой ресурс позволяет связать традиции и историю профессии с современным миром. Обширный материал диска позволяет учителю самостоятельно определить характер урока, например, при изучении темы «Хлеб» 1 класс или 3 класс «НАДЕЖА» 5-класс «Покорение Сибири», а можно распечатать загадки или стихи, 1 класс - Дополнительный материал. Использование электронного пособия позволяет использовать не только учебное время, но и внеучебное. В каждой теме электронного пособия предусматривается учебный мини-проект, который позволяет объединить и повторение пройденного материала, и закрепление, и практическое применение. Он способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к знаниям, развивает творческое мышление и воображения обучающегося, пытливость, любознательность и познавательный интерес и, что особенно ценно для дальнейшей деятельности, формирует позитивный личный опыт. Например, 2 класс (Родной очаг) при изучении понятий род, родовое древо, обучающимся предлагается вместе с родителями создать семейное древо. Или создание темы «Времена года» 1 класс. Важно, чтобы обучающиеся проявили заинтересованность к выбору темы, обсудил её с учителем, родителями. Прохождение этапов проектирования позволяет подготовить их к созданию учебно-исследовательского проекта. Результаты работы можно представить в виде мультимедийного альбома. В каждой теме предусматриваются элементы системы контроля. Одной из форм организации образовательного процесса является контроль и самоконтроль. В электронном пособии представлены задания и с выбором одного ответа из нескольких вариантов, и сортировка данных, и восстановление порядка действий, а также различные игры. При выполнении предложенных заданий, происходит решение не только образовательных задач, но и знакомство с навыками работы ИКТ, развитие УДД. 2 класс «Родные просторы, Храмы Томска». Разнообразие форм представленного материала позволяет сделать электронное пособие не только содержательным, но, что, очень важно, визуально привлекательным и занимательным. Используя материал, представленный в разных форматах, позволяет педагогу использовать в своей деятельности документы разных приложений, изменять и создавать новые, закрепляя навыки работы с приложениями. А благодаря тому, что весь материал разбит на составляющие, педагогу предоставлена возможность редактирования отдельных файлов как ППО, так и СПО, адаптируя их к обучающимся. Содержание диска не только поддерживает учебники, но и предоставляет в распоряжение педагогов и обучающихся необходимую им электронную поддержку, что позволяет реализовывать личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании. Дополнительный материал поможет не только систематизировать, проконтролировать усвоенный материал, но и развить элементы исследовательской деятельности, выполняя задания электронного пособия по проектной деятельности. «Разработка и проведение системы уроков музыки в контексте духовно – нравственного развития школьников». Фёдорова Н.Л., учитель музыки. В современном мире потребность в духовно-нравственной личности занимает центральное место. В связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня на правительственном уровне поставлена задача возрождения духовности и нравственности в обществе. Для решения этой проблемы в Российские школы вводится комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки», основными задачами, которой являются: -развитие духовно-нравственных основ образования; -интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной цивилизации; -ориентация ребёнка, родителей и педагогов на преобразующую деятельность в обществе. Но, ознакомившись с этой программой, я поняла, что в ней отсутствует использование воспитательного потенциала музыкального образования. На решение этой проблемы и был направлен мой проект: «Развитие духовно-нравственных качеств личности обучающихся средствами музыки». Цель проекта: создание целостного образовательного процесса путём разработки взаимосвязанной системы уроков музыки и внеклассных мероприятий, обогащающих темы программы «Социокультурные истоки». В рамках внедрения данного проекта мною был проведен мастер-класс для учителей МАОУ СОШ №43 по теме: «Разработка системы уроков музыки, обогащающих темы программы «Социокультурные истоки». Для создания данной системы использовались следующие материалы: 1.Музыкальный материал по программе «Музыка»; 2.Дополнительный материал «Живопись»; 3.Дополнительный материал «Литература». Коллеги, участвующие в мастер-классе, создавали модели уроков на заданную тему. Темы соответствуют программе по музыке 3 четверти, 4 класса. Уроки должны быть составлены с учетом того, чтобы материал разных видов искусств дополнял и обогащал друг друга, а также раскрывал основные понятия программы «Истоки», которыми должны овладеть обучающиеся 4 классов. Сформулировав цели уроков, мы с коллегами выбрали тот учебный материал, который должен соответствовать поставленным целям и раскрывать основные понятия программы «Истоки», с которыми обучающиеся познакомятся на уроке. На этом этапе были созданы модели уроков музыки, которые будут обогащать занятия по программе «Истоки».На следующем этапе, пользуясь названиями разделов и тем программы «Истоки», коллеги выбрали тот раздел, который дополнит и обогатит созданный урок, тем самым внедрив его в программу. Работая по заданному алгоритму, который состоял из следующих этапов: 1.Знакомство с целями и задачами проекта. 2.Формулировка цели урока. 3.Подбор учебного материала. 4.Создание модели урока. 5.Сопоставление и внедрение в программу «Истоки». 6.Рефлексия. Коллеги создали систему уроков музыки, обогащающую программу «Истоки». Музыка… Что может дать общение с ней современному школьнику? На разных исторических этапах своего развития педагогика музыкального образования давала на этот вопрос разные ответы. В.Я. Сухомлинский в своих трудах подчёркивал роль музыки как «самого чудодейственного, самого тонкого средства привлечения к добру, красоте, человечности…» Считаю, что роль музыки как «Великой педагогики» огромна. Ещё Д.Б.Кабалевский и его последователи: Ю. Алеев, Е. Критская, Л.Н. Алексеева и другие подчёркивали её значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Ведь музыка, как вид искусства заключает в себе совершенно уникальные, отличные от других областей «предметной деятельности» явления, смысл которых становится доступным пониманию лишь в сопряжении с понятием духовность. Я глубоко убеждена в том, что значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь одним из основных средств формирования их духовного мира. Литература: 1.Камкин А.В. Учебник «Истоки», 4 класс. 2.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка», под редакцией Кабалевского Д.Б. 3.Кузьмин И.А «Истоковедение». Шараева Л. Н., учитель начальных классов. |
Программа психолого-педагогической помощи «Контакт+» По материалам сборника по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения, предназначенного для учителей, классных руководителей,... |
Методические рекомендации и материалы по проведению классных часов по теме «Энергосбережение» Кемеровской области и могут быть использованы по проведению классных часов по теме «Энергосбережение». Пособие способствует формированию... |
||
Публичный отчет муниципального образовательного учреждения «Кемпендяйская... Духовно-ценностная ориентация субъекта образовательного процесса основана на эффективном подключении всех ресурсов партнерства школы... |
Сборник материалов для проведения классных часов по тематике безопасности... Рекомендуется для работы учителей, классных руководителей при подготовке тематических классных часов, а также для учащихся при подготовке... |
||
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации программы 2 Принципы... Значимые для разработки и реализации программы характеристики (возрастные и индивидуальные особенности воспитанников) |
Рабочая программа дополнительного образования музей «Православной... Ноу «Лесосибирская православная гимназия» музея «Православной традиции Русской Армии и военно-исторической реконструкции». Организаторами... |
||
Международная конференция «визуальная аналитика» в рамках участия... Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического |
Методические рекомендации разработаны в связи с введением фгос второго... Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете фгос второго поколения |
||
Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации основной образовательной... Характеристика условий разработки и реализации основной образовательной программы 8 |
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников... Организация режима жизнедеятельности детей в рамках реализации вариативной части ооп |
||
Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы; -принципы... Программы характеристики, в т ч характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации рабочей программы... Организационный раздел 37 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 37 |
||
Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного... |
«согласовано» 2014г. «Утверждаю» Стенд создается в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития... |
||
Цели и задачи реализации Программы 5 1 Принципы и подходы к формированию Программы 9 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного... |
Анализ работы методического совета оано гимназии «Эллада» во имя... Кроме того, в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» и Программы духовно-нравственного воспитания РФ приоритетным становится... |
Поиск |