Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника

Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника


Скачать 1.14 Mb.
Название Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника
страница 1/9
Тип Методические разработки
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические разработки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

43 г. ТОМСКА

Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки».

Содержание сборника:

1.Введение. Владимирова О.А……………………………………….2

2. «Современные средства обеспечения процесса

духовно – нравственного воспитания школьников». Горбачёва О.Л………………………………………………………4

3. «Разработка и проведение системы уроков музыки в контексте духовно – нравственного развития школьников». Фёдорова Н.Л………………………………………………………………………..9

4. Разработки классных часов по программе «Социокультурные истоки»:……………………………………..

1. «Твори добро», 1 класс. Шараева Л.Н………………………..11

2. «Моя дружная семья!», 1 класс. Стасенко Г.Н……………...16 3. «Давайте делать добрые дела» , 2 класс. Тагакова Н.Н……..18

4. «Родной очаг», 2 класс. Загумённых Л.Н. ……………………23

5. «Любовь к ближнему», 3 класс. Дегиль Г.А.…..……………...29

6. «Твори добро», 4 класс. Хилова Е.В………………………… .34

7. «Патриотизм народа России», 4 класс. Кононова Н.В………39

8. «Традиции праздника», 4 класс. Афанасьева Т.М……………45

9. «День православной книги», 5 класс. Супрун М.А…………...51

10. «Летописи», 5 класс. Бруцер Н.И…………………………….58

11. «Путешествие по Московскому Кремлю», 6 класс…………63

12. «Подвиг смирения», 8 класс. Владимирова О.А…………….70

13. «Истоки творческого разума», 9 класс. Бабинецкая Г.В…..78

14. «Образы мира человеческого», 10 класс. Ни Н.А…………...85

В рамках инновационного проекта «Разработка модели Ресурсного центра по духовно – нравственному воспитанию» МИП реализуется Всероссийская комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки». Российская Академия естественных наук рекомендует применение программы «Социокультурные истоки» в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Программа является хорошим дополнением к содержанию проекта, помогает реализовать его концептуально. Цель данной программы: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей задачей является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. Материал программы концентрирует в себе духовно-нравственные ценности русского народа, российской цивилизации. Духовно-нравственное воспитание позволит придать образовательной системе новое качество, призванное раскрыть человеческие ресурсы ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития социума.

Задачи программы:

1.Развитие духовно – нравственных основ образования.

2.Интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной цивилизации, через использование эффективных технологий обучения.

3.Ориентация ребёнка, его родителей и педагогов на преобразующую деятельность в обществе.

4.Обращение в равной степени всех представителей национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума.

5.Укрепление статуса школы как социального института, служащего стабилизации и консолидации социума.

В МАОУ СОШ № 43 программа реализуется с 2008-2009 учебного года через внеурочную деятельность с 1по 11 класс. Педагоги школы разработали систему классных часов по данной программе, приобщая детей, их семьи,  к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность.

Система классных часов для начальной школы:

Дата проведения

1 класс

2 класс

3класс

4 класс

Сентябрь.

Знакомство с предметом «Истоки»

Родной очаг: имя, семья, род

Вера: Вера, верность.

Мир отечественных традиций.

Октябрь.

«Радуга дружбы».

Родной очаг: дом, деревня, город

Вера: правда, честь.

Традиции Образа

Ноябрь.

Мои близкие и родные люди»

Родные просторы: лес, река.

Надежда: надежда, согласие.

Традиции Слова.

Декабрь.

«Семейный праздник»

Родные просторы: море -океан, путь-дорога.

Родные просторы: Море -океан, путь-дорога.

Традиции Слова.

Январь.

«Моя Родина»

Труд земной: сев и жатва, братья меньшие

Любовь: любовь, милосер

дие.

Традиции

Дела.

Февраль.

«Образ защитника Отечества»

Труд земной: мастера-плотники, кузнецы-умельцы.

Любовь: доброта, раскаяние

Традиции Дела.

Март.

«Первая книга в школе »

Труд души: Слово, сказка, песня

София: Ум и разум.

Традиции Праздника.

Апрель.

« Праздник в мире Книги»

Труд души: Праздник, книга, икона.

София: Истина, знания и мудрость.

Традиции Праздника.

Май.

Чему ты научился по предмету «Истоки»?

Чему ты научился по предмету «Истоки»?

Чему ты научился по предмету «Истоки»?

Мир отечественных традиций, сберегающих социокультурные ценности для новых поколений.

Реализация программы идёт через систему классных часов, один классный час в месяц. Материал каждого курса скомпонован по блокам. Каждый блок интегрирован тематически. Мы находимся на этапе апробации и внедрения данной инновации. Сделаны первые шаги по созданию единого воспитательного духовно-нравственного пространства в нашем образовательном учреждении. Занимаясь реализацией внеурочной деятельности с 1по 11 классы, даётся понимание важнейших категорий отечественной культуры, таких как: СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, РОДНОЙ ОЧАГ, ТРУД ЗЕМНОЙ И ТРУД ДУШИ, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ, ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА, ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА, ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ, СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ, ПУТИ К ИСТИНЕ. Внеурочная деятельность помогает решать образовательные задачи программы, направленные на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России, а воспитательный потенциал позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения. Такая работа, выстроенная в чёткую систему, помогает устранить разрыв между начальной, основной и средней школой, реализуется принцип преемственности в воспитательном процессе. Мы видим актуальность этой работы в нашем поликультурном социуме, потому что это возможность выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивацию на социокультурный опыт, в плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, Малой Родине, семье.

Горбачёва О.Л., учитель информатики.

«Современные средства обеспечения процесса

духовно – нравственного воспитания школьников»

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) требует качественно новых результатов и предлагает активно использовать все те возможности, которые представляют сегодня современные цифровые технологии использовать.

Учебник «Истоки.1-3 класса» авторов И.А. Кузьмина, Е.Ю. Давыдова, А.В. Камкина, к сожалению, не имеет электронной составляющей, современной мультимедийной поддержки курса, которая бы опиралась на продуманную методику и была ориентирована на реальный учебный процесс с поддержкой урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Электронное пособие «Азбука Истоков. 1-3 класс», созданное в 2010 году, является цифровым образовательным ресурсом, является дополнением к бумажным учебникам.

Главной целью пособия является обеспечение освоения знаний, составляющих основу для формирования духовно-нравственной и социокультурной российских традиций.

Кроме этого применение цифрового ресурса способствует не только развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, но и овладению умениями работать с различными видами информации с помощью ИКТ, и организации педагогом собственной информационной деятельности, тем самым сформировать навыки применения средств ИКТ в учебной деятельности.

К электронному пособию прилагается аннотация, методические рекомендации к организации учебной деятельности, инструкция к использованию и администрированию.

Электронное пособие имеет чёткую структуру. Цифровой ресурс, состоит из набора файлов на каждый класс, выполненных в одном стилевом решении. Это важно не только в эстетическом плане, но и для целостного, системного восприятия курса. В каждом классе набор папок: «Аудио», «Видео», «Галерея», «Дополнительный материал», «Опросник», «Презентации». Название папки определяет его содержание. В видео лежит видео, в аудио – музыка. Например, в папке «Презентации» находятся презентации согласно содержанию книги: Меню, Мир, Слово, Образ, Книга.

Учебный материал на диске дан в таком объёме, чтобы не только поддержать учебник, но и предоставить в распоряжение учителей и обучающихся необходимую им электронную поддержку.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.). Содержание электронного пособия помогает понять ценности внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрыть мир отечественных традиций, учитывая особенности возрастного детского восприятия:

При создании электронного пособия учитывались возрастные особенности восприятия младших школьников.

Чем старше обучающиеся, тем прилагаемый материал более широк и глубок.

Сохраняются разделы учебника, ключевые слова, 2 класс «РОДНОЙ ОЧАГ - Родительский дом»

В качестве дополнительного материала видео и музыка, галерея познавательного характера, 3 класс «ВЕРА – Присяга». Содержание дополнительного материала помогает увидеть истоки деятельности человека, осознать духовно-нравственные основу, принять многовековую традицию общественного служения.

В электронном пособии сделан акцент на родной край, это и лесные жители, и опросник на знание родного города во 2 класс РОДНОЙ ОЧАГ – с. Первомайское.

Ещё одной отличительной чертой электронного пособия является связь материала учебника с окружающим миром. 2 класс: «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ– Лес».

В программе «Истоки» авторы делают акцент на ценностные ориентации любого вида творчества, будущей профессиональной деятельности, происходит первоначальное знакомство с социокультурными традициями выбора жизненного пути. Цифровой ресурс позволяет связать традиции и историю профессии с современным миром.

Обширный материал диска позволяет учителю самостоятельно определить характер урока, например, при изучении темы «Хлеб» 1 класс или 3 класс «НАДЕЖА» 5-класс «Покорение Сибири», а можно распечатать загадки или стихи, 1 класс - Дополнительный материал. Использование электронного пособия позволяет использовать не только учебное время, но и внеучебное. В каждой теме электронного пособия предусматривается учебный мини-проект, который позволяет объединить и повторение пройденного материала, и закрепление, и практическое применение. Он способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к знаниям, развивает творческое мышление и воображения обучающегося, пытливость, любознательность и познавательный интерес и, что особенно ценно для дальнейшей деятельности, формирует позитивный личный опыт.

Например, 2 класс (Родной очаг) при изучении понятий род, родовое древо, обучающимся предлагается вместе с родителями создать семейное древо. Или создание темы «Времена года» 1 класс. Важно, чтобы обучающиеся проявили заинтересованность к выбору темы, обсудил её с учителем, родителями. Прохождение этапов проектирования позволяет подготовить их к созданию учебно-исследовательского проекта. Результаты работы можно представить в виде мультимедийного альбома.

В каждой теме предусматриваются элементы системы контроля. Одной из форм организации образовательного процесса является контроль и самоконтроль. В электронном пособии представлены задания и с выбором одного ответа из нескольких вариантов, и сортировка данных, и восстановление порядка действий, а также различные игры. При выполнении предложенных заданий, происходит решение не только образовательных задач, но и знакомство с навыками работы ИКТ, развитие УДД. 2 класс «Родные просторы, Храмы Томска».

Разнообразие форм представленного материала позволяет сделать электронное пособие не только содержательным, но, что, очень важно, визуально привлекательным и занимательным. Используя материал, представленный в разных форматах, позволяет педагогу использовать в своей деятельности документы разных приложений, изменять и создавать новые, закрепляя навыки работы с приложениями. А благодаря тому, что весь материал разбит на составляющие, педагогу предоставлена возможность редактирования отдельных файлов как ППО, так и СПО, адаптируя их к обучающимся.

Содержание диска не только поддерживает учебники, но и предоставляет в распоряжение педагогов и обучающихся необходимую им электронную поддержку, что позволяет реализовывать личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании. Дополнительный материал поможет не только систематизировать, проконтролировать усвоенный материал, но и развить элементы исследовательской деятельности, выполняя задания электронного пособия по проектной деятельности.
«Разработка и проведение системы уроков

музыки в контексте духовно – нравственного развития школьников». Фёдорова Н.Л., учитель музыки.

В современном мире потребность в духовно-нравственной личности занимает центральное место. В связи с особенностями социокультурной ситуации сегодняшнего дня на правительственном уровне поставлена задача возрождения духовности и нравственности в обществе. Для решения этой проблемы в Российские школы вводится комплексная интегративная программа «Социокультурные истоки», основными задачами, которой являются:

-развитие духовно-нравственных основ образования;

-интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной цивилизации;

-ориентация ребёнка, родителей и педагогов на преобразующую деятельность в обществе.

Но, ознакомившись с этой программой, я поняла, что в ней отсутствует использование воспитательного потенциала музыкального образования. На решение этой проблемы и был направлен мой проект: «Развитие духовно-нравственных качеств личности обучающихся средствами музыки».

Цель проекта: создание целостного образовательного процесса путём разработки взаимосвязанной системы уроков музыки и внеклассных мероприятий, обогащающих темы программы «Социокультурные истоки».

В рамках внедрения данного проекта мною был проведен мастер-класс для учителей МАОУ СОШ №43 по теме: «Разработка системы уроков музыки, обогащающих темы программы «Социокультурные истоки».

Для создания данной системы использовались следующие материалы:

1.Музыкальный материал по программе «Музыка»;

2.Дополнительный материал «Живопись»;

3.Дополнительный материал «Литература».

Коллеги, участвующие в мастер-классе, создавали модели уроков на заданную тему. Темы соответствуют программе по музыке 3 четверти, 4 класса. Уроки должны быть составлены с учетом того, чтобы материал разных видов искусств дополнял и обогащал друг друга, а также раскрывал основные понятия программы «Истоки», которыми должны овладеть обучающиеся 4 классов.

Сформулировав цели уроков, мы с коллегами выбрали тот учебный материал, который должен соответствовать поставленным целям и раскрывать основные понятия программы «Истоки», с которыми обучающиеся познакомятся на уроке. На этом этапе были созданы модели уроков музыки, которые будут обогащать занятия по программе «Истоки».На следующем этапе, пользуясь названиями разделов и тем программы «Истоки», коллеги выбрали тот раздел, который дополнит и обогатит созданный урок, тем самым внедрив его в программу. Работая по заданному алгоритму, который состоял из следующих этапов:

1.Знакомство с целями и задачами проекта.

2.Формулировка цели урока.

3.Подбор учебного материала.

4.Создание модели урока.

5.Сопоставление и внедрение в программу «Истоки».

6.Рефлексия.

Коллеги создали систему уроков музыки, обогащающую программу «Истоки». Музыка… Что может дать общение с ней современному школьнику? На разных исторических этапах своего развития педагогика музыкального образования давала на этот вопрос разные ответы. В.Я. Сухомлинский в своих трудах подчёркивал роль музыки как «самого чудодейственного, самого тонкого средства привлечения к добру, красоте, человечности…» Считаю, что роль музыки как «Великой педагогики» огромна. Ещё Д.Б.Кабалевский и его последователи: Ю. Алеев, Е. Критская, Л.Н. Алексеева и другие подчёркивали её значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Ведь музыка, как вид искусства заключает в себе совершенно уникальные, отличные от других областей «предметной деятельности» явления, смысл которых становится доступным пониманию лишь в сопряжении с понятием духовность. Я глубоко убеждена в том, что значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь одним из основных средств формирования их духовного мира.

Литература:
1.Камкин А.В. Учебник «Истоки», 4 класс.

2.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка», под редакцией Кабалевского Д.Б.

3.Кузьмин И.А «Истоковедение».
Шараева Л. Н., учитель начальных классов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Программа психолого-педагогической помощи «Контакт+»
По материалам сборника по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения, предназначенного для учителей, классных руководителей,...
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Методические рекомендации и материалы по проведению классных часов по теме «Энергосбережение»
Кемеровской области и могут быть использованы по проведению классных часов по теме «Энергосбережение». Пособие способствует формированию...
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Публичный отчет муниципального образовательного учреждения «Кемпендяйская...
Духовно-ценностная ориентация субъекта образовательного процесса основана на эффективном подключении всех ресурсов партнерства школы...
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Сборник материалов для проведения классных часов по тематике безопасности...
Рекомендуется для работы учителей, классных руководителей при подготовке тематических классных часов, а также для учащихся при подготовке...
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации программы 2 Принципы...
Значимые для разработки и реализации программы характеристики (возрастные и индивидуальные особенности воспитанников)
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Рабочая программа дополнительного образования музей «Православной...
Ноу «Лесосибирская православная гимназия» музея «Православной традиции Русской Армии и военно-исторической реконструкции». Организаторами...
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Международная конференция «визуальная аналитика» в рамках участия...
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Методические рекомендации разработаны в связи с введением фгос второго...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете фгос второго поколения
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Характеристика условий разработки и реализации основной образовательной программы 8
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Организация режима жизнедеятельности детей в рамках реализации вариативной части ооп
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы; -принципы...
Программы характеристики, в т ч характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации рабочей программы...
Организационный раздел 37 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 37
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного...
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon «согласовано» 2014г. «Утверждаю»
Стенд создается в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития...
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Цели и задачи реализации Программы 5 1 Принципы и подходы к формированию Программы 9
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного...
Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки». Содержание сборника icon Анализ работы методического совета оано гимназии «Эллада» во имя...
Кроме того, в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа» и Программы духовно-нравственного воспитания РФ приоритетным становится...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск