Скачать 2.45 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Учебное пособие для дополнительного профессионального образования преподавателей, участвующих в обеспечении образовательных программ группы Здравоохранение Волгоград 2012 УДК 61: 378 ББК 74.58 А 86 Рецензенты: Член-корр. РАО, зав. кафедрой УПС Волгоградского государственного социально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор В. В. Сериков Декан факультета дополнительного профессионального образования АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере», доктор медицинских наук, профессор Л. А. Эртель Заслуженный врач РФ, зав. кафедрой поликлинической педиатрии с курсом семейной медицины Астраханской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития, доктор медицинских наук, профессор А. А. Джумагазиев Рекомендовано Центральным методическим советом Волгоградского государственного медицинского университета Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие / А.И. Артюхина, В.И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012.- 212 с. В учебном пособии в соответствии с дополнительной профессиональной образовательной программой повышения квалификации преподавателей медицинских вузов представлены материалы по интерактивным методам обучения и контроля в медицинском вузе, вопросы для самоконтроля усвоения, задания для самостоятельной работы, литература и приложения. Рекомендуется для преподавателей медицинских вузов, в том числе проходящих обучение в системе повышения психолого-педагогической квалификации, аспирантов интересующихся вопросами адаптации и внедрения интерактивных методов в образовательную практику высшей школы. Иллюстрации М. Ю. Будников ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Уважаемые коллеги! Представленное пособие ставит своей задачей адаптацию интерактивных методов к системе высшего медицинского образования и отражает многолетний опыт педагогической работы авторов и всего коллектива ВолгГМУ. Авторы надеются, что материалы пособия будут стимулировать коллег к поискам оптимальной организации учебного процесса на кафедрах медицинских вузов. Выражаем сердечную благодарность преподавателям и профессорам Волгоградского государственного медицинского университета, щедро поделившимся своим педагогическим опытом применения интерактивных методов в обучении студентов-медиков: профессорам и заведующим кафедрами Е. И. Волчанскому (каф. детских болезней), А. В. Воронкову (каф. физической реабилитации и спортивной медицины с курсом восстановительной медицины, физиотерапии, лечебной физкультуры и спортивной медицины ФУВ), А. А. Воробьёву (каф. оперативной хирургии и топографической анатомии), С. В. Дмитриенко (каф. стоматологии детского возраста) В. Л. Загребину (кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии); А. И. Краюшкину (кафедра анатомии человека), д.м.н. Н. В. Малюжинской (каф. детских болезней педиатрического факультета), В. Б. Мандрикову (каф. физической культуры и здоровья), И. Н. Тюренкову (каф. фармакологии и биофармации); доцентам: А. А. Аровой (кафедры детских инфекционных болезней), Л. Н. Грибиной (каф. общественного здоровья и здравоохранения с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФУВ), Е. В. Литвиной (каф. оперативной хирургии и топографической анатомии), А. Н. Поповой (каф. терапевтической стоматологии), А. И. Рукавишникову (каф. хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии); ст.преподавателям О. Ф. Великановой, И. С. Григорьянц (каф.теоретической биохимии с курсом клинической биохимии); ассистентам: В. В. Алфёровой (каф. патологической анатомии с секционным курсом), Е. С. Гуреевой (каф. фармацевтической и токсикологической химии), А. Н. Долецкому, (каф. нормальной физиологии), И. Н. Ивановой, (каф. дерматовенерологии), О. А. Карпухиной (кафедра детских инфекционных болезней), Е. Г. Черкесовой (кафедра госпитальной терапии, ВПТ, с курсом ревматологии ФУВ), В. В. Багметовой (каф. фармакологии и биофармации ФУВ), О. И. Шутовой (каф. общей и клинической психологии), Ю. П. Варавкиной (каф. социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий). Любые замечания и пожелания коллег, преподавателей, студентов, врачей авторы с благодарностью примут по адресу: mothersasha@rambler.ru. Знать необходимо не за тем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать. М. Горький ВВЕДЕНИЕ В новой социальной ситуации в России на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера высшего профессионального образования претерпевает существенные изменения - профессиональное образование в XXI веке предстаёт как целостный процесс личностного и профессионального развития специалиста. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его ведущей целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида, что также актуально и для высшего медицинского образования, ибо «не техника и наука, а личность врача обуславливают его успех» (Эрвин Лик). Повышению качества и модернизации медицинского образования в Российской Федерации посвящён ряд научных симпозиумов, в том числе и прошедшая в апреле в Москве III Общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование – 2012» в решении которой определены важнейшие направления развития системы медицинского образования в Российской Федерации на ближайшее будущее. Особенно отмечено, что совершенствование подготовки преподавателей медицинских и фармацевтических вузов, и их непрерывное профессиональное развитие является обязательным условием для обеспечения качественного медицинского образования. Подготовка высококвалифицированных кадров для здравоохранения будет эффективной, если врач-педагог постоянно совершенствуется не только в собственно профессиональной (медицинской) сфере, но и наращивает свой психолого-педагогический потенциал. Модернизация высшего медицинского образования в России, основанная на личностной парадигме и компетентностном подходе как приоритетном, станет эффективной, если профессорско-преподавательские коллективы вузов и каждый конкретный преподаватель высшей школы будут обладать готовностью проектировать и организовывать образовательный процесс, обеспечивать качество подготовки специалистов для системы здравоохранения в соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения. Преподаватель вуза стоит на передовом рубеже инновационной деятельности университета. Его готовность к управлению качеством обучения дисциплине с реализацией компетентностного подхода к высшему образованию, с учётом современных технологий профессионально-ориентированного обучения врачей и провизоров, на основе знания нормативно-правовых основ деятельности вуза, ФГОС ВПО 3-го поколения и инновационного характера современной науки во многом определяется его навыками использовать интерактивные методы в обучении студентов. Глава 1. СУЩНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Современное медицинское образование — это обучение «при постели больного», интегрированное с инновационными областями биологической науки и других смежных наук Н. Мухин 1.1. Предпосылки возникновения интерактивного обучения Появление инноваций в образовании всегда обусловлено потребностью практики. Переориентация цели высшего медицинского образования повлекла за собой изменение стратегии образовательной деятельности и сейчас в высшей профессиональной школе на смену стратегии обучения приходит стратегия развития. Требования к профессиональной подготовке и личностным качествам врача и провизора постоянно повышаются, и чтобы им соответствовать инновационное развивающее обучение учитывает ряд существенных организационно-методических аспектов. В процессе профессионального обучения студенты должны приобретать компетентностный опыт, а для этого педагогу необходимо опираться на имеющийся у студентов опыт и уровень развития. Реализация стратегии непрерывного образования на протяжении всей жизни станет возможной, если уже в студенческие годы будущий специалист овладеет учебно-исследовательской компетентностью. Преподавателям медицинского вуза необходимо мотивировать студентов, как к освоению конкретной дисциплины, так и развивать интерес к продолжению обучения в будущем, а для этого сам процесс учения должен стать интересным. Поскольку развивающее обучение возможно только при самостоятельных усилиях обучающихся, то возникает необходимость одновременного обучения студентов методам, техникам, навыкам самообразования. Инновационная образовательная стратегия развития подразумевает и изменение ролевых позиций преподавателя и студентов. Соответственно педагогики сотрудничества преподаватель при проведении занятий остаётся ведущим, но сознательно отказывается от традиционной информативно-контролирующей функции в учебном взаимодействии, а обеспечивает активизацию познавательного интереса и устремлений студентов за счёт организации эффективной учебной деятельности для каждого студента. Новая образовательная стратегия вызвала к жизни и новые тактические подходы к её реализации, обусловила потребность в активных и интерактивных методах обучения. Существенным условием реализации основных образовательных программ подготовки специалиста на основе ФГОС ВПО становится широкое использование в образовательном процессе высшей медицинской школы активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. Основными характеристиками выпускника медицинского вуза становятся его компетентность и мобильность, что обуславливает смещение акцента при изучении учебных дисциплин на собственно процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Рассматривая студента как субъект учебной деятельности, приходится учитывать, что обучающийся включается в образовательный процесс с разной степенью активности. Под познавательной активностью понимают личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Уровни активности учащихся подразделяют в соответствии с известной классификацией методов обучения на репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий. Если же за основу уровня познавательной активности берётся образ действия, то в дидактике выделяют воспроизводящий, интерпретирующий и творческий уровни. Воспроизводящий уровень характеризуется способами выполнения действий по образцу, когда студент старается понять, запомнить, воспроизвести полученные знания. Интерпретирующий уровень подразумевает не только понимание учебного материала, но и способность применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. На творческом уровне активность студентов проявляется в готовности к выявлению междисциплинарных связей, самостоятельному поиску решения проблем и выявления таких проблем. В научно-педагогической и психологической литературе существуют разные взгляды на источники активности обучающегося. Распространена точка зрения, что искать источники активности следует в самом человеке, его мотивах и потребностях. Другие учёные обнаруживают источники активности в естественной среде, окружающей человека, и выявляют факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, принято относить: - познавательный и профессиональный интерес; - творческий характер учебно-познавательной деятельности; - состязательность; - игровой характер проведения занятий; эмоциональное воздействие указанных факторов. Ряд исследователей видит источники активности во взаимосвязи их с личностью преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют: - проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуализацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегулирования; - создание условий для новых и более высоких форм мотивации, к которым относят стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста по А. Маслоу; - овладение студентами современными эффективными средствами для реализации своих установок на активное освоение новых видов деятельности, знаний и умений; - интенсификацию умственной работы учащегося как за счет более рационального использования времени учебного занятия, так и за счёт более эффективного общения студента с преподавателем, учеников между собой. Такие исследователи, как В. Б. Гаргай, Е. В. Коротаева, М. В. Кларинидр, обнаруживают источник учено-познавательной активности в форме взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся. Проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании, с точки зрения этих учёных, может быть успешно решена с помощью интерактивного обучения. Таким образом, потребность в новых тактических подходах для решения стратегических образовательных задач, поиски эффективных источников учебно-познавательной активности обратили внимание педагогов на интерактивное обучение. 1.2. Характеристика интерактивного обучения Первоначально термин «интеракция» (от англ. interaction — взаимодействие) появился в социологии и социальной психологии. Представление о развитии и жизнедеятельности личности, созидании человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми стало ядром теории символического интеракционизма, основоположник которой американский философ Дж. Мид. Воздействие положений интеракционизма обнаруживается в общей, возрастной и педагогической психологии. Интеракция в психологии предстаёт, как способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (с человеком). Социальную интеракцию принято рассматривать в качестве процесса, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. Именно в групповом взаимодействии, а не в индивидуальной деятельности, по мнению К. Левина возникают продуктивные изменения в установках и поведении людей. Идеи интеракции проникли также в педагогику и вызвали к жизни работы, в которых обучение обосновывалось как общение, кооперация, сотрудничество равноправных участников и обозначалось через такие понятия как «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения». Что же вкладывают педагоги-исследователи в понятие «интерактивное обучение»? Под интерактивным обучением понимают:
Соответственно интерактивные методы от англ. (inter - “между”; act – “действие”)– это методы обучения, позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Как же разграничить активные и интерактивные методы обучения? В последние годы эти термины применяются широко, но общепринятой трактовки понятий нет. Активные методы обучения объединяет формы индивидуального и коллективного освоения учебного материала, использующего фактические данные конкретной проблемы и ее теоретические обобщения. Наиболее эффективными из них являются ситуационные методы: анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, инсценировки, разбор инцидентов, деловые игры. Цель активных методов обучения заключалась в интеграции всех психических процессов (речь, память, воображение и т.д.) для усвоения знаний, умений, навыков. Первоначально активные методы обучения исследовались и внедрялись на уровне школьного обучения. В дидактический процесс высшей школы активные методы, стали проникать позже, после соответствующей адаптации. В работах М. Матюшкина даётся обоснование необходимости использования активных методов во всех видах учебной работы студентов. Теория активных методов обучения основывается на концепции «предметного содержания деятельности», созданная академиком А. Н. Леонтьевым. Согласно данной концепции познание признаётся деятельностью, направленной на освоение предметного мира, то есть является предметной деятельностью. Человек, вступая в контакт с предметами внешнего мира, обретает посредством обучения и самообучения практический опыт познания и преобразования мира. При применении в учебном процессе активных методов обучения студент большую часть учебного времени выполняет самостоятельные действия. Сущность активных методов заключается в том, что обучаемый получает необходимые ему знания путем изучения и анализа различных источников информации, характеризующих практическую деятельность производственных коллективов. Представление об отличиях во взаимодействии преподавателя и студентов в учебном процессе, организованном традиционно, с использованием активных и интерактивных методов обучения показано на рис. 1. А.
Б.
В.
Рис. 1. Взаимодействиe преподавателя и студентов в учебном процессе, организованном традиционно (А), с использованием активных (Б) и интерактивных (В) методов обучения. К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами результаты обучения практической деятельности. Такое понимание проблемы дает следующее преимущество: 1. Однозначно определяется цель активного обучения — добиться существенно лучших результатов, чем при традиционном общепринятом методе. 2. Отсутствует жесткое ограничение — что конкретно относить к активным методам. 3. Обозначено главное отличие — способ получения, переработка и реализация учебных сведений. 4. Зафиксирована четкая нижняя граница — практическая деятельность, т.е. третий уровень обучения. 5. Не обозначена верхняя граница обучения, т.е. предусмотрено, что активными методами можно формировать и совершенствовать четвертый уровень обучения — истинное творчество. 6. Обусловлен объективный критерий лучших результатов, т.е. не общеизвестные, завышенные субъективные отметки на зачетах и экзаменах, а документированные результаты решения задач, тестового контроля, самостоятельной работы учащегося с реальными объектами профессиональной деятельности, например у студента-медика, и врача — работа с больными. 7. Цель и условия — объективно лучшие результаты обучения и высокий (минимум три) уровень обучения. Исходя из вышеперечисленного, определились три важнейших направления, улучшающих качество обучения: ― оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов; ― оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения; ― моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого — дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки врача. Функция преподавателя при этом сводится к организации самостоятельной работы студента и её контролю. Помимо совокупности общедактических принципов обучения в высшей школе в учебный процесс, построенный на активных методах обучения вносят дополнительно принцип отбора сведений для целей обучения дисциплины и принцип выделения ключевых сведений, а в принцип «негативного опыта» добавляют пару новых обучающих элементов. Известно, что при обучении новому человек допускает ошибки, и задача преподавателя состоит в том, чтобы студент допускал ошибки в процессе учёбы, изучал их, анализировал и не допускал потом в практической профессиональной деятельности. Поэтому в условиях обучения с использованием активных методов дополнительно с одной стороны, проводят анализ ошибок, допущенных в конкретных ситуациях, а с другой – создают условия для ошибки со стороны студента в процессе освоения знаний, умений и навыков. Исходно вопрос или задача формулируется таким образом, что из-за отсутствия необходимого опыта студент допускает ошибку. Последующий разбор рассуждений и действий студента помогает выявить причину ошибки и разработать оптимальную тактику, способную в аналогичном случае привести к правильному решению задачи. Интерактивное обучение (см. рис.1), представляет собой способ познания, осуществляемый во взаимодействии обучающихся: все участники образовательного процесса (педагог и студенты) вступая друг с другом в общение и совместную деятельность, не просто обмениваются учебной информацией, но совместно участвуют в учебной ситуации: трансформируя её в ситуацию профессионально-личностного развития, выявляя и решая проблемы, включая как механизм самооценки и рефлексии, так и механизм критического осмысления действий других участников общения. По сути, интерактивное обучение основывается на стимулировании учебно-познавательной активности всех студентов путём погружения их в атмосферу делового сотрудничества, ориентированного на разрешение реальных профессиональных проблем. Студенты, проведя анализ вероятных способов выполнения поставленного задания, выбирают из них оптимальный и, опираясь на имеющиеся и вновь полученные знания, обосновывают свой выбор. Таким образом, студенты приобретают новый опыт применения своих знаний и умений, что и составляет смысл интерактивного обучения. Интерактивное обучение обеспечивает формирование общекультурных и профессиональных компетенций, поскольку способствует решению ряда задач:
Помимо названных учебно-познавательной (предельно конкретной) и коммуникативно-развивающей (связанной с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания) задач интерактивному обучению приписывают и решение социально-ориентационной задачи, результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства. К принципам организации интерактивного обучения относят: диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения. Основные методические принципы интерактивного обучения:
Конечная цель и основное содержание образовательного процесса при интерактивном обучении сохраняются, но происходит изменение формы представления учебного материала, и вместо транслирующей используют полилоговую форму, с опорой на взаимопонимание и взаимодействие. На первый план выходит групповая форма организация учебной деятельности. Известные постулаты дидактики свидетельствуют, что обучение путём «делания» в 6-7 раз продуктивнее, чем традиционным путём. Если в традиционном обучении речь шла о необходимости получения прочных знаний по дисциплине, на базе которых формировались умения, то при интерактивном обучении в процессе совместной деятельности идёт выработка умений и параллельно приобретаются необходимые для этого знания. Логика образовательного процесса при интерактивном обучении отличается и идёт не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Интерактивное обучение базируется на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей, так как большинство интерактивных методов обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. При этом студенты, приобретая новые знания и новый опыт, обмениваются ими друг с другом, идёт процесс взаимообучения и взаимообогащения, причём каждый вносит в этот процесс свой индивидуальный вклад. Получается, что студенты, обмениваясь знаниями, идеями, способами деятельности частично выполняют обучающие функции преподавателя, а это в свою очередь способствует повышению мотивации обучающихся и продуктивности обучения. Совместная деятельность студентов организуется в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только осваивать требуемые компетенции, но и стимулирует саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Деятельность преподавателя при организации интерактивного обучения меняется, акцент смещается со студента как индивида на группу взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Преподаватель в условиях интерактивного обучения – партнёр, консультант, лидер группы, фасилитатор, создатель условий для инициативы студентов - выступает лишь одним из источников информации, уделяя основное внимание организации эффективного взаимодействия и помощи студентам в работе. Ряд педагогов-исследователей полагают, что при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Причём параллельно действует известный психологический феномен - заражение (не подражание, а именно заражение), вследствие чего любая высказанная товарищем мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную. В чём же видят положительные результаты применения интерактивного обучения? В научно-педагогической литературе зафиксировано несколько позитивных эффектов интерактивного обучения. 1. Интерактивное обучение способствует лучшему пониманию, усвоению и творческому применению знаний при решении практических задач, что объясняется более активным участием студентов, как в получении, так и в скорейшем использовании знаний (здесь и теперь). Систематическое применение интерактивных методов обучения, а ФГОС ВПО 3-го поколения нацеливают нас на это, позволяет студентам овладевать оптимальными навыками работы с информацией, поскольку постоянное выражение своей позиции нивелирует страх ошибки, ибо даже ошибочное высказывание не карается отрицательной оценкой. Совместная деятельность способствует возникновению доверительных отношений с преподавателем. 2. Интерактивное обучение повышает заинтересованность студентов за счёт их причастности к решению обсуждаемых проблем. Возросшая мотивация способствует эмоциональному включению студентов в активный поиск, стимулирует их к конкретным действиям, даёт возможность каждому показать свою успешность. Личное участие в общей деятельности, в решении проблемы делает учёбу не только увлекательной, но наполняет смыслом и ответственностью. 3. Интерактивное обучение даёт студентам возможность получить новый опыт деятельности, общения, переживаний, позволяет осуществить перенос способов организации деятельности, востребует личностный потенциал студентов, что выступает важным условием для формирования и совершенствования компетентностей. 4. Интерактивное обучение позволяет сделать систему контроля учебных достижений студентов в освоении общекультурных и профессиональных более гибкой и гуманной за счёт сотрудничества и систематической обратной связи. У большинства преподавателей вузов сложилось представление об интерактивном обучении прежде всего через призму новых информационных технологий, дистанционного обучения, участия в вебинарах и других видах он-лайн взаимодействиях, применения интерактивных атласов и прочих электронных ресурсов. Действительно, современные компьютерные программы играют обучающую роль, обеспечивая с помощью интерактивных средств и устройств непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером. Такие обучающие программы дают возможность студентам работать в собственном темпе, регулировать скорость изучения материала, проверять качество усвоения темы в режиме реального времени, то есть управлять ходом обучения. В то же время Hi-Tech технологии позволяют студентам не только поддерживать активный обмен сообщениями с информационной системой, но и вступать в интерактивный, можно сказать «живой» диалог (письменный или устный) с реальным партнером (преподавателем, другими студентами). Однако такой взгляд на интерактивное обучение не является исчерпывающим. Рассмотрим классификацию активных и интерактивных методов обучения. |
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
||
Учебное пособие Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с |
Учебное пособие тема: «профилактика пролежней» Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными |
||
Учебное пособие Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
Учебное пособие Оренбург 2013 Учебное пособие предназначено для додипломного образования по специальностям 060101 Лечебное дело; 060103 Педиатрия |
||
Учебное пособие Иркутск 2006 Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов» |
Учебное пособие ... |
||
Компьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал... |
Компьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал... |
||
Учебное пособие Викторова Т. С., Парфенов С. Д. Системы компьютерной графики. Учебное пособие, том 13 Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме,... |
Учебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» |
||
Учебное пособие Г82 Противодействие организованной преступности: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Гурова, B. C. Овчинского. М.: Инфра-м,... |
Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью... Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации ауц |
||
Учебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних» Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация... |
Учебное пособие для бакалавров Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,... |
Поиск |