Скачать 0.79 Mb.
|
АВИАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «Северный Ветер» СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации АУЦ Москва 2013 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Список сокращений……………………………………………………………………2 2. Общие положения……………………………………………………………………...5 3. Требования ИКАО …………………………………………………………………….5 4.Концепция безопасности полетов ………………………………………...…………..6 5. Причинность происшествий. Модель Ризона …………………………………...….8 6. Модель SHELL...………………………………………………………………………10 7. Ошибки и нарушения……………………………………………………..…………..12 8.Культурологические факторы……………………………………………..………….13 9. Расследование в области безопасности полетов……………………...…………….14 10 Введение в концепцию управления безопасностью полетов. ...…………………..16 11. Управление безопасностью полетов. Восемь структурных элемнтов …………...17 12. Факторы опасности……..……………………………………………………………18 13. Программа анализа полетных данных (АПД)………………………………..…......20 14. Программа LOSA …………………………………………………………………….21 15. Факторы риска для безопасности полетов………………………………………….21 15. SARPS ИКАО для Управление безопасностью полетов …………………… ……22 16. Планирование СУБП………………………………. ………………………………..23 17. Функционирование СУБП …………………….…………………………………….26 18. Государственная программа по безопасности полетов……………………………32 19. Программа безопасности в пассажирском салоне………………………………….32 20. Управление безопасностью полетов на аэродроме……………………………… ..37 21. Безопасность при техническом обслуживании……………………………………..40 22. Литература…………………………………………………………………………….44 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ АПД Анализ полетных данных АСЕКНА Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре ВГА Ведомство гражданской авиации ГПБП Глобальный план обеспечения безопасности полетов (ИКАО) ГСАИ Глобальная сеть авиационной информации (ДР Допустимость риска) ЕВРОКОНТРОЛЬ Европейская организация по обеспечению безопасности воздушной навигации ЕС Европейский Союз ИАТА Международная ассоциация воздушного транспорта ИКАО Международная организация гражданской авиации ИСО Международная организация по стандартизации ИФАЛПА Международная федерация ассоциаций линейных пилотов ИФАТКА Международная федерация ассоциаций диспетчеров УВД кг Килограмм м Метр(ы) м.миля Морская миля МБП Менеджер по вопросам безопасности полетов МПД Мониторинг полетных данных МСА Международный совет аэропортов МСДА Международный совет деловой авиации НАСА Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (США) НПВУ Наименьший практически возможный уровень ОВД Обслуживание воздушного движения ОрВД Организация воздушного движения ПАОА План на случай аварийной обстановки на аэродроме ПК Персональный компьютер РПИ Район полетной информации РУБП Руководство по управлению безопасностью полетов СОК Система обеспечения качества СПД Самописец полетных данных ССОДБП Системы сбора и обработки данных о безопасности полетов СУБП Система управления безопасностью полетов СЭП Стандартные эксплуатационные правила УВД Управление воздушным движением УПП Ущерб от постороннего предмета УППКБП Универсальная программа проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов ФАУ Федеральное авиационное управление (США) ФБП Фонд безопасности полетов фут Футы ЦУК Центр управления кризисной ситуацией ACARS Бортовая система связи воздушных судов для адресации и передачи сообщений ADREP Представление данных об авиационных происшествиях/инцидентах (ИКАО) AIRS Система представления данных об инцидентах летным экипажем AME Инженер по техническому обслуживанию воздушных судов AMJ Сводный консультативный материал AMO Утвержденная организация по техническому обслуживанию ASR Донесение о безопасности полетов ASRS Система донесений о безопасности полетов (США) ATA Американская ассоциация воздушного транспорта ATCO Диспетчер УВД ATSB Управление по безопасности на транспорте в Австралии BASIS Система информации о безопасности полетов авиакомпании «Бритиш эруэйз» CANSO Организация по аэронавигационному обслуживанию гражданской авиации CAP Издание ведомства гражданской авиации (Соединенное Королевство) CAST Группа специалистов по безопасности полетов коммерческой авиации CD Компакт-диск CEO Главный исполнительный директор CHIRP Программа конфиденциального представления данных об инцидентах, связанных с человеческим фактором (Соединенное Королевство) Cir Циркуляр CNS Связь, навигация и наблюдение CRM Оптимизация работы экипажа CVR Бортовой речевой самописец DASS Директорат по аэродромным стандартам и безопасности DGAC Direction Générale de l’Aviation Civile (France) (Генеральный директорат гражданской авиации) (Франция) DME Дальномерное оборудование Doc Документ EASA Европейское агентство по безопасности полетов EBAA Европейская ассоциация деловой авиации ECCAIRS Европейский координационный центр системы представления данных об авиационных инцидентах EGPWS Усовершенствованная система предупреждения о близости земли ERP План мероприятий на случай аварийной обстановки FCO Распоряжение летным экипажам FMEA Анализ режимов и последствий отказов FMS Система управления полетом FOQA Контроль качества летной работы FPD База данных программы АПД FSO Сотрудник, ответственный за безопасность полетов GPS Глобальная система определения местоположения GPWS Система предупреждения о близости земли HAZid Выявление опасных факторов ILS Система посадки по приборам INDICATE Идентификация необходимых средств защиты в гражданском воздушном транспорте ISASI Международное общество специалистов по расследованию в целях обеспечения воздушной безопасности ISIM Комплексная методология расследования опасных случаев JAA Объединенное авиационное ведомство JAR Единые авиационные требования (JAA) LOSA Проверки безопасности полетов при производстве полетов авиакомпаниями MEDA Пособие для принятия решений по недопущению ошибок при техническом обслуживании (компания «Боинг») MNPS Требования к минимальным навигационным характеристикам MRM Оптимизация работы персонала технического обслуживания MSAW Система предупреждения о минимальной абсолютной высоте в секторе NBAA Национальная ассоциация деловой авиации NOSS Обследование состояния безопасности полетов при работе в нормальных условиях NTSB Национальное управление по безопасности на транспорте (США) OFSH Справочник эксплуатанта по безопасности полетов OIRAS Системы оперативного представления и анализа данных об инцидентах OJT Подготовка на рабочем месте OSH Техника безопасности и гигиена труда PANS Правила аэронавигационного обслуживания PANS-ATM Правила аэронавигационного обслуживания. Организация воздушного движения PANS-OPS Правила аэронавигационного обслуживания. Производство полетов воздушных судов QAR Самописец данных для экспресс-анализа R/T Радиотелефонная связь RA Рекомендация по разрешению угрозы столкновения RNP Требуемые навигационное характеристики RVSM Сокращенный минимум вертикального эшелонирования SARPS Стандарты и рекомендуемая практика (ИКАО) SDR Запрос данных о безопасности полетов SDR Система представления данных об эксплуатационных трудностях SHEL Software/Hardware/Environment/Liveware (Процедуры/объект/среда/субъект) SID Стандартная схема вылета по приборам SIL Перечень проблем безопасности полетов SIN Постоянно действующие инструкции STAR Стандартная схема прибытия по приборам STCA Предупреждение о конфликтной ситуации краткосрочного характера TCAS Система оповещения о воздушной обстановке и предупреждения столкновений TEM Контроль факторов угрозы и ошибок TP Издание министерства транспорта (Канада) TRM Оптимизация работы в команде U.K. Соединенное Королевство ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Авиация отличается гигантскими технологическими скачками, которые она совершила за последнее столетие. Этот прогресс был бы невозможен без параллельных достижений в области контроля и уменьшения опасных факторов в деятельности авиации. Учитывая многочисленные способы, которыми авиация может причинить телесные повреждения или ущерб, с самых первых дней полетов специалисты отрасли занимаются вопросами предотвращения авиационных происшествий. Благодаря последовательному применению наилучшей практики управления безопасностью полетов частота и тяжесть авиационных происшествий существенно снизились. ТРЕБОВАНИЯ ИКАО Безопасность полетов всегда была решающим соображением во всей деятельности авиации. Это отражено в целях и задачах ИКАО, сформулированных в статье 44 Конвенции о международной гражданской авиации (Doc 7300), широко известной как Чикагская конвенция, которая возлагает на ИКАО ответственность за обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире. При определении потребностей государств в области обеспечения безопасности полетов ИКАО проводит следующее различие между программами обеспечения безопасности полетов и системами управления безопасностью полетов (СУБП): Программа обеспечения безопасности полетов представляет собой комплекс правил и мер, направленных на повышение уровня безопасности полетов. Система управления безопасностью полетов (СУБП) представляет собой упорядоченный подход к обеспечению безопасности полетов, включающий необходимые организационные структуры, сферы ответственности, политику и процедуры. Стандарты и Рекомендуемая практика (SARPS) ИКАО ( Приложение 6 "Эксплуатация воздушных судов", Приложение 11 "Обслуживание воздушного движения" и Приложение 14 "Аэродромы" Приложении 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу", Приложении 13 "Расследование авиационных происшествий и инцидентов", ) требуют от государств принятия программы обеспечения безопасности полетов в целях достижения приемлемого уровня безопасности при производстве полетов. КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ Для понимания сути управления безопасностью полетов необходимо уточнить, что подразумевается под термином “безопасность”. Недопущение происшествий (или серьезных инцидентов) было бы желательным результатом, стопроцентный уровень безопасности является недостижимой целью. Несмотря на все усилия по предотвращению сбоев и ошибок, они, тем не менее, будут иметь место. Ни один вид человеческой деятельности и ни одна искусственная система не могут гарантированно считаться абсолютно безопасными, т. е. свободными от риска. Безопасность является относительным понятием, предполагающим, что в “безопасной” системе наличие естественных факторов риска считается приемлемой ситуацией. Безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ На раннем этапе своего развития коммерческая авиация представляла собой деятельность без должного нормативного регулирования, которая характеризовалась следующими признаками: несовершенными техническими средствами, отсутствием надлежащей инфраструктуры, ограниченным контролем, недостаточным пониманием факторов опасности, присущих авиационной деятельности, и производственными потребностями, несоразмерными со средствами и ресурсами, фактически имеющимися в наличии для удовлетворения таких потребностей. Благодаря техническим усовершенствованиям (чему во многом способствовало расследование авиационных происшествий), а также вследствие последующего развития соответствующей инфраструктуры, стало наблюдаться постепенное, но устойчивое снижение частоты авиационных происшествий, а также рост тенденций к регулированию. В результате этого появилась все еще широко распространенная точка зрения о том, что безопасность полетов можно гарантировать, если следовать установленным правилам, а отклонение от этих правил обязательно приведет к сбоям в обеспечении безопасности полетов. Не отрицая огромное значение соблюдения нормативных положений, все в большей степени признается, что это не может быть абсолютным средством обеспечения безопасности полетов, в особенности по мере усложнения авиационных операций. Для такой открытой и динамичной эксплуатационной системы как авиация инструктивный материал по всем возможным эксплуатационным сценариям просто невозможно предусмотреть. Движущей силой процессов являются убеждения. В этом новом процессе обеспечения безопасности полетов основное внимание уделялось последствиям (т. е. крупным авиационным происшествиям и/или инцидентам), а для определения причины делался упор на расследование авиационных происшествий, включая вероятность отказов техники. Если отказов техники выявлено не было, внимание переключалось на возможность нарушения правил эксплуатационным персоналом. Типичным результатом такого подхода была выдача рекомендаций относительно обеспечения безопасности полетов, направленных почти исключительно на конкретную, непосредственную проблему безопасности полетов, которая, как было установлено, явилась причиной сбоя в обеспечении безопасности полетов. Опасным условиям уделялось мало внимания, которые в расследуемом событии хотя и присутствовали, но не имели "причинной" связи, даже если они были потенциально опасными для авиационной деятельности при различных обстоятельствах. Период с середины 1970-х до середины 1990-х годов назвали "золотой эрой" человеческих факторов в авиации, подразумевая при этом огромные инвестиции авиационной отрасли для обуздания этой трудноуловимой и вездесущей ошибки человека. Тем не менее, несмотря на масштабные инвестиции ресурсов в меры по уменьшению ошибок, к середине 1990-х годов действия человека продолжали оставаться повторяющимся фактором в сбоях обеспечения авиационной безопасности. Оборотной стороной мер в области человеческого фактора, принимаемых в течение значительного периода "золотой эры", явилось то, что они имели тенденцию концентрироваться на индивидууме, обращая мало внимания на эксплуатационный контекст, в котором индивидуумы выполняли свои задачи. Только в начале 1990-х годов впервые было признано, что индивидуумы работают не в вакууме, а в определенных эксплуатационных условиях. Хотя в то время имелась литература о том, как особенности эксплуатационного контекста могут повлиять на деятельность человека и формировать развитие событий и их последствия, этот факт авиацией был признан только в 1990-х годах. Это ознаменовало начало "организационной эры", когда безопасность полетов стала рассматриваться в системном плане, охватывающим организационные, человеческие и технические факторы. Также в это время в авиации появилось понятие происшествия по организационным причинам. Традиционный подход. Предотвращение авиационных происшествий |
В. Н. Антонова и заместителя генерального директора директора летного комплекса Памятка предназначена для общего ознакомления персонала с основами идеологии управления безопасностью полетов и оказания помощи в... |
Учебный Центр «Северный Ветер» Программа подготовки летного состава к полетам в регионах в условиях rvsm рассмотрена и одобрена Учебно-методическим советом ассоциации... |
||
1. система управления безопасностью дорожного движения в тдк россии... Подготовки и переподготовки специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте |
Учебное пособие ульяновский авиационный колледж Профессиональный... Разработчик: Чумакова Л. И. – преподаватель специальных дисциплин огбоу спо «Ульяновский авиационный колледж» |
||
Авиационный Учебный Центр Программа предназначена для подготовки летного состава вс боинг-757-200, по проведению предполетного и послеполетного наземного обслуживания... |
Учебное пособие Казань 2005 удк 65. 01 (075. 8) Ббк 65. 29 Б 69 Бурганова... В текст пособия введены программа дисциплины «Теория управления», материалы по организации самостоятельной работы студентов, включая... |
||
Учебное пособие по курсу «Особенности россииского менеджмента» м... Учебное пособие по курсу «Особенности россииского менеджмента» м международный университет бизнеса и управления, 2002 328 С |
Учебное пособие ... |
||
Между Приложение 1 Стандарт компании «Система управления безопасностью дорожного движения» |
Селезнева Н. Е. Бесстыковой путь. Что такое техническое обслуживание... Пособие бригадиру пути: Учебное пособие / Под ред. Э. В. Воробьева. — М.: Фгбоу «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном... |
||
Пояснительная записка Практикум является руководством для проведения... Пособие для обучающихся по специальностям: «Охрана труда», «Электробезопасность», Правила безопасности при эксплуатации электроустановок»,... |
Учебное пособие М74 модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е. Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала... |
||
Документы регламентирующие летную работу основные правила полетов... Союза сср, Положением об использовании воздушного пространства рф, Инструкцией по применению Положения об использовании воздушного... |
Управление проектами Учебное пособие Новосибирск Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080507 "Менеджмент организации"... |
||
Программа представляет собой систему управления безопасностью производством Хассп или в английской транскрипции насср hazard analysis and critical control points (Анализ рисков и критические контрольные точки),... |
Бурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли Учебное пособие... Рецензенты: Кафедра «Экономики и управления предприятием» Московского государственного университета инженерной экологии, зав кафедрой:... |
Поиск |