Скачать 0.85 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» Кафедра гражданского права Учебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних» Барнаул, 2015 УДК ББК Учебное пособие подготовлено к.юр.н., доцентом кафедры гражданского права АлтГУ С.В. Букшиной. Содержание учебного пособия учитывает уровень базовой подготовки, возможность вариативного обучения, способность к самообучению и саморазвитию, междисциплинарный характер обучения магистрантов. Планы практических/семинарских занятий; задания, вопросы и тесты для самоконтроля к каждой теме; темы рефератов, докладов; перечень нормативных правовых актов и материалов судебной практики; основная и дополнительная научная литература для подготовки отдельных тем, перечень вопросов к текущей аттестации помогают формированию компетентностной модели выпускника. Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). Учебное пособие обсуждено и рекомендовано к опубликованию на заседание кафедры гражданского права ЮФ (протокол №5 от 8 декабря 2014г.) Рекомендовано методической комиссией юридического факультета АлтГУ, (протокол №3 от 22 декабря 2014г.) Председатель методической комиссией к.юр.н., доцент Н.И. Калашник СОДЕРЖАНИЕ
3. Семинарские/практические занятия 4. Темы рефератов, докладов 5. Тесты 6. Вопросы к промежуточной аттестации ВВЕДЕНИЕ Настоящее пособие способствует пониманию, истолкованию и интерпретации такого общественного явления как участие несовершеннолетнего в гражданско-правовых отношениях; усвоению системных знаний об уже сформировавшихся научных доктринах о правосубъектности, юридических фактах, правоотношении, субъективных правах и обязанностях, их осуществления и защиты и т.д. Основная цель учебной дисциплины состоит в изучении правового положения несовершеннолетних в гражданско-правовых отношениях, а также различных правовых связей участником которых он является, посредством общенаучных и специальных методов научного исследования. Темы семинарских/практических занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой, полностью соответствуют программе учебной дисциплины и методические ею обусловлены. Вопросы, предложенные для изучения на семинарских/практических занятиях, имеют значение для наиболее полного понимания и уяснения изучаемой темы. Предложенная к каждой теме научная литература и нормативный правовой материал направлены на углубленное изучение вопросов темы. Большой объем работы не позволит магистрантам проработать и обсудить с преподавателем во время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне все вопросы дисциплины. Поэтому магистрантам необходимо ориентироваться на самостоятельную работу. После прослушивания лекций рекомендуется самостоятельно проработать лекционный материал, изучить нормативно-правовые акты и акты судебных органов, основную и дополнительную литературу. Для закрепления пройденного материала рекомендуются задачи, различные задания, контрольные вопросы, тесты. На семинарских занятиях магистрант должен показать умение использовать понятийно-категориальный аппарат, умение анализировать законодательство, предлагать возможные пути его совершенствования, высказывать собственное аргументированное мнение по проблемным вопросам. При проработке практических занятий необходимо опираться на положения теории права, действующего законодательства и правоприменительную практику. Положительно оцениваемое решение должно быть не только правильным, но и юридически аргументированным и рациональным. В некоторых случаях необходимо проявить умение восполнить условия задачи, чтобы решение было однозначным. Казусы должны решаться самостоятельно в порядке выполнения домашнего задания, с краткой записью поставленных вопросов и ответов на них и ссылкой на соответствующий нормативный правовой материал. На практическом занятии магистранты докладывают и защищают свои решения, подробно их аргументируя. Преподаватель при решении казусов может ставить дополнительные варианты казуса путем введения дополнительных вопросов. Самостоятельная работа магистрантов наряду с семинарскими/практическими занятиями предполагает выполнение контрольных работ, написание рефератов по предложенным темам, подготовку научных докладов. При изучении учебной дисциплины «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних» магистрант может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой ttp://www.biblioclub.ru ЭБС «Университетская библиотека online», http://e.lanbook.com – ЭБС издательства «Лань», а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант». Формой итого контроля является экзамен или зачет. Это формы промежуточной аттестации, формы проверки знаний и навыков магистрантов, полученных на семинарских/практических занятиях и самостоятельно. Для подготовки к экзамену (зачету) да примерный перечень вопросов. Экзамен (зачет) может проводиться путем устного или письменного опроса, тестирования, выполнения реферата или научного доклада. Принятые сокращения 1. Гражданский кодекс Российской Федерации – ГК РФ 2. Семейный кодекс Российской Федерации – СК РФ 3. Трудовой кодекс Российской Федерации – ТК РФ 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации – ГПК РФ 5. Федеральный закон – ФЗ 6. Собрание законодательства Российской Федерации – СЗ РФ 7. Собрание законодательства Алтайского края – СЗ Алтайского края 8. Вестник Конституционного Суда Российской Федерации – ВКС РФ 9. Высший арбитражный суд Российской Федерации – ВАС РФ 10. Верховный суд Российской Федерации – ВС РФ 11. Бюллетень Верховного суда Российской Федерации – БВС РФ 12. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – БНА федеральных органов исполнительной власти 13. Орган опеки и попечительства – ОПП КО ВСЕМ ТЕМАМ Основная научная литература 1. Букшина С.В. Правовое положение несовершеннолетних: учебно-методическое пособие. – Барнаул, 2013. – 254с. 2. Букшина С.В. Современное состояние «детского вопроса» // Правовая мысль в образовании, науке и практике. – г.Барнаул, ЮФ АлтГУ. Отпечатано в типографии ООО «Азбука», 2013. – №2. 3. Борисова Н.Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – 296 c. 4. Джумагазиева Г.С., Филиппов П.М. Новое определение несовершеннолетнего в российском праве // Гражданское право. – 2012. – №4. 5. Косевич Н.Р. Система законодательства Российской Федерации, гарантирующая права и интересы несовершеннолетних: научно-практическое исследование и судебная практика // Подготовлен для системы КонсультантПлюс2014, из информационного банка «Постатейные комментарии и книги». 6. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. – 100 с. 7. Летова Н.В. Правовое положение детей по законодательству Российской Федерации. Ин-т государства и права Рос. акад. наук. – М., 2011. – 200 c. 8. Макарцева М.В. «Несовершеннолетний» как субъект права / М.В. Макарцева, О.Г. Тверитинова. – Брянск: Курсив, 2011. – 142с. 9. Нечаева А.М. Россия и ее дети: ребенок, закон, государство. Ин-т государства и права РАН. – М.: Грааль, 2000. – 239с. 10. Нечаева А.М. Дети России (историко-правовой очерк). Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования». – М., 2013. – 192с. 11. Проблемы реализации прав ребенка в Российской Федерации: сб. материалов круглого стола (Пенза, 23 нояб. 2011г.) / Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского; [отв. ред. Т. С. Гусева]. – Пенза, 2012. – 95 c. 12. Проблемы защиты прав ребенка в Российской Федерации: материалы научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ, 24 марта 2011 г. [редкол.: Винокуров А. Ю. (отв. ред.) и др.]. – Москва: Изд-во Моск. гуманитарного ун-та. 2011. – 94 с. 13. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: научное издание. Сам. гос. ун-т. – Самара: Универс-групп, 2006. – 150c. 14. Спесивцева О.И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. Челяб. гос. ун-т. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999. – 62 с. 15. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2009. Нормативный правовой материал 1.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993. 2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998г. (ред. от 02.12.2013) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.3802. 3. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 01 июня 2012г. №761 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2012; СЗ РФ. 2012. №23. Ст.2994. 4. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014г. №1618-р // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.08.2014; СЗ РФ. 2014. №35. Ст.4811. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ/ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема №1 Гражданская правосубъектность несовершеннолетних 1. Категория «правосубъектность» в гражданском праве. 2. Дееспособность малолетних. 3. Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет: 3.1. Дееспособность несовершеннолетних от 14 лет; 3.2. Дееспособность несовершеннолетних от 16 лет; 3.3. Ограничение дееспособности несовершеннолетних от 14 до 18 лет. 4. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних. 5. Эмансипация. Задачи 1. 15-летний Коля Маркин в течение полугода регулярно занимался мелким ремонтом компьютерной техники за плату. Все заработанные ремонтом деньги он тратил по своему усмотрению. Родители узнали о бизнесе Николая, когда к ним обратился Воронов с требованием вернуть деньги, уплаченные их сыну, так как компьютер опять сломался. Родители отказались вернуть деньги, ссылаясь на то, что они не знали о бизнесе сына и вообще против этого занятия. Так как Коля пропускает занятия в школе, отстает по многим предметам. Решите спор. 2. Мать 17-летнего Морозова Виктора, работающего в летние каникулы дворником, обратилась в орган опеки и попечительства по месту жительству с просьбой об объявлении ее сына полностью дееспособным (эмансипированным), мотивируя это тем, что ее сын самостоятельный человек, хорошо учится, помогает по хозяйству, проживает совместно с несовершеннолетней матерью своего малолетнего ребенка. При рассмотрении просьбы матери было выяснено, что Виктор является учеником 10 класса гимназии, работает всего две недели, отец Виктора проживает отдельно и выплачивает алименты по исполнительному листу. Орган опеки и попечительства удовлетворил просьбу матери и вынес соответствующее постановление. Оцените действия органа опеки и попечительства. Задания 1. Раскрыть содержание дееспособности. Показать особенности дееспособности несовершеннолетних. 2. Сравнить дееспособность несовершеннолетних по ГК РСФСР 1964г. и ГК РФ. 3. Подобрать научную литературу прежних лет, посвященную правовым исследованиям правосубъектности (не менее 5 источников) и сделать ее анализ на предмет научных точек зрения. 4. Проанализировать зарубежное законодательство и правовую науку о дееспособности несовершеннолетних. 5. Составить заявление об эмансипации несовершеннолетнего в суд и в орган опеки и попечительства. 6. Проанализировать практику органов опеки и попечительства и суда об эмансипации. 7. Показать влияние эмансипации на правовое положение несовершеннолетнего в иных правоотношениях. 8. Назвать основания ограничения дееспособности несовершеннолетних. Вопросы 1. Являются ли малолетние до 6 лет дееспособными? 2. С какого возраста малолетние способны совершать сделки? 3. Обладают ли малолетние способностью нести ответственность? 4. Малолетние являются стороной в сделке? 5. Какие лица совершают сделки от имени малолетних? 6. Кто несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего? 7. С какого возраста и членами, каких кооперативов могут быть несовершеннолетние? 8. Кто несет имущественную ответственность по сделкам несовершеннолетнего от 14 до 18 лет? 9. Можно ли признать недействительной (отменить) эмансипацию? 10. Способность совершать юридические поступки входит в содержание дееспособности? 11. Какими нормами регулируется предпринимательская деятельность несовершеннолетних? 12.При каких условиях возможна эмансипация несовершеннолетних в административном порядке? 13.Кто и в каком порядке может обратиться с просьбой об эмансипации? 14.Необходимо ли пройти процедуру снижения брачного возраста, если после объявления эмансипированным несовершеннолетний захочет зарегистрировать брак? 15.Должен ли несовершеннолетний, состоящий в браке, пройти процедуры эмансипации, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательством? Нормативный правовой материал 1. ГК РФ (ч.1), гл.3. 2. ТК РФ (ст.20). 3. ГПК РФ (гл.32). 4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате., утв. ВС РФ от 11февраля 1993г. (ред. от 29.12.2014) // ВСНД и ВС РСФСР. 1993. №10. Ст.357 (ст.ст.35,36). 5.О сельскохозяйственной кооперации: ФЗ от 8 декабря1995г. (ред. от 04.11.2014) // СЗ РФ.1995. №50. Ст.4870. 6.О производственных кооперативах: ФЗ от 9 мая 1996г. (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. 1996. №20. Ст.2321. 7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: ФЗ от 8 августа 2001г. (ред. от 29.12.2014) (ст.22.1) // СЗ РФ. 2001. №33 (ч.1) Ст.3431. 8.О жилищных накопительных кооперативах: ФЗ от 30 декабря 2004г. (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 2005. №1 (ч.1). Ст.41. Акты высших судебных инстанций
Научная литература
5. Булаевский Б.А. Правовое положение несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству: автореф. диc. ... канд. юрид. наук. М., 1998. 5. Бекеров О.А. Охрана прав несовершеннолетних авторов: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. 6. Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в гражданском и семейном праве. Рига, 1976. 7. Гаврилов Э. Интеллектуальные права несовершеннолетних // Хозяйство и право. – 2011. – №9. 8. Михайлова И.А. Дифференциация дееспособности граждан в современных правовых системах // Бюллетень нотариальной практики. – 2006. – №6. 9. Михайлова И.А. Актуальные проблемы совершенствования законодательства о гражданско-правовом статусе физических лиц // Актуальные проблемы гражданского права. –2005. – №1. 10. Михайлова И.А. Гражданская правосубъектность физических лиц: проблемы законодательства, теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 11. Ростовцева Н.В. О дееспособности несовершеннолетних // Гражданское право. –2012 – №2. 12. Степанюк А.В. Проблема членства несовершеннолетних от шестнадцати до восемнадцати лет в кооперативах (на примере членства в кредитных потребительских кооперативах) // Семейное и жилищное законодательство. – 2011. – №1. 13.Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности несовершеннолетних в Российской Федерации: монография. М-во образования и науки Рос. Федерации, Рос. гос. социал. ун-т. – Уфа: Диалог, 2012. – 157c. 14. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2009. 15. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2004. 16.Тарасова А.Е. Право субъектность граждан. Особенности правосубъектности несовершеннолетних, их проявления в гражданских правоотношениях. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 320с. 17. Трамбачева Т.Д. Эмансипация несовершеннолетних в гражданском праве Республики Беларусь: учебно-методическое пособие Т. БИП – Институт правоведения. – Минск: БИП-С Плюс, 2010. – 59с. |
Кафедра гражданского права и гражданского процесса Пушка Григория... Выяснить, каким образом предусмотрено гражданско-правовое регулирование залога в законодательстве России и Украины, каковы особенности... |
Правовое положение евреев в российской империи в конце XVIII начале XIX вв Правовое положение евреев накануне их вступления в российское подданство и условия их принятия в российское подданство |
||
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
Учебное пособие по дисциплине «медицина катастроф» Учебное пособие подготовили доценты Астапенко В. П., Кудинов В. В., Волкодав О. В., Кобец Ю. В |
||
Учебное пособие Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с |
Учебное пособие тема: «профилактика пролежней» Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными |
||
Учебное пособие Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
Учебное пособие Оренбург 2013 Учебное пособие предназначено для додипломного образования по специальностям 060101 Лечебное дело; 060103 Педиатрия |
||
Учебное пособие Иркутск 2006 Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов» |
Учебное пособие ... |
||
Компьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал... |
Компьютерные коммуникации в культуре учебное пособие по английскому языку Учебное пособие предназначено для развития навыков и умений устной речи. Пособие включает 8 тем, 21 текст, словарь. Текстовый материал... |
||
Учебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» |
Учебное пособие Викторова Т. С., Парфенов С. Д. Системы компьютерной графики. Учебное пособие, том 13 Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме,... |
||
Учебное пособие Г82 Противодействие организованной преступности: Учебное пособие для вузов / Под ред. А. И. Гурова, B. C. Овчинского. М.: Инфра-м,... |
Авиационный учебный центр «Северный Ветер» система управления безопасностью... Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации ауц |
Поиск |