Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический»


Скачать 0.78 Mb.
Название Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический»
страница 1/7
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7



ОГЛАВЛЕНИЕ
Качества вожатого. Каким должен быть вожатый?----------------------3

Разговариваем с детьми о правилах ----------------------------------------3

Знакомство детей с лагерем --------------------------------------------------4

Придумываем название отряда-----------------------------------------------6

Законы. Легенды-----------------------------------------------------------------6

Первая доврачебная помощь--------------------------------------------------8

Отрядный уголок---------------------------------------------------------------13

Дневник отряда-----------------------------------------------------------------14

Методика подготовки и проведения вечерней свечи-------------------15

Игры на знакомство-----------------------------------------------------------17

Игры у костра-------------------------------------------------------------------19

Игры в помещении-------------------------------------------------------------23

Игры на сплочение------------------------------------------------------------30

Игры на выявление лидера---------------------------------------------------34

Подвижные игры на свежем воздухе--------------------------------------35

Речевки. Кричалки-------------------------------------------------------------38

Сценарные разработки--------------------------------------------------------40

Школа детективов-------------------------------------------------------------40

Музыкальная шкатулка-------------------------------------------------------42

Один за всех и все за одного-------------------------------------------------42

День Малинника---------------------------------------------------------------45

Примерные названия отрядов и девизы ----------------------------------45


ГКОУ РО

лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрог

Методическое пособие для вожатых

по работе в лагере

Составители сборника:

О.А. Кочеткова - директор ГКОУ РО лицея-интерната

«Педагогический» г. Таганрога, кандидат

педагогический наук.

А.В.Лисицкая – Зам.директора по ВР ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога

М.Н.Дровалева – социальный педагог ГКОУ РО

лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога


КАЧЕСТВА ВОЖАТОГО. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЖАТЫЙ?
Посредственный руководитель излагает.

Хороший – объясняет.

Выдающийся – показывает.

Великий – вдохновляет.

В. Уорд.

  1. Дисциплинированность и ответственность

  2. Работоспособность и организованность, трудолюбие

  3. Тактичность, вежливость, культура общения

  4. Умение держать себя в обществе

  5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки

  6. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь

  7. Разносторонняя образованность

  8. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость

  9. Знание практической психологии, этики

  10. Умение воспитывать детей, проявлять заботу

  11. Уважение к администрации лагеря, к персоналу

  12. Творческое отношение к деятельности в лагере

  13. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации

  14. Сознательность, вежливость, аккуратность

  15. Эмоциональная устойчивость

  16. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах

  17. Инициативность, самостоятельность

  18. Соблюдение демократических принципов

  19. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде

  20. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере, проявить себя, стать более уверенным в своих возможностях, уверенным в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

РАЗГОВАРИВАЕМ С ДЕТЬМИ О ПРАВИЛАХ

В любом обществе существует определенный свод правил, которые его члены должны соблюдать. Основные правила загородного оздоровительного лагеря: соблюдение лагерного режима; уважение чести и достоинства других членов детского коллектива и персонала лагеря; запрет на выход за территорию лагеря; запрет приема алкогольных напитков, наркотических веществ, курение. Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря. С полным перечнем лагерных правил для детей вы будете ознакомлены на вожатском инструктаже перед заездом.

Но разговор о правилах внутреннего распорядка лучше не начинать с нудной лекции и чтения нотаций, дети впервые часы знакомства ждут от вас совершенно другого. Предложите им самим составить «Свод правил», вооружившись ручкой и блокнотом. Как правило, они сами назовут все правила, некоторые из них могут выглядеть смешными, как-то «не материться в присутствии вожатого», или «не … (портить воздух) в палате». Вам останется только немного подправить их и зачитать весь составленный с детьми Свод правил. Дети будут гораздо лучшего его выполнять, считая, что он составлен ими.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЛАГЕРЕМ

Путешествие по лагерю можно организовать в виде игры следопытов: ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, где найти вторую записку, с кем надо встретиться. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря. В противном случае, самое скучное, что вы можете сделать, - это построить ребят парами и провести экскурсию со словами: "Посмотрите налево, посмотрите направо...". Ребят можно знакомить с лагерем и иначе, ведь может так случиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас, не все, конечно, но несколько старожилов обязательно найдутся. Можно попробовать не их водить на экскурсию, а сделать все наоборот: попросить старожилов показать лагерь вам и новичкам отряда. Также знакомство с лагерем поможет организовать "Разведшкола". Создаётся несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:

  • Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?

  • Как зовут всех вожатых?

  • Какого цвета у них глаза?

  • Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?

  • Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.


Выглядеть это может так: 

  1. Какого цвета занавески в комнате начальника лагеря?

  2. Сколько метров в самой длинной заасфальтированной дорожке лагеря?

  3. Умеет ли плавать шеф-повар?

  4. Как зовут старшую вожатую?

  5. Какого цвета глаза у вожатого 1 отряда?

  6. Какой размер обуви у вожатого 2 отряда?

  7. Какого цвета скамейка возле медпункта?

  8. Любимый цвет начальника лагеря.

  9. Сколько окон в спортивном зале?

  10. Сколько ступенек при входе в лагерь?

  11. Что нарисовано на верандах нашего лагеря? Какая любимая песня у вожатого 4 отряда?

  12. Сколько дверей в музыкальном зале?

  13. Какие фрукты любит вожатый 5 отряда?

  14. Какие цветы любит медработник?

А в конце список обязательных заданий. Например, найти желтый шерстяной носок где угодно, или собрать 47 шишек, ни больше, ни меньше.  Конечно, надо заранее все узнать самим, подготовить людей, у которых будут спрашивать. В принципе, дети обычно очень довольны...

Объясните, что на сбор стратегических данных группе дается 30-40 минут. Предупредите, что каждая группа действует автономно, по возможности, незаметно и быстро, а та группа, которая преуспеет в разведывательной деятельности, будет отмечена особым знаком отличия.

Представления ребят о размерах окружающего мира очень не похожи на наши, взрослые. И если лагерь, где вы сейчас работаете, по вашим понятиям небольшой, то для детей он – целая страна, в которой поначалу можно уж если не заблудиться, то запутаться. И с этой страной ребят надо познакомить. Как? Например, организовать в первый день игру – путешествие «Здравствуй, лагерь!» Для игры потребуются красивые маршрутные листы и надёжные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. На маршрутном листе нарисована схема путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очерёдность остановок в пути. А Вов время этих остановок ребята могут встретиться со своими гидами.

Младший возраст

  • Со старичком – лесовиком (он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; поинтересуется, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы…);

  • С гантелькиным (он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке, о спортивной работе в лагере);

  • С доктором градусником (в медпункте дети ещё раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор);

  • С забавой – затейницей (на игровой площадке она разучит с ребятами новую игру);

  • С поваром сладкоежкиным (он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней);

  • С домовенком Кузей (он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать пред сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке).

Можно придумать ещё много интересных персонажей, которые помогут детям познакомиться с лагерной жизнью.

Средний возраст

Путешествие по лагерю может оказаться игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться и что запоминать, с кем встречаться, чтобы найти следующую записку. В этом случае требуется заранее разработать маршрут, оговорить все моменты с участниками – работниками лагеря.

Старший возраст

Старших ребят следует знакомить с лагерем иначе. Ведь может так случиться, что ребята ориентируются в лагере лучше вас. Кто-то в лагере впервые, но обязательно есть старожилы. В этом случае на экскурсию должны вести вас они. То есть всё делается наоборот. Таким образом, вы поймаете сразу много зайцев: поднимите авторитет старожилов, познакомите новичков с лагерем, используете игровой момент и просто проведёте интересно первый день в стране Детства!

ПРИДУМЫВАЕМ НАЗВАНИЕ ОТРЯДА

Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделает жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены.

Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Это может быть тема лагерной смены. Если же она абстрактна, можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию. Помните, что в рамках выбранной темы нужно не только придумать название отряда, но и подготовить представление-визитку.

Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Помните, что название отряда и девиза должны: соответствовать возрасту детей; быть содержательными; быть удобно произносимыми; не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления. Примеры названий отрядов приведены в Приложении.

ЗАКОНЫ.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Методическое пособие для вожатых по работе со сказками в детском
Особенности методической работы вожатых со сказками в детском оздоровительном лагере
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon «Содействие детскому отдыху» Сибирский круглогодичный студенческий...
В последнее время становится престижным начинать свою профессиональную карьеру с работы в лагере
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Пособие по английскому языку Практический курс
Данное пособие предназначено для использования на уроках английского языка в профильных милицейских и юридических классах Самарского...
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Методическое пособие по организации работы с детьми, находящимися...
Методическое пособие по организации работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении. – Ханты-Мансийск
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по курсу «Основы кристаллооптики»
Практическое руководство по работе с поляризационным микроскопом для исследования петрографических объектов: Учебно-методическое...
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Учебно-методическое пособие для студентов направления «Сервис»
Составители: заведующая кафедрой иностранных языков и межкультурной коммуникации, доцент Калугина Е. Н
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено...
Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Утверждаю Директор лицея М. В. Исупов положение о X открытой олимпиаде...
Муниципальным общеобразовательным учреждением «Кировский физико-математический лицей»
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Методическое пособие в помощь работе библиотек с художественной литературой
Современная российская литература: методическое пособие в помощь работе библиотек с художественной литературой / сост. И. А. Церенова;...
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной...
Данное пособие является компилятивным. В содержание входят авторские разработки из различных источников методической литературы и...
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое...
Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Методическое пособие Авторы-составители: М. Ю. Брандт, С. И. Козленко,...
Сущность современного школьного социально-гуманитарного образования с. 6
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Учебно-методическое пособие для преподавателей и специалистов, работающих...
Авторы-составители: д пс н., профессор, член-корр. Рао абакумова И. В., к пс н., доцент Бабиянц К. А
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Учебно-методическое пособие для преподавателей и специалистов, работающих...
Авторы-составители: д пс н., профессор, член-корр. Рао абакумова И. В., к пс н., доцент Бабиянц К. А
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника: О. А. Кочеткова директор гкоу ро лицея-интерната «Педагогический» icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск