Скачать 1.05 Mb.
|
Серия «Педагогика каникул» Авторы-составители С. И. Мешкова, Е.А. Овкина СКАЗКИ, СКАЗОЧКИ И НЕ ТОЛЬКО… (методическое пособие для вожатых по работе со сказками в детском оздоровительном лагере) Костенково 2015 Содержание
ВВЕДЕНИЕ «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. Сухомлинский Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего его детства, а с некоторыми остается на всю жизнь. Многие дети именно со сказки начинают знакомиться с человеческими взаимоотношениями, через сказку они получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве. Сказки любят все. Их можно читать, обсуждать, сочинять, рисовать не только дома или в школе, но и на отдыхе, в детском оздоровительном лагере. Задачи, которые ставит перед собой вожатый при работе со сказкой, могут быть любыми. Это и знакомство детей в самом начале сезона, и формирование коллектива на протяжении всей смены, и интересно проведенные тренинги, игры, вечерние огоньки Использование «сказочного материала» позволит вожатым сделать любое мероприятие интересным и занимательным, а применение методов и приемов ТРИЗ научит детей не только оригинально, непривычно, по-своему воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Представленное Вашему вниманию методическое пособие адресовано, прежде всего, тем, кто непосредственно занимается воспитательной деятельностью детей в оздоровительных лагерях (вожатым, педагогам-организаторам, начинающим педагогам и др.). Задача, которую ставит перед собой вожатый при работе со сказкой, может быть не столько объяснительной, сколько помогающей (если он владеет необходимыми приемами). Нам хочется, чтобы вожатый детского оздоровительного лагеря, используя сказки, мог научить детей не только их понимать и сочинять, а также проводить «нравственные уроки», воспитывая у подростков доброту и сострадание, вырабатывая определенный жизненный сценарий. Книга содержит методические рекомендации по работе с приемами ТРИЗ-технологии по составлению сказок, разработки КТД, игры в авторской обработке по мотивам знакомых сказок, прошедшие апробацию в загородном оздоровительном лагере, разработку «сказочной смены», которые можно использовать в любом детском лагере. Автор не претендует на полное освещение всех проблем и вопросов, связанных с использованием сказок в работе вожатых детского оздоровительного лагеря и надеется на продолжение диалога в ином формате: carpadiem@mail.ru Мешковой Светлане Ивановне РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОЖАТЫХ СО СКАЗКАМИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ Слово «сказка» в каждом из нас вызывает воспоминания из детства. Сказки читали и рассказывали нам, мы - своим детям, а наши дети будут делиться своими сказками с нашими внуками. В течение определенного времени сказки дополняются, меняются, становятся современными. Привлекательность работы со сказкой для вожатых детского оздоровительного лагеря объясняется, прежде всего, ее универсальностью:
Так как у вожатого часто бывают в отряде дети разного возраста, то, конечно же, достоинством сказки является то, что у неё нет возрастных ограничений. Сказка эффективна в работе не только с детьми младшего школьного возраста, но и с подростками. Последние чаще всего характеризуются противоречивостью «Я-концепции», в связи с чем им бывает сложно выстраивать отношения с другими детьми во временном детском коллективе загородного лагеря. Вожатые, используя в своей работе богатый ресурс различных сказок, могут помочь подросткам справиться со своими проблемами, восстановить дружеские отношения с другими детьми в отряде, проявить организационные или лидерские качества. При помощи сказки вожатые детского оздоровительного лагеря могут показать детям пути удовлетворения трех естественных психологических потребностей ребенка, особенно младшего школьного возраста: 1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути (делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы). 2. Потребность в компетентности. Герой сказки, преодолевая самые сложные препятствия и терпя временные неудачи, становится, в конце концов, победителем. 3. Потребность в активности. Герой сказки всегда активный и деятельный. Если в самом начале развития сюжета главный герой может быть достаточно пассивным, то, получив заряд бодрости от других персонажей, он начинает активно действовать. Кроме этого, вожатые, используя различные методики работы со сказками, позволяют детям испытать себя в роли изобретателя, сочинителя новых историй, главного героя. В зависимости от цели, которую ставит перед собой вожатый, организуя работу в отряде, он может использовать разные виды сказок (народов мира, известных авторов, волшебные, бытовые, сказки о животных или сочиненные детьми отряда). Волшебные сказки основаны на выдумке, фантазии, волшебстве. В них действуют нереальные герои, волшебные предметы, происходят чудеса и превращения. Сказка всегда заканчивается победой добра над злом: гибнет Кащей Бессмертный, Золушка выходит замуж за принца, Иванушка награждается за доброту и трудолюбие богатством и знатностью. Бытовые сказки – это рассказ о людских пороках, маленькие «сценки» из жизни простого человека, его взаимоотношений с другими людьми, плохими и хорошими, добрыми и не очень, смелыми и трусливыми и др. Сказки о животных – это, в основном, повествование сатирическое или с оттенком юмора. Героям этих сказок присущи черты, которые навсегда сделали их нарицательными: лиса - хитрая, заяц - трусливый, медведь - простоватый, а еж - сообразительный. В иносказательной форме сказки о животных рассказывают о достоинствах и недостатках людей, их проблемах и конфликтах. Умело используя в работе разные виды сказок, вожатый должен знать их преимущества, и недостатки. У народных сказок преимуществом (работы вожатого) является:
Недостатки (не народных сказок, а работы вожатого на их основе):
В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок: К трудностям использования известных авторских сказок в работе вожатого можно отнести:
Если сказки создаются вожатыми совместно с детьми специально для работы в отряде, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для тех детей, с которыми работает вожатый; иногда сказка или сказочная игра пишется для конкретного лагеря и отряда. Сказка, предлагаемая отряду или отдельному ребенку, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей его проблемой или интересом. Вожатые, зная определенные методические приемы, могут использовать сказки в своей работе для решения различных задач:
Сказка показывает, как при помощи героев можно решить любую сложную ситуацию. Вожатый, читая детям сказку, может останавливаться в любом месте и задавать им вопросы на различные темы: как дальше героям вести, себя, какой выход они могли бы предложить из создавшейся ситуации и др.
Позиция автора сказок в отношении поведения его героев часто бывает гуманной. Исходя из этого, решение проблемы различных сказочных героев выстраивается достаточно конструктивно. Детям такие варианты поведения не всегда приходят в голову, так как многие из них не знают, что есть множество выходов из неразрешимых ситуаций. При обсуждении сказок важно, чтобы дети не осуждали героев сказки за их поведение, а постарались понять, почему они так поступают. Для этого необходимо, чтобы вожатый говорил о чувствах сказочных персонажей, об их трудностях, а не о «недостатках» поведения. Кроме того, для удобства работы со сказками и поставленными заранее задачами, вожатые должны знать определенные методические приемы.
|
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере Составители сборника:... Законы. Легенды 6 |
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы... Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений |
||
Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по курсу «Основы кристаллооптики» Практическое руководство по работе с поляризационным микроскопом для исследования петрографических объектов: Учебно-методическое... |
Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено... Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений |
||
Методическое пособие в помощь работе библиотек с художественной литературой Современная российская литература: методическое пособие в помощь работе библиотек с художественной литературой / сост. И. А. Церенова;... |
Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое... Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей |
||
Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией... Методы молекулярной диагностики: Учебно-методическое пособие. Авторы: А. Д. Перенков, Д. В. Новиков, С. Г. Фомина, Л. Б. Луковникова,... |
Методическое пособие по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения |
||
Учебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010 Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета |
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе и выполнению... Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся 2-го курса магистерской программы по направлению подготовки 38. 04. 04... |
||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по курсу... Методическое пособие подготовлено доцентом кафедры разведения с Х. животных и зоотехнологий Хасановой С. А |
Методическое пособие по выполнению курсовой работы Безопасность систем под давлением: метод пособие к курс работе / А. П. Овчинников. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2012. – 77 с.:... |
||
Методическое пособие для проведения занятий с учащимися образовательных... Методическое пособие одобрено на заседании педагогического совета гу уц фпс по Ростовской области |
Бабина Р. П. О чём говорит дорожный алфавит: Методическое пособие для учителя Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под ред. В. Н. Кирьянова- м.: Третий Рим, 2007 |
||
Учебно-методическое пособие для преподавателя предназначено для подготовки... А. Н., Мишина И. А., Казакова Е. И., Новикова Т. Г., Новиков А. Е., Петрова Е. Н., Руднева О. С., Шимутина Е. Н, Чиндилова О. В.... |
Методическое пособие по защите от опасных химических веществ, используемых... Методическое пособие предназначено для использования в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным... |
Поиск |