Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька»


Скачать 2.08 Mb.
Название Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька»
страница 1/32
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
М
ЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


ПО ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_______________________________________________________________________________________

ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, НАБЛЮДЕНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ



Составители:

Пузыренко Ирина Михайловна

Музалевская Татьяна Михайловна

Абраменко Наталья Ивановна



ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, НАБЛЮДЕНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
(от 5 до 6 лет)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ







Издательство – детский сад «КАПЕЛЬКА»


Сургут

2008
Данное пособие является компилятивным. В содержание входят авторские разработки из различных источников методической литературы и периодической печати. Составители пособия не претендуют на авторское право, охраняемое законом.

Составители:

Пузыренко Ирина Михайловна

Музалевская Татьяна Михайловна

Абраменко Наталья Ивановна

Опыты, эксперименты, наблюдения в старшей группе./ Сост. И. М. Пузыренко, Т.М. Музалевская, Н.И. Абраменко. – Сургут: Изд. «Капелька». - с. 117
Методическое пособие содержит перспективное планирование поисково-познавательной: опыты, эксперименты, наблюдения и преобразовательной деятельности для детей старшей группы в детском саду. В нём представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами, дано примерное содержание (конспекты) опытов, экспериментов и наблюдений. Также представлены наглядные материалы, необходимые для проведения опытов: рабочие листы, схемы-алгоритмы, мнемотаблицы, схемы изготовления поделок.

Утверждено методическим советом

МДОУ №76 «Капелька», апрель 2008

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка……………………………………………………

5

Тематическое планирование……………………………………………...

6

Перспективное планирование поисково-познавательной и преобразовательной деятельности…………………................................................


10

Поисково-познавательная деятельность (примерное содержание)…...

47

Живая природа……………………………………………………….

47

Растения и животные как живые организмы: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности …………………………………………..


47

Строение, значение, функции, видоизменения частей растения…………

52

Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы)……...

58

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде…………………………………………………………………………..


60

Неживая природа …………………………………………………....

62

Вода…………………………………………………………………………...

62

Воздух………………………………………………………….......................

63

Песок, глина, камни………………………………………………………….

65

Свет, цвет……………………………………………………………………..

66

Магниты, магнетизм…………………………………………………………

68

Электричество……………………………………………………………......

70

Вес, притяжение……………………………………………………………...

72

Звук……………………………………………………………………………

72

Теплота………………………………………………………………………..

75

Земля. Космос………………………………………………………………...

77

Человек……………………………………………………………………….

78

Человек. Рукотворный мир………………………………………...

80

Свойства материалов………………………………………………………...

80

Преобразовательная деятельность ………………………………………

82

Требования к оформлению и содержанию Уголков экспериментирования………................................................................................................


99

Структура детского экспериментирования……………………………..

100

Диагностика результативности педагогической деятельности по развитию творческой исследовательской активности у дошкольников в процессе детского экспериментирования………………………...



101

Приложения




Приложение 1………………………………………………………………...

103

Приложение 2………………………………………………………………...

110

Приложение 3………………………………………………………………..

118

Литература…………………………………………………………………..

120


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С целью создания условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития советом педагогов детского сада (протокол № 3 совета педагогов от 17.02.08.) было принято решение о реализации программы «Ребёнок в мире поиска» авторов Дыбиной О.В., Поддъякова Н.Н., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В.

В качестве научно-методического сопровождения процесса развития познавательно-исследовательской деятельности ребёнка на основании программы разработан перспективный план по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности детей старшего возраста.

Перспективный план составлен согласно тематическому планированию воспитательно-образовательной деятельности детского сада. Данный перспективный план содержит раздел, объект, формы работы, название исследовательской деятельности, цели и необходимое оборудование для проведения опытов, экспериментов и наблюдений.

Разделы перспективного плана поисково-познавательной деятельности детей старшего возраста представлены следующей тематикой: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир», «Преобразование». Каждый раздел включает в себя объекты и его особенности.

В разделе «Живая природа» изучаются следующие объекты: «Растения и животные, как живые организмы: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности», «Строение, значение, функции, видоизменения частей растения», «Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы)», «Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде». Раздел «Неживая природа» изучает объекты: «Вода», «Воздух», «Песок, глина, камни», «Земля, космос». В разделе «Физические явления» изучаются такие объекты, как «Свет, цвет», «Магниты, магнетизм», «Вес, притяжение», «Электричество», «Звук», «Теплота». В разделе «Человек» дети подводятся к пониманию человека как живого существа, его индивидуальности (внешность, характер поведения). Формируются представления о строении некоторых органов и систем (уши, глаза, пищеварительная и дыхательная системы, органы голосообразования). Дети подводятся к осознанию своей роли в сохранении и укреплении собственного здоровья. При исследовании «Рукотворного мира» развивается умение определять характеристики предмета (размер, цвет, форма, вес, материал, функция, назначение, строение) и с их помощью описывать предмет.

Раздел «Преобразование» содержит комплекс занятий по развитию творческого мышления у детей, умения творчески преобразовывать, трансформировать и видоизменять предметы. Способствует реализации представлений, сформированных в ходе поисковой деятельности.

В перспективном планировании учитываются различные формы поисково-исследовательской деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты и развлечения, как на улице, так и в группе, определена учебная нагрузка (см. перспективное планирование). Совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми планируется 3 раза в неделю, преобразовательная – 1 раз в неделю. Длительность экспериментальной деятельности составляет 12-15 минут.

По программе «Ребёнок в мире поиска» предлагается 122 различных форм поисковой деятельности, но согласно 38 рабочим неделям рассчитано 114 занятий. Вследствие этого 5 дополнительных занятий проводятся по усмотрению воспитателя, учитывая потребности и условия организации данных опытов, а другие три предложенных опыта затруднительны в проведении, вследствие несоответствующих климатических условий.

Всего за год проводится 119+2 различные формы проведения поисково-исследовательской деятельности и 38 совместной деятельности взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность).

В данном методическом пособии представлены рекомендации по комплектованию основным оборудованием и материалами уголков экспериментирования, дано примерное содержание (конспекты) опытов, экспериментов и наблюдений. Также представлены наглядные материалы, необходимые для проведения опытов: рабочие листы, схемы-алгоритмы, схемы изготовления поделок (приложение 1, 2).

С целью определения эффективности и направлений корректировки поисково-исследовательской деятельности подобран диагностический инструментарий и представлен в данном пособии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

поисково-познавательной деятельности

старшая группа

п/п

Форма, название

Количество

I

Раздел: Живая природа

56




  1. Может ли растение дышать? (1 нед.).

  2. Есть ли у растения орган дыхания?

  3. Нужен ли корням воздух? (1 нед.).

  4. Что выделяет растение? (1-2 нед.).

  5. С водой и без воды. (1 нед.).

  6. На свету и в темноте. (1-2 нед.).

  7. В тепле и холоде. (2-3 нед.).

  8. Кому лучше? (2-3 нед.).

  9. Как быстрее? (2-3 нед.).

  10. Где лучше расти? (4-5 нед.).

  11. Зеленые фигурки. (2-3 нед.).

  12. Почему цветы осенью вянут?

  13. Лабиринт? (2-3 нед.)..

  14. В погоне за светом? (1 нед.).

  15. Что нужно растениям для питания? (1 нед.).

  16. Что потом? (2 мес.).

  17. Фабрика питания. (1 мес.).

  18. Дышат ли рыбы?

  19. У кого какие клювы?

  20. Для чего растению нужны корни? (7-8 дней).

  21. Как увидеть движение воды через корни? (2-4 дня).

  22. Вершки – корешки.

  23. Растение – насос.

  24. Живой кусочек. (4-5 нед.).

  25. Что внутри.

  26. Вверх к листочкам. (1-2 нед.).

  27. Выпрямившийся стебель. (1-2 дня).

  28. Как по стебелькам.

  29. По-разному.

  30. Запасливые стебли.

  31. За светом. (3-5 нед.).

  32. Испарение влаги с листьев растений. (2-3 часа).

  33. Почему меньше? (1-2 дня).

  34. Бережливые растения. (3-4 часа).

  35. Что чувствуешь?

  36. Что изменилось?

  37. Где цветы?

  38. Как пчелки переносят пыльцу?

  39. Помоги растению.

  40. Кто поможет?

  41. Зачем им крылышки?

  42. Зачем одуванчику «парашютики»?

  43. Зачем репейнику крючки?

44. Что у нас под ногами?

45. Что есть в почве?

46. Где дольше?

47. Хватает ли света?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

п/п

Форма, название

Количество




48. Где растения быстрее получат воду?

49. Как листья становятся питанием для растений? (весь год).

50. Где цветы лучше растут? (3-4 мес.).

51. Как легче плавать?

52. Почему говорят «как с гуся вода»?

53. Как устроены перья птиц?

54. Кто ест водоросли? (4 нед.).

55. Кто чистит аквариум?

56. Вода – это хорошо или плохо?

1

1

1

1

1

1

1

1

1

II

Раздел: Неживая природа

21+2

2.1

Вода

6




  1. Какие свойства?

  2. Помощница вода

  3. Откуда берется вода?

  4. Умная галка.

  5. Куда делась вода?

  6. Водяная мельница.

1

1

1

1

1

1

2.2

Воздух

8+2




  1. Где теплее?

  2. Ветер в комнате («Живая змейка»).

  3. Подводная лодка.

  4. Что быстрее?

  5. Упрямый воздух

  6. Сухой из воды.

  7. Почему не выливается?

  8. Самодельный термос.

1

1

1

1

1+1

1+1

1

1

2.3

Песок, глина

2




  1. Могут ли животные жить в земле?

  2. Наверх.

1

1

2.4

Земля, космос

5




  1. На орбите.

  2. Вращающаяся Земля.

  3. Прямо или по кругу?

  4. Приплюснутый шар.

  5. Тёмный космос

1

1

1

1

1

III

Раздел: Физические явления

33

3.1

Светообразование

8




  1. Уличные тени.

  2. Изготовление солнечных часов.

  3. Световой луч.

  4. Теневой театр.

  5. Живые тени.

  6. Разные отражения.

  7. Двойное отражение.

  8. Солнечные зайчики.

1

1

1

1

1

1

1

1

3.2

Магнетизм

6




  1. Мы – фокусники.

  2. Притягиваются – не притягиваются.

  3. Магнитные силы.

  4. Необычная скрепка.

  5. Два магнита

  6. Как увидеть магнитные силы?

1

1

1

1

1

1

п/п

Форма, название

Количество

3.3

Вес, притяжение

2




  1. Почему все падает на землю?

  2. Две пробки.

1

1

3.4.

Электричество

6




  1. Волшебный шарик.

  2. Волшебники.

  3. Чудо-расческа.

  4. Как увидеть и услышать электричество?

  5. Волшебные шары.

  6. Вертушка.

1

1

1

1

1

1

3.5

Звук

7




  1. Как распространяется звук?

  2. Где живет эхо?

  3. Почему Мишутка пищал?

  4. Как появляется песенка?

  5. Как сделать звук громче?

  6. Коробочка с секретом.

  7. Почему не слышно? (в бассейне).

1

1

1

1

1

1

1

3.6

Температура

4




  1. Твердые – жидкие.

  2. Вкусный опыт.

  3. Чем похожи?

  4. Как измерить тепло?

1

1

1

1

IV

Человек

6




  1. Сколько ушей.

  2. Проверим слух.

  3. Помощники глаза.

  4. Большой - маленький.

  5. Проверка зрения.

  6. Если не видишь.

1

1

1

1

1

1

V

Рукотворный мир

3




  1. Родственники стекла.

  2. Мир бумаги.

  3. Мир тканей.

1

1

1




Всего

119+2

VI

Раздел: Преобразование







  1. Скворечник

  2. Карусель для малышей

  3. Барышня

  4. Чудо-мячики

  5. Золотая рыбка

  6. Коровка

  7. Упаковка для подарка

  8. И снова зверюшки

  9. Балерина

  10. Вазы для мам

  11. Игрушки из коробочек

  12. Цветы для полянки

  13. Весёлые человечки

  14. Пейзаж

  15. Портреты времён года

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

п/п

Форма, название

Количество




  1. Пингвины на льдине

  2. Летающая пчёлка

  3. Портрет куклы

  4. Блюдце из папье-маше

  5. Бинокль

  6. Реактивный самолёт

  7. Мебель из пластика

  8. Разноцветные сосульки

  9. Парусные гонки

  10. Горнолыжник

  11. Согреем заюшкину избушку

  12. Термометр

  13. Теневой театр

  14. Город из песка

  15. Инструменты для почвы

  16. Удивительные плоды

  17. Шапочка от солнца

  18. Озеро

  19. Саванна

  20. Пустыня

  21. Тайга

  22. Тундра

  23. Лиственный лес

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1




Всего

38
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Перспективное планирование работы ресурсного центра "Капелька" Адаптационная группа «Гуленька»
«Гуленька» это адаптационная группа для детей от 2 месяцев до 1,6 лет, не посещающих детский сад. «Гуленька» действует на базе муниципального...
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Рабочая программа воспитателя доо в подготовительной к школе группе «Капелька»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 г. Челябинска»
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Рабочая программа группы №8 старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Капелька»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 «Гусельки»
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Тема опыта
Автор опыта: Забродина Лада Борисовна, педагог дополнительного образования мбдоу «Детский сад комбинированного вида «Капелька»
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Программа «Здоровьесберегающий детский сад»
Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в доу
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon 2. Деятельность детского сада
Абанский детский сад №5 «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей...
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Доклад мбдоу «Детский сад №6»
Цель настоящего доклада – представить общественности информацию о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Акт проверки №47 готовности дошкольной образовательной организации...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №8 «Капелька»
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Мбдоу «Детский сад присмотра и оздоровления №22 «Веснянка» представляет собой классический детский сад, открытый для всех воспитанников,...
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Заместителю Руководителя Заведующий мбдоу «Детский сад»
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей...
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Деятельность детского сада
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Зимниковский детский сад (далее по тексту – детский сад) создано с целью...
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Методическое пособие «Подвижные игры народов России» Составитель: инструктор фк
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар «центр развития ребёнка...
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Мбдоу «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Журавушка»
Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Программа «здоровье» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в доу
Методическое пособие по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности издательство детский сад «капелька» icon Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы...
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск