Скачать 2.08 Mb.
|
М ЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _______________________________________________________________________________________ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, НАБЛЮДЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Составители: Пузыренко Ирина Михайловна Музалевская Татьяна Михайловна Абраменко Наталья Ивановна ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, НАБЛЮДЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (от 5 до 6 лет) МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Издательство – детский сад «КАПЕЛЬКА»Сургут 2008 Данное пособие является компилятивным. В содержание входят авторские разработки из различных источников методической литературы и периодической печати. Составители пособия не претендуют на авторское право, охраняемое законом. Составители: Пузыренко Ирина Михайловна Музалевская Татьяна Михайловна Абраменко Наталья Ивановна Опыты, эксперименты, наблюдения в старшей группе./ Сост. И. М. Пузыренко, Т.М. Музалевская, Н.И. Абраменко. – Сургут: Изд. «Капелька». - с. 117 Методическое пособие содержит перспективное планирование поисково-познавательной: опыты, эксперименты, наблюдения и преобразовательной деятельности для детей старшей группы в детском саду. В нём представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами, дано примерное содержание (конспекты) опытов, экспериментов и наблюдений. Также представлены наглядные материалы, необходимые для проведения опытов: рабочие листы, схемы-алгоритмы, мнемотаблицы, схемы изготовления поделок. Утверждено методическим советом МДОУ №76 «Капелька», апрель 2008 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С целью создания условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития советом педагогов детского сада (протокол № 3 совета педагогов от 17.02.08.) было принято решение о реализации программы «Ребёнок в мире поиска» авторов Дыбиной О.В., Поддъякова Н.Н., Рахмановой Н.П., Щетининой В.В. В качестве научно-методического сопровождения процесса развития познавательно-исследовательской деятельности ребёнка на основании программы разработан перспективный план по поисково-познавательной и преобразовательной деятельности детей старшего возраста. Перспективный план составлен согласно тематическому планированию воспитательно-образовательной деятельности детского сада. Данный перспективный план содержит раздел, объект, формы работы, название исследовательской деятельности, цели и необходимое оборудование для проведения опытов, экспериментов и наблюдений. Разделы перспективного плана поисково-познавательной деятельности детей старшего возраста представлены следующей тематикой: «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир», «Преобразование». Каждый раздел включает в себя объекты и его особенности. В разделе «Живая природа» изучаются следующие объекты: «Растения и животные, как живые организмы: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности», «Строение, значение, функции, видоизменения частей растения», «Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы)», «Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде». Раздел «Неживая природа» изучает объекты: «Вода», «Воздух», «Песок, глина, камни», «Земля, космос». В разделе «Физические явления» изучаются такие объекты, как «Свет, цвет», «Магниты, магнетизм», «Вес, притяжение», «Электричество», «Звук», «Теплота». В разделе «Человек» дети подводятся к пониманию человека как живого существа, его индивидуальности (внешность, характер поведения). Формируются представления о строении некоторых органов и систем (уши, глаза, пищеварительная и дыхательная системы, органы голосообразования). Дети подводятся к осознанию своей роли в сохранении и укреплении собственного здоровья. При исследовании «Рукотворного мира» развивается умение определять характеристики предмета (размер, цвет, форма, вес, материал, функция, назначение, строение) и с их помощью описывать предмет. Раздел «Преобразование» содержит комплекс занятий по развитию творческого мышления у детей, умения творчески преобразовывать, трансформировать и видоизменять предметы. Способствует реализации представлений, сформированных в ходе поисковой деятельности. В перспективном планировании учитываются различные формы поисково-исследовательской деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты и развлечения, как на улице, так и в группе, определена учебная нагрузка (см. перспективное планирование). Совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми планируется 3 раза в неделю, преобразовательная – 1 раз в неделю. Длительность экспериментальной деятельности составляет 12-15 минут. По программе «Ребёнок в мире поиска» предлагается 122 различных форм поисковой деятельности, но согласно 38 рабочим неделям рассчитано 114 занятий. Вследствие этого 5 дополнительных занятий проводятся по усмотрению воспитателя, учитывая потребности и условия организации данных опытов, а другие три предложенных опыта затруднительны в проведении, вследствие несоответствующих климатических условий. Всего за год проводится 119+2 различные формы проведения поисково-исследовательской деятельности и 38 совместной деятельности взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность). В данном методическом пособии представлены рекомендации по комплектованию основным оборудованием и материалами уголков экспериментирования, дано примерное содержание (конспекты) опытов, экспериментов и наблюдений. Также представлены наглядные материалы, необходимые для проведения опытов: рабочие листы, схемы-алгоритмы, схемы изготовления поделок (приложение 1, 2). С целью определения эффективности и направлений корректировки поисково-исследовательской деятельности подобран диагностический инструментарий и представлен в данном пособии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ поисково-познавательной деятельности старшая группа
|
Перспективное планирование работы ресурсного центра "Капелька" Адаптационная группа «Гуленька» «Гуленька» это адаптационная группа для детей от 2 месяцев до 1,6 лет, не посещающих детский сад. «Гуленька» действует на базе муниципального... |
Методическое пособие составитель: учитель- логопед мдоу д/сад №1 «Аленушка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... |
||
Рабочая программа воспитателя доо в подготовительной к школе группе «Капелька» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 г. Челябинска» |
Рабочая программа группы №8 старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Капелька» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 «Гусельки» |
||
Тема опыта Автор опыта: Забродина Лада Борисовна, педагог дополнительного образования мбдоу «Детский сад комбинированного вида «Капелька» |
Программа «Здоровьесберегающий детский сад» Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в доу |
||
2. Деятельность детского сада Абанский детский сад №5 «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей... |
Доклад мбдоу «Детский сад №6» Цель настоящего доклада – представить общественности информацию о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного... |
||
Акт проверки №47 готовности дошкольной образовательной организации... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №8 «Капелька» |
Доклад о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Мбдоу «Детский сад присмотра и оздоровления №22 «Веснянка» представляет собой классический детский сад, открытый для всех воспитанников,... |
||
Заместителю Руководителя Заведующий мбдоу «Детский сад» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей... |
Деятельность детского сада Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Зимниковский детский сад (далее по тексту – детский сад) создано с целью... |
||
Методическое пособие «Подвижные игры народов России» Составитель: инструктор фк Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар «центр развития ребёнка... |
Мбдоу «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Журавушка» Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста |
||
Программа «здоровье» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в доу |
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы... Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений |
Поиск |