МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»,
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 150
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,
350072, ГОРОД КРАСНОДАР, ЦЕНРАЛЬНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ,
УЛ. ИМ. 40-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ, 29/1, тел/факс (861)257-05-33, e-mail: skazka2007@mail.ru
«Планирование работы учителя – дефектолога по развитию речи
у детей 3-7 лет с ДЦП в условиях
группы кратковременного пребывания».
(практическое пособие для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений)
Автор: Овечая Анна Андреевна, учитель-дефектолог МБДОУ «Сказка»,
структурное подразделение № 150
г. Краснодар
2013
Пояснительная записка.
Рассмотрим подробнее суть коррекционной работы по устранению речевых нарушений, развитию речи при заболевании детским церебральным параличом. Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой, И.А. Панченко и др.
В зависимости от локализации и степени тяжести поражения мозга, проблемы нарушения речи у разных больных отличаются. Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.
Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.
Развитие речи проходит медленно также в случаях, когда ребенок очень много времени проводит в лечебных учреждениях, что сопровождается отрицательным эмоциональным фоном из-за отрыва ребенка от матери и привычной для него обстановки. Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.
В раннем возрасте дети с церебральным параличом очень медленно увеличивают активный словарь, а длина предложений остается маленькой. Причем речь очень неразборчива, хотя пассивный словарь (понимают, что им говорят) намного больше активного. Сложнее всего для таких детей – усвоение глаголов. Часто они заменяют их на слова, обозначающие предметы. Больше всего у больных детей неразвита фонетическая сторона речи, т.е. произношение звуков. В самом начале развития речи они заменяют одни звуки другими, и если не проводить занятия с логопедом, то эти проблемы могут остаться до конца жизни. Следствием этого будет постоянная невнятная речь.
Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.
К основным направлениям коррекционной работы
(доречевой период) можно отнести:
- эмоциональное общение со взрослыми;
- приведение тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата в норму;
- стимулировать голосовые реакции, звуковую и речевую активность;
- корректировка кормления: глотание, жевание;
- развитие сенсорных процессов путем помощи при зрительном сосредоточении, плавном просиживании, слуховом сосредоточении и т.д.;
- обучение движениям рук и действиям с предметами: нормальное положение пальцев и рук, развитие хватательной функции, дифференциация движений пальцев рук, развитие манипулятивных функций;
- подготовка к этапу понимания речи.
Основные направления коррекционной работы на этапе появления
первых звукокомплексов:
- использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;
- речевое и предметно-практическое общение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;
- получение и развитие знаний об окружающем;
- формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;
- развитие зрительно-моторной координации, а также навыков самообслуживания и опрятности.
Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов, формировании фразы:
- игровая деятельность;
- общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).
- развитие пространственных представлений у ребенка;
- развитие мышления, внимания и памяти;
- элементарные математические представления о мире;
- развитие мелкой моторики рук и развитие ручной умелости.
Актуальность:
Огромную сложность в развитии речи и коррекции речевых нарушений вызывают сопутствующие заболевания у детей с ДЦП. Это соматические нарушения, патологии слуха, зрения, интеллекта, расстройств психики и поведения. В ДОУ комбинированного типа организованы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ДЦП. На сегодняшней день не существует утвержденной программы по коррекции речевых нарушений и развитии речи детей с различными формами и степенью ДЦП, учитывающей сопутствующие заболевания детей. Таким образом, возникает необходимость в создании условий для комплексного специального сопровождения ребенка в детском саду, а так же планировании работы по развитию речи у детей 3 – 7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания.
Новизна практического пособия состоит в том, что предложенные методические рекомендации по развитию речи носят комплексный характер. Предлагаются детям в игровой форме все задания. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. А так же представлены задания, направленные на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.
Форма обучения: подгрупповые, индивидуальные.
В основе данной работы заложены методики:
Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопедов.-М.: Просвещение, 1985.-192 с.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации / Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога дефектолога / Е.А. Стребелева.- М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).
Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. Планирование, лексические темы, дидактические игры. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Программа развития).
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1973.
Перспективное планирование по развитию речи детей 3-7 лет с ДЦП
в условиях группы кратковременного пребывания».
№
|
Тема непосредственно образовательной деятельности.
|
Цели работы.
|
Материалы и оборудование
|
сентябрь (I неделя)
|
1.
|
«Ладушки- ладушки»
|
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
|
Детские перчатки, фото бабушки или кукла бабушки «Би-ба-бо»
|
2.
|
«Поймай игрушку»
|
Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
|
Яркая игрушка (колечко), ленточка.
|
3.
|
«В гости к нам пришел…»
|
Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.
|
«Чудесный» мешочек, настольная ширма, игрушки: мишка, волк, самолет, паровозик.
|
сентябрь (II неделя)
|
1
|
«Гули-голубочки»
|
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
|
Муляж птицы.
|
2
|
«Где же кукла Маша»
|
Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.
|
Игрушка-кукла, детский диван, стульчик.
|
3
|
«Султанчики»
|
Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
|
«султанчик» изготовленный из яркой фольги, карандаш.
|
сентябрь (III неделя)
|
1
|
«Хлоп – хлоп моя рученька!»
|
Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.
|
Детский столик, мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка, наждачная бумага, мисочка с кремом.
|
2
|
«Шарик»
|
Цель: формировать произвольный ротовой выдох.
|
Легкий шарик для пинг-понга, тазике с водой.
|
3
|
«Прятки»
|
Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.
|
Игрушки: мишка, детская ширма.
|
сентябрь (IV неделя)
|
1
|
«Катание с горки»
|
Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.
|
Детский крем, картинка с изображением горки (крупная)
|
2
|
«Перышко»
|
Цель: формировать произвольный выдох.
|
Легкий ватный шарик
|
3
|
«В гости пришла кукла»
|
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.
|
Игрушка-кукла, детская кроватка.
|
сентябрь (V неделя)
|
1
|
«Бежим по дорожке»
|
Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и
неровных поверхностей.
|
Зеркало, плоская тарелка, массажный коврик, детский крем.
|
2
|
«Занавесок»
|
Цель: формировать произвольный выдох.
|
Папиросная бумага, маленькая игрушка.
|
3
|
«Айболит»
|
Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.
|
Игрушки: заяц, неваляшка, крокодил.
|
октябрь (I неделя)
|
1
|
«Сорока-сорока»
|
Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.
|
Иллюстрация сороки (крупная), детская посуда.
|
2
|
«Найди колокольчик»
|
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
|
Музыкальный инструмент: колокольчик, погремушка.
|
3
|
«У нас в гостях» («Зоопарк»)
|
Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их.
|
Детская ширма, игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, волк, зайчик, самолет.
|
Октябрь (II неделя)
|
1
|
«Наши дружные пальчики»
|
Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
|
Домашнее фото: мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок.
|
2
|
«Ветерок»
|
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
|
«Султанчик», иллюстрация цветка – одуванчик.
|
3
|
«Удочка»
|
Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.
|
Разноцветные ленты, игрушки.
|
октябрь(III неделя)
|
1
|
«Поехали - поехали»
|
Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.
|
Крупная иллюстрация «Репка», орехи, мячик, игрушка-зайчик.
|
2
|
«Бабочка, лети»
|
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху
|
«бабочка» вырезанная из бумаги, нитки.
|
3
|
«Где же, где же колокольчик?»
|
Цель: учить ребенка определять направление звука.
|
Музыкальный инструменты: 2 колокольчика, погремушки, звуковые коробочки.
|
октябрь (IVнеделя)
|
1
|
«Ой, АН! Ух! Ох! Ах!»
|
Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! АН! Ух! Ох! Ах!»
|
Миски с теплой водой и куском льда, миска с нагретым пинг-понговым шариком.
|
2
|
«Горячий чай»
|
Цель: учить ребенка произвольному выдоху.
|
Пособие «Горячий чай»
|
3
|
«Разноцветные коробочки»
|
Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.
|
Шарики разных цветов
|
октябрь (V неделя)
|
1
|
«Водичка, водичка!»
|
Цель: формировать представление о схеме тела.
|
Миска с теплой водой, Кукла-пупс.
|
2
|
«Бом-Бом»
|
Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).
|
Музыкальные инструменты: барабан, погремушка, колокольчик, звучащая коробка.
|
3
|
«Разноцветная коробочка»
|
Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.
|
Пособие: «Разноцветные коробочки», мозаика, счетные палочки.
|
ноябрь (I неделя)
|
1
|
«Мокрый - сухой»
|
Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).
|
Миски с крупой, водой.
|
2
|
«Водичка, водичка!»
|
Цель: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе со взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста.
|
Миска с теплой водой, Кукла-пупс.
|
3
|
«Играет – не играет»
|
Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки.
|
Музыкальные инструменты: барабан, погремушка, колокольчик, звучащая коробка.
|
4
|
«Кораблики»
|
Цель: формировать длительный произвольный выдох.
|
Тазик с водой и игрушка кораблик.
|
ноябрь (II неделя)
|
1
|
«Тук – тук, я стучу»
|
Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом.
|
Детская мебель, детский молоток.
|
2
|
«Где же мячик»
|
Цель: организовать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку (мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова.
|
Любые знакомые игрушки.
|
3
|
«Разноцветные домики»
|
Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.
|
Пособие «Разноцветные домики», мелкие игрушки.
|
ноябрь (III неделя)
|
1
|
«Заболела кисонька»
|
Цель: формировать представление о схеме тела с использованием стихотворного текста.
|
Игрушка-кошка.
|
2
|
«Поиграй как я»
|
Цель: учить ребенка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика), развивать слуховую память.
|
Музыкальные инструменты (барабан, погремушка, дудочка, бубен, колокольчик).
|
3
|
«Цветное мороженое»
|
Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.
|
«Пособие «Цветное мороженое»»
|
ноябрь (IV неделя)
|
1
|
«Колобок»
|
Цель: развивать моторику руки.
|
Иллюстрации к сказке «Колобок»
|
2
|
«Загони мяч в ворота»
|
Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
|
Ватный шарик, «ворота» из строительного конструктора.
|
3
|
«Найди и покажи»
|
Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей
человека, и соотносить их с частями собственного тела
|
Картинка с изображением куклы.
|
ноябрь (V неделя)
|
1
|
«Пальчики - покажи»
|
Цель: активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных -руками взрослого), побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.
|
Расческа, ложка, кружка.
|
2
|
«Разноцветные столики»
|
Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.
|
Цветная бумага, коробка с цветными камнями, колечками.
|
3
|
«Задуй свечу»
|
Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
|
Пособие «Свеча»
|
декабрь (I неделя)
|
1
|
«Веселые маляры»
|
Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении
стихотворного текста.
|
Иллюстрация «Маляра»
|
|