Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150


Скачать 1.1 Mb.
Название Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150
страница 1/10
Тип Сказка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Сказка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»,

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 150

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,

350072, ГОРОД КРАСНОДАР, ЦЕНРАЛЬНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ,

УЛ. ИМ. 40-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ, 29/1, тел/факс (861)257-05-33, e-mail: skazka2007@mail.ru

«Планирование работы учителя – дефектолога по развитию речи

у детей 3-7 лет с ДЦП в условиях

группы кратковременного пребывания».

(практическое пособие для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений)
Автор: Овечая Анна Андреевна, учитель-дефектолог МБДОУ «Сказка»,

структурное подразделение № 150

г. Краснодар

2013

Пояснительная записка.
Рассмотрим подробнее суть коррекционной работы по устранению речевых нарушений, развитию речи при заболевании детским церебральным параличом. Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой, И.А. Панченко и др.

В зависимости от локализации и степени тяжести поражения мозга, проблемы нарушения речи у разных больных отличаются. Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.

Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.

Развитие речи проходит медленно также в случаях, когда ребенок очень много времени проводит в лечебных учреждениях, что сопровождается отрицательным эмоциональным фоном из-за отрыва ребенка от матери и привычной для него обстановки. Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.

В раннем возрасте дети с церебральным параличом очень медленно увеличивают активный словарь, а длина предложений остается маленькой. Причем речь очень неразборчива, хотя пассивный словарь (понимают, что им говорят) намного больше активного. Сложнее всего для таких детей – усвоение глаголов. Часто они заменяют их на слова, обозначающие предметы. Больше всего у больных детей неразвита фонетическая сторона речи, т.е. произношение звуков. В самом начале развития речи они заменяют одни звуки другими, и если не проводить занятия с логопедом, то эти проблемы могут остаться до конца жизни. Следствием этого будет постоянная невнятная речь.

Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.
К основным направлениям коррекционной работы

(доречевой период) можно отнести:

- эмоциональное общение со взрослыми;

- приведение тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата в норму;

- стимулировать голосовые реакции, звуковую и речевую активность;

- корректировка кормления: глотание, жевание;

- развитие сенсорных процессов путем помощи при зрительном сосредоточении, плавном просиживании, слуховом сосредоточении и т.д.;

- обучение движениям рук и действиям с предметами: нормальное положение пальцев и рук, развитие хватательной функции, дифференциация движений пальцев рук, развитие манипулятивных функций;

- подготовка к этапу понимания речи.
Основные направления коррекционной работы на этапе появления

первых звукокомплексов:

- использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;

- речевое и предметно-практическое общение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;

- получение и развитие знаний об окружающем;

- формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;

- развитие зрительно-моторной координации, а также навыков самообслуживания и опрятности.
Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов, формировании фразы:

- игровая деятельность;

- общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).

- развитие пространственных представлений у ребенка;

- развитие мышления, внимания и памяти;

- элементарные математические представления о мире;

- развитие мелкой моторики рук и развитие ручной умелости.
Актуальность:

Огромную сложность в развитии речи и коррекции речевых нарушений вызывают сопутствующие заболевания у детей с ДЦП. Это соматические нарушения, патологии слуха, зрения, интеллекта, расстройств психики и поведения. В ДОУ комбинированного типа организованы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ДЦП. На сегодняшней день не существует утвержденной программы по коррекции речевых нарушений и развитии речи детей с различными формами и степенью ДЦП, учитывающей сопутствующие заболевания детей. Таким образом, возникает необходимость в создании условий для комплексного специального сопровождения ребенка в детском саду, а так же планировании работы по развитию речи у детей 3 – 7 лет с ДЦП в условиях группы кратковременного пребывания.
Новизна практического пособия состоит в том, что предложенные методические рекомендации по развитию речи носят комплексный характер. Предлагаются детям в игровой форме все задания. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. А так же представлены задания, направленные на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.
Форма обучения: подгрупповые, индивидуальные.
В основе данной работы заложены методики:


  1. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопедов.-М.: Просвещение, 1985.-192 с.

  2. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации / Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

  3. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога дефектолога / Е.А. Стребелева.- М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

  4. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. Планирование, лексические темы, дидактические игры. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Программа развития).

  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1973.


Перспективное планирование по развитию речи детей 3-7 лет с ДЦП

в условиях группы кратковременного пребывания».




Тема непосредственно образовательной деятельности.

Цели работы.

Материалы и оборудование

сентябрь (I неделя)

1.

«Ладушки- ладушки»

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Детские перчатки, фото бабушки или кукла бабушки «Би-ба-бо»

2.

«Поймай игрушку»

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

Яркая игрушка (колечко), ленточка.

3.

«В гости к нам пришел…»


Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

«Чудесный» мешочек, настольная ширма, игрушки: мишка, волк, самолет, паровозик.

сентябрь (II неделя)

1

«Гули-голубочки»

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Муляж птицы.

2

«Где же кукла Маша»

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

Игрушка-кукла, детский диван, стульчик.

3

«Султанчики»

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.


«султанчик» изготовленный из яркой фольги, карандаш.

сентябрь (III неделя)

1

«Хлоп – хлоп моя рученька!»

Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.


Детский столик, мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка, наждачная бумага, мисочка с кремом.

2

«Шарик»

Цель: формировать произвольный ротовой выдох.

Легкий шарик для пинг-понга, тазике с водой.

3

«Прятки»

Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

Игрушки: мишка, детская ширма.

сентябрь (IV неделя)

1

«Катание с горки»

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.

Детский крем, картинка с изображением горки (крупная)

2

«Перышко»

Цель: формировать произвольный выдох.

Легкий ватный шарик

3

«В гости пришла кукла»

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.

Игрушка-кукла, детская кроватка.

сентябрь (V неделя)

1

«Бежим по дорожке»

Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и
неровных поверхностей.

Зеркало, плоская тарелка, массажный коврик, детский крем.

2

«Занавесок»

Цель: формировать произвольный выдох.


Папиросная бумага, маленькая игрушка.

3

«Айболит»

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.

Игрушки: заяц, неваляшка, крокодил.

октябрь (I неделя)

1

«Сорока-сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.

Иллюстрация сороки (крупная), детская посуда.

2

«Найди колокольчик»

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).


Музыкальный инструмент: колокольчик, погремушка.

3

«У нас в гостях» («Зоопарк»)

Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным звукоподражанием и различать их.


Детская ширма, игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, волк, зайчик, самолет.

Октябрь (II неделя)

1

«Наши дружные пальчики»

Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Домашнее фото: мама, папа, дедушка, бабушка, ребенок.

2

«Ветерок»

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.


«Султанчик», иллюстрация цветка – одуванчик.

3

«Удочка»

Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.

Разноцветные ленты, игрушки.

октябрь(III неделя)

1

«Поехали - поехали»

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Крупная иллюстрация «Репка», орехи, мячик, игрушка-зайчик.

2

«Бабочка, лети»

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху

«бабочка» вырезанная из бумаги, нитки.

3

«Где же, где же колокольчик?»

Цель: учить ребенка определять направление звука.


Музыкальный инструменты: 2 колокольчика, погремушки, звуковые коробочки.

октябрь (IVнеделя)

1

«Ой, АН! Ух! Ох! Ах!»

Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! АН! Ух! Ох! Ах!»

Миски с теплой водой и куском льда, миска с нагретым пинг-понговым шариком.

2

«Горячий чай»

Цель: учить ребенка произвольному выдоху.

Пособие «Горячий чай»

3

«Разноцветные коробочки»

Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Шарики разных цветов

октябрь (V неделя)

1

«Водичка, водичка!»

Цель: формировать представление о схеме тела.

Миска с теплой водой, Кукла-пупс.

2

«Бом-Бом»

Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).


Музыкальные инструменты: барабан, погремушка, колокольчик, звучащая коробка.

3

«Разноцветная коробочка»

Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.


Пособие: «Разноцветные коробочки», мозаика, счетные палочки.

ноябрь (I неделя)

1

«Мокрый - сухой»

Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).

Миски с крупой, водой.

2

«Водичка, водичка!»

Цель: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе со взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста.

Миска с теплой водой, Кукла-пупс.

3

«Играет – не играет»

Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки.


Музыкальные инструменты: барабан, погремушка, колокольчик, звучащая коробка.

4

«Кораблики»

Цель: формировать длительный произвольный выдох.

Тазик с водой и игрушка кораблик.

ноябрь (II неделя)

1

«Тук – тук, я стучу»

Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом.


Детская мебель, детский молоток.

2

«Где же мячик»

Цель: организовать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку (мячик, куклу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить игрушку с ее изображением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова.

Любые знакомые игрушки.

3

«Разноцветные домики»

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.


Пособие «Разноцветные домики», мелкие игрушки.

ноябрь (III неделя)

1

«Заболела кисонька»

Цель: формировать представление о схеме тела с использованием стихотворного текста.

Игрушка-кошка.

2

«Поиграй как я»

Цель: учить ребенка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика), развивать слуховую память.

Музыкальные инструменты (барабан, погремушка, дудочка, бубен, колокольчик).

3

«Цветное мороженое»

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.

«Пособие «Цветное мороженое»»

ноябрь (IV неделя)

1

«Колобок»

Цель: развивать моторику руки.


Иллюстрации к сказке «Колобок»

2

«Загони мяч в ворота»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.


Ватный шарик, «ворота» из строительного конструктора.

3

«Найди и покажи»

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей
человека, и соотносить их с частями собственного тела

Картинка с изображением куклы.

ноябрь (V неделя)

1

«Пальчики - покажи»

Цель: активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных -руками взрослого), побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Расческа, ложка, кружка.

2

«Разноцветные столики»

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.


Цветная бумага, коробка с цветными камнями, колечками.

3

«Задуй свечу»

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Пособие «Свеча»

декабрь (I неделя)

1

«Веселые маляры»

Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении
стихотворного текста.

Иллюстрация «Маляра»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Гусельки» города Набережные...
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Образовательная программа мбдоу «Детский сад №14 комбинированного вида»
...
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Отчет о результатах самообследования деятельности мдоу «Детский сад №9 комбинированного вида»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» функционирует с 1979 года
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Публичный отчет мбдоу детский сад комбинированного вида №62 Общая характеристика доу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Анализ годового плана работы мбдоу «Детский сад №2 комбинированного вида» за 2014 2015 уч год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 комбинированного вида»
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр...
Мадоу црр детский сад №13 «Сказка» детский сад №13 «Сказка» от «13» ноября 2014 г. №163
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский...
Мира, пр., 48, Ноябрьск, янао, 629807, телефон (3496) 35-37-86, 36-75-17. E-mail: mdou
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Доклад муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 «Суадон» комбинированного вида города Владикавказа...
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Согласовано
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской...
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon 1 Настоящая редакция Устава является новой редакцией Устава Муниципального...
«Детский сад комбинированного вида №17» городского округа город Салават Республики Башкортостан и принята в связи с приведением его...
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Консультация: " Организация здоровьесберегающей деятельности логопеда в доу"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 "Сказка"
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon План работы Муниципального бюджетное дошкольного образовательного...
Мбдоу «Детский сад комбинированного вида №34 «Рябинка», Управления по образованию Администрации городского округа Балашиха расположен...
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Согласовано
Педагогический совет мдоау “Детский сад №221 «Сказка» комбинированного вида г. Орска”
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Инструкция для проведения вводного инструктажа по охране труда и пожарной
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад №130»
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon «утверждено» Председатель профсоюзного комитета мбдоу «Детский сад №32 комбинированного вида»
Заведующая мбдоу «Детский сад №32 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани
Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида «сказка», структурное подразделение №150 icon Методическое пособие «Подвижные игры народов России» Составитель: инструктор фк
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар «центр развития ребёнка...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск