Сказкотерапия


Скачать 1.29 Mb.
Название Сказкотерапия
страница 1/15
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28 «Вишенка» (МБДОУ «Детский сад № 28 «Вишенка») __________________________________________________________________

652870, Кемеровская обл., г. Междуреченск Тел. (384-75) – 2-31 -45 yл. Кузнецкая, 13 28vishenka@mail.ru

ТЕМА: СКАЗКОТЕРАПИЯ,

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Использование сказкотерапии логопедом.


Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайна­ми и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью по­гружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием вы­полняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное про­странство их безграничного потенциала, потому что в них компенси­руется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них за­программирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о про­блемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказ­ки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
ОБ ОСОЗНАНИИ И РАССЛАБЛЕНИИЯ

Используемый нами цикл занятий по программе «Погружение в сказку» Е. Погосовой решает множество задач. Наиглавнейшими из них являются: развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления.

На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием».

Телесное осознание — это внимание, направленное на внутренние ощущения, идущие от мышц, кожи и внутренних органов.

Для чего необходимо телесное осознание? В процессе своего роста и обучения дети получают огромное количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. Активная умственная деятельность, сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Напряжение — это часть жизни. Жизнь ритмична: восход — заход, прилив — отлив, напряжение — расслабление.

Но так уж случилось, что современная жизнь изобилует перегрузками, и поэтому напряжение мы испытываем значительно чаще, чем расслабление.

При умственном переутомлении или в моменты гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «застыл от страха как вкопанный», «сжал кулаки от гнева». Понятно, что эти вы­ражения отражают крайние эмоциональные состояния. Но при пере­живании даже небольшой обиды, легкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли.

Увидеть и осознать этот процесс — значит приблизиться к способ­ности управлять своим телом.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслабле­ние — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы своего организма. Что значит рассла­биться? Теоретически это очень просто. По большому счету, это означает просто посидеть в неподвижности и отпустить напряжение, беспокойство, страх, озабоченность. Но что значит «отпустить»? Отпустить — это погрузиться в состояние тишины, неподвижности и мягко, с любовью прислушаться к ощущениям в своем теле. Дети, в отличие от взрослых, легко воспринимают все новое, необычное и быстрее обучаются непростому умению расслабляться. Возбужденные, беспокойные, нервные постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые, робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов, будь то процессы познавательные, эмоциональные или волевые. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Предлагаемая программа «сказочных» занятий составлена таким образом, чтобы дети много двигались. Даже взрослым трудно осознавать свое тело, если оно в напряжении, так как для этого требуются чрезмерно большие волевые усилия. Чтобы облегчить процесс телесного осознания, сделать его более мягким и приятным, детям предлагаются сначала физические упражнения, игры, танцы. В процессе активных физических действий тело самопроизвольно сбрасывает излишки напряжения, а при выполнении некоторых упражнений дети даже устают. Но мышечная усталость благоприятна для тела. Усталость мышц — это уже непроизвольное расслабление. Например, в сказке «Дикие лебеди» дети, перевоплощаясь в птиц, долго-долго «летят», де­лая мягкие взмахи руками. У них утомляются руки, и они наблюдают эту усталость в мышцах тела. Это достаточно трудно, и выдержать по­добное удается лишь потому, что они — «лебеди» и им во что бы то ни стало надо долететь до утеса посреди моря, так как от них зависит жизнь их сестры Элизы. Кроме того, это нелегкое упражнение укреп­ляет веру в себя, в свои силы. На утесе они отдыхают и наблюдают, как приятно расслабление в мышцах тела и рук после сильной усталости. Все познается в сравнении.
О РЕЧИ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ

Цикл занятий «Погружение в сказку» решает и другие задачи, позвольте обратиться к сугубо профессиональной теме.

Я 11 лет работаю логопедом в дошкольном учреждении и, ра­зумеется, не могу обойти стороной такой важный психический про­цесс, как речь.

В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых рас­стройств.

Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуля­ционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он постоянно отвлекается, суетится, за­дает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.

А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые труд­ности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и без­жизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не мо­жет. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.

Не знаю, как коллегам, но мне не раз доводилось работать с деть­ми, страдающими, как я это называю, «синдромом гиперответствен­ности». Эти дети настолько тщательно стараются выполнить все зада­ния логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет и постановку звуков, и последующую автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них про­изношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательно­го контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтан­ную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для само­го ребенка.

А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков?

А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других?

А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а за­жатое или прерывистое?

Можно было бы и дальше перечислять характерные особенности детей, посещающих логопедические группы, но вернемся к тому, что речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то од­но, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы до­биваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматиза­ция звуков; ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно ак­тивизируется его мышление, и он будет способен к усвоению больше­го объема информации, чем раньше.

Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтан­ную речь.

Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувству­ет, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в та­кой, например, области, как развитие фонематического слуха. Боль­шинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сход­ные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
О ДРУГИХ ЗАДАЧАХ
Циклом занятий «Погружение в сказку» нам хотелось бы воспол­нить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоцио­нально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активи­зации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но, как мне кажется, недостаточное внимание уделяется совершенствованию эмоционально-волевых процессов.

А между тем игры и упражнения, направленные на высокую дви­гательную активность, чередование состояний активности и пассив­ности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, разви­вают моторику и координацию движений, снимают физическое и пси­хическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Многие упражнения, требующие активного зрительного или слу­хового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максималь­но сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания ил и упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче по­гружаются в состояние покоя и расслабленности. «Слушай свое дыха­ние, — говорят йоги, — и ты услышишь ритм Вселенной».

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выраже­ние различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявле­ние различных эмоций дают детям возможность улучшить и активи­зировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спря­танные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчи­вее к людям и окружающему миру. У них формируется положитель­ный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ

1. Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно си­деть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица) ', Контрастными парами могут быть слова:

Твердый — мягкий,

Сильный — слабый,

Холод —тепло,

Сосулька —водичка, ,

Движение — сон,

Страх — доверие,

Злой—добрый.

Используются следующие варианты упражнений:

• Детям предлагается максимально напрячь, сделать твердыми пальцы рук («коготки тигра») и подержать их в таком положении. Ве­дущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми (вместо «когот­ков» — «мягкие лапки»). Ведущий проверяет, достаточно ли рас­слабленными стали пальчики.

• Детям предлагается стиснуть зубы, прищурить глаза, сделать свое лицо злым и грубым, почувствовать напряжение в мышцах лица. Можно потрогать лицо своими пальчиками и ощутить, какими твердыми стали мышцы губ, челюстей, лба. Затем дети расслабляют лицо, делая его мягким, добрым, спокойным. Нежно поглажи­вают пальчиками щеки, губы, подбородок, лоб, ощущая покой и расслабленность мышц.

• Детям в положении «стоя» предлагается «замерзнуть», сжаться от холода, напрячь мышцы шеи, плеч, рук, почувствовать их твер­дость и зажатость. Ведущий, дотрагиваясь до каждого ребенка, проверяет, насколько напряглись мышцы его тела. Затем он лас­ково гладит каждого ребенка по голове, шее, плечам, рукам, пред­лагая «согреться», расслабиться, почувствовать тепло и мягкость во всем теле. Руки у детей свисают вдоль туловища, голова легонь­ко падает на грудь. Ведущий проверяет расслабленность, подни­мая руки детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления.

При обучении детей расслаблению ведущий обязательно прове­ряет степень напряжения и расслабления детей прикосновением. Де­тей закрепощенных, нервных ведущий чаще, чем других, нежно и лас­ково поглаживает, помогая им расслабиться.

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Почти все дина­мичные упражнения, игры и танцы рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедлен­ие дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.

Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускается.Внимание следует сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и требует особого внимания. Расслабление с фиксацией внимания на| дыхании можно выполнять сидя или стоя, но лучше если это про­ходит в положении «лежа». Ведущий «ведет» детей своим голосом: вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х...мягче... легче... Тело не двигается... ручки лежат спокойно... расслабленно... Дышим животиком... мягче... легче... Молодцы! У вас замечательно получается... Наблюдаем, как воздух выходит... животик поднимается... опускается... Лицо расслабляется... становится спо­рным... мягким... Вдо-о-о-х-х... вы-ы-до-о-х... молодцы.

Лучше это делать без музыки, так как она будет отвлекать внимание детей от голоса ведущего.

Как построить подготовительные занятия?

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятия по сказкам достаточно проводить один раз в 2 недели. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности. В нашем детском саду занятия сказкотерапией проводятся совместно учителем – логопедом, педагогом – психологом и музыкальным руководителем. Распределение нагрузки отражено в текстах занятий. Воспитатель группы проводит предварительную работу совместно с учителем – логопедом: знакомит детей с текстом сказки, заучивает физминутки и т.п.

Основные правила проведения занятий:

1. Места для занятия должно быть достаточно много (музыкальный зал, кабинет релаксации и т.п.). На полу не­обходим больших размеров ковер. Желательно использовать живую музыку либо магнитофонную запись.

На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.

2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомен­дуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы

3. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия.

Думается, что для выхода из сказки нет необходимости использо­вать те же приемы, что и для вхождения. Выход осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. От ведущего требуются некоторые психологиче­ские способности, чтобы вовремя и точно определить, какого ребенка назначить на ту или иную роль.

4. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми, все их сло­ва, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являют­ся успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя сво­бодными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы. Каждый делает луч шее, на что способен. Детей необходимо постоян­но подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей за­боты, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ре­бенка.

«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биогра­фия человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО СКАЗКОТЕРАПИИ


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Сказкотерапия icon Игротерапия и сказкотерапия детей
Для самых различных целей подготовлен целый арсенал профессионально продуманных, разносторонних, выполняющих разные функции предметы....

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск